Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни




 

В старости социальные связи являются значимыми факто­рами заболеваемости и смертности, а социальная поддержка способна значительно влиять на состояние здоровья пожилого человека.

Работа помогает ощущать осмысленность жизни. Она задает образец привычной деятельности и в этом смысле является ис­точником стабильности. Рабочее место и профессия создают основу для взаимодействия с другими важной для пожилых людей. Мно­гие из них, имея право выйти на пенсию, обнаруживают, что не людьми. Материальная сторона работы может быть могут себе этого позволить по финансовым основаниям. Они должны работать, чтобы поддерживать тот уровень жизни, к которому привыкли. Для самооценки некоторых людей может быть важен тот факт, что они зарабатывают деньги.

Многие способности, связанные с работой, сохраняются в период от 55 до 70 лет. В этой возрастной группе нет заметного упадка физических и умственных способностей, а кажущееся снижение некоторых психических функций зависит от широко­го спектра индивидуальных различий. Изменения в сознании пожилого человека вызваны действиями (происходящими или ожидаемыми) окружающих людей. Они беспокоятся, что их то­варищи по работе будут к ним хуже относиться и меньше инте­ресоваться их идеями. Это может привести к тому, что человек становится менее инициативным, уменьшая свой вклад в работу группы.

 

Наиболее сильный фактор, связанный с поведением людей позднего периода жизни на работе, - это социальные ожидания. Разнообразные социальные представления о старении вынуж­дают человека соответствовать стереотипам. Наиболее важным фактором, заставляющим уходить с работы, является социаль­ное старение. Хотя не существует заговора против пожилых лю­дей, но общественные представления и научные взгляды подго­тавливают людей к тому, чтобы они заканчивали свою карьеру в назначенный момент времени.

Сохранение и воспроизведение трудоспособности старых людей есть основное условие сохранения и воспроизведения самого сознания людей на поздних стадиях онтогенеза.

 

Рассматривая социальные связи людей пожилого периода жизни, нельзя не обратиться к проблемам поддержки пожилых людей и ухода за ними. Ухудшение здоровья стариков вызывает необходимость в поддержке окружающих. Старики в большей степени ожидают от детей, что те будут заботиться о родителях. Может возникнуть и другая ситуация - переселение в Дом пре­старелых. Как бы ни был благоустроен интернат, люди теряют там возможность контролировать события, принимать решения. Они уже не могут строить собственные планы и реализовывать их.

Во Франции 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода. Госу­дарственные дома для престарелых «отличаются пло­хими санитарными условиями, большой скученно­стью, жестким режимом, плохо организованным досу­гом, неквалифицированным медицинским обслужива­нием. Многие старики просто спиваются» (8).

 

Ученые пытаются разработать приемы психологической по­мощи пожилым людям, живущим в интернатах и найти средства повысить их активность.

Позитивная роль возможности контролировать хо­тя бы некоторые сферы своей жизни выявилась в од­ном из экспериментов. Жителей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Речь перед первой группой была направлена на стимуляцию активности жителей интерната. Директор выделял некоторые об­ласти их жизни, за которые они должны были сами не­сти ответственность. Их побуждали расширять контак­ты с окружающими, проявлять инициативу. В речи пе­ред второй группой директор делал акцент на ответст­венности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после разных форм воздействия на старых людей. Результаты бесед с ними экспериментатора сопоставлялись с наблюде­ниями обслуживающего персонала. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48% из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые назы­вали себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь29% стариков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между группа­ми. 71% из второй группы стал более слабым и пас­сивным (Л.И. Анцыферова).

 

Постоянство или изменчивость контактов людей на протя­жении жизни можно выделить лишь на основе лонгитюдных исследований. Известны два лонгитюдных исследования, даю­щих необходимый материал для изучения социальных связей стариков и их эмоциональной вовлеченности в них.

Ø Это Бонн­ское лонгитюдное исследование старения, проведенное в Гер­мании в 1965-1985 годах

Ø Берклинское исследование старшего поколения, проведенное в Соединенных Штатах в 1929-1984 годах (9).

Результаты этих двух больших лонгитюдов (Д. Филд) по­зволили провести кросскультурное сравнение связей внутри се­мьи и вне семьи и выявить индивидуальные различия, обуслов­ленные спецификой культур. В результате автор приходит к выводу, что движение внутри социальных ролей идет по разным траекториям: активность в семейных ролях в старости (супруга, бабушки) стабильна, в то время как активность внесемейных ролей у американских респондентов снижается.

 

Пожилые немцы и американцы одинаково ведут себя во внутрисемейных ролях, но поведение во внесемейных ролях оп­ределяется уже культурными различиями: например, пожилые немцы не посещают клубы, а большинство испытуемых Берк-линского исследования (американцы) достаточно активно уча­ствуют в клубной жизни. Показаны культурные различия в пат­тернах дружбы: немцы различают степени дружеских отноше­ний, чего американцы обычно не делают. Поэтому у старого че­ловека может не остаться в живых ни одного близкого друга. Многие старики по необходимости меняют и критерии дружбы, относят к ней более свободные и менее близкие отношения. Ин­тересны и половозрастные отличия: женщины в старости боль­ше общаются с друзьями, чем мужчины.

 

Приведенные Дороги Филд данные показывают, что в изу­чении проблем старости на первый план выдвигаются социаль­но-психологические факторы - изменения социальной среды и общение. Подтвердились гипотезы о постоянстве и изменчиво­сти в старости: активность во внесемейных ролях и отношениях зависит от культурных факторов, в то время как на изменения отношений внутри семьи старые люди в различных культурах реагируют примерно одинаково.

 

Таким образом, старение - не только и не столько биологи­ческий процесс. Его темп, временные параметры, индивидуаль­ные особенности во многом зависят от средовых, социальных и экологических факторов.

Социальные связи и удовлетворение социогенных потребно­стей человека составляют значимые факторы активности лично­сти в ранней и поздней старости. Социальные связи и отноше­ния являются способом разрешения многих проблем во взрос­лом возрасте и занимают важное место в активности человека, сравнимое с его физическим состоянием и здоровьем. В центре внимания при этом остается личность и ее отношение к миру, ее поведение в естественном окружении, особенности межлично­стных контактов.


Вопросы и задания для самопроверки

1. Ниже представлены психологические портреты пожилых людей. Определите, к какому из типов людей позднего периода жизни можно отнести каждый из психологических портретов.

• Пенсионерка З.Г., 67 лет, медсестра, живет одна, женатый сын живет отдельно. З.Г. принимает активное участие в работе центра со­циальной помощи населению, проводит там оздоровительные меро­приятия, лечебную гимнастику, траволечение. З.Г. много времени про­водит у себя на даче, выращивая экзотические цветы. Нянчит обожае­мого внука.

• Пенсионер М.И., 61 год, бывший инженер на военном заводе. Стал пенсионером по сокращению штатов. Свои достижения и успехи он занес в разряд неудач и ошибок. Вот его монолог: «Для меня конвер­сия не состоялась, а во что вложен труд всей жизни, никому не нужно, пошло в металлолом, под автоген. Сын из радиоинженера стал про­давцом, если это можно так назвать, а по-старому - спекулянтом, ко­торых я всегда презирал, но «имеет» (язык не поворачивается сказать «зарабатывает») за неделю мою годовую пенсию. Все, что я заработал и накопил, превратилось в дым, все, что купил, - в хлам».

2. Проанализируйте нижеприведенные высказывания. Какие экзи­стенциальные проблемы в них затрагиваются?

• Басня «Старик и смерть». Стрик раз нарубил дров и понес. Нести было далеко; он измучился, сложил вязанку и говорит: «Эх, хоть бы смерть пришла!» Смерть пришла и говорит: Вот и я, чего тебе надо?» Старик испугался и говорит: «Мне вязанку поднять».

• Миф Софокла из Древней Греции о загадке Сфинкса: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на Земле, не изменяется так, как он».

• «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (Спино­за).

• «Некоторые «начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности» (Б.Г. Ананьев).

• «Смерть утешает, - увы! - и заставляет жить. Она - цель жизни и единственная надежда, которая, как эликсир, нас бодрит, и опьяняет, и придает нам мужество идти своим путем до самого вечера нашего су­ществования» (Ш.Бодлер).

• «Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть» (А. Боэций).

• «В сущности, все равно, за что умираешь; но если умираешь за что-нибудь любимое, то такая теплая, преданная смерть лучше, чем холодная, неверная жизнь» (Г.Гейне).

• «Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от нее? Виновный боится ее, несчастный призывает, храбрый бросает ей вызов.и идет навстречу ей, мудрец, ожидающий ее, принимает ее без сожаления» (Вольтер).

• «Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем. Я всегда рисую себе смерть человека по его жизни» (М. Монтень).

• «После детства я не знаю ничего заслуживающего большего инте­реса в жизни, чем старость: в слабости обоих этих возрастов, в надеж­дах, которые дает один из них, в воспоминаниях, которые оставляет другой, есть нечто глубокое трогательное, наполняющее душу чувст­вом доброжелательности» (Фр. Гизо).

• «Старость, гасит страсти, останавливает занятия, заглушает всякие стремления и отдает вас в жертву страшному врагу, который зовется покоем, но настоящее имя которого - скука» (Э. Легуве).

• «Старость оставляет больше морщин на умственном облике на­шем, чем на лице» (М. Монтень).

• «Если старцы скажут тебе: «разрушай», а молодежь «созидай», то лучше разрушай, а не созидай, ибо разрушение старцев - созидание, а созидание молодежи - разрушение» (Л.Н. Толстой).

3. Не существует четкой характеристики определения пожилого че­ловека. По мнению О.В. Красновой (5), это связано с тем, что процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Ниже пред­ставлены некоторые определения понятий «старость», «старик». Про­анализируйте их и объясните возможность использовать данные опре­деления.

• Старение - это идиосинкратический процесс (т.е. уникальная ха­рактеристика личности). (А. Швартц.)

• Старик - это человек, с возрастом.невосстановимо утративший свои физические и душевные силы; с полной потерей воли или про­грессирующим слабоумием (Г.Л. Ратнер).

• Старость - период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма (С.И. Ожегов).

• Старение - это переход в систему новых социальных ролей, груп­повых и межличностных отношений (О.В. Краснова).

 

5. Психолог провел беседу с пенсионерами: А.М. (70 лет), М.С. (68 лет), Л.О. (71 год). Вопросы беседы и ответы на них приведены ниже. Какова цель беседы? Какие типы личностных позиций лиц пожилого возраста проявились в ответах на вопросы?

1) Вы заболели, вызвали врача. Врач выписал Вам лекарства, но не разрешил выходить из дома. Что вы будете делать?

А.М.: Попрошу купить родных или соседей.

М.С.: Делать нечего - сама пойду и куплю.

Л.О.: Обойдусь без лекарств.

2) У Ваших соседей сверху прорвало трубу. Вода протекла к Вам в квартиру. Нужен ремонт. Что Вы будете делать?

А.М.: Об этом позаботятся мои родные.

М.С.: Постараюсь сделать сама или найму рабочих.

Л.О.: Ничего не буду делать.

3) Вы посмотрели кинофильм, который напомнил Вам какую-то тяжелую, грустную ситуацию из Вашей жизни. Вы чувствуете, что Вам тяжело на душе. Что Вы будете делать?

А.М.: Поговорю с соседями, родными.

М.С.: Займусь чем-нибудь, чтобы отвлечься.

Л.О.: Буду переживать в одиночестве.

(По материалам дипломной работы М.А. Спиженковой).

 

4. О каких возрастных и индивидуально-личностных особенностях пожилых людей свидетельствуют результаты проведенного экспери­ментального исследования?

Испытуемым предлагалась инструкция следующего содержания: «На данной странице Вы видите 10 пронумерованных пустых линеек. На­пишите на каждой из них ответ на вопрос: «Кто я?»

 

А) Испытуемая – женщина, возраст - 60 лет. Я: Б) Испытуемая - женщина, возраст69 лет. Я:
• Родилась в 1939 году. • Пенсионерка.
• Вышла замуж в 1961 году • Надеялась на спокойную обеспеченную старость.
• Родила двоих детей. • Разочаровалась в нашем президенте и правительстве.
• Учила детей всему, что им пригодится в жизни. • Человек, который вынужден работать и сейчас.
• Увлекаюсь вышивкой. • Потеряла всякую надежду на лучшую жизнь.
• Вышиваю крестом и гладью. • Обеспокоена как будут жить мои дети и внуки.
• Люблю готовить. • Никому не нужна.
• Учу свою внучку. • Несчастный человек.
• Хожу с ней на концерты. • Униженная.
• Хожу с ней в музыкальную школу. • Оскорбленная.

 

В) Испытуемая женщина 70 лет. Я: Г) Испытуемая женщина-67 лет. Я:
• Женщина. • Простая труженица села.
• Пенсионерка. • С 12 лет работала в поле.
• Любящая бабушка. • Проживала в оккупации в трудное время.
• Хорошая. • Уехала в Московскую область.
• Добрая. • Отработала на фабрике 18 лет.
• Веселая. • Вышла замуж за любимого человека.
• Плясунья. • Работала в управлении механизации кладовщицей.
• Певунья. • Трудилась и воспитывала дочь.
• Мама. • Дала дочери образование и воспи­тываю внучку.
• Трудолюбивая, хозяйничаю на даче. • Честно прожила жизнь.

 

6. В рассказах о прошлом пожилые люди чаще вспоминают негатив­ные кризисные переживания, чем люди предпенсионного возраста. Вместе с тем, отношение к этим переживаниям имеет обратную мо­дальность, а именно: пожилые люди, вспоминая прошлое, оценивают свою жизнедеятельность более высоко, чем люди предпенсионного возраста. Чем это можно объяснить? (По материалам дипломной рабо­ты М.А. Спиженковой).

 

Литература

1. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осе­ни или суровой зимы? // Психологический журнал №3, 1994.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М-Воронеж. 1996.

3. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный порт­рет.-М., 1998.

4. Балтес П. Всевозрастной подход к психологии развития: иссле­дование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психо­логический журнал №1, 1994.

5. Греллер М. Старение и работа. Человеческий и экономический потенциал // Иностранная психология №7, 1996.

6. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная со­ставляющая социальной геронтологии // Мир психологии №2 1999.

7. Краснова О. В. Круглый стол «Социально - психологические про­блемы пожилых людей» // Журнал практического психолога. - М 1997.

8. Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психо­логия зрелости и старения. Весна 1998.

9. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики А. Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старе­ния. Осень 1997.

10. Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость. Социально - философский аспект // Психология зрелости и старения. Осень 1997.

11. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целост­ность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии №2, 1999.

12. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга. 1994.

13. Молчанова О.Н. Психологический витаукт как механизм стабили­зации Я - концепции в позднем возрасте // Психология зрелости и ста­рения. Осень 1997.

14. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном воз­расте // Мир психологии №2, 1999.

15. Филд Д. Социальные связи в старости: Результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология №8,1997.

16. Эйсенсен И. Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста.

17. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новел­лы.-М, 1997.

 

Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. В периоде взрослости он выделяет три стадии.

1. Интимность — изоляция (одиночество); молодость 20-25 — 30 лет. Как писал Э. Эриксон: «Сила, достигнутая на любой стадии, проверяется необходимостью иметь такой ее избы­ток, чтобы индивид на следующей стадии мог рискнуть тем, что было наиболее ценным и поэтому наиболее уязвимым на предыдущей» (Эриксон, 1951). Обретенная на предыдущей стадии идентичность позволяет человеку строить личностно-значимые отношения (любовь и быть близкими с другими людьми не опа­саясь «утраты своего Я», собственной индивидуальности). Именно на данной стадии развивается способность относиться к другому человеку как объекту, обладающему самостоятельной ценностью. Большая часть сексуальных эпизодов на предшест­вующей стадии (в юности) были лишь поиском своего Я или порождались фаллическим стремлением к победе в «генитальной битве» (Э. Эриксон, 1951). Подлинная же генитальность в представлении и 3. Фрейда, и Э. Эриксона состоит не только в стремлении к собственному удовольствию, но и в равном стремлении доставить удовлетворение партнеру.

Избегание близких контактов с другими людьми, боязнь потерять индивидуальность может привести к полной изоляции и глубокому одиночеству.

2. Производительность — застой: взрослость – 30 - 65 лет. На данном этапе человек осваивает определенную профес­сиональную деятельность и родительские функции. Зрелый че­ловек нуждается в продолжении себя. Сделать он это может, вложив часть себя в других (детей), или в то, что произвел (вещь). Производительность есть прежде всего забота о порож­дении и воспитании нового поколения. И конечно же, понятие производительности включает самореализацию личности в об­щественно значимой творческой деятельности. Отсутствие воз­можности проявить себя в производительной деятельности ве­дет к чувству застоя и так называемому профессиональному вы­горанию, а в результате это приводит к личностному оскуде­нию.

3. Целостность личности — личностный распад: ста­рость - с 65 лёг. К этой стадии развития человек подходит в конце собственной жизни. Основной задачей, стоящей перед личностью на этом этапе — целостное осмысление, осознание глубинного смысла прожитой им жизни. Здесь человек обретает жизненную мудрость — принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене. Наряду с этим возникает отстраненный интерес к жизни как таковой и мужество перед лицом смерти. В противном случае человек пе­реживает отчаяние, страх перед смертью, что ведет к полному распаду личности.

Таблица 1

Стадии развития по Э. Эриксону

Психосоциальный кризис (противоречия) Значимые отношения Положительное новообразование Негативное новообразование
Базовое доверие -недоверие к миру мать надежда, энергич­ность, базовое доверие к миру безнадежность, неверие и отдаление
Автономия – стыд и сомнения семья   самоконтроль, власть, воля   навязчивость  
Инициатива- чувство вины детский сад, семья   целеустремленность (способность ста­вить цель), распоря­дительность заторможенность, инертность (неспособность ставить цель)
Предприимчивость -неполноценность школа, сверст­ники компетентность или умение, методич­ность неполноценность, апатия  
Выбор идентичности -смешение ролей группа сверстников личностная иден­тичность (верность), привязанность смешение идентич­ности  
Интимность - изоляция другой человек, другое Я любовь (личностно-значимые отноше­ния), групповое объединение Чувство изоляции  
Производительность - застой трудовая деят-ть или семья забота о ближнем (милосердие), производство Отвержение, застой
Целостность – распад человече­ство, как собствен­ный род мудрость, самоотверженность Презрение

2 В ведущей деятельности, по Д.Б. Эльконину, конкретизируется соци­альная ситуация развития ребенка. А ученики Д.Б. Эльконина, например, В.В. Давыдов, напрямую отождествляли понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность». Так по В.В. Давыдову: «Социальная ситуация развития — это прежде всего отношение ребенка к социальной действительности. Но именно такое отношение и реализуется посредством человеческой дея­тельности. Поэтому вполне правомерно в этом случае использовать термин «ведущая деятельность» как синоним термина «социальная ситуация развития» (В.В. Давыдов, 1986,1990, 1996).

 

Таблица З






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных