Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




«В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры включает ориентировку ребенка в четырех основных сферах деятельности: природе, рукотворном мире, человеке, культуре. В процессе формирования базиса личностной культуры возникают и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире. Базис личностной культуры – человеческое начало в человеке, средоточие таких ценностей, как красота, добро, истина, это и способы активного преобразования мира по законам красоты (гармонии) как условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру, его ценностям». (Психолого-педагогическая концепция дошкольного воспитания.)

Раскрывая механизм реализации личностно-ориентированной модели воспитания, авторы концепции (В. А. Петровский, В. В. Давыдов, Р. Б. Стеркина и др.) выделяют специфику характера отношения к общечеловеческим ценностям. Это так называемые «ценности переживания», среди которых отчетливо доминирует величие красоты природы, близость ко всему живому, к предметам и явлениям окружающего мира, «одушевление» их, проникновение чувства красоты в собственно творческую деятельность. Знакомясь с окружающей действительностью, ребенок начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого. По мере расширения ориентировки в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им, подражая их поведению в значимых, эмоционально насыщенных ситуациях, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему, таким образом, впервые начиная переживать радость познания, красоту труда, природы, произведения искусства, тревогу за других, гордость за свой успех. В этом процессе рождаются и обогащаются человеческие переживания, происходит их осознание и возникает потребность в овладении собственными эмоциями – культура чувств.

В концепции подчеркнута роль так называемых «детских» видов деятельности, которые являются опосредующими звеньями, необходимыми условиями в формировании и проявлении развивающейся системы отношений ребенка с миром. Особое значение в этом процессе имеют художественно-творческие виды деятельности (театрализованная, игровая, изобразительная и т. п.). Успешность изобразительной деятельности определяется уровнем сформированности умений воспринимать (познавать), исполнять (отражать) и выражать свое отношение к окружающей действительности. Культура восприятия окружающего мира детерминирует (обусловливает) формирование двух путей его познания: формально-логического и эмоционально-образного. В процессе познания развивается мышление ребенка, он учится воспринимать, обобщать, преобразовывать действительность. Культура исполнительских действий предполагает формирование технических умений и навыков, благодаря которым становится возможным выражение субъективного отношения к окружающему миру. Культура переживаний предполагает проявление эстетического отношения к миру в адекватных возрасту видах деятельности.

Базис личностной культуры ребенка во многом определяет отношение его к миру. Приоритетным в системе взаимоотношений ребенка с действительностью становится эстетически-непрагматическое отношение. Гармоничное, созидательно-преобразующее отношение проявляется в праве, возможности и способности ребенка выражать субъективное, эмоционально-оценочное отношение к разнообразным объектам окружающего мира посредством творческих видов деятельности: изобразительной, музыкально-пластической, художественного конструирования, театрализованной игры и т. п. В этих видах деятельности ребенок приобретает способность к поиску собственных индивидуально-неповторимых средств ее выполнения в соответствии с эмоциями, чувствами, мотивами, началами потребностей.

А. Н. Леонтьев отмечал: «Жизнь в изменчивом мире предполагает творческое отношение человека к происходящему. Возрастает спрос на творческую личность во всех сферах общественной жизни». Однако практика дошкольного образования показывает, что в педагогическом процессе зачастую явно недостаточно используются возможности развития творческого потенциала личности. Проблемы практики часто определены тем, что в рамках традиционного подхода к планированию педагогического процесса происходит дифференциация основных направлений (разделов) работы, что в свою очередь исключает комплексный подход к обеспечению целостности педпроцесса, направленного на воспитание и формирование базиса культуры личности. Становится очевидным, что традиционный подход к планированию не решает основной проблемы гармоничного синтеза процессов развития, формирования и становления личности ребенка. В сложившейся ситуации возникла необходимость разработки системы специальных средств, обеспечивающих организацию оптимальных условий для формирования базиса культуры личности ребенка. Так, коллективом педагогов были введены нетрадиционные формы планирования основных разделов образовательных программ, где стратегия планирования детерминирует целостный подход к формированию знаний и умений, обеспечивая приоритет задаче формирования отношения ребенка к общечеловеческим ценностям. Создание условий, обеспечивающих наличие разных видов творческой деятельности; развитие способностей ребенка самостоятельно и успешно выполнять деятельность; формирование субъективного желания преобразовывать имеющиеся знания в ходе деятельности – все это есть путь оптимизации процесса становления базиса культуры личности ребенка дошкольного возраста.

В процессе формирования базиса культуры личности у ребенка возникают потребности активно действовать в мире, преобразовывать мир по законам красоты, проявлять эмоционально-оценочное отношение к миру, его ценностям. Одним из оптимальных видов деятельности, способной реализовать обозначенные потребности, является изобразительная. Изотворчество представляет собой неразрывное единство процессов познания, отражения, преобразования и практической деятельности. Художественное творчество это специфическая духовно-практическая деятельность, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства (или детский рисунок).

Изобразительная деятельность в условиях целесообразного использования ее возможностей реализует тезис А. А. Мелик-Пашаева о том, что именно в детском творчестве жизненный опыт маленького художника, его проявляющееся эстетическое отношение к окружающему миру претворяются в потенциальное содержание его замыслов. Ребенок стремится поделиться с другими своим видением очеловеченного мира, который открывается ему благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним в процессе эстетического познания.

 


БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных