Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие суверенитета




Согласно Г. Еллинек, суверенитет по своему истори­ческому происхождению есть - политическая идея, которая позднее становится юридической. Не ученые-затворники открыли его в своих кабинетах - он обязан своим бытием могучим силам, борьба которых наполняется содержанием веков. Носителем суверенитета может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «суверенитет» возникло в позднее Средневековье в ходе борьбы, с одной стороны, с феодальной раздробленностью и за централизацию государственной власти, а с другой - за освобождение светской государственной власти из подчинения Церкви. В Средние века верховная власть была разделена: она принадлежала королю, но при нем существовали совещательные органы с представительством могущественных сеньоров (советы, парламенты, кортесы), которые существенно ограничивали свободу действий правителя особенно в сфере законодательства. Утверждение верховной власти короля и превращение его в полновластного суверена было общей тенденцией для стран Западной Европы в XIV–XVI вв. В Средние века власть государя была ограничена Католической Церковью. Слова Апостола Павла о том, что нет власти не от Бога, трактовались в том смысле, что повиновение Богу (и соответственно Церкви) было обязательным для светских властей. На подчинение светского государства Церкви были направлены все основные учения средневековых теологов, начиная от учения Августина Блаженного о «граде земном» и «граде божьем» до политической доктрины Фомы Аквинского. Основой этих теорий было положение о единстве Церкви и государства, которые мыслились как два порядка существования людей, которые не противоречат друг другу, но сочетаются в единстве устроенного Богом уни­версума. На практике сосуществование Церкви и светского государства не было гармоничным. Средневековая история изобилует многочисленными примерами борьбы между Папой Римским и отдельными европейскими государями за власть и влияние. Как полагают некоторые исследователи, уже в самом нача­ле XI в., когда Папа Григорий VII объявил государство «делом дьявола и тво­рением греха», имея в виду, что лишь Церковь может освятить его, был запущен тот про­цесс, который привел к разрушению всей конструкции: реакцией на попыт­ки полностью подчинить государство Церкви стала разработка концепции государства как сугубо светского учреждения. Другие авторы считают, что роковую роль сыграли попытки превратить католический мир в универсальное госу­дарство (империю) - независимо от того, предпринимались ли они Папами или импера­торами Священной Римской империи.[1] Результатом указанных тенденций - централизации государственной власти и освобождение последней из-под непосредственного влияния Папы Римского - стала концентрация в руках некоторых королей (поначалу лишь наиболее могущественных - французского, испан­ского и английского монархов) весьма существенных полномочий, которые превратили их в верховных правителей на подвластных им территориях. Именно в это время Ж.Боден поставил вопрос о прерогативах политической власти, которые позволяли бы ей исключить наличие на своей территории иной власти, превосходящей или равной ей по силе. Понятие «суверенитет» было введено французским юристом XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Жан Боден был идеологом абсолютизма. Свои принципы рассмотрения политико-правовых проблем Ж.Боден впервые изложил в сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566 г.). Он приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права. Государство, по Ж.Бодену, возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды, их развитие отображает наука история. Поэтому история различных народов является лучшим внедрением в политику.

Представления о государстве и праве были систематически изложены Ж.Боденом в сочинении из 6 книг «О Республике» в 1576 году. Ж.Боден подробно исследовал сущность и устройство государства, представлял главным его признаком верховную власть.[2]

Государство определяется как «правовое управление несколькими семействами и тем, что у них общее, по суверенной власти». Это определение разбирается по частям:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных