Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема реализации суверенитета




Проблема реализации суверенитета - одна из наиболее обсуждаемых в сфере гуманитарного знания. Важнейшим аспектом практической политики является проблема реализации суверенитета в федеративном государстве. Данная проблема состоит как в признании (непризнании) суверенитета за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Например, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций. Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета, т.е. суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Но тогда в этом случае, в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей: если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Суверенитет внутренне делится между федеральными и региональными органами государственной власти. Разделенный суверенитет определяет все существенные свойства федерализма. Федерация образуется на договорных началах, т.е. в ее основе лежит соглашение между центром и территориями о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Раздел суверенитета проводится путем распределения компетенции между законодательными органами федерации и ее субъектов. Кроме того, разграничивается компетенция между главами государств, администрациями и судебными органами обоих уровней. Применяют различные принципы разграничения компетенции. Во многих федерациях весь объем государственных полномочий делится на две основные части. Одну из них определяют как сферу исключительной компетенции, другую — остаточной. К исключительной компетенции относятся полномочия, которыми пользуется лишь тот, за кем они закреплены. Ее обладатель обычно не может выходить за пределы исключительных полномочий, если иное прямо не оговорено законом. Характеристика федерации в качестве политически единого государства является либо результатом ошибки, либо попыткой страны приобрести федеративную внешность, при сохранении унитарной структуры управления, и здесь мы напрямую сталкиваемся с проблемой несоответствия формы и содержания.

Реализация суверенитета в Российской Федерации достаточно проблематична. Суверенитет в России не сводится только к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Существуют суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется возможным осуществление государственного суверенитета:

· право самостоятельного осуществления учредительной власти;

· право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти;

· право самостоятельного осуществления всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.);

· право осуществления централизованного руководства хозяйственной, и социально-культурной деятельностью;

· право территориального верховенства;

· право установления гражданства и определения правового статуса граждан;

· право на политическое объединение с другими государствами и свободного выхода из объединений.

Если вдруг изъять хотя бы одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной.

Итак, в России носителем суверенитета является страна в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения; все другие более или менее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. не решаются без федерального центра.[13]

Вопрос вызывает суждение о наделении субъектов Федерации «внутренним публично-властным государственным суверенитетом». Так, в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации: вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Но и существующий конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как «суверенитет». Можно предположить лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами. Следовательно, на всей территории страны субъекты Российской Федерации самостоятельны и «верховны» в пределах только своих исключительных полномочий, которых недостаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации.

Относительно 89 «равноправных» субъектов Российской Федерации достаточно сложно представить, что каждый из них может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Так, согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна; «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».[14]

В настоящее время в российском федеральном законодательстве сложилось два взаимоисключающих подхода:

1. отказ от признания государственного суверенитета субъектов Федерации. Этот подход обозначен в Конституции Российской Федерации.

2. признание государственного суверенитета республик. Так, в соответствии с договором, подписанным между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан в лице президентов России и Башкортостана, последняя признается суверенным государством в составе России.

Также большее разнообразие подходов наблюдается на уровне правотворчества субъектов Российской Федерации. Значительная степень отклонения от конституционного принципа государственного суверенитета Российской Федерации имеет место в конституционном и текущем законотворчестве субъектов Российской Федерации. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить три подхода к пониманию государственного суверенитета субъектов Федерации: полного суверенитета, разделенного суверенитета (суверенитета в суверенитете), ограниченного суверенитета.

Существует еще одна из распространенных проблем реализации суверенитета и связана она с нарушением принципа верховенства Конституции России и федеральных законов. В конституционном законотворчестве субъектов Федерации в одностороннем порядке устанавливается право приостановления действия законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Российской Федерации (Якутия, Башкортостан, Тыва, Коми), суверенным правам и интересам субъекта Федерации (Дагестан), приостановления действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству или интересам населения субъекта Федерации, высказанным на референдуме (Саратовская область).

Другая проблема заключается в закреплении отдельными республиками за собой прав объявления военного положения, принятия решений по вопросам войны и мира (Тыва); принятия республиканских законов о воинской службе (Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва); установление порядка введения чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия и др.); дачи согласия субъекта Федерации на дислокацию на его территории воинских формирований (Северная Осетия); определение всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта Федерации, его собственностью (Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва); регулирование вопросов внешней политики и международных отношений, закрепление права самостоятельно выступать участником международных отношений, заключать международные договоры (Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Ингушетия, Коми, Свердловская, Новгородская области. Краснодарский край и др.).

Следующая проблема для государственного суверенитета России представляет тенденция разрушения «договорным правом» российской конституционно-правовой системы и вымывание договорами элементов государственного суверенитета Российской Федерации. Основная часть подписанных договоров содержат положения, которые по сути в той или иной степени либо изменяют, либо дополняют российскую Конституцию и федеральные законы. Установленные Конституцией Российской Федерации предметы совместного ведения перераспределяются в договорах в ведение субъектов Федерации, а вопросы, относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации - в совместное ведение или даже в ведение субъектов Российской Федерации.

Наиболее грубым нарушением конституционной модели разграничения предметов ведения является передача предметов исключительного ведения Федерации в ведение субъектов Федерации (например, создание Национального банка Татарстана и Башкортостана в соответствии с договорами федеральных органов государственной власти с органами государственной власти данных республик) или в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, вопросы защиты суверенитета и территориальной целостности, общие и коллизионные вопросы гражданства по договорам с Татарстаном и Башкортостаном; банковское дело по договорам с Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Северная Осетия-Алания). Иногда же конкретизируемый предмет ведения Российской Федерации определяется как предмет совместного ведения. К таким особенным предметам совместного ведения можно отнести «регулирование вопросов, связанных с переработкой, использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, расположенных в Свердловской области», «организация прохождения альтернативной гражданской службы» (договоры с Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью). Другая тенденция выхода за пределы федерального конституционного разграничения предметов ведения является перераспределение вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ведение субъектов Федерации (например, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина по договорам с Татарстаном, Башкортостаном, Кабардино-Балкарской Республикой; решение вопросов адвокатуры и нотариата по договорам с Татарстаном и Башкортостаном). Следствием такого перераспределения является потеря важных элементов государственного суверенитета, составляющих рычаги федерального управления и контроля, Российской Федерацией как государства.

Таким образом, эпоху глобализации суверенитет не исчезает как таковой, но меняется его природа, он становится более гибким. Суверенные государства остаются основными субъектами международных отношений, а значит и проводниками глобализации. Суверенизация регионов, которая получило свое начало в Федеративном договоре, породила такое негативное явление, как множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции.

В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.

Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед регионами. Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев вопрос суверенитета государства в современных условиях, решив задачи, можно сделать вывод, что суверенитет является одним из важнейших признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных организаций. Понятие «суверенитет» было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом. Согласно его утверждениям, государственный суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства, которая не связана законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты.

Выделяется несколько разновидностей суверенитета: суверенитет государства, нации, народа. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Включает в себя основополагающие принципы: единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет нации - это право каждой нации на самоопределение. В основе национального суверенитета лежит полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Национальный суверенитет обеспечивается социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой нации присущим. Сущность народного суверенитета состоит в верховенстве народа в государстве. Где народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Процесс глобализация способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой стороны - большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение. Можно говорить о том, что влияние глобализации на суверенитет значительно, так как государства действительно уступают часть своих прерогатив для адаптации к новому мировому порядку, но одни государства от этого только выигрывают, а для других глобализация может обернуться крахом. В этих условиях политические лидеры должны проводить такую политику, при которой в максимальной степени будет сохраняться политическая независимость, и в то же время государства сумеют защитить национальные интересы путем взаимовыгодного сотрудничества с новыми акторами на международной арене и другими суверенными государствами.

Проблемой реализации суверенитета является то, что республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются, не обладают широкими полномочиями, поэтому даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Мы можем говорить о том, что суверенной является только Россия, а составляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны. Следовательно, для решения проблемы реализации суверенитета федерации необходим всесторонний анализа субъективных факторов, которые определяют деформацию этого суверенитета, и действуют как в рамках всей федерации, так и отдельных ее субъектов. Главным средством обеспечения единства суверенитета государства является всеобщее соблюдение законов и единство законности.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4.

2. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. - М.: НОРМА, 2011. - 576 с.

3. Алехина Н.В., К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Юридический мир. - 2007. - № 4. - С. 74 - 76.

4. Вовк И.Ю. Суверенитет государств в условиях глобализации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - №1. - 2008. - С. 31-34.

5. Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. // Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002. – 249 с.

6. Грачев Н.И., Эрмялиева H.A. Суверенитет федеративного государства: проблемы теории и конституционного регулирования. - Волгоград: ВИЭСП, 2007. - 258 с.

7. История политических и правовых учений / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 224 с.

8. Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. - М.: Международные отношения, 2003. - с. 337-346.

9. Кузнецова Е. Западные концепции государственного суверенитета // Журнал теории международных отношений и мировой политики. – 2012. - №2. - С. 26-31.

10. Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. - М.: «Научная книга», 2006. – 328 с.

11. Мосяков Д.В., Королев А.А. Процессы глобализации: есть ли плюсы для России?// МГУ. Знание, понимание, умение. - 2004. - № 1. - С.77-79.

12. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. - 2009. - №11. - С. 11 – 17.

13. Порфирьев А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» // Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация, права человека и право». – 2006 - 27 апреля - С. 4 -5.

14. Сергунин А.А. Суверенитет: эволюция концепта // ПОЛИТЭКС. – 2010. - № 4. - С. 5-6.

15. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Радько Т.Н. - М.: Проспект, 2011 - 176 с.

16. Теория государства и права. Учебное пособие / Власенко Н.А. - М.: 2011. - 416 с.

17. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие / Малько А.В. - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

18. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. – М.: НОРМА, 2012. - 432 с.

19. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. – 192 с.

20. Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.: Юрид. лит., 1978. - 232 с.

21. Шугуров. М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. - 2009. - №2. - С. 38 - 47.

22. Филиппов А. Суверенитет // Апология. - 2005. - № 3. - С. 61-62.

23. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. М.: Проспект, 2009. - 428 с.

 


[1] Филиппов А. Суверенитет // Апология. - 2005. - № 3. - С. 61-62.

[2] Сергунин А.А. Суверенитет: эволюция концепта // ПОЛИТЭКС. – 2010. - № 4. – С. 5-6.

[3] Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. - М.: «Научная книга», 2006. - С. 10.

[4] Кузнецова Е. западные концепции государственного суверенитета // Журнал теории международных отношений и мировой политики. – 2012. - №2. - С. 21-23

[5] Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 192

[6] Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.,: Юрид. лит., 1978. - С. 3-4, 18-19.

[7] Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.

[8] Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. М.: Международные отношения, 2003. С. 337-346; Сеидов А.В. Указ. соч. С. 9-10.

[9] Мосяков Д.В., Королев А.А. Процессы глобализации: есть ли плюсы для России?// МГУ. Знание, понимание, умение. 2004. - № 1. - С.77-79.

[10] Вовк И.Ю. Суверенитет государств в условиях глобализации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - №1. - 2008. - С. 31.

[11] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4. - Ст. 46

 

[12] Вовк И.Ю. Суверенитет государств в условиях глобализации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - №1. - 2008. - С. 33.

[13] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4. – Ст. 71, 72.

 

[14] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4. – ч. 3 ст. 4,5

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных