Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма государственного устройства (СхиОП, опр. № 14).




Под формой национально-государственного и административно-территориального устройства понимается элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей (М/м лекция № 4, слайд № 20).

Различаются три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация (М/м лекция № 4, слайд № 21), (СхиОП, схем. № 14).

Унитарное государство – целостное централизованное государство, которое делиться лишь на административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, воеводства в Польше), не имеющие статуса государственных образований, не обладающие суверенными правами. Для унитарного государства характерно (М/м лекция № 4, слайд № 22): существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной систем, единой конституции, общих финансовой и налоговой систем, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Унитарным государствами в настоящее время являются Великобритания, Голландии, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Более сложной и в то же время менее распространенной формой государственного устройства является федерация (М/м лекция № 4, слайд № 34).

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам) (М/м лекция № 4, слайд № 35). В федерации имеется две системы высших органов государственной власти, две системы законодательства. Может иметь место двойное гражданство, две судебные системы.

Вопросы обороны, внешней политики, финансовой системы остаются обычно в ведении федерации. Однако субъекты федерации могут быть субъектами внешнеэкономических отношений. Федерации могут быть (М/м лекция № 4, слайд № 37) конституционными и договорными или конституционно-договорными. Российская Федерация является конституционно-договорной, так как она основана на трех федеративных договорах (договор федерации с республиками, договор федерации с краями и областями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ.

Федерации могут быть симметричными, члены федерации в них обладают одинаковым правовым статусом, и асимметричными, в которых субъекты федерации имеют разный правовой статус.

Основополагающими принципами образования и функционирования любой федеративной системы, в том числе и российской, являются следующие (М/м лекция № 4, слайд № 36):

1) добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;

2) равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и т. д.;

3) плюрализм и демократизм в отношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

4) законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов в отношениях как между собой, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическим органами и организациями;

5) четкая разграниченность сфер деятельности и компетенции федеральных органов и органов субъектов федерации. Полномочия федерации и субъектов федерации обычно разграничиваются на основе договоров или конституций, в которых выделяются либо исключительная сфера ведения федерации, либо исключительная сфера ведения субъектов федерации, либо сочетание исключительной компетенции федерации или субъектов федерации со сферой совместного ведения. Наиболее сложная система разграничения предметов ведения и полномочий содержится в Конституции Австрии.

Следующей, еще менее распространенной формой, по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация (М/м лекция № 4, слайд № 39).

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемых для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, представительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации, как правило, представляют собой непрочные государственные образования и существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815 – 1848 гг.) трансформировалась в федерацию.

История знает самые замысловатые формы государственного уст­ройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного объединения и союзов (личная и реальная уния, вассалитет и союзеренитет, содружество наций, отношения доминионов и метрополий, торго­вые союзы). Один из важнейших вопросов при любой форме государ­ственного устройства - это распределение полномочий и механизмов между центром и периферией (М/м лекция № 4, слайд №№ 29,38).

Протекторат (М/м лекция № 4, слайд № 41) - это международный договор, по которому одно го­сударство обязывается оказывать покровительство другому, более сла­бому государству, осуществлять его представительство во внешних де­лах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать экономическую и культурную помощь.

Уния (М/м лекция № 4, слайд № 30) - это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединения монархических го­сударств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, ин­корпорации и империи. О конфедерациях и федерациях мы упоминали выше.

Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возника­ют вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамерен­ное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифи­цированы в одном лице.

Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, лич­ная уния прекращается. Так было с унией между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 г. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Аргон, Англия и Шотландия и др.)

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии незави­симы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитета. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства. Реальная уния больше похожа на военный союз. Реальными униями были Норвегия и Швеция (1815г.), Австро-Венгрия.

Империя (М/м лекция № 4, слайд № 33) - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.

Фузия (М/м лекция № 4, слайд № 31) -(слияние государств), примером может служить воссоединение ФРГ и ГДР.

Инкорпорация (М/м лекция № 4, слайд № 32) - внешне оформляемое как слияние одного госу­дарства с другим (присоединение), примером может служить присое­динение к Германии Судетской области; присоединение Эстонии, Лат­вии, Литвы к СССР. (См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права.-М.-1995.-С.б5).

Содружество (М/м лекция № 4, слайд № 40) - это очень редкое, еще более аморфное, чем конфеде­рация, но, тем не менее, организационное объединение государств, харак­теризуемых наличием общих признаков. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики; во-вторых, права; в-третьих, языка; в-четвертых, культуры; в-пятых, религии. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственные договоры, уставы, декларации, иные юридические акты. Примером таких содру­жеств можно назвать СНГ, Британское содружество наций.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сооб­щество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосу­дарственный договор. Сообщество является еще одной переходной формой к государственной организации (Европейское сообщество). В сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, при­нимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сооб­ществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных