Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система государственных органов, принципы их организации и деятельности.




Органы государственного аппарата объединяются в определенные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами.

Подсистемы характеризуются следующими основными чертами:

1) Компетенция входящих в подсистему органов сформулирована или определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятель­ство прослеживается на примере различных ветвей власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной – их исполнение, а судебной – осуществление правосудия;

2) Между органами, входящими в одну подсистему существуют пря­мые структурные или функциональные связи;

3) Каждая подсистема имеет обособленную от других подсистем внут­реннюю организацию, направление и характер деятельности.

В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям вла­сти, отличаются друг от друга по характеру деятельности, отношению друг к другу и иным чертам.

Характеризуя органы государственной власти, исходя из принципа разделения властей. В первую очередь, необходимо остановиться на характеристике законодательных органов. Основной задачей этих органов является разработка, обсуждение и принятие законов, являющихся нормативными правовыми актами высшей юридической силы. Во многих странах в функции органов законодательной власти входят парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти, рассмотрение вопроса об отрешении от должности главы государства и других высших должностных лиц, так называемый импичмент, осуществляемые в рамках системы сдержек и противовесов, участие в назначении на должность высших должностных лиц государства. Органы законодательной власти, как правило, являются выборными, поэтому их называют еще и представительными органами, то есть состоящими из представителей всего населения страны, либо отдельных групп населения, либо территориальных единиц государства. Обобщенно органы законодательной власти именуют парламентами, хотя в ряде стран они именуются по-другому, как, например, Конгресс в США, Генеральные Кортесы в Испании, Сейм в Литве и Латвии, Верховная Рада на Украине, Национальное Собрание в Белоруссии т.д.

Законодательные органы бывают однопалатными и двухпалатными. В двухпалатном парламенте существуют нижняя палата и верхняя палата, которая обобщенно в большинстве стран называется Сенатом. В двухпалатном парламенте происходит своеобразное разделение властей между органами законодательной власти. Смысл такого разделения заключается в том, чтобы верхняя палата сдерживала поспешные и неоправданные решения нижней палаты. Поэтому изначально предполагалось, что верхняя палата парламента будет формироваться из наиболее мудрых, облеченных опытом и властью людей. Этимология слова сенат связана с латинским сенекс – старый, старик.

Здесь же представляется необходимым кратко охарактеризовать представительный орган Российской Федерации. В России законодательную власть на высшем уровне осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. Одна из палат – Государственная Дума, которую иногда называют нижней палатой, хотя в Конституции нашего государства нет об этом упоминания и палаты номинально признаются равными в своих правах, состоит из депутатов, общим количеством 450 человек, избираемых населением всей страны сроком на 4 года. Вторая палата – Совет Федерации, не избирается, а формируется по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов.

В рамках системы сдержек и противовесов Федеральное собрание Российской Федерации решает вопрос об отрешении от должности Президента Российской Федерации. В сфере назначения на должность высших должностных лиц Государственная Дума дает или не дает согласие Президенту РФ на назначение им Председателя правительства Российской Федерации. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ членов высших судебных органов – Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов, принятых парламентом. В целях их исполнения и на основе законов органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают собственные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить законам, в силу чего их называют подзаконными нормативными правовыми актами. Органы исполнительной власти называют еще и распорядительными органами власти (исполнительно-распорядительными).

Центральные органы исполнительной власти обобщенно называют правительством. В конкретных странах правительство может называться по-разному: Совет Министров, Кабинет Министров, Федеральный Совет и т.д.

Характеризуя данный орган в целом, необходимо заметить, что правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, все решения которого принимаются сообща, путем голосования. Члены правительства несут коллективную ответственность перед парламентом и перед главой государства за свою деятельность и могут быть отправлены в отставку всем составом. В правительство входит его глава, который в одних странах называется Председателем правительства, или премьер-министром. В некоторых странах, как, например, в ФРГ и Австрии, Глава правительства называется федеральным канцлером, в некоторых (например, в Латвии) – Президентом министров и т.д.

Отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства и ведомства и аналогичные им структуры, возглавляемые, как правило, единолично министрами – членами правительства или главами других ведомств.

К исполнительной ветви власти обычно относят и Главу государства (монарха или президента). В ряде стран – США, Бразилии, Аргентине и некоторых других (как правило, речь идет о президентских республиках) – президент лично возглавляет исполнительную власть, а правительство в этих странах отсутствует. В других странах, как, например, во Франции, являющейся парламентской республикой, президент делит исполнительную власть с правительством.

Глава государства, кроме всего прочего, осуществляет представительские функции как внутри страны, так и на международной арене. Например, осуществляя данные функции внутри страны, Глава государства от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания. На международной арене Глава государства аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов в иностранные государства, ведет международные переговоры. В рамках системы сдержек и противовесов Глава государства подписывает или утверждает законы, принятые парламентом, может при этом использовать право вето, т.е. право неподписания или неутверждения закона; в ряде стран он вправе распустить парламент или его нижнюю палату, назначив новые выборы. Зачастую, с согласия парламента Глава государства назначает высших должностных лиц государства, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.

В Российской Федерации центральным органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, возглавляемое Председателем Правительства, который назначается на должность Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, однако отправить его в отставку правомочен только Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отправить Правительство Российской Федерации в отставку и по собственной инициативе. Кроме того, Президент Российской Федерации может председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, осуществляет представительские функции, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, имеет право вето, может распустить в определенных ситуациях Государственную Думу с назначением новых выборов.

Судебную власть или правосудие, осуществляют суды. При их посредстве разрешаются юридические дела и споры, вытекающие из гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых отношений.

В большинстве развитых стран суды являются элементом системы сдержек и противовесов, осуществляют конституционный контроль и могут признать несоответствующими конституции того или иного государства, а, следовательно, недействующими нормативные правовые акты, как парламента, так и главы государства и правительства. Органы судебной власти формируются, как правило, совместно органами законодательной и исполнительной властей.

Элементами судебной системы Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа конституционного правосудия, суды общей юрисдикции, разрешающие все уголовные дела и часть гражданских и административных дел, возглавляемые Верховным судом Российской Федерации, и арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере, возглавляемые высшим Арбитражным судом Российской Федерации, мировые судьи, уставные суды субъектов Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают правоохранительные органы, такие как прокуратура, милиция, полиция, различные службы безопасности, армия, разведка и т.п. Так, прокуратура, в большинстве государств призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Деятельность других правоохранительных органов также жестко регламентирована.

Помимо органов государственной власти в большинстве развитых государств в настоящее время формируются и функционируют органы местного самоуправления (М/м лекция № 5.2, слайд № 21), не входящие в систему органов государственной власти.

Местным самоуправлением признается самостоятельная и под свою ответственность деятельность местных сообществ, направленная на реализацию вопросов местного значения.

Основными признаками местного самоуправления являются следую­щие (М/м лекция № 5.2, слайд № 23):

1) Принадлежность публичной власти населению соответствующей территории;

2) Самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни данного региона;

3) Отсутствие органов, назначаемых извне, государственной или иной властью;

4) Наличие определенных прав, установленных Конституцией страны или иным законом;

5) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

В ст. З Европейской хартии местного самоуправления записано:

"Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность и на благо населения значительной частью об­щественных дел" (М/м лекция № 5.2, слайд № 22).

Местное самоуправление, как правило, осуществляется в городских, сельских поселениях, других территориях и в районах. Районное звено – верхний уровень местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану об­щественного порядка, принимают нормативные акты, регулирующие дея­тельность муниципальных предприятий, муниципальных служащих, граж­дан, решают вопросы местного значения.

Государство гарантирует независимость местного самоуправления, на­рушение прав которого со стороны государственных органов может быть за­щищено в судебном порядке. Местное самоуправление также имеет право на компенсацию дополнительных расходов, полученных в результате исполне­ния решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление имеет и некоторые черты, свойственные публичной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 24). К ним относятся:

I) как и государство, местное самоуправление свя­зано с населением, проживающим на определенной территории;

2) органы местного самоуправления по аналогии с государственными органами имеют право устанавливать и взимать местные налоги, формировать местный бюд­жет и расходовать его по своему усмотрению;

3) полномочия местного само­управления, как и государства, включают в себя экономические, жилищные, социально-бытовые вопросы, а также вопросы культуры, образования, меди­цинского обслуживания населения;

4) работники органов местного само­управления являются муниципальными служащими, выполняют свои обя­занности на профессиональной основе и за вознаграждение, на них, как и на государственных служащих, распространяется законодательство о труде, пенсионном обеспечении и т.д.:

5) местное самоуправление непосредственно взаимодействует с государственными органами в решении не только мест­ных, а и государственных вопросов на своей территории, выполняя при этом поручения государственных органов и действуя от их имени.

Однако данные черты не являются главными. Основным принципом, характеризующим местное самоуправление как институт гражданского об­щества, является его независимость от государства, а точнее - его негосудар­ственность. Местное самоуправление является самостоятельным социально-правовым институтом, действующим наряду с другими общественными фор­мированиями, образующими гражданское общество.

В Российской Федерации органы местного самоуправления пришли на смену местным органам исполнительной власти. В Кемеровской области органы местного самоуправления сформированы, в основном, на уровне районного, городского звена. Хотя в период становления системы местного самоуправления в ряде районов области органы местного самоуправления функционировали и на уровне сельских советов как административно-территориальных единиц.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных