Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии отбора элементов политической системы




В обществе могут создаваться и действовать различные общественные объединения. К их числу относятся общественные творческие и профессио­нальные организации, такие как союзы художников, архитекторов, адвока­тов, профессиональные союзы угольщиков, работников госучреждений, мо­лодежные, женские объединения, организации по интересам, самодеятельные формирования, политические партии и т.д. Однако не все они могут быть участниками политических отношений и входить в политическую систему.

Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы общества, необходимо найти критерии отбора ее элементов (М/м лекция № 6, слайд № 6). Представляется, что в качестве таких критериев могут быть использованы:

1) внутренняя упорядоченность (организационный критерий);

2) политическая направленность деятельности (политический критерий);

3) наличие программ, положений, уставов, отражающих цель создания соответствующей организации (программный критерий).

Внутренняя упорядоченность элементов политической системы в качестве критерия отбора ее элементов предполагает необходимость внешнего структурирования деятельности той или иной организации (М/м лекция № 6, слайд № 7). То есть любая организация, претендующая на роль элемента политической системы общества, как минимум должна быть организационно оформлена, то есть иметь своих членов и учредителей, органы управления, располагаться по определенному адресу, иметь свою символику и т.д.

Особую важность имеет второй критерий, а именно – политический. Данный критерий означает способность (М/м лекция № 6, слайд № 8):

1) выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности;

2) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

3) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, как в форме взаимодействия с государственными органами, так и в форме противостояния им;

4) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами, или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от данного критерия к числу собственно политических организаций относят: государство (М/м лекция № 6, слайд № 22), все политические партии (М/м лекция № 6, слайд № 10), отдельные общественные организации и общественные движения (М/м лекция № 6, слайд № 16). Характерным признаком политических организаций является прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели.

К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Как правило, это профсоюзные (М/м лекция № 6, слайд № 17), кооперативные и иные организации, трудовые коллективы (М/м лекция № 6, слайд № 18), которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Как правило, данные организации не закрепляют в своих уставах задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть, хотя для достижения своих целей они нередко прибегают к политическим методам борьбы. Это однако не означает принижения роли несобственно политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта их деятельности. А не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей. К их числу могут быть отнесены общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.д. Данные организации могут быть лишь объектом воздействия со стороны государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не субъектом политических отношений.

Третий, а именно – программный критерий (М/м лекция № 6, слайд № 9) дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а, следовательно, включить в политическую систему общества.

Вычленение элементов политической системы на основании указанных критериев осуществляется в рамках институционального подхода к пониманию политической системы. Помимо этого существуют иные подходы, такие как функциональный, регулятивный, идеологический, коммуникативный, личностный подход.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее институтами или группами институтов.

Регулятивный подход позволяет исследовать функционирование политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.)

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, воззрений тех или иных мыслителей и исследователей применительно к политической системе общества. Целью данного подхода является формулирование той или иной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

Личностный подход предполагает исследование политической системы с позиции личности как основного ее элемента.

Следует заметить, что в результате некоторых противоречий, существующих между указанными подходами, в настоящее время не удалось сформировать единого мнения по поводу того, что представляет собой политическая система. Большинство существующих определений, так или иначе, связывает понятие политической системы с политической организацией общества. При этом принято исходить из того, что политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся, прежде всего, в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами политическая система и политическая организация общества совпадают только, если их рассматривать с позиции институционального подхода. Во всех остальных случаях политическая система общества представляет собой явление значительно более широкое, чем политическая организация общества.

Помимо политической организации в политической системе выделяют еще ряд компонентов, по сути являющихся самостоятельными подсистемами политической системы, к которым относятся (М/м лекция № 6, слайд № 4):

- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (М/м лекция № 6, слайд № 26)

- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 25);

- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 27);

- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта (М/м лекция № 6, слайд № 28).

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть», а центральным элементом политической системы, ее ядром является такой политический институт как государство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных