Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОРИСОГЛЕБСКИЙ ПРИХОД.




Село Борисоглебское, на реке Ушне, находится в 125-ти верстах от губернскаго города и в 17-ти от уезднаго.

Село Борисоглебское образовалось из слободки, расположившейся вблизи существовавшего здесь до 1764 года Борисоглебскаго монастыря.

Борисоглебский монастырь должен принадлежать к числу древнейших монастырей в северо-восточной Руси. Время основания его с точностью неизвестно, но несомненно относится к глубокой древности. В житии Св. благовернаго князя Константина Муромскаго говорится, что когда кн. Глеб увидел, что Муромцы не желают креститься, «отъехав от города на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святого си отца». Может быть этот загородный дворец кн. Глеба был на том месте, где ныне село Борисоглебское, и на месте этого дворца по установлении празднования св. благов. Кн. Борису и Глебу, был устроен кем-либо из Муромских князей монастырь.

 

 

 

Первое же точное известие об этом монастыре относится к XIV веку. В лето 6853 (1345), говорится в летописи, преставился князь Муромский Василий и положен был в его отчине в Муроме в церкви св. мучеников Бориса и Глеба в монастыре на Ушне, при митрополите Феогносте.

Сведения о дальнейшей судьбе монастыря также весьма скудны, известно, что он имел жалованные грамоты от великих князей и царей Московских Василия Ивановича, Ивана Васильевича (Грозного). Федора Ивановича и Василия Ивановича Шуйского, но самые грамоты не сохранились.

Подробное описание церквей монастырских находим находим в писцовых книгах Муромского уезда 136 – 137 (1628 – 29) гг. «В монастыре церковь св. благоверных великих князей Бориса и Глеба древяна клецки на подклетех, а в церкви Божия Милосердия: образ местный Свят. Троицы обложен серебром басменным позолочен с венцы, в трех венцах по 3 вставки литых да три гривны витых (?), две гривны басмены… образ местный св. страстотерпцев Бориса и Глеба обложен серебром басемным золочен… у образа гривна сканная с финифтом, а в ней вставлены жемчуги… около главы каемка низана жемчугом да у страстотерпцев Бориса и Глеба два креста серебряных, 2 гривны с финифтом, по 3 камени литых да 2 гривны басемных… образ местной Пречистые Богородицы Одигитрии на празелени, прикладе 3 гривны витых да наугородка золоченая, другая белая, образ Похвалы Пресв. Богородицы на краске, образ св. страстотерпцев Георгия и Димитрия Селунскаго обложен серебром басемным золочен, венцы басмены, в венцах по 2 камени, 2 гривны витых, образ Димитрия Селунскаго на краске, образ благоверного кн. Владимирада на той же цке св. страстот. Бориса и Глеба, образ св. муч. Параскевы на краске, образ преп. Чудотворца Сергия в киоте обложен серебром басемным золочен, венец сканной, в венце 2 камени, 4 гривны… над северными дверьми образ Пречистые Богородицы, Ивана Предтечи обложен серебром

 

_____________________________________________________________________________

 

золочен, да вверху на тябле образ Преч. Богородицы, Живоначальные Троицы да 11 икон разных святых… праздники, пророки, праотцы на красках… двери царския и столицы на золоте, образ Преч. Богородицы запрестольный на золоте, крест воздвизальный обложен серебром басемным, распятие Господа нашего И. Христа литое, крест со св. мощами обложен серебром, сосуды церковные оловянные…».

Другая церковь во имя Св. мученик Флора и Лавра древяна клецки, образ местный Флора и Лавра на золоте, Николая Чудотворца в деяниях на золоте, Пречистыя Богородицы запрестольный на краске, образ Спасов и Преч. Богородицы на одной цке обложен серебром, вверху в тяблах 11 икон, двери царския и столпцы на краске, сосуды церковные белые… в трапезе образ Спасов, Преч. Богородицы и И. Предтечи на одной цке, да в ризнице ризы камка лазоревая, оплечье шито золотом и серебром, по камке крест с дробницею серебряною, около креста и дробницы низано жемчугом, риза камка вишнева чешуйчата, оплечье бархат золотой по зеленой земле, риза камка вишнева двоелична оплечье бархат цветной, крест с дробницею с мелким серебром, около креста и дробницы низано жемчугом… стихарь дорогильный вишневой двоеличный. Оплечье бархат цветной, стихарь дороги зеленые… поручи выбойчатые; евангелие тетр – печатное в десть обложено бархатом, евангелисты серебряные басемные, евангелие письменное… (далее перечисляются богослужебные книги большею частью письменные). Монастырския службы: хлебная – деревянная новая, келья поваренная, напогребница…, погреб…, ледник…, сушило, 7 келей братских ветхи»…

Близ монастыря сельцо Борисоглебское в нем двор попов, дьячков и просвирницын, 35 дворов служек монастырских (Список с писцовых книг Муромского уезда, откуда взята эта опись, хранится в Московском архиве Министерства Юстиции – К. К. 11828 и 11829; рукопись подмочена и чернила выцвели, так что читать ее весьма трудно, а в некоторых местах совсем невозможно, поэтому в описи сделаны пропуски, которые отмечены многоточием. – Примеч автора.).

 

 

Вместо двух деревянных церквей, упоминаемых в данной описи, в XVII столетии в Борисоглебском монастыре построены две каменных церкви: а) во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и б) во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресв. Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен и о нем можно предполагать только гадательно. Из надписи на пожертвованных в 1643 году в монастырь серебряных сосудах видно, что тогда еще существовала церковь во имя св. муч. Флора и Лавра; 2) празднование Казанской иконе Божией Матери установлено царем Алексеем Михайловичем в 1648 году, - следовательно вторая церковь не могла быть построена раньше 1648 года. Что касается времени построения первой церкви, то о нем с некоторой вероятностью можно судить по надписи на сохранившемся антиминсе, из которой видно, что престол во имя св. муч. Бориса и Глеба освящен в 1681 году. Кто были строители этих храмов, также неизвестно. Может быть, строителями были кто-нибудь из рода Борисовых, погребавшихся в монастыре в течение XVII столетия (см. ниже).

В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь св. муч. Бориса и Глеба. «У той церкви двор попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, в приходе 5 дворов служних, 59 крестьянских и 19 бобыльских (а в настоящее время здесь 179 дворов); деревня Благовещенское, в ней 30 дв. крестьянских (ныне это самостоятельный приход); дер. Пенцы – 6 дв. Крестьянских и дер. Вареж, в ней 32 двора крестьянских и 7 бобыльских» (в настоящее время в деревнях Старом и Новом Вареже 84 двора).

В 1699 году в Борисоглебском монастыре была построена третья каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца; время ея построения видно из надписи на церковной стене: «при державе Великаго Государя Царя и Великаго

 

 

Князя Петра Алесиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Преосвященнаго Авраамия, митрополита Рязанского и Муромского, построил сию церковь во имя великаго Святителя Николая Чудотворца по обещанию своему Матфей Дорофеев сын Волыгин в вечное поминовение родителей своих; совершена и освящена в 7207 (1699) году».

В 1700 г. за монастырем числилось 194 крестьянских двора (Опись Архива старых дел, стр. 345. – Примеч. автора.).

В 1764 г. Борисоглебский монастырь был упразднен, его церкви были обращены в приходские. (Строев в соих «Списках иерархов» перечисляет следующих настоятелей-архимандритов Борисоглебского монастыря: Симеон 1531 – 48 гг., Киприан 1570 г., Варлаам 1571, Самуил 1573 – 79 гг., Сергий 1580 г., Зосима 1607 г., Христофор 1612 г., Исайя 1616 г., Иоиль 1622 – 25 гг., Варлаам 1626 – 30 гг., Мисаил 1644 г., Иосиф 1647 г.. Варсонофий 1662 г., Тимофей 1669 г., Авраамий 1679 г., Иринарх 1689, Симеон 1693 г., Георгий 1700, Маркелл 1715 г., Антоний 1722 г., Иоасаф 1738 г, Алимпий 1745, Иоанн 1756 г., Симеон из законоучителей Московского университета 1756 г., Геннадий (стран. 703 – 704. – Примеч. автора.). Эти церкви без существенных изменений сохранились до настоящего времени, но древнего сохранилось в них весьма мало, так как вся более или менее ценная утварь по упразднении монастыря была передана во Владимирский Успенский собор, как напр. Образ Спасителя греческаго письма.

Вознесенский храм – каменный пятиглавый, кресты на главах железные прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежняго.

Против алтаря Вознесенского храма сохранились надгробные памятники со следующими на них надписями:

1) «Лета 7092 (1584) Июля 2 дня преставися раб Божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен бысть на государевой службе».

 

 

2) Лета 7117 (1609) Апреля дня преставися раб Божий Феодор Алексеевич Борисов, убиен бысть на государевой службе».

3) Лета 7146 (1638) декабря 26 дня преставися раба Божия Агафия, во иноцех Александра».

4) Лета 7152 (1644) Июля 2 дня преставися раб Божий Симеон Феодорович Борисов, во иноцех Сергий».

5) Лета 7163 (1655) преставися раба Божия девица Пелагея Димитриева, дочь Димитрия Феодоровича Борисова.

6) Лета 7167 (1659) Генваря 29 дня преставися раб Божий Димитрий Феодорович Борисов.

7) «Лета 7108 Апреля в 5 день преставися раб Божий Фома Осипович».

Другая каменная церковь – двух-этажная также пятиглавая: в нижнем этаже

престол в честь Рождества Христова; в верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией матери, но этот престол за ветхость давно уже упразднен. Внутри Рождественского храма в трапезе погребен граф болярин Иван Осипоич Апраксин в монашестве Иоасаф.

С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня; в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебная.

Третья Николаевская церковь – одноглавая; под алтарем устроена кладовая. Эта церковь в 1889 – 93 гг. реставрирована и по стенам расписана живописными изображениями. В ней сохранилось двух-ярусное литое медное паникадило, вверху его двуглавый орел с короною, на втором ярусе – литые изображения ангелов, внизу было подвешено яйцо «строфокамилово».

Кроме этих монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Об этой церкви упоминается в церковных доку-

 

 

ментах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел, но о времени ее построения и упразднения не сохранилось никаких сведений. Из предыдущего можно только видеть, что в XVII столетии ея еще не было. На месте этой церкви ныне деревянная часовня.

Из предметов древности в церквах бывшаго монастыря сохранились св. сосуды и напрестольное Евангелие. На поддонке потира сохранилась надпись: «Лета 7151 (1643) в доме великих христовых страстотерпцев Бориса и Глеба и св. мученник Флора и Лавра дал вклад по отце своем по Сергие, а прозвище … Григорье Андреевиче Плещееве сосуды серебрянные совсем во веки не подвижно, за тот вклад отца его Сергия Андреича и всех его родителей поминати на св. Божиих литургиях». На блюдце вырезан текст «Достойно есть» со старинным чтением: «славнейшую во истину серафим». Напрестольное Евангелие печати 1663 года.

Копия с метрических книг хранится в церковном архиве с 1803 года.

Причт Борисоглебского прихода состоит из священника и псаломщика. На содержание его получается от служб и требоисправлений и от земли церковной до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: Усадебной 1 десят. 1,188 кв. саж., пахатной 30 дес., под кладбищем 1,680 кв. саж., под оврагами 1 дес. 100 саж., а всего 33 дес. 2,302 саж.; плана и межевой книги на эту землю не имеется. Кроме того в 1861 г. крестьянами деревни Варежа отведено в пользу причта еще 33 дес. земли, но эта земля дохода причту не приносит.

Приход состоит из села Борисоглебского и деревень: Стараго и Нового Варижа, в коих по клировым ведомостям числится 696 душ муж. пола и 749 женскаго; в среде прихожан есть не малое количество раскольников частию безпоповцев и частию последователей австрийскаго священства.

 

 

При церкви в Борисоглебском устроена церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 48.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных