Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соборное деяние о русском [митрополите] кир Киприане 2 страница




132. Obolensky D., Late Byzantine Culture and the Slavs: a Study in Acculturation. XV Congrès International d'Études byzantines. Rapports and co–rapports. Athens, 1976.

133. Obolensky D., A Late 14th century Diplomat, Michael, archbishop of Bethlehem, Paris, 1979.

134. Obolensky D., A Philorhomaios anthropos: Metropolitan Cyprian of Kiev and all Russia. DOP, 32, 1979.

135. Ostrogorsky G., The Byzantine Emperor and the Hierarchical World Order. In: The Slavonic and East–European Review, XXXV, 1956–1957.

136. Ostrogorsky G., History of the Byzantine State, 2nd. ed., Rutgers Univesity Press, New Brunswick, N. J., 1969.

137. Ostrogorsky G., Zur Kaiseralbung und Schilderhebung in spätbyzantinischen Krönungszeremoniell. Historia, 1955.

138. Papadopoulos S. ' Ελληνικοί μεταφράσει θωμιστλκών «έργων. Φιλοθωμισταί καί άντιθωμισταί εν Βυξαντίω. Athens, 1967.

139. Parisot V., Livre XXXVII de l'histoire romaine de Nicéphore Gregoras. Texte grec complet donné pour la première fois… Paris, 1851.

140. Patrologiae cursus completus, séries greco–latina, Mignę J. P. Paris, 1857.

141. Pelliot P., Mongols et papes aux XlIIe et XlVe siècles, Paris, 1922.

142. Pfitzner, Grossfürst Witold von Litauen, als Staatsmann. Brunn, 1930.

143. Podskalsky G., Theologie und Philosophie in Byzanz. Der Streit und die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (XIV–XV), seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. München, 1977. (Byzantinisches Archiv, Heft 15).

144. Poppe Α., Państwo i Kościół na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968.

145. Poppe A., Le Traité des azymes Λέοντο? τήΐ εν 'Ρωσία Πρεσλάβα?: quand, où et par qui a–t–il été écrit? Byzantion, 1965.

146. PothastA., éd., Regesta Pontificum Romanorum, II. Berlin, 1857.

147. Proceedings of the XIII International Congress of Byzantine Studies, London, 1967.

148. Regel W., Analecta Byzantino–Russica, St Petersburg — Leipzig, 1891.

149. Rhalles–Potles, ' Ράλλη–M. Ποτλή. Σύνταγμα των θειων καί ιερών κανόνων, I–V, Athens, 1852.

150. Revue des études byzantines, (REB), Bucharest, 1947–1948; Paris 1949-.

151. Roques R., L'univers dionysien: structure hiérarchique du monde selon le pseudo–Denys. Paris, 1954.

152. Runciman S., The Ladies of the Mongols, Eis μνήνην Κωνσταντίνου Ι. Άμαντου. Athens, 1960.

153. Sacy Silvestre de., Pièces diplomatiques tirées des archives de la République de Gênes, Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque du Roi, XI. Paris, 1827.

154. Schiro G., Gregorio Palamas e la scienza profana, Le Millénaire du Mont Athos, II, Chévetogne, 1964.

155. Schmemann Α., Introduction to liturgical theology, 2nd ed. Ν. Υ., 1975. — Введение в литургическое богословие. YMCA–Press, 1961, Paris.

156. Setton К. M., The Papacy and the Levant (1204–1571), 1, Philadelphia, 1976.

157. Sevčenko I., The decline of Byzantium, seen through the eyes of its intellectuals. DOP, 15, 1961.

158. Sevčenko L, Notes on Stephen, the Novgorodian pilgrim to Constantinople in the XIV–th century. (Südost–Forschungen, XII, 1953).

159. Sevčenko L, Russo–Byzantine Relations after the Eleventh Century. Proceedings… (CM. Nu 147).

160. Sevčenko L, Theodore Metochites, the Chora and the Intellectual Trends of His Time. The Kariye Djami, vol. 4, 1975. (См. Underwood…).

161. Sevčenko L, Three paradoxes of the Cyrillo–Methodian Mission. Slavic Review, XXIII, 1964, n° 2.

162. Smolitsch I., Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Würzburg, 1953.

163. Solovjev A. V., Le nom byzantin de la Russie. In: Musagetes, Contributions to the History of Slavic Literature and Culture, ed. by D. Čizevskij, s'Gravenhage, 1957.

164. Solovjev A. V., Reges et Regnum Russiae au Moyen–Age, Byzantion, 36, 1966.

165. Sorlin I., La diffusion et la transmission de la littérature Byzantine en Russie prémongole. In: Travaux et Mémoires, 5, Paris, 1973.

166. Spliet H., Die Briefe Gedimins. Ein Beitrag zur Geschichte der Stadt Riga. Sinsheim, 1953.

167. Spuler B., Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland, 1223–1502. 2. Aufl., Wiesbaden, 1965.

168. Stiernon D., Bulletin sur le palamisme, REB, 30, Paris, 1972.

169. Stojanovic L., Stari srpski zapíši i natpisi, I; Belgrad, 1902.

170. Syméon Le Nouveau Théologien. Hymnes. Ed. J. Koder, II, (Sources Chrétiennes, 174), Paris, 1971.

171. Syropoulos Sylvestre, Mémoires, in: Laurent V., éd., Les «Mémoires» du Grand Ecclésiarque de l'Eglise de Constantinople, Sylvestre Syropoulos, sur le concile de Florence (Concilium Florentinům, Documenta et Scriptores В., vol. IX). Rome, 1971.

172. Tachiaos A., Επιδράσει? του ήσυχασμου eis την έκκλη–σιαστκήν πολιτικήν εν 'Ρωσία 1328–1406. Thessaloniki, 1962.

173. Tachiaos Α., Ό μητροπολίτη? ' Ρωσία? Κυπριανό? Τσαμπλάκ', Επιστημονική Έπ?τηρι? θεολογική? Σχολή? VI. pp. 163–241. Thessaloniki, 1961.

174. Talbot A. — M., ed., tr., commentary, The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. (CFHB, VII), Dumbarton Oaks Texts, III, Washington, D. C.,

1975.

175. Theiner A., Vetera Monumenta histórica Hungarian! sacram illustrantia. Rome, 1859–1860, I.

176. Theiner A., Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae…!, Rome, 1860.

177. Tinnefeid F., Byzantinisch–Russische Kirchenpolitik im 14. Jahrhundert. BZ, 67, 1974.

178. Trapp E., Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit, Wien, 1976.

179. Triantafillis C., Έυλλογή ελληνικών ανΕκδότων, I, pp. 1–46. Venice, 1874.

180. Turdeanu E., La littérature bulgare du XlVe siècle et sa diffusion dans les pays roumains, Paris, 1947.

181. Underwood P., éd., The Kariye Djami, Princeton, N. J., 1975.

182. Vacalopoulos A. E., Origins of the Greek Nation. The Byzantine Period, 1204–1461. New–Brunswick, N. J., 1970.

183. Vasiliev A. A., Was Old Russia a Wassal State of Byzantium? (Speculum, VII, 1932).

184. Vasmer M., Ein russisch–byzantinisches Gesprächsbuch, Leipzig, 1922.

185. Vernadsky G. Α., History of Russia, II. Kievan Russia. New–Haven, 1948.

186. Vernadsky G. A., History of Russia, III. The Mongols in Russia. New–Haven, 1953.

187. Vlasto A. P., The Entry of the Slavs into Christendom, An introduction to the Medieval History of the Slavs. Cambridge, 1970.

188. Weiss G. Joannes Kantakuzenus, Wiesbaden, 1969.

189. Wojciechowski Z., L'Etat polonais au Moyen–Age, Paris, 1949.

190. Zachariae a Lingenthal, Jus graecoromanum, 7 vol., Leipzig, 1856–1884.

191. Zbornik radova Vizantološkog instituta, Belgrad, 1952.

192. Žužek J., Kormchaya Kniga. Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. (Orientalin Christiana Analecta, 168), Rome, 1964.

193. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией императорской Академии наук. I. СПб., 1836.

194. Акты исторические, СПб., 1841-.

195. Ангелов Б. С., Из старата българска, русска и српска литература. София, 1958.

196. Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л. — М., 1965.

197. Дмитриев Л. А., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. ТОДРЛ, XIX, 1963.

198. Дуйчев И.. Центры византийско–славянского общения и творчества. ТОДРЛ, XIX, 1963.

199. Дьяконов М., Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси. СПб., 1889.

200. Ермолинская летопись, ПСРЛ, XXIII, СПб., 1910.

201. Голубинский Е. Е., История Русской Церкви, I, 1–2, II, 1 М., 1901.

202. Греков И. Б., Восточная Европа и упадок Золотой орды (на рубеже XIV–XV вв.), М., 1975.

203. Хрущевский М., История Украины–Руси, III. Нью–Йорк, 1954.

204. Ипатьевская летопись, ПСРЛ, II, М., 1962.

205. Иконников В., О культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

206. Карташев А., Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959.

207. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, I, M., 1962.

208. Лихачев Д. С., Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. (В кн.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV международном съезде славистов, М., 1960).

209. Львовская летопись. ПСРЛ, XX, I, 1910–1914 гг.

210. Макарий, митр., История Русской церкви, IV, I. СПб., 1866.

211. Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882 г.

212. Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV–XV веков. Л., 1976,

213. Мейендорф И.П.., О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. ТОДРЛ, XXIX, 1974, с. 291–306.

214. Мошин В., О периодизации русско–южнославянских литературных связей. ТОДРЛ, XIX, 1963.

215. Московский летописный свод. ПСРЛ, XXV, 1949.

216. Насонов А. Н., Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М. — Л., 1940.

217. Никоновская летопись. ПСРЛ, X–XI, СПб., 1862, 1897.

218. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, изд. А. Насонов, М. — Л., 1950.

219. Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко–Волынской Руси. М., 1950.

220. Пашуто В. Т., Образование Литовского государства. М., 1959.

221. Павлов А. С., О начале Галипкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века. Русское Обозрение, 1894, III, май.

222. Павлов А. С., Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян. СПб., 1878.

223. Попов А., Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875.

224. Православный Палестинский Сборник, СПб., 1881–1917.

225. Повесть временных лет. Ред. Д. С. Лихачев, М. — Л., 1950, ч. I–II.

226. Приселков М. Д., История русского летописания. Л., 1940.

227. Приселков М. Д., Ханские ярлыки русским митрополитам. Записки историко–филологического факультета Петроградского университета, 133. Пгр., 1916.

228. Приселков М. Д. и Фасмер М. Р., Отрывки В. И. Бенешевича по истории русской церкви. Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук, XXI, 1916.

229. Прохоров Г. М., Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке. (От исихастских споров до Куликовской битвы). Доклады отделения этнографии, вып. 2. Географическое общество СССР, Л., 1966.

230. Прохоров Г. М., К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы Филофея Коккина. ТОДРЛ, XXVII, 1973.

231. Прохоров Г. М., Келейная исихастская литература в библиотеке Троице–Сергиевой лавры с XIV до XVII вв. ТОДРЛ, XXVIII, 1974.

232. Прохоров Г. М., Летописная повесть о Митяе. ТОДРЛ, XXX, 1976.

233. Прохоров Г. М., Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Ленинград, 1978.

234. Православный Собеседник, Казань, 1855–1917.

235. Полное Собрание русских летописей (ПСРЛ), СПб. — М.

236. Памятники древнерусского канонического права, I. Русская историческая библиотека, VI, СПб., 1880.

237. Рогожский летописец. ПСРЛ, X, М., 1965.

238. Соболевский А. И., Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894.

239. Соколов П., Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913.

240. Сперанский М. П., Из истории русско–славянских литературных связей. М., 1960.

241. Сырку П., К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. I. Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1890; Вып. II, Тексты, СПб., 1890.

242. Тихомиров Н. Д. Галиикая митрополия. Церковноистори–ческое исследование. СПб., 1895.

243. Тихомиров М. П., Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969.

244. Тихомиров М. Н., Пути из России в Византию в XIV–XV вв. Византийские очерки. М., 1961.

245. ТОДРЛ: СССР, Академия Наук, Отдел древнерусской литературы, Труды, Ленинград, 1934-.

246. Троицкая Летопись. Реконструкция текста. Изд. М. Д. Приселков, М. — Л., 1950.

247. Тверская Летопись. ПСРЛ, XV, 1863.

248. Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти. Петроград, 1915.

249. Макарий, митрополит. Великие Четьи Минеи. М., 1868.

250. Воскресенская летопись. ПСРЛ, VII, СПб., 1856.

251. Византийский Временник, 1894-.

252. Вздорное Г. И., Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв., ТОДРЛ, XXIII, 1968.

253. Журнал Министерства Народного просвещения. СПб., 1834.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]225, I, с. 75.

 

[2]31,.V 438.

 

[3]Помимо многочисленных упоминаний русов в византийских, латинских и арабских источниках IX–X1I веков, к числу наиболее важных текстов по истории византийско–русских связей относятся: а) Сочинения патриарха Фотия, см. 5, с. 5–57; английский перевод см. 98, с. 82–110; б) Трактат «Об управлении империей», написанный императором Константином VII Багрянородным (см. 4, с подробным комментарием Д. Оболенского); в) «Начальная летопись», см. 225.

 

[4]Neilos Doxopatris, Notitia patriarchatum, P. G. CXXXII, кол. 1105.

 

[5]См. 163: того же автора 164, с. 144–173.

 

[6]136, с. 27.

 

[7]Рождество Христово. Вечерня. Стихира на «Господи воззвах», «Слава и ныне». Авторство этого гимна традиционно приписывается императору Льву VI (886–912 гг.), но идеи его восходят к знаменитому «Жизнеописанию» Константина Великого, составленному Евсевием Кесарийским. См. 47, с. 254.

 

[8]102, II, 188–192. Разумеется, греческое духовенство, приехавшее из Константинополя в X веке, поминало императоров, но впоследствии этот обычай мог быть оставлен.

 

[9]Фотий, «Послания», 140, СП, 736–737.

 

[10]Письмо египетского султана Андронику II; отрывок см. 148, с. 57–58; ср. упоминание о подобных текстах в 199, с. 13–29.

 

[11]183, с. 350–360.

 

[12]116, ер. III. 61, Epistolae I, Berlin, 1891, с. 222.

 

[13]Ср. 30, с. 140; также 135, с. 7.

 

[14]См.: Г. Г. Литаврин, А. П. Каждан, «Экономические и политические отношения Древней Руси и Византии» (147, с. 71). Общий обзор советских работ о роли Византии в истории России см. 104, с. 45–46.

 

[15]Ср. 127, с. 20–35.

 

[16]Полный перечень иностранных браков потомков Ярослава см.: В. С. Иконников, «Опыт русской историографии», II, 1, с. 143; см. также 91, с. 143–178, и 185, с. 317–348.

 

[17]См. прекрасное описание политического строя Руси, точки зрения более развитой Византии, в 130, с. 223–232.

 

[18]Подобие можно найти в монгольском государстве XIII и XIV веков, которое было разделено на отдельные области, управляемые родичами Чингисхана.

 

[19]См. 130, с. 39–40, 223–224.

 

[20]При Мануиле Комнине, новые епископы — в их числе митрополит Киевский — обязаны были присягать императору (см.: А. Павлов, «Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171–го года о приводе архиереев к присяге», 251, II, 1895, с. 388–393). Со временем их от этого освободили, но роль императора в назначении русских митрополитов хорошо прослеживается по документам вплоть до XV века.

 

[21]В. И. Ламанский, «Видные деятели западно–славянской образованности», Славянский сборник, I, СПб.. 1875, с. 21.

 

[22]225, 898 год, I, с. 62; по этому вопросу см., в частности, 214, с. 38–43, 59–85.

 

[23]Князь Ярослав, сын Владимира, «собра писцы многы, и прелагаше от Грекъ на Словеньское писание, и списаша книги многи». (225, I, с. 102).

 

[24]Начальная летопись упоминает, в частности, полный Новый Завет (Апостол и Евангелие), Псалтирь и Октоих; в последней книге содержится цикл песнопений, необходимых для богослужений на протяжении периодически повторяющегося восьминедельного цикла. (225, с. 22).

 

[25]А. И. Соболевский, «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, LXXXVHI, 1910, № 3, с. 162–177); 131, с. 60–61. О переводе византийских хроник см. также 165, с. 385–408.

 

[26]См.: А. Павлов, «Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, XXXVIII, № 3, СПб., 1885), с. 1–92.

 

[27]Ср. 192.

 

[28]См. 205, с. 52–54.

 

[29]О византийской традиции, которую выразили эти три автора, см. 45, I, с. 63–93 (вряд ли, однако, оправдано противопоставление «византинизма» и «русского кенотицизма», которое проводит Г. П. Федотов); см. также 118.

 

[30]Покров или головное покрывало («мафорион», неправильно передаваемое как «омофор») Богородицы — был главной реликвией, которой византийцы приписывали спасение Константинополя от персов, арабов и болгар. Он хранился во Влахернской церкви. Согласно греческому «Житию св. Андрея Юродивого» (в честь которого был наречен Андрей Боголюбский), ему было видение Богородицы, держащей свой «мафорион» над городом. Это видение и увековечено праздником Покрова, который празднуется 1 октября. (О происхождении праздника см.: А. Остроумов, «Происхождение праздника Покрова», Приходской Листок (приложение к «Церковным Ведомостям»), 1911, № 11; Ф. Спасский. «К происхождению иконы и праздника Покрова», Православная мысль, IX, Париж, 1953, с. 138–151; ср. также: H. H. Воронин. «Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг», 251, XXI, 1962, с. 29–50; «Житие Леонтия Ростовского и византийско–русские отношения второй половины XII в.», 251, XXIII, 1963, с. 23–46.

 

[31]Ср. 159, с. 95.

 

[32]См.: Г. Г. Литаврин, А. П. Кажлаи, «Экономические и политические отношения Древней Руси и Византии», 147, с. 69–81.

 

[33]См. издание «Речи тонкословия греческого» (сборник греческих текстов XV века) в 184; ср. также 159, с. 98.

 

[34]В. Иконников (205), с. 53.

 

[35]201, I, 1, с. 359–360.

 

[36]Летописец, рассказывая о коварном обмане епископа Черниговского Антония в 1164 году, отмечает: «Се же молвяше им, льсть тая в собе: бяше бо ролом Гречин». (235, II, СПб., 1908. кол. 523).

 

[37]45. с. 39–40.

 

[38]Были некоторые исключения из этого правила, но историки все же преувеличивали степень преднамеренности в эллинизации Болгарии после византийского завоевания в XI веке (см., в частности: В. Н. Златарски, «История на Българска дуржава». II, София, 1927, с. 57; также 161,

с. 226–228). Образованные византийцы (например, Феофилакт Болгарский) иногда проявляли снобизм по отношению к «варварским» языкам. Однако факт литургического многоязычия был универсальным в византийском мире, и никто не отрицал его принципиальной законности (ср. трезвый взгляд на этот вопрос в 130, с. 151–153).

 

[39]Лучше понять масштабы проблемы позволит некоторое знакомство с византийским богословским наследием. См. 106 и 21.

 

[40]См., в частности, 8; эта точка зрения встречается и в совсем недавних католических исследованиях, например, в 114, с. 83–108.

 

[41]А. И. Соболевский, «Отношение древней Руси к разделению церквей». (Академия Наук, Известия, VI серия, VIII, 1914, № 2, с. 95–102).

 

[42]Ср. 201, I. 1, с. 773–775; 91, с. 51–74; 187, с. 290–292; 37, с. 242–247; 214, с. 44–45.

 

[43]Оценку событий 1054 года современными историками см.: 40, с. 150–152. Особенно убеждают в этом отношении документы, относящиеся к контактам между Константинополем и Римом в 1089 голу. Тогда император Алексей I выяснял, каковы основания разделения. В патриархате соответствующих документов не нашли. Фактически, с конца XI столетия церкви были в отчуждении, но формального разделения не было. (См., в частности, 71, с. 38–67; также 91, с. 19–26).

 

[44]217, с. 116.

 

[45]Ср. 145, № 35, 1965. с. 504–527.

 

[46]225, с. 61, 79–80; летопись была завершена по крайней мере сто лет спустя после событий 988 года. В ней отражена полемика между греками и латинянами, характерная для XI столетия.

 

[47]См. 223. 222 дополняет и отчасти исправляет работу Попова.

 

[48]См., в частности, 141 и 49.

 

[49]Ср. 136, с. 391.

 

[50]См. 112.

 

[51]Nicetas Chomates, Historia, ed. Bonn, pp. 784, 837.

 

[52]65, с. 5–11, 28, 35.

 

[53]Ср. 108.

 

[54]«Михаил VIII окружил кольцо сил, враждебных Византии, еще более широким кольцом, которое должно было сдерживать врагов империи». — 136, с. 459.

 

[55]См. 141, с. 11–12.

 

[56]См. 216. с. 41–44; о западноевропейской политике Михаила см. 50 и 156.

 

[57]Нет единого мнения по поводу точного значения этого титула, но он явно должен был выразить «величие», «силу» и власть Темучина над монгольскими кланами: ср. 186 с. 17–18.

 

[58]Путешествия в Каракорум прекратились после 1279 года, когда хан Хубилай завоевал весь Китай и стал императором в Пекине.

 

[59]В начале завоевания эти привилегии раздавал сам Батый, а затем это же делали его преемники. Указ Менгу–Темира, изданный в 1267 году, относится именно к предыдущим мерам, предпринятым Батыем (см. 186, с. 165–166).

 

[60]Об этом под 1224 годом сообщает Ипатьевская летопись (235, II, М., 1962, с. 740), но некоторые историки считают, что Иоасаф узурпировал кафедру в 1241 году, после разорения Киева (201, с. 52; 219, с. 228).

 

[61]Обоснование даты см. 201, с. 53.

 

[62]Этот тезис без доказательств принимают историки русской церкви митрополит Макарий (210, с. 8) и Карташев (206, с. 290–291).

 

[63]204, кол. 809.

 

[64]Кроме Иоасафа Угровского, отвергнутого Даниилом, на кафедру митрополита претендовал еще некий Петр Акерович, который в 1245 году посетил Лионский собор. Источники называют его Archiepiscopus Ruthenus или de Russia (Ann. Burt, 116, Scriptores, Leipzig, 1925–1927, pp. 474). Его обычно считают протеже князя Михаила Черниговского, который тогда номинально владел Киевом и пытался (как и Даниил Галицкий) найти друзей на западе (ср. Ст. Томашивский, «Предтеча Исидора Петро Акерович, неизвестный митрополит русский», в: Annales ordinis S. Basilii Magni, Jovkva. 1927, II, 3–4, pp. 221–313 и 219, с. 59–60).

 

[65]146. 12 094 — 12 098.

 

[66]204, кол. 826–827; (о хронологии см. 219, с. 252–254).

 

[67]69, с. 119.

 

[68]См. прекрасное сопоставление точек зрения разных восточноевропейских народов в 130, с. 240–241.

 

[69]Ср. Н. Дашкевич, «Переговоры папы с Даниилом Галицким об унии Юго–западной Руси с католичеством», Известия Киевского университета, 8, 1884, с. 175; ср. 146, 16 700, 16 731.

 

[70]Ср. даты главнейших событий правления митрополита Кирилла в 201, с. 57.

 

[71]«Ответы» синода существуют как в греческом оригинале (236, VI, приложения, I, кол. 5–12), так и в славянском переводе (236, 12, кол. 129–140); ср. 62 № 1427 (Сарай ошибочно помешен в Крыму).

 

[72]43, с. 43–71 (текст письма Афанасия II, с. 59–63).

 

[73]Связь Никейской империи с Александром Невским, осуществлявшуюся в основном через церковь, хорошо понимал Приселков — 226, с. 104–105.

 

[74]86, с. 26–55.

 

[75]См.: М. А. Андреева, «Прием татарских послов при Никейском дворе» в «Сборнике статей, посвященных памяти Н. П. Кондакова», Прага. 1926 г., с. 187–200.

 

[76]207, стлб. 475.

 

[77]227, с. 476; (текст ярлыка там же, с. 96–98); ср. 216, с. 14–15; Г. А. Федоров–Давыдов, «Общественный строй Золотой Орды», М., 1973, с. 34–35.

 

[78]207, стлб. 476; ср. список последующих епископов Сарая в 167, с. 231. О многонациональном характере епархии см.: «Ответы» константинопольского синода Феогносту Сарайскому (1276 год) в 236, VI, Приложения, I, кол. 10 (речь идет о пришельцах из Алании и Зихии).

 

[79]235, X, М., 1965, с. 157; о важной роли митрополии как средства связи между Золотой Ордой и Византией см.: 216, с. 39, 45.

 

[80]207, кол. 485. Летопись уточняет, что путешествие митрополита в Северную Русь не было простым архипастырским визитом, как в эпоху Кирилла, что набеги татар сделали его пребывание в Киеве невозможным и что он двинулся к Владимиру «со всем своим двором».

 

[81]246, с. 329.

 

[82]186, с. 170–171.

 

[83]31, I, 3, 1889, с. 36–38.

 

[84]Об этом разрешении упоминает Никифор Григора (Historia, ed. Bonn, II, с. 683–684). О возможной дате см. 67, с. 158–163; также 126, с. 30–31.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных