Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дополнительные авторы золотого века




На этой странице мы поговорим о ряде дополнительных авторов, которые писали во время так называемого золотого века детектива. Возможно, эти авторы не такого уровня как мэтры жанра, тем не менее, они заслуживают, чтобы о них поговорили. Они также внесли свой вклад в этот удивительный жанр - детективное произведение о невозможном преступлении.

В 1930 году выходит книга Стейси Бишопа (Stacey Bishop) под названием “Смерть в темноте” (Death in the Dark). Эта странная книга буквально напичкана невозможными преступлениями: убийство в полностью темной комнате, в которой, кроме жертвы никого нет; убийство огнестрельным оружием в комнате, заполненной людьми, при этом нет никаких следов оружия; и, наконец, “обычное” убийство в запертой комнате. И хотя, как отмечают критики, книга плохо написана, тяжелым языком, тем не менее, многие пытаются найти второе произведение этого автора (на этот роман ссылается Джулиан Саймонс (Julian Symons) в своей работе “Кровавые убийства” (Bloody Murder)), но пока без успеха. Вполне вероятно, что второе произведение С.Бишопа так и не увидело свет.

Филипп Макдональд (Philip MacDonald) написал несколько неплохих, хотя, может, и не выдающихся романов с невозможными преступлениями под своим именем. Однако свою лучшую работу под названием “Загадка Фраерс-Пардон” (Mystery at Friar's Pardon) он опубликовал в 1931 году под псевдонимом Martin Porlock. В этом произведении он сумел внести новый вид убийства - утопить свою жертву в запертой, лишенной всякой воды комнате. Вот уж действительно, нет предела фантазии авторов.

1932 год. Выходит в свет “Убийство королевы цирка” (The Murder of the Circus Queen) Энтони Эббота (Anthony Abbot), первое из четырех произведений о невозможных преступлениях, героем которых был комиссар полиции Тетчер Кольт (Thatcher Colt).

Вирджил Маркем (Virgil Markham) написал серию детективных романов. В 1928 году выходит первое его произведение - “Смерть в тумане” (Death in the Dusk) - из серии романов, местом действия которых является Уэльс. Многие из романов автора включают невозможные преступления, но литературный слог и сюжеты настолько разнятся друг от друга, что нельзя однозначно рекомендовать все его произведения современному читателю. Например, все критики рекомендуют роман “Дьявол ведет игру” (The Devil Drives) 1932 года, но в один голос подвергают критике ужасное произведение, вышедшее в 1934 году под названием “Мертвецы крадутся” (The Dead Are Prowling).

Единственный детективный роман Алекса Барбера (Alex Barber) “Комната без выхода” (The Room with No Escape, 1932) с детективом Урбаном Дормером (Urban Dormer) о жертве, заколотой ножом в запертой комнате, мог бы легко заработать статус классики детектива, если бы был чуть оригинальней. И если говорить об оригинальности, то надо прочитать блестящий роман Джона В. Тернера (John V. Turner) “Смерть, наверняка, смеялась” (Death Must Have Laughed, 1932), в котором нокаутированный боксер был, как выясняется, отравлен невозможным способом. В Америке книга вышла под названием “Убийство в первом раунде” (First Round Murder). В 1937 году похожий сюжет использует Джон Бентли (John Bentley) в “Деле Уитни” (Whitney Case).

 

 

Фримена Уиллса Крофтса (Freeman Wills Crofts) за его умение в своих романах разбивать любое железное алиби, назвали “человек-алиби”. Он внес достойный вклад в развитие жанра, и хотя он написал только два романа в этом удивительном жанре, тем не менее, это очень хорошие книги, с тщательно проработанными сюжетами и загадками. Первую, “Неожиданная смерть” (Sudden Death. 1932) с отравлением газом в запертой комнате, можно считать рядовой. Но вторая, “Конец Эндрю Гаррисона” (The End of Andrew Harrison, 1938) с отравлением газом в каюте, - очень сильное произведение во всех отношениях, что отмечено всеми исследователями этого жанра.

 

 


До сих пор на этой странице мы говорили об англоязычных авторах. Но в это время очень активно работали французские мастера детективного жанра. Проблема состояла в том, что слишком многие из них никогда не были переведены на английский, а тем более на русский язык. И все-таки двум авторам повезло в этом отношении. Знакомый русскому читателю Станислас-Андре Стиман (Steeman Stanislas-Andre) внес свою лепту в произведения о невозможных преступлениях. В 1931 году произведение “Шестеро мертвецов” (Six Dead Men) с убийством в запертом лифте получает Гран При французской детективной литературы. В следующем году эту престижную премию получает Жан Туссен-Сама (Jean Toussaint-Samat) за роман “Туфли, гулявшие дважды” (Shoes That Had Walked Twice) с убийством тупым ножом в запертой комнате. Стиман еще раз вернется к проблеме запертой комнате в 1933 году в романе “Ночь с 12 на 13” (The Night of the 12th -13th).

Хью Остин (Hugh Austin), еще один интересный автор, который поставил своего героя, лейтенанта Питера Квинта, перед довольно сложными невозможными преступлениями. Четыре романа о невозможных преступлениях - его вклад в историю жанра. И все очень хорошего уровня. Остин сумел внести новшество в жанр, впервые использовав возможность подмены отпечатков пальцев рук отпечатками пальцев ног.

 

 

Скоби Маккензи (Scobie Mackenzie) написал два романа о невозможном преступлении. Первый из них под названием “Доктор Фрам” (Doctor Fram) в наше время практически невозможно найти. Второй роман этого писателя под несколько необычным названием “Три мертвеца, один ранен” (Three Dead, One Hurt, 1934) - почти чисто приключенческий роман о странной группе людей, оказавшихся уединенными на острове в Шотландии. Большинство из них имели довольно подозрительное происхождение, и поэтому нет большого сюрприза в том, что один из самых “гнусных героев” убит при довольно странных обстоятельствах. Весьма оригинальный способ убийства в запертой комнате и очень необычное продолжение романа доставят читателю незабываемое удовольствие.

Уоллес Ирвинг (Wallace Irwin) написал только один детективный роман, но уж очень необычный - “Дело об убийстве Юлия Цезаря” (The Julius Caezar Murder Case, 1935). Журналист Публиус Манлиус Скрибо, который расследует преступление в древнем Риме, представляет собой наиболее ранний образец детектива-репортера. Читать этот роман интересно, и проблема невозможного преступления - укол невидимым оружием - имеет очень хорошее решение.

 

 

Следующий автор, о котором мы поговорим, очень оригинален. Он писал и в жанре детектива и в жанре фантастики. Гарри Стивен Килер (Harry Stephen Keeler). Его произведения - типичные продукты странного сюрреалистического воображения этого автора. Примером его творчества возьмем два романа: “Дело Марсо” (The Marceau) и “З.Джонс из Скотланд-Ярда” (X.Jones of Scotland Yard), написанные в 1936 году.

Речь в них идет об одном и том же деле, расследованном двумя разными сыщиками, Алеком Снайдом и Зениусом Джонсом. Убийство, о котором идет речь, это удушение жертвы на свежевспаханной земле, без единого следа вокруг. В последнее мгновение перед смертью из уст умирающего сорвались слова - “дитя из пекла!”, что привело ко всевозможным спекуляциям, включая карликов, вертолеты и бог знает, что еще. У автора было очень много постоянных поклонников, но также многие очень критиковали его стиль. И, тем не менее, этот автор занимает почетное место в плеяде авторов, внесших свой вклад в развитие жанра.

 

 

Произведение “Колеса вертятся” (The Wheel Spins) известно нам по знаменитому фильму Альфреда Хичкока “Леди исчезает”. Под таким же названием произведение Этель Лины Вайт (Ethel Lina White) было издано на русском языке в одном из сборников “Альфред Хичкок рекомендует”. В романе описывается исчезновение старушки из скорого поезда. Подобную ситуацию писательница описывает в романе “Она растаяла в воздухе” (She Faded into Air), написанном в 1941 году. В нем женщина исчезает из находящегося под постоянным наблюдением дома.

Три британских автора, написавшие с дюжину романов о невозможных преступлениях: Эдви Сире Брукс (Edwy Searles Brooks), писавший также под псевдонимами Виктор Ганн (Victor Gunn) и Беркли Грей (Berkeley Gray); Джеральд Вернер (Gerald Verner), писал также под псевдонимом Дональд Стюарт (Donald Stuart); и Гвин Эванс (Gwyn Evans). Их книги довольно хороши сами по себе, иногда даже очень хорошо написаны, но самое интересное, что многие из этих произведений являются адаптациями ранних историй о приключениях Секстона Блейка. Приключения Блейка (а также его современников - Нельсона Ли и Диксона Хока) были написаны различными авторами для детских газет и были полны невозможными преступлениями и запертыми комнатами. Об этих героях также писали Рекс Хардин (Rex Hardinge), Пьер Квироль (Pierre Quiroule), Десмонд Рейт (Desmond Reid). Блейк, Ли, Хок были не менее популярны, чем Шерлок Холмс, и так, как сейчас многие современные авторы пишут продолжения приключений Великого Сыщика, в те времена многие авторы писали об этих героях.

Таким же образом, и американские дешевые журналы (pulps) 20 - 30-х годов были полны приключений сотен детективов и супергероев. К большому сожалению, сейчас они стали раритетами и стоят бешеные деньги. Только сейчас некоторые издательства стали переиздавать эти произведения, и до современного читателя стали доходить эти книги. Осталось только, чтобы какое-то российское издательство тоже проявило бы инициативу в этом вопросе. Может, эти произведения не претендуют на высокий литературный статус, они часто наивны и неуклюже написаны, тем не менее, они полны жизни и темпа, и были бы очень интересны современному читателю. В 30-х годах вышли лучшие романы обсуждаемого жанра. Но журнальные публикации начали снижать темп, и все меньше рассказов можно предложить современному читателю. Однако в 1935 году вышла в свет, вероятно, лучшая коллекция рассказов об одном детективе, практически все из которых - невозможные преступления. Американский автор С. Дейли Кинг (C.Daly King) был полностью издан только в Англии. На родине этот автор практически не издавался. Это комплект из восьми рассказов под названием “Любознательный мистер Таррант” (The Curious Mr. Tarrant, 1935). Семь рассказов о невозможных преступлениях. Позже был написан восьмой, добавочный рассказ специально для журнала Ellery Queen Mystery Magazine. Ее первое издание найти практически нереально, но сейчас ее переиздают современные издательства.

В тридцатые годы также были опубликованы три других рассказа о преступлении в запертой комнате, ставших классикой: “Загадка известного работника прачечной” (The Mystery of the Fabulous Laundryman, 1933) Бена Хегта (Ben Hecht) - основанный на реальном событии; “Решено с помощью обследования” (Solved by Inspection, 1931) Рональда Нокса (Ronald Knox) - прекрасная маленькая загадка, с блеском решенная Майлсом Брендоном, и “Дело доктора Чечиони” (The Case of Dr.Ceccioni, 1935 год) Ж.Сименона, показывающее, что классик жанра также разбирался в рассказах-загадках.

И закончим эту часть нашего исследования жанра невозможного преступления рассказом Лорда Дансени (Lord Dunsany) “Две бутылки приправы” (The Two Bottles of Relish, 1934), знаменитым, мрачным рассказом о невозможном исчезновении; несколькими симпатичными рассказами Лесли Чартериса (Leslie Charteris) со своим героем по кличке “Святой”; рассказами Агаты Кристи и Энтони Баучера (Boucher) под псевдонимом Х.Х.Холмс (H.H.Holmes).

 

 

От золотого века к современникам (1943 - 1968)

 

Во время войны кроме Джона Диксона Карра о невозможных преступлениях писали многие.

Джон Рассел Ферн (John Russell Fearn), издавался в разных местах под дюжиной псевдонимов. Френсис Лесли (Francis Leslie) стартовал в 1943 году короткой серией романов о криминальном репортере Джимми Лангтри (Jimmy Langtry). В первой же книге, Study of Death (Кабинет смерти), фигурировала “запертая комната” и был описан очень умный и оригинальный трюк. Эдмунд Криспин (Edmund Crispin) после знакомства с романом “маэстро” “Кривая петля” тоже решил попробовать себя в этом удивительном жанре. В 1944 году вышел его первый роман “Дело о позолоченной мухе” (The Case of the Gilded Fly), с оригинальной загадкой о комнате, находящейся под наблюдением. В этом романе впервые появился профессор Жервез Хен. Он действовал еще в семи романах, в пяти из которых сталкивался с “невозможным преступлением”. Лучшими романами серии считаются “Лебединая песня” (Swan Song, 1947), в американском варианте “Мертв и нем” (Dead and Dumb) и “Передвижной магазин игрушек” (The Moving Toyshop).

Когда журналисты редакции Wall Street Journal обратились к Филис Дороти Джеймс с вопросом: “Какие пять романов вы назвали бы наиболее увлекательными?” “Баронесса из Холланд-парка” выбрала следующие книги: Дороти Сейерс, “Смерть на продажу” (Murder Must Advertise, 1933), Сирил Хейр, “Трагедия закона” (Tragedy at Law, 1943), Эдмунд Криспин, “Передвижной магазин игрушек” (The Moving Toyshop, 1946), Джозефина Тэй, “Вопрос права” (The Franchise Affair, 1949), Кристофер (Си-Джей) Сэнсом, “Роспуск” (Dissolution, 2003).

Сборник рассказов “Берегись поездов” (Beware of the Trains, 1953) включал в себя два рассказа о невозможном преступлении.

Нужно отметить два произведения Джоэла Т.Роджерса (Joel Townsley Rogers). Роман “Красная правая рука” (The Red Right Hand, 1945) - закрученное повествование об убийствах и исчезновениях, о сумасшедшем преступнике, по имени Corkscrew (Штопор). И повесть “Веревка повешенного” (The Hanging Rope), где двум людям в запертых апартаментах было перерезано горло.

Британская писательница Кристианна Бранд (непонятно, почему на русском языке ее назвали Мери Бранд) и ее главные герои, инспектор Кокрилл и инспектор Чарлесуорт - просто восхитительны! В романе “Кривой венок” (The Crooked Wreath) - в Англии роман вышел под названием “Внезапно у себя дома” (Suddenly at His Residence), и именно оно было использовано в русском переводе - есть отличная загадка запертой комнаты. Не менее хороши два сборника рассказов What Dread Hand (1968) и Brand X (1974), а также роман Death of Jezebel.

Достоин упоминания Эрик Хардинг (Eric Harding), который написал роман о невозможном преступлении, под названием Pray for the Dawn (1946). В нем тело мрачного карлика, похороненного около десяти лет назад, внезапно исчезает из гроба. С этого события начинается цепь странных и необъяснимых смертей. Однако, как заметил сам автор, он написал не классический детектив, а скорее роман ужасов.

Новозеландский писатель Норман Берроу (Norman Berrow) начинал писать еще перед войной, однако успеха добился уже после. Он представил на суд публики своего нового героя невзрачного Ланселота Карла Смита (Lancelot Carolus Smith), который столкнулся с рядом сверхъестественных тайн, четыре из которых относились к невозможным преступлениям. Роман The Three of Fantasy (1947) описывает исчезновения людей, комнат и даже улиц. Менее фантастичны The Bishop’s Sword (1948) и The Spaniard’s Thumb (1949), но лучше всех последняя книга - “Следы сатаны” (Footprints of Satan, 1951). В этом романе автор использовал легенду девятнадцатого столетия.

“Зима 1854/1855 года была самой холодной во всей Южной Англии за долгие годы. В ночь на 9 февраля, ударил сильный мороз, и выпало на два дюйма снега, покрывшего белым ковром все графство Девон. Река Экзе замерзла, и водоплавающие птицы попали в ледяную западню. Когда взошло солнце, всюду лежал ослепительно белый снег, отмеченный следами птиц и зверей, и, кроме того, - пересекавшей все графство цепочкой загадочных следов копыт. Зигзаги следов шли через пять церковных приходов, пересекали сады, взбирались на верхушки крыш, проходили по стогам сена, стенам, внутри и снаружи амбаров. Каждый след был четырех дюймов в длину, двух дюймов и трех четвертей в ширину, расстояние между следами составляло восемь дюймов, и было похоже, что оставило их существо хоть и с копытами, но передвигающееся на двух ногах. У деревенских обитателей той местности не было никаких сомнений относительно происхождения этих следов: они могли быть оставлены только раздвоенными копытами дьявола”.

К сожалению, у автора больше получилась завязка произведения, нежели объяснение тайны.
В 1954 году Берроу написал “Не прыгайте, мистер Боланд!” (Don’t Jump, Mr. Boland!) – очень удачный роман о невозможном преступлении, но не о наскучившем читателям мистере Смите. К достоинствам книги следует отнести также прекрасные описания Австралии, которую автор знал досконально.

Примерно в это же время (1946 -1948) в мир невозможных преступлений ворвались еще три автора. Майкл Гилберт в первом своем романе Close Quarters (1947) использовал собор, как место для убийства, причем у всех замешанных в этом происшествии имелось алиби. Дэвид Дункан (David Duncan), больше известный как автор научно-фантастических романов, в “Оттенке времени” (The Shade of Time, 1946) описал убийство ученого в запертой комнате. Его коллега, которого обвинили в преступлении, после освобождения вернулся полный решимости доказать свою непричастность.

Роман Герберта Брина (Herbert Brean), вышедший в 1948 году под названием “Вайлдерсы уходят” (Wilders Walk Away) содержал несколько невозможных исчезновений. Корреспондент Рейлонд Фрейм, влюбившись в девушку из семьи Вайлдерс, столкнулся с тремя исчезновениями из комнат под наблюдением и двумя - с песчаного берега. И хотя в решении этих тайн не было ничего необычного, книга была очень хорошо написана и содержит красочные описания Новой Англии.

Юмористические детективные романы написать, пожалуй, труднее, чем просто хороший детектив, но Алан Грин (Alan Green) довольно успешно справился с этой задачей в книгах: “Чье тело?” (What a Body?, 1949) и “Они умерли, смеясь” (They Died Laughing, 1952). Обе включали тайну запертой комнаты, но особенно изобретательна первая. В ней дан отличный ответ на вопрос: как человек может быть застрелен в запертой комнате, с огнестрельной раной в груди, но без следов на одежде?

На странице “Другие авторы золотого века” мы уже говорили о Элен Макклой. Она продолжала писать, и в 1950 году вышла, по мнению большинства критиков, ее лучшая книга. Through a Glass, Darkly (на русском языке - “Удар из зазеркалья”). В ней автор обыгрывала необычное сходство двух людей. Ситуации на первый взгляд фантастичны: доктор Безил Виллинг столкнулся с чудом, директора школы Фостину Крейл видели в двух местах в одно и тоже время. Разгадка тайны просто великолепна, и главное очень рациональна. И так же как Д.Д.Карр, за несколько лет до этого в “Сжигающем суде”, мисс Макклой оставляет нас с сомнениями относительно двойника - был ли он? Элен Макклой написала в жанре невозможного преступления еще три романа и два рассказа, один из которых “Мистер Сплитфут (Mr. Splitfoot, 1968) - особенно хорош. Но все же “Удар из зазеркалья” – лучшая ее вещь!

1951 год был одним из лучших для обсуждаемого жанра. Роман Питера Энтони (Peter Antony) “Женщина в платяном шкафу” (Woman in the Wardrobe) получил восторженные отклики критиков. Достоинств у него действительно много: абсолютно новое объяснение тайны запертой комнаты, что к тому времени было уже очень трудно, незабываемый детектив мистер Верити, да и забавный, можно даже сказать издевательский стиль, который в данном случае был очень уместен и, что немаловажно, отличные иллюстрации Николаса Бентли (Nicholas Bentley).
Под псевдонимом Peter Antony скрывались два брата-близнеца Энтони и Питер Шаффер (Anthony and Peter Shaffer). В 1955 году они, уже под своими именами, написали еще один роман с невозможным преступлением и с тем же главным героем, хотя и назвали его по-другому - Фетхом. Произведение называлось Withered Murder. По сценарию Энтони Шаффера на Бродвее была поставлена постановка “Сыщик” (Sleuth), которая в 1972 году превратилась в хороший художественный фильм об убийстве в центре теннисного корта, без следов убийцы на красном песке, покрывающим корт.

Любителям детективов о невозможных преступлениях нужно обратить внимание на роман Hilary St.G.Saunders под названием “Спящий Бахус” (Sleeping Bacchus). Как пишет автор в предисловии, идея взята из Le Repos de Bacchus французского автора Pierre Boileau. Герою - детективу Раулю Веилэ приходится столкнуться с целым рядом исчезновений: картины из охраняемой галереи, человека из тюремной машины с охраняемого участка дороги.

Найджел Морланд (Nigel Morland) достиг высшей фазы в своем творчестве, написав три великолепных загадки о невозможном преступлении с интригующими названиями: “У леди был пистолет” (The Lady Had a Gun), “Мертва по пробуждении” (Death When She Wakes), и в 1952 году, “Смерть с песней на устах” (A Girl Died Singing).

В 1953 году вышел роман “Вызови дьявола свистом” (Whistle Up The Devil) Дерека Смита (Derek Smith). Автор – профессиональный критик, один из известных исследователей жанра детектива о невозможном преступлении, решил сменить амплуа. Его герой сталкивается с двумя тайнами: как жертва была заколота ножом в запертой охраняемой комнате и каким образом был задушен человек в охраняемой запертой камере. Это единственная вышедшая книга Д.Смита, но известно, что существуют еще две неизданных рукописи.

Роман “Исчезнуть без следа” (Thin Air, 1954) Говарда Брауна (Howard Browne) заключал тайну исчезновения жены главного героя, после возвращения с праздника. По мотивам романа был написан сценарий для телевидения под названием “Рокфордские файлы” (The Rockford Fules).

Писатели-фантасты тоже решили внести свой вклад в жанр детектива. Curme Gray создал “Убийство в шестом тысячелетии” (Murder in Millenium VI, 1951) - необычный роман в жанре научно-фантастического детектива с “невозможным” преступлением. Один из основоположников научной фантастики Айзек Азимов (Isaac Asimov) в двух романах из цикла о детективе Эйладже Бейли (Lije Baley) и его партнере роботе Дениэле Оливо (R.Daneel Olivaw) - “Стальные пещеры” (The Caves of Steel, 1954) и “Обнаженное солнце” (The Naked Sun, 1957) - поставил своих героев перед невозможными преступлениями. Естественно, что это были преступления адаптированные к требованиям научной фантастики. В первом романе происходит убийство космонавта с помощью бластера, в защищенной зоне, где этого оружия быть не могло. В эту зону было только два пути: через проходные, где все люди тщательно проверялись и второй - через открытую местность, где человек не мог пройти. Во втором произведении наши герои сталкиваются с убийством, при котором на месте преступления не обнаружено никакого орудия преступления.

В конце 50-х наступил “мертвый сезон”. Можно отметить лишь неплохой роман Nieves Mathews “Она умерла в темноте” (She Died Without Light), вышедший в 1956 году, оригинальный Mr. Diablo 1960-го года Anthony Lejeune и несколько триллеров Картера Брауна (Carter Brown). Любителям детективов пришлось скучать аж до 1968 года. Но это уже отдельный рассказ. Это современный период.

 


Современные авторы

 

Кажется, уже все возможные способы убийств были перепробованы. Чтобы поразить воображение читателей, современным авторам требовалось срочно изобрести нечто из ряда вон выходящее.

Первым эту задачу решил Рэндал Гаррет (Randall Garrett), начинавший как писатель-фантаст. В конце 60-х годов он создал серию книг о приключениях лорда Дарси. Он описывал альтернативный мир, в котором Ричард Львиное Сердце не умер в сорок пять лет от раны, и благодаря этому история пошла по другому пути: возникла Англо-Французская империя, возник мир, в котором официально практикуется магия. Главный следователь Его Величества герцога Нормандского - великолепный сыщик, которому по плечу любые загадки. Его “Ватсон” - блистательный белый маг. Роман “Слишком много волшебников” (Too Many Magicians) имел некоторые шероховатости, но в целом производил отличное впечатление. Он содержал великолепно продуманную и отлично объясненную загадку запертой комнаты. Приключения “Шерлока Холмса” параллельного мира продолжились в рассказах, объединенных в два сборника: “Убийство и магия” (Murder and Magic, 1979) и “Расследует лорд Дарси” (Lord Darcy investigates, 1981).

“Смерть после молитвы” (Death After Evensong), написанная Дугласом Кларком (Douglas Clark) в 1969 году - роман о невозможном преступлении: пуля, поразившая жертву, исчезла.
Следующим стал Тони Кенрик (Tony Kenrick) с отличным, местами довольно смешным, романом A Tough One To Lose, в котором автор заставляет исчезнуть, а затем опять появиться автобус, полный пассажиров.

1973 год порадовал читателей тремя хорошими произведениями. Джереми Стеррок (Jeremy Sturrock) издал свой второй исторический детектив, включающий тайну запертой комнаты, под названием “Смешной способ убить” (Wicked Way To Die). Кэтрин Эрд (Catherine Aird) включила невозможное убийство в роман “Также его похороны” (His Burial Too). Но самым необычным стал роман Рональда Поччети (Roland Puccetti) “Суд над Джоном и Генри Нортонами” (The Trial of John and Henry Norton), в рекламе которого было написано, что это произведение достойно самого Э.Квина. Хотя в отличие от знаменитого коллеги Поччети не концентрировал внимание на невозможности преступления, его произведение заняло достойное место в ряду детективов.

Окончание этого небольшого Ренессанса было отмечено выходом двух произведений. Первым был роман “Отравленый Оракул” (The Poison Oracle) Питера Дикинсона (Peter Dickinson). Дикинсон один из самых интересных ныне здравствующих авторов. Его произведения отличают необычные декорации, на фоне которых происходят таинственные события. Так, к примеру, действие обсуждаемого романа происходит в одном из арабских нефтяных государств, в частном зоопарке султана Q’Kit, где Уэсли Моррис проводит эксперименты с интеллектуальными обезьянами. Находясь один в закрытом зоопарке, султан умер от яда.

Превосходной была и “Черная аура” (Black Aura), принадлежавшая перу еще одного “беглеца” от научной фантастики, Джона Слэйдека (John Sladek). За два года до этого, в 1972 году, Слэйдек победил в конкурсе детективных рассказов, представив рассказ “Неизвестной рукой” (By an Unknown Hand). В жюри присутствовала сама “королева” - Агата Кристи. Частью приза за победу был контракт на издание романа. Так появилось на свет произведение “Черная аура” с невозможным исчезновением. Позже, в 1977 году, вышел “Зеленый невидимка” (Invisible Green), и стало ясно: в детективном мире появился преемник “Маэстро”. Но, к большому сожалению, Слэйдек решил по-другому и вернулся к своим корням - научной фантастике, а его сыщик Thackeray Phin ушел в преждевременную отставку.

После “Зеленого невидимки”, к сожалению, появилось не много нового. И дело совсем не в том, что не хватало авторов, которые писали бы в этом жанре. Герберт Резников (Herbert Resnicow) создал серию романов, в которых семейная пара, Норма и Александр Голд не один раз сталкиваются с очень сложными задачами. Роман с невозможным преступлением под названием The Crossword Mystery (1979) написал Роберт Гиллеспи (Robert Gillespie). Орания Папазоглоу (Orania Papazoglou) создала Sweet, Savage Death (1984). Много писала Люсиль Каллен (Lucille Kallen), в ее книгах расследование ведут С.Б.Гринфильд и его “Арчи Гудвин” в юбке - Мэгги Роум. Первый роман о них вышел в 1980 году под названием The Tanglewood Murder. Все книги Л.Каллен можно смело предлагать для прочтения.

Ричард Форрест (Richard Forrest) продолжал развлекать читателей приключениями восхитительной пары: Беа и Леона Вентуортов. В книге “Смерть на Миссиссипи” (Death on the Mississippi, 1989) им пришлось заняться исчезновением судна на охраняемом участке реки.
В 1979 году Френсис Селвин (Francis Selwyn) описал кражу золота из неприступного монетного двора в Филадельфии в романе Sergent Verity and the Blood Royal. К сожалению, эти авторы в России практически ни разу не переводились.

А вот имя следующего автора в России более-менее известно: это Билл Пронзини (Bill Pronzini). Три романа и девятнадцать рассказов - его вклад в детективы о невозможном преступлении. Крутой детектив и невозможное преступление - не самое простое сочетание, но Пронзини удалось доказать, что и оно может быть удачным. Кроме того, что Билл Пронзини был довольно плодовитым писателем, он занимался изучением жанра о невозможном преступлении, находил новые таланты. Именно он помог опубликовать Д.Л.Чампьену (D.L.Champion) повесть “День, когда никто не умер” (The Nobody Died), об убийстве карлика в запертой и охраняемой комнате.

Все это замечательные авторы! Но, увы, никто из них не дотягивает до уровня Маэстро. Неужели Д.Д.Карру так и не найдется достойной замены?

Есть такой человек! Он большой любитель творчества “маэстро”. Он его ученик. В прессе его давно уже прозвали “мастером запертых комнат”. Этот автор пишет в стиле традиционной школы невозможного преступления. Он - француз. И зовут его - Поль Альтер (Raul Halter 1956 г.).

 

По материалам книги Роберта Эйди “Убийство в запертой комнате и другие невозможные преступления” (Adey, Robert. Locked Room Murders and Other Impossible Crimes: A Comprehensive Bibliography. Revised edition. Crossover Press, 1992)

 

[2007]


http://carr-d-d.narod.ru/Introduction.html

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных