Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПЫТ ШВЕЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ




Материал I.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Отрывки из книги «Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт», изданной совместно Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международным центром антинаркотической политики Санкт-Петербургского Государственного Университета и международной организацией «Европейские Города Против Наркотиков» (ECAD).
Авторы данного научно-практического издания - кандидат юридических наук, официальный представитель «ECAD» в Российской Федерации, член Окружной антинаркотической комиссии в Северо-Западном федеральном округе Георгий Васильевич Зазулин и советник-эксперт по государственному и муниципальному управлению, доцент кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук Наталья Алексеевна Фролова.

«Настоящее издание стало результатом совместной работы, направленной не только на борьбу с наркотиками и незаконным оборотом, но и на усиление формирования достойного объединительного начала в решении важнейшей государственной задачи, в укреплении ценностей человеческой культуры. Безопасное и стабильное развитие российской государственности невозможно без достижения главной цели: снижения количества наркоманов и наркопреступности. Общее, теоретико-прикладное поле данного направления, имеющее социальные и юридические параметры, должно содействовать повышению эффективности правоприменительной практики, совершенствованию законодательства, сохранению нравственного потенциала и рационального жизнеустройства человека...» - пишут авторы.

Мы же хотим отметить, что в данном издании, предназначенном для людей, кто интересуется вопросами национальной безопасности, то есть каждому разумному человеку нашей страны, подробным образом рассматриваются проблемы российского социума, связанные с распространением наркомании, затрагиваются вопросы антинаркотической политики. Особый интерес у редакции вызвала глава «Анализ зарубежного опыта проведения антинаркотической политики», несколько разделов которой мы обязательно опубликуем на ресурсе. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию анализ шведского опыта проведения антинаркотической политики.

ОПЫТ ШВЕЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Практическая реализация средств борьбы с проблемой наркотиков является очень сложной задачей, требующей рассмотрения многих связанных с этим вопросов. В своем выступлении на открытии осенней сессии Парламента Швеции 1 октября 2002 г., премьер-министр Горан Персон заявил:

«Наркотикам нужно дать бой! Мы все должны нести за это совместную ответственность. Наркотики отвоевывают среди нас свои жертвы. Зачастую люди, злоупотребляющие наркотиками, - это молодежь. Наши стремления однозначны. Количество людей, становящихся жертвами злоупотребления наркотиками, должно сокращаться, а количество людей, избавившихся от этой зависимости, - расти.
Следует создавать больше свободных от наркотиков мест, где люди могли бы совместно проводить свое время. Будет усиливаться забота о тех, кто пока еще злоупотребляет ими. Государственному координатору по противодействию распространению наркотиков будут предоставлены большие ресурсы. Специальные инвестиции будут сделаны в лечение и уход за наркоманами в крупных городах, в которых находятся большинство наркоманов и крупные скопления бездомных. Количество мест в специализированных учреждениях для молодежи будет увеличено.
Там, где наркотики, там зачастую процветает преступность. В течение срока моих полномочий 4 тысячи вновь нанятых полицейских пройдут специальную подготовку. Будет ужесточен пограничный контроль. Будут и далее развиваться инициативы по мерам борьбы с международной организованной преступностью.
Будет усовершенствована судебная система, и период времени между моментом совершения преступления и необходимыми юридическими процедурами будет сокращен. Будут усилены меры по предотвращению получения наркотиков во время тюремного заключения и нахождения на свободе для осужденных условно.
Будет улучшена забота о женщинах и детях в группах риска. Молодые женщины, испытывающие в жизни угрозу насильственного приобщения к потреблению наркотиков, получат большую поддержку. В следующем году будут приняты законы в отношении порядка применения мер сдерживания и в отношении преступлений сексуального характера».

Премьер-министр Швеции и все члены шведского парламента, невзирая на политическую принадлежность, так же как и представители широкой общественности, едины во мнении, что необходимо оказать сопротивление увеличению предложения и спроса на наркотики и вести с этим решительную борьбу.

Йонас Хартелиус, доктор правовых наук, экс-генеральный секретарь шведского Института Карнеги, считает, что сложившаяся в XX в. в Швеции практическая работа по контролю за оборотом наркотиков представляет интерес для других стран. В течение всего XX в. Швеция пережила огромные изменения в наркоситуации и уровне контроля за оборотом наркотиков, став своего рода экспериментальной лабораторией. Шведский опыт серьезно изучался на научном уровне, поскольку он интересен осуществлением контроля за наркотиками при различном политическом климате, что, безусловно, создало соответствующую диалектику взаимосвязи между проблемой и ее решениями. Одна из основ этого опыта заключается в том, что проблема наркомании существует уже более 50 лет, и Швеция была первой страной в Европе, которую в послевоенные годы охватила эпидемия наркомании путем потребления психостимуляторов.

Йонас Хартелиус рассматривает наркоэпидемию с двух сторон: во-первых, как новый социально-медицинский феномен на основе научной теории шведского врача, профессора Нильса Бейерута; во-вторых, как особую часть проблемы распространения наркотиков. К тому же, он подчеркивает, в исторической ретроспективе до 1945 г. примеров потребления наркотиков не так и много: это, например, широко известный в 40-е гг. XIX в. клуб любителей гашиша в Париже. В 80-е гг. XIX в. существовала кокаиновая эпидемия в Европе. Известный психиатр, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд столкнулся с пациентами, которые потребляли кокаин, и позже создал по этому поводу научное писание. Кроме того, существовала героиновая эпидемия в Нью-Йорке в 1914 г., которая без сомнения является первоисточником современной наркоэпидемии. Продолжение этой эпидемии имело место в Каире в 1925 г. Предположительно потом из Каира через моряков, через торговые суда эта эпидемия была разнесена по всему миру в первую очередь в торговые города. Именно таким образом эта эпидемия достигла Швеции.

В послевоенное время стремительное развитие ситуации распространения массового потребления наркотиков в Западной Европе превратило вопрос о борьбе с наркоманией в кризисный политический вопрос в большинстве стран. Как эксперт в области наркополитики Йонас Хартелиус в своем анализе обозначает характерную тенденцию для наркоэпидемии как принципиально нового явления:

Не менее половины всех наркоманов активно привлекают других к потреблению наркотиков. Как правило, самое активное распространение происходит в первые два года после того, как человек сам начал потреблять наркотики. Этот период называется «медовым» месяцем наркомании. В течение этого так называемого «медового месяца» наркомании человек в основном почти исключительно получает положительные ощущения от наркотиков. В этот момент наркоман с воодушевлением, почти с экстазом описывает своим друзьям свои приятные впечатления от потребления наркотиков. Это исключительно эффективный метод рекламы пропаганды, которая идет от друга к другу, а на самом деле это фальшивая информация. Это связано с тем, что сам наркоман еще не столкнулся с проблемами. Он еще сам не осознает, что он попал в зависимость от наркотика. Его еще не затронули в полной мере социальные проблемы, которые он создал сам себе и своей семье. И он еще не осознал, что вскоре попадет в колею, из которой не сможет выйти уже всю жизнь или, во всяком случае, в течение многих лет.

Эпидемическая наркомания первоначально имеет четко выраженные группы риска. Это люди с различными социальными отклонениями, а также люди из преступных кругов. Именно за счет этого эпидемическая наркомания чаще всего начинается именно в кругах преступных. Затем она распространяется на другие группы. И на определенном этапе людей, попробовавших наркотики, становится больше, чем тех, кто наркотики не пробовал.

В начале эпидемическая наркомания охватывает людей, которые сами по себе лично подвержены, менее устойчивы против наркотиков. Однако по мере того, как растет количество людей, уже захваченных эпидемией, - увеличивается доступность, увеличивается количество тех случаев, когда человеку предлагают наркотики. И когда молодых людей, потребляющих наркотики, оказывается достаточно много - начинается оказание давления на других. Естественно, возникает желание быть как все, и, в каком-то смысле, любопытство, желание попробовать побеждает для того, чтобы узнать, что же это такое.

За такой краткий период, как 10 лет, отношение в обществе к наркотикам может измениться очень значительно. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить как подверженность наркотикам, так и доступность их. Те усилия, которые могут снизить подверженность потребления наркотиков, - это в первую очередь практическая информация о риске, о возможности возникновения зависимости.

Также важно создание общественного мнения: «Скажи наркотикам нет». Здесь необходимо показывать положительные примеры: популярных спортсменов, кумиров молодежи, которые во всеуслышание заявляют, что они не потребляют наркотики. Исключительно важно снизить доступность наркотиков, т. е. степень их распространенности, в этом смысле важны усилия политиков против мелких уличных торговцев на рейв-дискотеках..

Из практического опыта противодействия распространению наркотиков Йонас Хартелиус отмечает, что эпидемия наркомании развивается раньше, чем возникают крупные наркосинди-каты. Наркорынок сам осуществляет свой маркетинг, а его двигателем является спрос на наркотики. Шведские специалисты в сфере контроля за оборотом наркотиков пришли к выводу, что необходимо бороться с торговлей наркотиками на всех уровнях, начиная с крупных наркосиндикатов и кончая мелкими торговцами на улицах. Касаясь специфического шведского опыта, следует подчеркнуть, что до 1944 г. действовали чисто административные меры, касающиеся оборота наркотиков. Существовали правила для аптек, врачей, однако полиция в это дело не была включена, поскольку преступности, связанной с оборотом наркотиков, практически не существовало. Только в 1944 г. возникают первые случаи потребления наркотиков (амфетамина) в Стокгольме. В том же году в Швеции были введены не менее строгие правила на оборот морфина и другие классические наркотики. В 1946 г. начинается эпидемия внутривенного потребления амфетамина, начавшаяся с молодого человека - шведа, который поехал на каникулы в США и там познакомился с наркотиками. Именно в связи с этим эксперты считают, что шведская наркоэпидемия является продолжением эпидемии, начавшейся в Каире в 1925 г.

В 1954 г. врач Нильс Бейерут выявил первый в Стокгольме и в Западной Европе случай внутривенного потребления наркотиков. На этот момент Нильс Бейерут был социальным врачом при комиссии по делам детей. Он диагностировал амфетаминовый психоз у юной девушки, которая приняла слишком большую дозу амфетамина и совершенно потеряла рассудок. Бейерут забил тревогу, на которую власти не отреагировали.

В том же 1954 г., в Стокгольме появились два полицейских, специализировавшихся по обороту наркотиков. Однако предполагалось, что они параллельно будут заниматься борьбой с контрабандой алкоголя и золота. На этом этапе наркомания была относительно ограниченной и в основном поддерживалась незаконной продажей наркотиков в аптеках. Очень часто наркоманы приходили к врачам и рассказывали какие-то неправдоподобные истории или сами подделывали рецепты. Кроме того, случались и кражи из аптек. Поскольку таких случаев стало больше, это привело к тому, что правоохранительные органы назначили специального прокурора, занимающегося делами, связанными с оборотом наркотиков. Этот первый прокурор был человеком энергичным и возбудил огромное количество уголовных дел по наркопреступлениям, благодаря которым страна увидела, насколько серьезно обстоит дело с наркотиками.

В 1958-1959 гг. амфетамин и схожие с ним препараты официально были причислены к разряду наркотиков. В этом смысле Швеция стала первой страной, где эти препараты были причислены к наркотикам. Кроме того, в 50-е гг. началось распространение потребления гашиша, первоначально оно было очень ограничено. В 1964 г. активизировались дебаты в средствах массовой информации по проблеме наркомании. В рамках этих дебатов, по мнению И. Хартелиуса, проблема получила неадекватное отражение, поскольку выдвигался тезис, что проблема с наркоманией прямо вызвана работой полиции по борьбе с наркотиками.

В Швеции очень многие журналисты в 60-е гг. говорили так: «Это проблема медицинская, пусть ею занимаются врачи». Предлагалось официально дать врачам право прописывать наркотики и наркотические препараты наркоманам. По этому поводу средства массовой информации развернули очень сильную кампанию, и власти дали разрешение на такие действия, начав эксперимент в рамках Стокгольма. Предполагалось, что врач будет прописывать наркоману наркотики, постепенно уменьшая дозу, для того чтобы наркоман мог постепенно отвыкнуть от наркотиков. На практике Швеция получила печальный опыт, и официальное прописывание наркотиков врачами было остановлено через два года в связи с несколькими смертными случаями. Оказалось, что такие методы не способствуют уменьшению дозы, они, наоборот, ее увеличивают. Кроме того, выяснилось, что наркоманам в некоторых случаях прописывали большие дозы, что им удавалось продавать излишек. Это привело к стремительному распространению наркотиков в Стокгольме. За 12 месяцев количество наркоманов возросло в два раза. А в самой младшей возрастной группе с 15 до 18 лет наблюдалось увеличение количества наркоманов в 10 раз. Этот эксперимент закончился катастрофой, но шведские власти сочли своим долгом предупредить другие страны о возможных последствиях такого рода экспериментов. Ситуация стала настолько серьезной, что потребовался новый закон о наркотиках. Параллельно с распространением наркомании по всей стране росло и количество преступлений, связанных с наркотиками. Поэтому с 1 января 1969 г. шведская полиция начала национальную кампанию против наркотиков. Она называлась «полицейское наступление» и дала значительные результаты. Кампания была настолько успешной, что впервые в истории Швеции эпидемия начала сокращаться. Однако следует помнить, что такого рода успех не может быть вечным. Через несколько лет проблемы снова обострились. Это было важное время для формирования общественного мнения. Впервые в Швеции открыто, в том числе на международной арене, было сказано, что наркотики исключительно опасны.

В конце 60-х гг. шведская дипломатия выдвигает идею об установлении международного контроля за распространением наркотиков. Проблема заключалась в том, что амфетамин и другие наркотики такого же класса свободно продавались, например, в Голландии или Испании. Это давало широкие возможности для контрабанды наркотиков в Швецию. Для шведских условий исключительно важно было, чтобы под контролем оказался оборот амфетамина. Вместе с ним под таким жестким контролем оказались и другие препараты, например ЛСД или экстази.

Диалектическое развитие продолжалось по мере того, как острее становилась проблема, все более развитыми становились и меры по борьбе с наркоманией. В Швеции изменился закон об ответственности за преступления, связанные с наркотиками, было введено тюремное заключение на срок до 10 лет. Самый жесткий закон был введен для того, чтобы вступить в серьезную борьбу с международными наркосиндикатами.

В 1972 г. в Голландии был задержан гражданин Германии Карл Паукш - наркоторговец, который контролировал значительную часть амфетамина, поступавшую на шведский рынок. Когда его преступная структура была разрушена, на амфетаминовом рынке наступило относительное затишье. Это привело к значительному снижению потребления амфетамина.

В середине 70-х гг. в Швецию пришел героин. Это привело к большому количеству смертных случаев. В 1977 г. было проведено исследование по всей стране, которое показало, что в Швеции 10-12 тыс., так называемых «тяжелых» наркоманов, а 200 тыс. шведских подростков пробовали наркотики. При этом следует помнить, что население в Швеции составляет примерно 8 млн.

В 70-х гг. началось некое ослабление внимания, например, очень многие дела по преступлениям, связанным с наркотиками, не возбуждались, не доводились до суда. Полиция также перестала заниматься мелкими торговцами, что создало новый виток распространения наркомании. В 1978 г. была сформулирована конкретная политическая цель в борьбе с наркотиками, а именно шведский парламент назвал целью своей работы - общество без наркотиков.

Ухудшение ситуации привело к тому, что в 1980 г. появились новые правила в судебной практике. Теперь прокурор и полиция занимались наркотиками в любых количествах, в том числе и в очень малых. Прокурор всегда возбуждал уголовное дело и доводил его до суда. Одновременно с этим были образованы специальные группы по борьбе с мелкими или уличными торговцами, тем самым была осуществлена стратегия борьбы с наркоторговлей на всех уровнях. При этом преследовалось несколько целей: снизить любопытство, интерес к наркотикам; выявлять как можно раньше людей, только начавших потреблять наркотики; отслеживать подростков, приобщившихся к наркотикам для того, чтобы принять какие-то социальные меры; осложнить жизнь уличным торговцам. Именно в это время, по мнению Йонаса Хартелиуса, началось развитие «шведской модели».

В 1988 г. принимается решение о введении уголовной ответственности и за потребление наркотиков, а не только за хранение. В 80-е гг. появляются новые виды наркотиков, например МДМА, известный под названием «экстази».

В 1993 г. шведский парламент дает полиции полномочия брать анализ мочи при наличии подозрения на потребление наркотика. Это означает, что полицейский, столкнувшийся с человеком, которого он подозревает в потреблении наркотиков, может требовать от него анализ мочи, сданный в специальных условиях, который используется в качестве доказательства в суде. Основой для действия полицейского может быть визуальное наблюдение, т. е. то, что он видит признаки наркотического опьянения или может наблюдать сам факт потребления наркотика внутривенно. При выявлении такого случая полиция одновременно посылает соответствующий рапорт в социальную службу. Это приводит к тому, что полиция, таким образом, выявляет огромное количество наркоманов, нередко начинающих, которые никому не были известны.

С 1999 г. категорически запрещено потребление наркотиков при управлении транспортным средством, так называемая «нулевая граница». Это означает, что человек, управляющий транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, может быть приговорен к штрафу и даже к тюремному заключению. Существует только одно исключение: наркотические препараты официально прописаны врачом для лечения какого-либо заболевания, если пациент не представляет угрозы для других участников движения.

В Швеции очень сильными являются общественные организации, которые ставят своей целью проведение последовательной ограничительной антинаркотической и антиалкогольной политики. Большинство организаций в настоящее время концентрируется на борьбе с наркотиками. Так, например, с 1969 г. в Швеции действует Союз общественных организаций «За общество без наркотиков», который возглавляет Уве Розенгрем. Свою задачу Союз видит в предотвращении наркоэпидемии - общей социальной беды, поскольку наркомания растет независимо от общественной системы, если ей не противопоставить мощное сопротивление. Союз отказался от государственных пособий, и организация осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно, исключительно за счет членских взносов.

Уве Розенгрем считает, что для успешного решения любой проблемы необходимо ее глубоко проанализировать. Это исключительно важно. Анализ - это своего рода моделирование, а всякая хорошо созданная модель способна максимально приблизиться к реальности. По этой модели можно заранее предсказать дальнейшее развитие событий. Что же такое наркомания и какие меры можно применить в борьбе с этим злом? В своем анализе Уве Розенгрем подчеркивает следующее: существуют различные типы наркомании. Раньше в России, как и в Швеции, была развита так называемая терапевтическая наркомания. Жертвами ее становились несчастные люди, пострадавшие от врачей, которые прописывали им наркотические средства от различных заболеваний. То, что началось в сороковые-пятидесятые годы и продолжается сегодня, называется эпидемической наркоманией. Эпидемическая наркомания обычно охватывает ограниченную по возрасту группу людей, в зависимости от препарата и способа его потребления. Со временем появляются новые препараты, число наркоманов растет, эпидемия постепенно становится неуправляемой. Возникает момент, когда наркопотребителей становится так много, что с проблемой уже почти невозможно справиться. В странах Западной Европы такая ситуация привела к тому, что люди начали думать о легализации наркотиков. Когда проблема становится такой большой и дорогостоящей, общество ощущает бессилие. Но официально разрешить и узаконить зло - не значит победить его. Скорее наоборот - опустить руки. В этом случае проблема может перерасти в настоящую эпидемию, когда зло считается социально приемлемым, независимо от того, разрешено или не разрешено потребление наркотиков. Наркомания становится нормой жизни и в итоге ведет к вырождению общества. Это последняя, самая страшная стадия наркоэпидемии.

В чем особенности развития наркоэпидемии? В быстром распространении «дурмана» в обществе. В этом вся суть проблемы наркомании. Наркотики, как зараза, передаются от одного к другому. Многие наркоманы прямо или косвенно вовлекают новых людей в наркоманию. Обычно это происходит задолго до того, как им самим становятся очевидными все отрицательные последствия потребления наркотиков. К этому моменту наркоман вовлечет уже многих. Как с этим бороться? Здесь можно выделить три вида профилактики.

Первичная профилактика - предупредительная, ее цель - предотвратить потребление наркотиков вообще. В первичной профилактике главным методом борьбы является информация - подробная и конструктивная. Необходимо донести до общества знание и тем самым разрушить все мифы о безопасности наркомании. Кроме того, необходимо подавать положительный пример молодому поколению, создавать ориентир правильного поведения.

В Швеции наибольшее значение отводится вторичной профилактике. Она заключается в выявлении начинающих наркоманов и во вмешательстве, способном остановить дальнейшее потребление наркотиков. В этой стадии профилактики как раз и развивается основная борьба с проблемой.

Третичная профилактика - это уже непосредственное лечение больных наркоманией. С наркотической зависимостью очень тяжело справиться, это требует больших денежных затрат и высокого уровня профессионализма. Но даже если использовать новейшие методы лечения, которые могли бы реабилитировать каждого бывшего наркомана, эпидемия все равно будет расти. При этом, по мнению председателя Союза, печальным остается факт, что рост наркоэпидемии идет быстрее, чем реабилитация наркоманов.

Касаясь сферы борьбы с наркоторговлей, Уве Розенгрем отмечает:

Наркобизнес будет существовать и успешно развиваться до тех пор, пока существует спрос на наркотики. Это вовсе не означает, что следует прекратить гоняться за воротилами наркобизнеса. Но для того, чтобы поймать акулу, надо лишить ее пищи - выявить и выловить всех «мелких рыбешек». Это самая главная наша задача. Мы не можем решить все проблемы наркомании только за счет лечения наркоманов и борьбы с преступностью. Самая важная сила - это не только полицейские или врачи, это веемы - взрослые, которые любят детей и подростков и хотят, чтобы они были здоровы и счастливы. Наш шведский опыт подсказывает: как только замолкает глас народа, все структуры власти начинают бездействовать. Мы должны работать сами и должны помнить, что за нас эту работу никто не сделает.

Основная функция полиции - задерживать наркоманов и заботиться о том, чтобы те, кто еще может бросить наркотики, сделали это. Полиция своими решительными действиями должна отпугивать молодых, отбить желание экспериментировать. Особенно жесткие меры должны касаться тех, кто уже не в состоянии прекратить потреблять наркотики. Такие люди должны немедленно подвергаться принудительному лечению. Это ответственность, которую развитое, зрелое общество должно взять на себя.

Слово не должно расходиться с делом. В борьбе с наркоманией для получения ощутимых результатов важно единство всех методов - всеобщее знание плюс реальные законные меры пресечения. И эти меры, подчас жесткие, продиктованы любовью. В этом и заключается истинный гуманизм.

По статистике от наркомании излечивается небольшое количество людей. Но такие люди есть. Если бы они рассказали о своем опыте, о своих переживаниях, это могло бы помочь им самим стать выше, как личностям. Излечившиеся от этой страшной болезни часто делятся своим опытом с наркоманами, убеждая их, помогая им избавиться от зависимости. Чем больше наркозависимых удастся вылечить, тем больше себе подобных они вернут в человеческое общество.

Наркомания приводит к тому, что человек превращается в животное, теряет человеческий облик, унижает самого себя, унижает других. Он становится плесенью на стенах общественного здания. Наркомания отнимает у людей жизненную энергию, приводит людей к пассивности, зомбирует. Необходимо объединить усилия, чтобы активно бороться за общество без наркотиков и предотвратить гибель человеческой нации. Деятельность самой организации «Общество без наркотиков» сохраняет исключительную важность в ужесточении шведской антинаркотической политики.

Торгни Петерссон, директор шведской общественной организации HNN, в рамках которой специалисты занимаются такими сторонами оборота наркотиков, как коррупция, наркотический терроризм, отмывание денег, полагает, что наркотики представляют самую серьезную угрозу для любого демократического общества. Согласно данным ООН, ежегодный оборот наркотических денег в мире составляет сумму, адекватную 5000 миллиардов шведских крон. Эта сумма позволила бы в течение приблизительно 200 лет решать все проблемы такого города, как Санкт-Петербург.

Опасность такого оборота для демократических обществ усиливается растущим движением за легализацию наркотиков, как в европейских странах, так и в некоторых государствах других континентов. Это заставляет максимальным образом координировать антинаркотическую политику, начиная от высшего, политического уровня и заканчивая «низовым» уровнем - полиция, школа, общественные организации, социальные службы, информация для общественности. При этом Т. Петерссон, профессионально занимающийся противодействием незаконному обороту наркотиков, особо подчеркивает понимание различия между двумя концепциями в наркополитике - предотвращением потребления наркотиков и снижением вреда от их потребления:

В дискуссиях по вопросу возможных решений проблемы наркотиков нужно помнить, что формулировка «препятствовать потреблению наркотиков» принципиально отличается от «уменьшения связанного с наркотиками ущерба». Попытка уменьшать связанный с наркотиками ущерб довольно часто является следствием неудачи в противодействии потреблению наркотиков, как первоочередной задачи. В этом состоит различие наибольшей важности. Любая страна, в которой есть некоррумпированные политики и правоохранительные органы, честно занимающиеся проблемой распространения наркотиков на основе имеющихся научных данных о разрушительных последствиях использования наркотиков, скажет, что для того, чтобы быть более продуктивными в своей деятельности, конкурентоспособными, творческими и чувствовать себя в большей безопасности в повседневной жизни, необходим доступ к меньшим объемам наркотиков, а никак не увеличение их количества.

Пока что результатом пристального внимания к проблеме распространения наркомании было то, что все усилия, направленные на борьбу с наркотиками, были направлены на наркопреступность, в том числе на производителей и перевозчиков наркотиков. Эта работа проводилась в соответствии с существующей в разных странах законодательной системой. К сожалению, хотя усилий для борьбы с производителями и сбытчиками наркотиков было приложено немало, усилий по успешному в первую очередь предотвращению использования наркотиков было приложено недостаточно.

Торгни Петерссон убежден, что для воплощения в жизнь эффективных превентивных мер в борьбе с наркотиками необходимо иметь всеобъемлющий комплекс мероприятий, в том числе:

· информирование не только о действии наркотиков, но и о поступках отдельных наркоманов и организованной преступности, о преступлениях, совершаемых в состоянии наркотического опьянения в стране, о цене, которую за это платит общество. Недостаточно только описать различные виды наркотика и их действие на человека. Необходимо информировать своих сограждан о всех социальных последствиях торговли наркотиками, чтобы люди понимали, что в это вовлечены огромные деньги и что те, кто связан с этими деньгами, не собираются отказываться от этого бизнеса. Осведомленность о структуре и методах национального и международного сотрудничества и понимание положительных сторон эффективного взаимодействия между правоохранительными органами, частным сектором, неправительственными общественными и другими организациями имеют важнейшее значение;

· мероприятия по снижению спроса. Слишком долгое время большой упор делался только на снижение поставок. Сокращение объемов поступления наркотиков имеет весьма важное значение, но снижение поставок без предпринятых усилий по эффективному снижению спроса недостаточно; мероприятия по снижению спроса важны, но их следует сочетать с усилиями по снижению спроса в больших размерах нежели в настоящее время;

· репрессивные меры, например, принудительное лечение, тюремное заключение за отдельные преступления, связанные с наркотиками;

· предоставление лечения и ухода, например расширение мероприятий по оказанию помощи наркоманам, которые, несмотря на усилия по предотвращению применения наркотиков, начали их потреблять.

Конечной целью данных мероприятий является стремление к достижению общественного устройства, при котором незаконные наркотики находятся в положении незаконных такого общества, в котором предпринимаются все возможные усилия для предотвращения использования наркотиков как неотъемлемой части повседневной жизни.

В 1998 г. в свою бытность министром здравоохранения и социальных вопросов г-жа Марго Валлстрём выступила с директивами о всеобъемлющем изучении политики Швеции в вопросах борьбы с наркотиками. Спустя три года Комиссия по наркотикам при Правительстве Швеции представила результаты расследования в докладе «Политика Швеции в области наркотиков. На перепутье», в котором было ясно сказано, что в будущем для Швеции существуют два направления борьбы с наркотиками - увеличение усилий по снижению объемов предложения и спроса путем выделения больших финансовых средств и увеличения персонала, ИЛИ примирение с расширением потребления наркотиков и ростом тяжести связанных с этим проблем.

Парламент принял решение об усилении борьбы с незаконным оборотом наркотиков при одновременном расширении сети лечебных учреждений. Правительство выделило начальную сумму 325 млн. шведских крон на 4 года.

В январе 2002 г. шведское правительство назначило первого в истории «царя наркотиков». Специально созданный орган «Мобилизация против наркотиков» во главе с Бьорном Фриесом, в прошлом муниципальным комиссаром по социальным вопросам в городе Карлскруна на юге Швеции, стал ответственным за выполнение решений парламента во всем объеме на предстоящие 4 года. В октябре 2002 г. был назначен новый министр г-н Морган Йоханссон, отвечающий за вопросы социальных услуг, бездомности и в особенности наркотиков. «Мобилизация против наркотиков» усиливает превентивные мероприятия и концентрирует свою деятельность на:

· прекращение поставок наркотиков;

· принятие мер к тому, чтобы как можно меньшее количество молодых людей стремилось попробовать наркотики или поэкспериментировать с ними;

· предоставление помощи большему количеству людей, страдающих от наркотической зависимости, с целью дать им возможность отказаться от наркотиков.

Более подробное рассмотрение плана мероприятий созданной структуры позволяет оценить позитивную направленность совместных усилий общественности и властных структур по противодействию распространения наркотиков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных