Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Типы и уровни приспособительного поведения.

Психика представляет собой аппарат для отражения реальности и регулирования поведения организма в соответствии с отраженными свойствами действительности. Существуют различные способы формирования целесообразного поведения.

Во-первых, отражаемые свойства реальности и формы реагирования на них могут быть заданы заранее, правила отбора информации из реальности и ее переработки в ответные действия «встроены» уже при рождении в психику животного, заданы наследственностью, врожденными анатомо-физиологическими свойствами его организма и нервной системы. Такая форма программирования поведения - инстинкт [1]. Инстинкты могут быть связаны с добычей пищи, с миграциями, со строительством жилищ, с размножением, с обороной от врагов, с выращиванием потомства, со сбором информации о биологически значимых свойствах окружающего мира. У разных животных инстинкт играет различную роль в поведении. Поведение насекомых полностью определяется инстинктом, велико значение инстинкта в поведении птиц, а у млекопитающих инстинкты занимают в поведении значительно меньшее место[2]. Инстинктивная форма поведения одновременно выгодна (животное фактически после рождения обеспечено необходимыми программами) и невыгодна (инстинкт не обеспечивает безопасности животного в изменившихся условиях)[3].

Черты инстинктивного поведения:

· целесообразность [4];

· стереотипность, шаблонность [5];

· автоматичность [6].

Наиболее глубокой основой инстинктивного поведения, по-видимому, являются тропизмы [7] - автоматические процессы, которые происходят в результате физико-химических реакций между организмом и внешней средой. Положительный тропизм, движение к чему-либо – таксис, отрицательный тропизм, движение от чего-либо – патия. Тропизмы существуют и у простейших животных, и у растений, для их работы не нужна нервная система[8].

Более сложным является ответ организма на воздействие среды путем «безусловного» (врожденного) рефлекса. При этом раздражитель из внешней среды воздействует на органы чувств, органы чувств посылают сигнал в нервную систему (большинство безусловных рефлексов замыкаются через спинной мозг), в мозге возбуждается определенный участок, возбуждение передается на двигательный участок, оттуда идет импульс, несущий определенной мышце команду сокращаться. Цепь преобразований информации при безусловном рефлексе выглядит так:

1. Раздражитель.

2. Раздражение.

3. Передача в нервную систему (афферентация).

4. Замыкание в мозге связи между чувствующим центром и двигательным центром.

5. Команда управления (эфферентация).

6. Ответ (реакция).

При этом связь между раздражением и ответом является врожденной.[9]

Для того, чтобы реализовалась программа инстинктивного поведения, необходимо определенное состояние организма - аппетенция, наличие сигнала из внешней среды (эвокатора), в качестве которого обычно выступают немногие простые признаки[10]. Причем каждый безусловный рефлекс, входящий в цепь инстинктивного поведения, требует своего эвокатора. Кроме того, для продолжения работы цепи необходим сигнал о том, что предыдущий этап успешно завершен. Таким образом, инстинкт – это врожденная гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последовательность их реализации и регулировку при помощи обратной связи.

Приспособление животного к меняющимся условиям осуществляется при помощи навыка [11]. Формирование навыка происходит в соответствии с определенными законами (по Торндайку):

· закон готовности (для образования навыка в организме должно иметься состояние, толкающее к соответствующим действиям);

· закон упражнения (чем чаще какое-либо действие совершается, тем вероятнее, что животное повторит это действие);

· закон эффекта (чаще повторяется то действие, которое дает положительный эффект).

Помещенное в проблемную ситуацию, животное действует сначала хаотично, случайно. В процессе попыток оно наталкивается на такие действия, которые дают решение задачи, то есть положительный эффект. Эти действия повторяются чаще, и это ведет к их закреплению. Действия, которые дают отрицательный эффект или никакого эффекта, тормозятся. Такой путь научения Торндайк назвал «обучением путем проб и ошибок». Но источником исследовательских проб является врожденный ориентировочный рефлекс, поэтому более точным будет называть способ формирования навыков « обучением путем поиска и отбора». Круг реакций, в котором ведется поиск при этом определяется целью поведения (освобождение, добыча пищи, отыскание самки, преодоление препятствия, устранение опасности и т.п.), форма этих реакций определяется врожденными структурами поведения и опытом. Определенный уровень обучаемости присущ очень многим живым организмам[12]. Навык не сменяет инстинкта, а развивается параллельно с ним. Положительная сторона навыка в том, что он позволяет гибко изменять поведение животного в новой среде, приспосабливаться. Недостаток навыка в том, что его формирование требует многочисленных проб (а в природе часто складываются ситуации, в которых попытка дается только одна) и длительного времени, поэтому репертуар накопленных приспособительных реакций оказывается ограниченным.

Основным звеном обучаемого поведения является условный (приобретенный) рефлекс. Он строится на формировании временной связи возбуждения от одного раздражителя с возбуждением от другого. Пример – формирование «сочетательного» условного рефлекса у собак в лаборатории И.П.Павлова: при включении электрической лампочки (условный раздражитель, сигнал) собака каждый раз получала пищу (безусловный раздражитель[13]). В жизни для животного сигналами становятся естественные свойства безусловных раздражителей – запах пищи, рычание хищника и т.п.. Обучаемое поведение имеет свои закономерности.

1. Генерализация эффекта: условный рефлекс сначала обобщается, распространяется на все похожие стимулы. По мере нарастания несходства стимулов рефлекс ослабевает (так называемый градиент генерализации).

2. При усложнении ситуаций животное способно проводить дифференцировку – различение стимулов (это свойство можно использовать для выяснения особенностей ощущений у животных).

3. Неподкрепляемый условный рефлекс угасает [14]. Процесс угасания связан в основном не с разрушением временных связей, а с особым процессом торможения, активным, направленным на предупреждение срабатывания механизма рефлекса.

В процессе условного рефлекса сама реакция все же является врожденным ответом на раздражение (например, выделение слюны на пищу или отдергивание конечности от раздражителя).

В основе обучения новым реакциям лежит другой тип условных рефлексов – «оперантный» или «инструментальный». Здесь закрепляются не врожденные, а любые случайные действия животного, которое само активно ищет правильные действия[15]. Для сохранения оперантного рефлекса нет необходимости подкреплять его постоянно, здесь действует закон «промежуточного подкрепления». Отношение между подкрепляемыми и неподкрепляемыми действиями, при котором оперантный рефлекс не обнаруживает угасания, называется пропорцией подкрепления.

Условный раздражитель сам, в свою очередь, может становиться подкреплением для другого индифферентного раздражителя[16]. Такой рефлекс называется рефлексом второго порядка.

* * *

Высший уровень приспособительного поведения – интеллектуальное поведение. Оно имеет свои особенности:

· правильное действие возникает внезапно, сразу, а не путем постепенного отбора случайных удачных движений и подавления ошибочных в ходе многочисленных исследовательских проб;

· вся операция осуществляется как целостный непрерывный акт, а не складывается постепенно по мере закрепления отдельных удачных движений;

· однажды найденное правильное решение всегда используется в аналогичных ситуациях, оно сразу закрепляется, усваивается.

 

% ошибок % ошибок

                 
   
   
 
 
   

 

 


Количество попыток

 

1. «Кривая научения» при формировании навыка.

2. «Кривая научения» в случае интеллектуального поведения.

 

При интеллектуальном поведении найденное решение – принцип действия - легко переносится в новые условия, причем важным оказывается не сам раздражитель (предмет), а его отношение к другому предмету – к цели действия. Действия животного как бы состоят из двух этапов – подготовительной фазы и фазы осуществления. Решение имеет опосредованный характер: поведение определяется не биологическим «значением» предмета, не тем, как этот предмет относится к организму и может воздействовать на него, а тем, как этот предмет относится к другим предметам, может изменить их состояние, воздействовать на них. Причем выполняемые действия не заданы врожденными программами или подражанием, а найдены животным самостоятельно. Интеллект – орудие выработки новых для данной особи форм поведения.

В опытах, проводимых с человекообразными обезьянами, переход к интеллектуальному решению происходил только после того, как все формы поведения, имевшиеся в репертуаре животного, были испробованы и не дали эффекта. Таким образом, первый компонент интеллектуального поведения – обнаружение непригодности в данной ситуации всех привычных способов достижения цели. Задача его – отыскать новые действия, отвечающие новым отношениям вещей и изменяющие ситуацию так, чтобы свести ее к одной из привычных.

Действия, совершаемые при этом, заимствуются из опыта, обусловленного условиями существования[17]. Второй элемент интеллектуального поведения – перенос операций, который становится возможным, когда животное умеет выделять, сравнивать отношения вещей [18]. Ряд опытов показывает, что животные способны различать простейшие геометрические фигуры, а также определенное количество точек, причем верхней границей этой способности является множество из 7 элементов.

Для того, чтобы перенос действия был эффективным, достигаемые им результаты должны сопоставляться с целью действия. Такое сопоставление при интеллектуальном действии осуществляется психикой, а не опытным путем, как при формировании навыка. Это возможно только в том случае, если в психике каким-то образом представлен ожидаемый результат соответствующих действий в данной ситуации (при имеющемся отношении вещей). Необходима экстраполяция (предвосхищение) изменений ситуации, которые возникнут в результате выполнения соответствующего действия (или его невыполнения). Животное в своем поведении руководствуется не тем, что есть сейчас, а тем, что будет через некоторое время (например, бегущая через дорогу собака координирует свое движение с автомобилями)[19]. Очень показательны опыты с поиском «обходных путей». Перед животным ставят кормушку, но путь к ней загорожен решеткой сложной формы, так что добраться до пищи можно только если вначале двигаться в противоположную сторону. Шимпанзе справляется с задачей очень быстро, а курица оказывается неспособной ее решить; поведение обезьяны определяется реакцией на ситуацию, поведение курицы – реакцией на пищу.

Формирование двухфазного поведения происходит не путем проб и ошибок, поскольку если первая фаза случайно и окажется удачной, подкрепления она не получает. Соответствующее подготовительное поведение должно сразу связываться с соответствующей целью (то есть с исполнительной фазой), и через эту связь получать подкрепление.

Для формирования двухфазных действий психика должна уметь отражать, обнаруживать, учитывать связь вещей друг с другом; таким образом, когда между новыми предметами обнаруживается старая известная связь, возможно сразу перенести на них операцию, которая соответствует этой связи[20].

У всех высокоорганизованных существ имеется механизм сбора и накопления информации о биологически нейтральных связях и свойствах вещей, она как бы откладывается «про запас» и в дальнейшем может влиять на поведение[21]. Животные, способные к интеллектуальному поведению отличаются способностью сразу узнавать знакомую структуру в новой ситуации. При этом предметы, связь между которыми предстоит обнаружить, должны находиться в поле зрения, в зоне восприятия [22]. Как реальность, для животного существует только его окружение в данный момент. Удержать образ прошлого обезьяны не могут, они не освоили измерение времени.

Для функционирования же человеческой психики характерна замена непосредственной реальности «представляющими» ее психическими образами, которые человек может извлекать из опыта. Таким образом человек обнаруживает множество сложных и отдаленных связей вещей во времени и пространстве – соотношения причин и следствий, структуры и функций, целей и средств, на этой основе выявляются внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства вещей.


[1] Пример инстинктивного поведения – использование тлей муравьями, строительство гнезд птицами, выкармливание птенцов, сезонные миграции.

[2] Животный мир в процессе эволюции как бы разделился на две ветви с точки зрения формирования поведения. Первая развивала врожденные многоступенчатые программы строго специализированных типов (пример – насекомые; пчелы, муравьи), которые сотни тысяч лет воспроизводятся шаблонно. Другая ветвь приспособления к действительности – млекопитающие, у которых приспособление осуществляется в основном за счет механизма научения.

[3] Этот недостаток компенсируется быстротой размножения и многочисленностью потомства, что приводит к частой смене поколений и кратковременности жизни каждой особи. В свою очередь, кратковременность жизни требует преобладания инстинкта над другими формами приспособительного поведения.

[4] Яркий пример – строительство пчелами сот, ячейки которых дают возможность выделить наибольший объем при наименьшей затрате материала (пчелы строят шестигранную призму с углами в 70 градусов 32 минуты).

[5] Инстинкт действует только в стандартных условиях (пример – паук и муха: если муха не жужжит в паутине, паук ее не ест).

[6] Если программа запущена, животное реализует ее, независимо от того, имеет она смысл или нет (пример – «высиживание» гагарой пустого гнезда, миграции леммингов).

[7] Тропизм – поворот.

[8] Пример тропизма – рост корней растений вниз (геотропизм), рост листьев и полет насекомых к свету (фототропизм), рост корней в направлении какого-либо химического вещества (хемотропизм), стремление установиться под определенным углом к направлению движения воды (реотропизм), движение клопа к теплу (термотропизм) и пр..

[9] Пример безусловного рефлекса – реакция зрачков на свет.

[10] Пример эвокатора – красное пятно на клюве у чайки является сигналом для птенцов, движение предмета в воде побуждает мальков цихлиды двигаться вслед на определенном расстоянии, шерсть у мордочки заставляет детенышей сосать молоко, вид гнезда (а не яиц) заставляет многих птиц насиживать его. Часто эвокатором является природное состояние (день, ночь для кур, прилив-отлив, фаза луны и время года для рыб, положение солнца над горизонтом для пчел и пр.).

[11] Навык – форма поведения, приобретаемая живым организмом в течение жизни, на основе накопленного опыта.

[12] Интересно, что количество «проб», которые требовались примитивным организмам для научения, оказалось таким же, как у многих высокоразвитых млекопитающих (8-20 повторений).

[13] При этом безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.

[14] Это полезное свойство, таким образом сохраняется общая целесообразность поведения.

[15] Механизм оперантного рефлекса, по мнению Б.Скиннера, лежит в основе суеверий человека: действия управляются не объективной связью реальности, а случайным совпадением их с приятным или неприятным событием в личном опыте.

[16] Например, если при действии условного рефлекса на лампочку, «подкрепляемую» пищей, звонить в звонок, собака начинает выделять слюну только на звук звонка без света лампы. Здесь свет лампы – «подкрепление» для звонка.

[17] Например, образ жизни обезьян (на деревьях) привел к формированию руки, приспособленной к хватанию и удерживанию, развитию глазомера. Эксперименты показали, что те обезьяны, которые в прошлом не встречались с орудием (палкой), обычно не могли решить задачу; те, что раньше играли с палками (таскали по клетке, просовывали между прутьями клетки, ломали и пр.), могли решить такую задачу за короткое время.

[18] Эксперименты показывают, что способность улавливать отношения и реагировать на них существует у всех высокоразвитых животных (рыбы, птицы, кролики, пчелы способны выделять такие относительные признаки раздражителей, как больше-меньше, короче-длиннее, чаще-реже, светлее-темнее). В опыте кролик, получавший пищу возле меньшего треугольника, после изменения условий (убрали меньший и добавили еще больший треугольник) подходит снова к меньшему из двух предложенных. Те есть его психика способна отвлекаться от индивидуальных признаков объекта (например, его величины) и реагировать только на отношение его к другим объектам только по определенному признаку. В эксперименте Дингера мыши, помещенные в лабиринт, ориентировались в нем и при изменении углов поворота и расстояний прямых (причем слепые и зрячие почти одинаково хорошо), если неизменными оставались число и взаимное отношение поворотов.

[19]Другой пример – опыт с шимпанзе, который пытался достать банан из корзины, движущейся по кругу. Корзина продвигалась поблизости с одной из потолочных балок; заметив это, обезьяна забиралась на балку заранее и ждала там корзину с бананом.

[20] Например, обезьяна в опыте палкой подтягивает к себе плод, а затем может палкой подтянуть к себе другую палку, при помощи которой можно достать плод. Свойство палки – подтягивать предметы – применяется уже в новой ситуации.

[21] Например, когда сытую крысу в опыте помещали в лабиринт с едой и питьем в определенном месте, она этой едой не интересовалась, а когда ее голодной пускали в тот же лабиринт, находила ее сразу и безошибочно. Такой механизм называют латентным научением.

[22] Так обезьяна в опыте с палкой и бананом не может решить задачу, если палка и банан расположены так, что она не может видеть их одновременно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Николай Носков Текст песни Павшим друзьям | РАСЧЕТ УДЕЛЬНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА ДОСТАВКУ ГРУЗА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных