Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы культуры и доминирующие типы личности




Социокультура есть устойчивая система духовного производства. В сфере социокультуры человечество производит духовные ценности, духовные стандарты, нормы общественной жизни и социально-политической организации. Право и государство произво­дятся такой социокультурой, в которой вырабатываются стандарты свобод­ного бытия человека. Правовой тип культуры означает особую раз­новидность социокультуры и важнейшую составную часть персоноцентристской социокультуры.

Система ценностей современной правовой культуры выра­жена в идеологии естественных и неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина. Приоритеты этой сис­темы определены в следующем суждении: человек, его права и свободы – высшая ценность.

Историческое развитие правовой культуры порождает такой доминирующий тип личности (социально-этический и социально-психологический феномен), для которого высшей ценностью является свобода. Это правовой тип личности, или индивид.

Поскольку сво­бода в сообществе возможна лишь как равная сво­бода каждого (равная – в пределах определенного круга сво­бодных), то для правового типа личности характерна ментальная ус­тановка на уважение свободы других, подчинение своей свободы общей норме. Правовой менталитет заставляет человека, осознающего свою свободу в рамках некоего сообщества (территориальной общины, группы, сословия, общества, государства), видеть в других членах сообщества субъектов, равных ему в свободе.

Человек, сформировавшийся как личность в условиях пра­вовой культуры, относящийся к правовому типу личности, це­нит нормативный порядок свободы (и властные институты, обеспечивающие этот порядок). Он готов защищать свою сво­боду от произвольного вмешательства частных лиц или пуб­лично-властных субъектов, но в то же время он готов ограни­чивать свою свободу по общим для всех правилам. Ибо свобода возможна лишь тогда, когда каждый, осуществляя свои права, не нарушает такие же права других.

В развитой правовой культуре законопослушность не озна­чает конформизм. Человек, достаточно осознающий свои права, обычно не смиряется с нарушением его прав властными субъектами и отстаивает права всеми закон­ными средствами, что влечет за собой негативные последствия для должностных лиц государства, нарушающих права. По­этому в условиях развитой правовой культуры, во-первых, вы­работаны институты и процедуры, позволяющие эффективно защищать нарушаемые права, а, во-вторых, для должностных лиц государства, даже для рядовых полицейских, характерна относительно высокая правовая культурность.

В правовой культуре собственность (частная собственность) имеет столь же высокий ценностный статус, как и любые другие аспекты правовой свободы (личная свобода, политическая и т.д.). Частная собственность является необхо­димым условием правовой свободы в целом и составляет экономиче­скую основу, на которой формируется правовой тип личности. Поэтому в либеральных конституциях XIX в. частная собствен­ность провозглашалась священной и неприкосновенной. В развитой правовой культуре сфера отношений собственности образует неполитическое гражданское общество, отделенное от политической сферы, государства.

Институциональным выражением развитой правовой культуры служат либеральная демократия и право­вое государство. Только в этих государственно-правовых фор­мах достигается и максимально реализуется политическая сво­бода, а государственный аппарат, контролируемый избирате­лями, действительно занимается общими делами граждан.

Атрибутом правового типа личности является правосозна­ние. Феномен правосознания в собственном смысле существует только в правовой культуре. В неправовых культурах сущест­вует не право сознание, а иное общественное сознание (мораль­ное, религиозное, потестарное и т.д.), для которого характерен правовой нигилизм.

В цивилизациях системоцентристского типа преобладают неправовые способы социальной регуляции, прежде всего – силовой способ. В этом смысле общую культуру системоцентристских цивилизаций следует определять как непра­вовой тип культуры. Эта культура порождает соответствующий доминирующий тип личности.

Для неправовой культуры характерны коллективизм, безусловное подчинение приказам (непременное условие коллективизма) и ограничение личной инициативы, ниве­лирование отдельных индивидов, уравнительность, со­лидар­ность, высокая мобилизационная способность населения, особенно в кризисной ситуации. Неправовой тип личности от­вергает ценность свободы в пользу общинности, коллекти­визма, тотальной властной организации общественной жизни, которая дает ощущение стабильности бытия.

Неправовому типу личности присуща рабская покорность в ответ на деспотическое насилие или угрозу его применения. Дес­потизм и сервилизм (раболепство, прислужничество, раб­ская угодливость) – это два про­явления одной и той же сущно­сти: человек, не знающий свободы, не уважаю­щий достоинство личности в самом себе, радостно демонстри­рующий свою пре­данность хозяину (во­ждю, хану, царю, генеральному сек­ре­тарю, баши, президенту или иному “первому лицу”), в то же время стремится унизить человеческое достоинство и даже уничтожить, растоптать лич­ность того, кто окажется в его вла­сти, особенно если тот мнит себя свободным.

Собственность (частная собственность) в неправовой куль­туре имеет низкий ценностный статус. Ибо, во-первых, воз­можность индивидуального присвоения порождает противоре­чия интересов индивида и коллектива, разрушает общинный строй. Во-вторых, и это вытекает из первого обстоятельства, здесь собственность – в той мере, в которой она допускается легально или полулегально – не гарантирована даже для пред­ставителей высших, элитных групп[81].

Общая культура России – традиционная и современная – за­нимает срединное положение между культурами Европы и Азии, Запада и Востока. Соответственно, ее нельзя однозначно характеризовать как культуру правового или неправового типа[82].

С одной стороны, за тысячелетнюю историю России был всего лишь полувековой период (от шестидесятых годов XIX в. до 1917 года), когда не было социальной несвободы. Поэтому для российской культуры характерен кол­лективизм в самых разнообразных исторических формах: об­щины, артели, колхоза, трудового коллектива предприятия, коммунистической партии, тоталитарно организованного со­ветского народа и т.д. В современной России сохраняются не­высокий ценностный статус частной собственности, негативное отношение большинства к индиви­дуализму. Посткоммунистическая российская культура демон­стрирует такие явления неправового типа культуры как покор­ность перед власть имущими, сервилизм, унижение человеческого достоинства, слабое осознание прав личности, декларированных в конституции и законах (Россия – “страна рабов, страна господ”). В российском массовом созна­нии свобода традиционно понимается как воля – анархия, от­сутствие внешних ограничений, “озорничество”, но не как правовая свобода, не как формально равная возможность выбора в рамках общих для всех правил.

Что касается российской государственности, то здесь никогда не было даже подобия либеральной демократии. Для российской политической культуры характерны авторитаризм и патернализм. В рос­сийском массовом сознании государство (аппарат государст­венной власти) закономерно воспринимается как нечто отде­ленное, отчужденное от “остального народа”, от “общества”. Сохраняется и вера в “доброго царя”, способного защитить на­род от произвола “злых бояр”.

С другой стороны, в истории России были периоды, когда страна в своем развитии поворачивалась в сторону правовой культуры, после которых, однако, всегда наступала антиправовая ре­акция.

В этом отношении российская история в ХХ в. особенно трагична. Демократическая революция 1917 г. произошла во время тяжелейшей войны, а поэтому любые демократические правовые преобразования в этот момент были обречены на провал. Для сохранения политического порядка в условиях войны, для выхода революционной страны из войны с наи­меньшими потерями была нужна диктатура. И такую диктатуру закономерно установили не разрозненные демократически ори­ентированные элиты, а политическая сила, отвергающая правовую свободу, наиболее последовательная в осуществлении диктатуры – большевики. Они сумели использовать коллективистское на­чало российской культуры, доведя его до крайней, гипертрофи­рованной формы, превратили все общество в огромный деспо­тически организованный коллектив – жесткую тоталитарную систему, функ­ционирующую на основе коммунистической идеологии. Сталин воспитал людей, не имевших даже представлений о свободе (“народ, не сознающий своего рабства”). Поэтому и сегодня коммунизм с его преступлениями против человечества не оценивается большинством населения страны как однозначно негативное явление.

В период посттоталитарного развития в России произошел качественный переход от принципиально неправовой культурно-политической ситуации к принципиально правовой, от системы, которая в принципе отрицала правовую свободу, к системе, которая в принципе допускает правовую свободу. Но, несмотря на этот переход, правовой тип личности отнюдь не стал и не мог стать доминирующим. (Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет, пока не произошла необходимая смена поколений и люди, духовно сформировавшиеся в условиях несвободы, не перестали доминировать). Неразвитость российской правовой культуры объективно сдерживает процесс формирования в стране демократического правового государства.

6.2. Правовое сознание – феномен правовой культуры






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных