Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы и способы бытия правовых норм




Не следует путать форму права (способы установления правовых норм) со способами социального бытия нормы, с отдельными видами правовых явлений. Так, правосознание – это не “правовая норма в форме общественного сознания”. Правовая норма не может быть установлена в “форме сознания”. Она может быть установлена в форме закона или может сложиться, установиться в фактических общественных отношениях, т.е. в форме обычая. Но в обоих случаях норма права будет проявляться всеми тремя способами. Норма права, установленная в законе, существует и проявляется не только в виде правового законоположения (официального юридического текста), но в содержании правосознания и правоотношений. Норма права, сложившаяся в фактических отношениях, не только существует и проявляется в виде обычных правоотношений, но и “живет” в правосознании и авторитетном тексте обычая.

Как уже отмечено выше, официальное установление (веление законодателя) само по себе не порождает норму. Его может быть недостаточно, для того чтобы говорить о наличии нормы, установленной в официальной форме. Если закон предписывает то, чего еще нет в социальной жизни (во всяком случае, это не типично, не распространено), то об официальном установлении новой нормы можно говорить лишь тогда, когда предписанное зако­ном усваивается сознанием и реа­лизу­ется на практике. Наоборот, понятие обычая всегда предполагает фактическую сторону дела. Так что, когда говорят, что есть обычай, то это значит, что действительно есть норма. Но когда говорят, что есть законоположение, что закон устанавливает нечто, то это еще не значит, что действительно есть норма, или что норма такова, как она описана в законе.

Если норма обычая приобретает официальную форму, фор­му­лируется в официальном тексте, то ее новая форма как бы “снимает” прежнюю. На­пример, пра­вила обычая могут быть воспроизве­дены в за­коне, после чего можно считать, что субъекты со­от­вет­ствую­щих от­ношений руко­водств­уются уже не обы­чаем, а законом. Но офи­циальное при­знание обычной нормы, придание ей офи­циальной формы не “сни­ма­ет” ее бы­тие в об­щественном созна­нии и общест­вен­ных от­ношениях.

Далее, не следует путать форму права и правовое явление. Например, форма правовой нормы – это закон, а не правовой закон. Наоборот, один из видов правовых явлений – правовые законы, а не просто законы. Право­вой закон – это содержа­тель­ная характеристика за­кона, но это не форма права. Нечто право­вое не может быть формой права. В данном случае форма права – это закон, т.е. закон как таковой, офици­альный акт. Причем сам по себе официальный акт может иметь и не­правовое содер­жание, может быть формой выра­жения вла­стного произ­вола.

Точно так же формой права является обычай, а не правовой обычай, договор, а не правовой договор, и т.д.

Форма выражения характеризует все способы бытия со­ци­аль­ных норм. Так, закону соответствуют законоотноше­ния, обычай означает обычные отношения. Иначе го­воря, если норма установлена в законе, то, с формальной точки зрения, отно­ше­ния, кото­рые ре­гулируются этой нормой (регулируются за­коном), суть законо­отношения. Отноше­ния, в которых объ­ективи­ро­ваны нормы обычаев, суть обычные отношения.

Правовому закону со­ответствуют правовые законоот­ношения, правовому обычаю – обыч­ные правоотноше­ния. Таким об­разом, не все право­отноше­ния, в ко­торых реализу­ются нормы права, яв­ляются законоот­ноше­ниями. Но и не всякое законоот­но­ше­ние явля­ется правовым ­отно­шением. Правовое законо­отно­ше­ние – это от­ношение, в кото­ром реализуется норма пра­во­вого закона.

Аналогичные рассуждения применимы и к сфере право­соз­на­ния (см. 6.2.2.). Правосознание, отражающее нормы закона, – это право­вое законосознание. Но не все компоненты пра­во­созна­ния производны от зна­ния правовых законов, не всякое пра­восоз­нание можно рассматривать как зако­носознание. Если субъекты права руководствуются, главным обра­зом, нормами обычного права (в исторически неразви­той правовой культуре), то их правосознание следует ха­рактеризо­вать как обыч­ное (обыденное, традиционное).

Не всякое законосознание является правовым созна­нием. В неправой культуре, в ус­ловиях деспотии, тоталитаризма, правового ни­ги­лизма знание за­конов и законосознание не означают и не порождают пра­во­сознание (правовое за­коносознание).

 


 

Глава 8

 

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРА­ВА

 

Доктринальные принципы права – это выработанные правовой доктриной нормативные правоположения – основополагающие суждения о праве, на которых строятся большие группы правовых норм. Это принципы общие для разных национальных правовых систем. Часто их называют аксиомами права, поскольку многие из них прини­ма­ются в юридической практике без доказательств, как само собой разумею­щиеся[98]. Ис­тинность доктринальных принципов права подтверждена тысячелет­ней юридической практикой, а их сознательные на­ру­шения в пуб­лично-властной деятельности равно­ценны пра­вовому ниги­лизму. Наиболее важные из них обычно фор­мули­руются в кон­ституции и законе. Но они при­ме­няются в юридиче­ской прак­тике не­зави­симо от их зако­нода­тельного закре­пления. В тех случаях, когда суд (особенно в странах общего права) сталки­вается с пра­вона­рушающим законом, он может принять реше­ние contra legem и признать закон недей­ствитель­ным, сослав­шись на соответствующий доктринальный прин­цип права (см. 8.3.2.).

Следует различать терминологически и содержательно схожие понятия: “прин­цип права (правового способа социальной регуляции)” и “доктринальный принцип (принципы) права”. В первом случае речь идет о формальном равенстве – принципе особого способа социальной регуляции, который отличает право от других социальных регуляторов. В этом смысле принцип права (формальное равенство, справедливость) – это наиболее абстрактное выражение сущности права. Что касается доктринальных принципов права, то они конкретизируют это наиболее абстрактное суждение о правовом способе социальной регуляции. С терминологической точки зрения было бы удачнее именовать доктринальные принципы права иначе, например аксиомами права, но не все они представляются достаточно аксиоматичными.

Следует различать общие (общеправовые) и спе­ци­альные (ча­стные) доктринальные принципы права[99]. Специаль­ные вы­те­кают из общих как ча­стные формули­ровки и ха­рактери­зуют отдельные виды правовых явлений, от­дельные сферы юридиче­ской прак­тики (например, источ­ники права, правовые проце­дуры). Ниже приводятся наибо­лее из­вестные доктринальные принципы права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных