Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объединение Германии.




Весной 1989 г. ситуация в ГДР резко обострилась. Оппозиционное движение за демократию и граждан­ские права выступило с разоблачениями фальсифи­кации результатов состоявшихся в мае коммуналь­ных выборов, когда на многих избирательных участках против кандидатов СЕПГ проголосовало около 30% избирателей.

Непосредственный же пролог мирной революции в ГДР начался с открытия Венгрией своей границы с Австрией 11 сентября 1989 г. Жители ГДР стали тыся­чами покидать страну, устремляясь через Будапешт и Вену в ФРГ. Ее посольства в Варшаве и Праге напо­минали скорее лагеря для беженцев, чем дипломати­ческие представительства. Стало очевидным, что партийное руководство ГДР так и не добилось дове­рия и лояльности населения.

 

После открытия границ ГДР для торговли и путешествий восточногерманские товары были вытеснены западной продукцией. Население требовало введения общей денежной единицы, и хотя западногерманский центральный банк, Бундесбанк, призывал к осторожности, правительства Восточной и Западной Германии договорились признать с 1 июля 1990 г. немецкую марку в качестве общей денежной единицы.

Введение западногерманской марки в Восточной Германии имело большое значение для отношений между двумя Германиями. В декабре 1989 г. канцлер Коль предложил десятиступенчатую программу объединения, рассчитанную на пять лет, но жители Восточной Германии отказывались ждать. Их стремление к политическим свободам и западному уровню экономики можно было утолить только немедленным объединением. Неудивительно, что ненавистный восточногерманский режим, столь долго правивший ими, подвергался всяческим поношениям. Стало ясно, что если Восточная Германия в кратчайшие сроки не будет интегрирована в ФРГ, то она буквально лишится своего населения. Если бы западная система не пришла на восток, то все жители Восточной Германии переселились бы на запад.

Объединение было завершено 3 октября 1990 г., после того как Коль, министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и президент СССР М.С.Горбачев пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек. Объединенная страна смогла продолжить свое членство в НАТО. Расходы на возвращение на родину советских солдат, расквартированных в бывшей ГДР, брала на себя ФРГ. Согласие на объединение Германии явилось уступкой со стороны СССР, причем на удивительно скромных условиях.

Первоначально, особенно осенью 1989 г., когда рухнула Берлинская стена, Германию охватила всеобщая эйфория. Однако практические аспекты интеграции двух различных государств оказались весьма непростыми. Не только экономика, но просто материальное состояние ГДР было в значительно худшей форме, чем предполагали на Западе. Практически ни одно промышленное предприятие не могло быть сохранено для дальнейшего использования. Почти полной замены требовали транспорт, средства связи, системы энерго — и газоснабжения. Жилищный фонд и коммерческая недвижимость были сильно изношены и не отвечали нормам. Для выполнения задачи приватизации колоссального государственного имущества ГДР — промышленных предприятий, государственных и кооперативных хозяйств, лесов и сети сбыта — правительство учредило Попечительский совет. К концу 1994 г. он почти завершил свою работу, приватизировав около 15 000 фирм или их филиалов; около 3,6 тыс. предприятий пришлось закрыть.

Нереалистичные ожидания «осей» (как стали называть жителей восточных земель Германии) в сочетании с самодовольством «весси» вынудили правительство Коля отказаться от осуществления необходимых изменений и свести все вопросы объединения к простому перенесению западногерманских методов на Восток. При этом возникли две серьезные проблемы. Первая была связана с затратами западной части Германии на обеспечение товарами и услугами восточных земель, что привело к значительной утечке капиталов. В новые земли были перечислены многие сотни миллиардов марок из общественных фондов. Другой проблемой стало недовольство сравнительно бедных восточных немцев, которые не ожидали, что преобразование окажется столь мучительным. Самой серьезной проблемой оставалась безработица. Большинство восточногерманских предприятий разного масштаба закрывались после 1990 из-за их экономической нежизнеспособности в условиях свободной рыночной экономики. Немногие предприятия, выжившие в новых условиях, остались на плаву лишь благодаря безжалостному сокращению персонала. Как правило, все они столкнулись с переизбытком работников, потому что система хозяйствования ГДР не стремилась минимизировать затраты и повышать эффективность производства. В результате за три года число рабочих мест в Восточной Германии снизилось почти на 40%. Промышленный сектор потерял три четверти рабочих мест. Безработица на востоке Германии была в несколько раз выше, чем в западной ее части, достигая по неофициальным оценкам 40% (на западе— 11%). В конце 1990-х годов доля безработных в восточных землях оставалась в два раза выше, чем в западных. В портовом городе Ростоке она достигла 57%. После объединения Росток не смог конкурировать с Гамбургом и Килем, и большинство рабочих рук оказались лишними.

В 1991 г. каждый гражданин получил доступ к информации бывшей тайной полиции ГДР. Выяснилось, что восточногерманская тайная полиция нанимала жителей Западной Германии для выслеживания и убийства перебежчиков и критиков восточногерманского режима. Даже такие писатели, как Криста Вольф и Стефан Гейм, которые тщательно оберегали свою репутацию писателей, не зависимых от властей ГДР, были обвинены в сотрудничестве со «штази».

Нелегко было также решить, наказывать ли бывших руководителей ГДР за преступления, совершенные во время их правления, особенно за убийства спецслужбами ГДР восточногерманских граждан, пытавшихся бежать на Запад. Эрих Хонеккер, искавший убежища в Москве, был возвращен в Берлин, где в июле 1992 г. предстал перед судом, но был освобожден, поскольку умирал от неизлечимой болезни, и отправлен в изгнание в Чили (ум. в 1994). Другие руководители ГДР (Э. Кренц, Маркус Вольф и др.), ответственные за жестокости в отношении перебежчиков, были преданы суду; некоторые осуждены на разные сроки лишения свободы.

Существенно важным стал вопрос о предоставлении убежища. Наследие Второй мировой войны привело к тому, что в ФРГ велась весьма либеральная политика в отношении приема иностранцев, преследовавшихся на своей родине. Все лица, которые ходатайствовали о предоставлении им убежища, могли оставаться в Германии до рассмотрения их прошений и принятия решения о предоставлении им вида на постоянное жительство. В этот период они получали пособие в размере 400 – 500 марок в месяц. И хотя большинство заявлений не было удовлетворено (например, в 1997 г. убежище было предоставлено лишь 4,9% беженцев), сам процесс занимал несколько лет. Такая великодушная политика как магнитом привлекала обездоленных людей в постсоветском мире. Если в 1984 г. было принято всего 35 тыс. прошений о предоставлении убежища, то в 1990 г., когда советский блок начал рушиться, число их возросло до 193 тыс., а в 1992 — до 438 тыс. Кроме того, около 600 тыс. этнических немцев из разных стран желали возвратиться на родину предков.

Летом 1992 г. раздражение, вызванное беженцами из-за получаемых ими привилегий, а также их неспособности усвоить немецкие нормы жизни и поведения, вылились в беспорядки в Ростоке, городе с населением около четверти миллиона человек. Группы подростков, связанных с неонацистами, подожгли дома, где проживали около 200 беженцев-цыган и 115 вьетнамских гастарбайтеров. Нападения на беженцев быстро распространились на другие восточногерманские города, в них приняли участие многие западногерманские неонацисты. Некоторые жители Ростока поддержали демонстрантов. В крупных западногерманских городах (Франкфурт, Дюссельдорф и др.) прошли массовые антинацистские митинги, на которых свой протест выразили почти 3 млн. человек. Беспорядки в Ростоке продолжались в течение почти недели, а после этого несколько недель продолжались более мелкие демонстрации по всей Восточной Германии. Был подожжен мемориал евреев, погибших в концлагере Заксенхаузен. Вторая годовщина воссоединения Германии, 3 октября 1992 г., ознаменовалась массовыми выступлениями неонацистов в Дрездене и Арнштадте.

Учитывая взрывоопасность ситуации, правительство Коля убедило Румынию репатриировать несколько тысяч беженцев-цыган. Затем, при согласии оппозиционных партий, правительство приняло законодательство, ограничивавшее въезд беженцев в Германию. В результате число претендентов на получение убежища сократилось в 1993 г. до 323 тыс., а в 1994 — до 127 тыс. Еще один закон, ограничивавший предоставление убежища, был принят в 1994 г. Начиная с 1994 г. число лиц, претендующих на получение убежища, вышло на более или менее постоянный уровень (около 100 000 прошений в год). В 1994 г. правительство провело законы против правых экстремистов и насилия в отношении иностранцев и организовало интенсивную просветительскую кампанию. После этого число инцидентов на почве ксенофобии пошло на убыль.

В 1994 г. на выборах в бундестаг коалиция ХДС/ХСС — СвДП хотя и сохранила большинство, но утратила часть прежних мест, Коль сформировал новое правительство. Партия ПДС сохранила поддержку в новых землях и получила 30 мест, а «Зеленые» впервые получили больше голосов, чем свободные демократы.

До того как стали очевидны катастрофические результаты экономической политою, проводившейся в ГДР, Коль полагал, что для финансирования восстановительных работ не потребуется введения дополнительных налогов. Когда же эти надежды развеялись, пришлось увеличить на один год подоходный налог на 7,5%. К 1994 г. выяснился полный объем необходимых работ по реконструкции, и федеральные земли приняли пакет законодательств, увеличивавших налоги и сокращавших бюджетные расходы.

К 1996 г. бюджетные проблемы усугубились из-за необходимости снизить дефицит бюджета до 3%, что требовалось для вступления в Европейский валютный союз. Правительство предложило снизить нагрузку на бюджет за счет сокращения социальных программ. Когда СДПГ и «Зеленые» не поддержали правительство, Коль оказался в безвыходном положении из-за дефицита согласия в контролируемом социал-демократами бундесрате. Решение проблемы было отложено до выборов 1998 г. Тем не менее ФРГ стала членом Европейского валютного союза, когда он начал свою деятельность 1 января 1999 г.

Поражением блока ХДС/ХСС на выборах в бундестаг осенью 1998 г. завершилась эра Коля. Он подал в отставку, пробыв на посту федерального канцлера 16 лет.

Скандал с незаконным финансированием ХДС разразился после парламентских выборов 1998 года, когда стало известно, что Гельмут Коль, несмотря на свои обязательства, прописанные в подписанном им в его бытность федеральным канцлером Законе о политических партиях, утаил полученные партией финансовые средства в размере от полутора до двух миллионов немецких марок. До настоящего времени Коль никак не даёт комментариев по этому вопросу. Данное им объяснение о том, что он получил денежные средства от спонсоров, которым он дал своё слово не разглашать их имён, противоречит закону и в своё время подверглось резкой критике со стороны общественности. Специальная комиссия бундестага занималась расследованием произошедшего с декабря 1999 года по июнь 2002 года, что сопровождалось бурными изменениями внутри ХДС. 18 января 2000 года в связи со своим участием в афере с финансовыми средствами ХДС Гельмут Коль был вынужден уйти с поста почётного председателя партии.

Канцлером стал кандидат от СДПГ Герхард Шредер, сформировавший коалицию с партией «Зеленых». Шредер — бывший премьер-министр земли Нижняя Саксония, умеренный политик-прагматик левоцентристской ориентации. Присутствие в правительстве идеолога левого толка Оскара Лафонтена во главе могущественного министерства финансов заставило некоторых аналитиков усомниться в приверженности правительства центристской политике. (В марте 1999 г. Лафонтена на посту министра финансов сменила представительница социал-демократов Гудрун Роос.) О повороте влево говорило и появление «Зеленых» в составе федерального правительства. Йошка Фишер, возглавлявший фракцию «реальной политики» в партии, и двое его коллег по партии получили министерские портфели (Фишер стал министром иностранных дел). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали обширную, детально проработанную правительственную программу на следующие четыре года. Она предусматривала усилия по снижению уровня безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 оставшихся атомных электростанций и либерализацию процесса получения гражданства и получения убежища. В программе подчеркивается преемственность международной и оборонной политики, но признается необходимость модернизации бундесвера.

В руководстве страной Шрёдеру предстояло выбрать между двумя концепциями преодоления кризиса — предложенной либеральными экономистами или той, на которой настаивали левые социал-демократы во главе с Оскаром Лафонтеном (повышение налогообложения более состоятельных слоёв общества). Шрёдер выбрал первый вариант, что привело к разрыву с Лафонтеном, который покинул руководство СДПГ. В то же время попытка Шрёдера приступить к выполнению программы урезания социальных прав граждан привела к стремительному падению поддержки СДПГ со стороны населения.

Не сумев решить структурные экономические проблемы, Шрёдер едва не потерпел поражение на выборах 22 октября 2002. Только жёсткая оппозиция американскому вторжению в Ирак и эффективная помощь жертвам наводнения на востоке Германии в тот год помогли СДПГ получить небольшой перевес над ХДС.

В марте 2003 Шрёдер запустил программу либеральных экономических реформ, известную как «Программа 2010» (Agenda 2010). Она предусматривает либерализацию трудового законодательства с целью стимулирования создания новых рабочих мест, ограничение расходов на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение. К августу 2007 Шредер достиг определенных успехов в борьбе с безработицей: число безработных в Германии сократилось до 3,7 млн. человек, или 8,8 % трудоспособного населения.

В 2004 ряды СДПГ покинуло большое число членов партии, стоящих на левых позициях. В 2005 они вместе с бывшими коммунистами ГДР создали Левую партию. В 2004 Шрёдер ушёл в отставку с поста главы СДПГ, а его преемником стал Франц Мюнтеферинг.

Отношение германской прессы и оппозиционных партий к российскому правящему режиму (см. управляемая демократия) резко ухудшилось после того как осенью 2004 Владимир Путин предпринял ряд мероприятий, направленных на централизацию государственной власти.

Однако федеральное правительство Германии не поддержало требования оппозиции пересмотреть партнёрские отношения между Германией и Россией. Сам Герхард Шрёдер заявил в газетном интервью: «Россия важна для нас политически и экономически. Я действительно убежден в том, что расширившийся Европейский союз поступает правильно, налаживая стратегическое партнерство с Россией. Я хочу внести вклад в это дело, ибо твердо убежден, что это партнерство необходимо — в том числе с учетом европейской истории… Никто в Германии не должен быть заинтересован в нестабильности в России… я в настоящее время не вижу в Чечне каких-либо партнеров, с которыми российский президент мог бы разговаривать».

Позднее, общаясь с корреспондентами Süddeutsche Zeitung, Шрёдер вновь подтвердил, что у него нет намерения менять политику правительства в отношении России: «Если вы рассмотрите ситуацию в регионе с точки зрения того, какие политические и экономические последствия она может иметь для Германии, то поймёте, что никто не может быть заинтересован в том, чтобы ставить под вопрос территориальную целостность Российской Федерации». Шрёдер назвал сближение России и Евросоюза одной из долгосрочных перспектив, поскольку «нельзя гарантировать безопасность и благополучие единой Европы без стратегического партнерства с Россией».

В начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию было подписано соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) — газопровода между Россией и Германией по дну Балтийского моря.

Ожидается, что новый газопровод может стать ключевым фактором, влияющим на политику в регионе. Подписание соглашения фактически означает заключение политического союза между Россией и Германией. Страны Балтии, Польша и Белоруссия, однако, выступили против осуществления этого проекта. Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) «самым дурацким проектом России».

В декабре 2005, после ухода Шрёдера с поста федерального канцлера ФРГ, было объявлено, что он возглавит комитет акционеров North European Gas Pipeline Company, компании-оператора Северо-Европейского газопровода. Комитет акционеров будет выполнять функции совета директоров, и в его функции входит «принятие всех стратегических решений по всем направлениям деятельности компании».

Принятие им предложенной оплачиваемой должности в консорциуме, где доминирует «Газпром», вызвало критику общества и партий в Германии, негативную реакцию немецкой и зарубежной прессы. Критики указывали на то, что Шрёдер занял видный пост в компании-операторе СЕГ спустя всего 5 месяцев после того как правительство Шредера договорилось с Россией о строительстве этого газопровода. Лидер Свободной демократической партии Германии (FDP) Гидо Вестервелле обвинил Шрёдера в коррупции, в связи с чем Шрёдер добился судебного решения, запрещающего Вестервелле делать такого рода высказывания, который был обжалован последним; 3 апреля 2006 года Гамбургский земельный суд запретил Вестервелле повторять его обвинения о том, что экс-канцлер был лично заинтересован в проекте СЕГ.

Газета «Tagesspiegel» выразила мнение, что Шрёдер назначил досрочные выборы на сентябрь для того, чтобы успеть довести до конца проект СЕГ и обеспечить там себе выгодную должность. И действительно, соглашение о СЕГ было подписано всего за десять дней до выборов.

Кроме того, Шрёдера обвинили в том, что он собирается выступить в качестве прикрытия для легализации российских активов сомнительного происхождения — тем более что примерно в это же время появились сообщения о намерении российских властей привлечь бывшего министра торговли США Дональда Эванса в качестве председателя совета директоров государственной нефтяной компании «Роснефть» перед планируемым размещением её акций среди иностранных инвесторов (последний отказался от предложения).

В середине декабря 2005 вопрос о назначении Шрёдера был вынесен на обсуждение в бундестаге. Представители правящей коалиции потребовали от него представить общественности все подробности соглашения о строительстве СЕГ.

Председатель фракции партии «зелёных» в бундестаге Фриц Кун обвинил Шрёдера в намерении «поддерживать управляемую демократию и ущербное демократическое общество в России».

22 мая 2005 после поражения на местных выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия Шрёдер объявил о решении СДПГ инициировать проведение досрочных национальных выборов уже в сентябре 2005, то есть за год до окончания срока его полномочий. Социал-демократы правили в земле Северный Рейн-Вестфалия последние 39 лет, но 22 мая получили здесь лишь 37,1 % голосов, в то время как ХДС — 44,8 %. Поражение лишило Шрёдера большинства в бундесрате, которое теперь принадлежит коалиции ХДС — ХСС.

Досрочные выборы прошли 18 сентября 2005. Неожиданно для всех СДПГ (которой предвещали поражение) и блок ХДС/ХСС получили почти одинаковое число голосов, однако недостаточно для того, чтобы сформировать однопартийное правительство. На досрочных выборах в бундестаг, состоявшихся 18 сентября 2005 года блок ХДС/ХСС во главе со своим первым номером Ангелой Меркель получил 35.2 % (в 2002 году — 38.5 %) против 34.2 %, отданных за СДПГ. Результаты, показанные на выборах партийным блоком ХДС/ХСС, оказались значительно ниже прогнозируемых, и поставленная на выборы цель создать в бундестаге парламентское большинство с СвДП не была достигнута. В своём избирательном округе № 15 (Штральзунд, Северная Передняя Померания и Рюген) Ангела Меркель собрала 41.3 % голосов. Социал-демократы также столкнулись с серьёзными потерями голосов, и существовавшая ранее правительственная коалиция СДПГ и партии «зелёных» потеряла большинство в парламенте.

В ходе переговоров о создании «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ 10 октября 2005 было решено, что Ангела Меркель станет новым канцлером Германии. 20 декабря 2005 канцлер Ангела Меркель в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» заявила, что не была в курсе готовящегося назначения до того, как об этом сообщили СМИ. По её мнению, это решение лежит вне политической сферы, однако оно может создать проблемы в отношениях Германии с Польшей и странами Балтии.

В газете The Washington Post решение Шрёдера было названо «политическим предательством».

Ещё до начала работы бундестага извечный конкурент Меркель Эдмунд Штойбер неожиданно отказался от предназначенного ему поста министра экономики, по его собственному признанию, в связи с отставкой Франца Мюнтеферинга с поста председателя СДПГ.

На ключевую и требующиую доверия должность руководителя ведомства федерального канцлера Ангела Меркель выдвинула Томаса де Мезьера, двоюродного брата последнего председателя Совета министров ГДР Лотара де Мезьера.

Первая половина парламентского срока. В начале деятельности бундестага нового созыва у Меркель и её кабинета наступили спокойные времена. Лишь иногда министры из правительства Меркель мелькали в заголовках газет, и то речь шла больше о разрешении вопросов полномочий или о долгосрочных направлениях деятельности правительства, а не о вопросах фактического характера.

В конце марта 2006 года Меркель представила свою состоящую из восьми пунктов пунктов программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка труда и в частности реформы системы здравоохранения.

Несмотря на отсутствие видимых решительных действий, деловой стиль управления государством поначалу получил поддержку у населения, бизнеса и за рубежом. Журнал «Форбс» назвал Ангелу Меркель самой влиятельной женщиной мира в 2006, 2007 и 2008 годах, а журнал «Тайм» в 2006 и 2007 году включал федерального канцлера ФРГ в список ста самых влиятельных людей планеты.

На федеральном съезде ХДС 27 ноября 2006 года 93 процентами голосов Ангела Меркель была переизбрана на пост председателя своей партии.

23 сентября 2007 года Ангела Меркель приняла в своем берлинском ведомстве приняла Далай-лама XIV, что стало сенсацией международного масштаба. Встречу с духовным лидером Тибета она назвала частным обменом мнениями с религиозным лидером и призвала не воспринимать её как отражение позиции правительства по вопросу автономии Тибета. Несмотря на это КНР отменила несколько официальных встреч на министерском уровне, объяснив это «техническими сложностями». Советник Ангелы Меркель по внешнеполитическим вопросам Христоф Хойсген сумел снять возникшее напряжение, заверив посла Китая в Германии в неизменности политики своей страны в отношении Китая и его территориальной целостности.

Председательство в ЕС в 2007 году. Ангела Меркель на заседании Европейского парламента 17 января 2007 года Ангела Меркель и федеральный министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер представляли Германию, исполнявшую с 1 января по 30 июня 2007 года свои полномочия по председательству в Европейском союзе.

Среди наиболее важных направлений своей политической деятельности в период председательства Германии в ЕС Ангела Меркель назвала Договор о введении конституции для Европы, защиту климата, энергетическую политику, углубление трансатлантического экономического сотрудничества и добрососедские отношения со странами Черноморского региона и Центральной Азии.

Меркель настаивала на том, чтобы ссылка на Бога и христианскую веру была закреплена в Конституции ЕС. Однако реализовать это требование, поддержанное Польшей, Ирландией и Италией, не удалось: Лиссабонский договор ссылается лишь на «культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы».

Внешняя политика. Урегулирование военных конфликтов. Накануне войны в Ираке Ангела Меркель выразила поддержку США и «коалиции согласных» в их политике в отношении Ирака. Находясь с визитом в США, как лидер оппозиции она критиковала внешнюю политику федерального правительства, чем вызвала резко негативную реакцию в правительственных кругах Берлина. Председатель парламентской фракции СДПГ Франц Мюнтеферинг оценил заявление Меркель как «прогиб перед американской администрацией».

В своей речи в Германском бундестаге 19 марта 2003 года Меркель заявила о том, что ХДС поддерживает предъявление ультиматума Саддаму Хусейну, ставший «последним шансом сохранить мир», и призвала федеральное правительство последовать этому примеру, чтобы «реально предотвратить войну в Ираке».

Принципиальные взгляды Ангелы Меркель на урегулирование военных конфликтов явствуют из публикаций этого периода. В качестве ultima ratio Меркель приняла участие НАТО в Косовском конфликте 1999 года и провела при этом исторические параллели с историей своей страны.

Отношения с Турцией. До выборов 2005 года Меркель часто, в том числе во время визита в Стамбул, выражала своё мнение о невозможности полноценного членства Турции в Европейском союзе, пропагандируя идею «привилегированного партнёрства». На посту федерального канцлера и председателя Европейского совета Меркель хранила по этому поводу молчание. Критике за своё понимание интеграции подвергся только премьер-министр Турции Реджеп Таййип Эрдоган, который во время своего визита в Германию предостерёг проживающих в стране турок от последствий ассимиляции.

Также Ангела Меркель, будучи лидером консерваторов, заявила в интервью телеканалу N-24, что Турция ни по географическому положению, ни по психологии не является европейской страной. Меркель считает, что в этой стране существуют серьезные проблемы с соблюдением прав человека. Кроме того, если Турция станет полноправным членом Евросоюза, турецкие депутаты Европарламента, согласно представительскому принципу формирования этого органа, получат треть всех мандатов.

Отношения с Ближним Востоком. Меркель сдержанно высказывалась об участии Германии в составе миротворческих сил ООН в урегулировании ливано-израильского конфликта 2006 года. Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт высказался за участие немецких солдат в составе контингента ООН. В своём интервью «Süddeutsche Zeitung

», опубликованном 3 августа 2006 года, он сказал: «Я сообщил канцлеру Ангеле Меркель о том, что мы не видим никакой проблемы в присутствии немецких солдат в южном Ливане. В настоящее время нет другого народа, который бы относился к Израилю более дружественно, чем Германия».

18 марта 2008 года Ангела Меркель выступила с речью в Кнессете Израиля, которую начала на иврите. Она подчеркнула историческую ответственность Германии перед Израилем. Безопасность еврейского государства входит в интересы Германии и никогда не станет предметом торга. Меркель стала первой женщиной-руководителем иностранного государства, которая была приглашена выступить с речью в израильском Кнессете.

Отношения с Россией. Во внешней политике Ангела Меркель известна своей безоговорочной поддержкой американского курса, выступая за сближение с США. Она неоднократно критиковала Герхарда Шрёдера за «чрезмерную» дружбу с Владимиром Путиным и заявляла о том, что займёт более жёсткую позицию в отношении России в случае её избрания на пост канцлера. Тем не менее, после того, как Меркель возглавила правительство ФРГ, российско-германские отношения не претерпели никаких особых изменений.

Экономическая и социальная политика. С конца 2000 года Ангела Меркель пытается ввести понятие «новой социальной рыночной экономики», базирующееся на известном термине «социально-ориентированной рыночной экономики». В нечётких тезисах, не нашедших пока конкретной реализации, угадываются положения, уже знакомые по совместному документу Шрёдера-Блэра 1999 года. Комиссия президиума ХДС под председательством Меркель к 27 августа 2001 года разработала дискуссионный проект, принятый в декабре 2001 года федеральным съездом партии в Дрездене и ставший программным документом партии.

Охрана окружающей среды. В апреле 1995 года Ангела Меркель на посту министра охраны окружающей среды Германии принимала в Берлине первую конференцию ООН по климату. «Берлинский мандат» стал первым документом, привлёкшим международные усилия к сокращению выбросов парниковых газов. На последующих переговорах 1997 года к Киотскому протоколу Ангела Меркель выступила за установление достаточно высоких целевых показателей сокращения выбросов. Инициатива по сдерживанию «летнего смога» в Германии провалилась в мае 1995 года ещё на уровне кабинета министров и была реализована в упрощённой форме лишь позднее. Ангела Меркель считается приверженцем мирного применения ядерной энергии и использования атомных электростанций для получения электроэнергии. На своём посту она также отвечала за решение вопроса утилизации ядерных отходов. В мае 1998 года стало известно о превышении предельных значений радиации в контейнерах «Кастор», направлявшихся во Францию. Оппозиция потребовала отставки министра Меркель за нарушение ею своих контрольных функций. Однако Меркель указала на то, что основными полномочиями располагают и несут ответственность сами федеральные земли и атомная промышленность. Экология в Германии была и остается спекулятивной политической темой, поэтому Меркель должна была сделать хоть что-то положительное и запоминающееся избирателю. И она стала добиваться принятия «озонового закона», направленного на сокращение выброса углекислого газа в атмосферу. При рассмотрении на правительственном заседании «озонового закона», который не вызывал восторга у партийных коллег, она изобразила бесконечную скорбь и расплакалась. Меркель, используя нехитрый женский прием манипулирования, добилась одобрения своего законопроекта. Она выступала и за введение экологического налога, но после своей министерской отставки и утверждения налога теперь уже правящей СДПГ, выступила против его введения.

Связи с общественностью. 8 июня 2006 года состоялось первое выступление Ангелы Меркель и в целом первое в мире выступление главы правительства через видео-подкаст. Ангела Меркель использует эту возможность еженедельно по субботам для того, чтобы пояснить гражданам политику, проводимую «большой коалицией».

Сначала подкаст выпускался биографом Ангелы Меркель Вольфгангом Штоком. Каждая серия обходилась приблизительно в 6 500 евро. Однако после критических замечаний по поводу стиля видеопослания был проведён соответствующий конкурс, который выиграла мюнхенская компания «Evisco AG». Поскольку член правления компании Юрген Хаусманн приходится зятем тогдашнему премьер-министру Баварии Эдмунду Штойберу, в прессе прозвучали сомнения в прозрачности проведённого конкурса. Однако Федеральное ведомство печати и информации, отвечавшее за проведение конкурса, резко отвергло эти измышления в своём заявлении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных