Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАСТЕНИЕ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ВИДЕТЬ МЕРТВЫХ




Вечерело. Я отдыхал на кушетке в гостиной старинного до- ма в небольшом городке Бате. Улицы уже успели опустеть, и ничто на тот момент не напоминало мне о привычном мире. C некоторым облегчением я обнаружил, что еще мо- гу разглядеть время на светящемся циферблате наручных часов — правда, если буду держать их прямо перед собой. Прошло 10 минут, затем 20, затем еще 35. Я начинал чувст- вовать скуку и раздражение. По сути, все это уже стало на- доедать мне. Спустя 45 минут я закрыл глаза и погрузился в размышления, по-прежнему не замечая ничего необычно- го. И все же, когда к концу первого часа я попытался встать и пройтись по комнате, то с удивлением обнаружил, что ноги потеряли способность двигаться. Странная слабость охватила все мои члены, так что даже малейшее усилие вы- зывало во мне дрожь и нервное напряжение. Я полностью утратил чувство равновесия.

Испытывая тошноту и сильное головокружение, я в из- неможении откинулся на кушетку. Тело мое покрылось хо- лодным потом. И тут, с дрожью обреченного, я вспомнил о том, что уже ничего не могу изменить — ведь противоядия- то у меня как раз и не было. Оставалось терпеть и ждать, чем все это закончится.

Затем начались проблемы со слухом. Звон и гудение, время от времени раздававшиеся у меня в ушах, начисто вытеснили собой все прочие звуки. Зрение тоже стреми- тельно ухудшалось. Вскоре поле зрения оказалось настоль- ко сужено по краям какими-то странными черными линия- ми, похожими то ли на ограду, то ли на решетку, что я уже не мог больше видеть свои часы и утратил всякий контроль над временем. Минуты текли невыносимо медленно. Яд все глубже проникал в мое тело, и вскоре я уже чувствовал себя во власти физического и психического недуга. Казалось, боли и прочим неприятным ощущениям просто не будет конца. Мое тело словно бы разрывали на части — медленно- и систематично, и я уже начал бояться, что никогда больше не соберу его воедино.

В момент относительного покоя, когда глаза мои были закрыты, передо мной вдруг возникло видение — оживший гобелен из переплетенных листьев и ветвей, изящных ара- бесок и кельтских узоров. Я быстро открыл глаза, и узоры тут же исчезли, уступив место привычному сумраку гости- ной. Но как только я зажмурился, рисунки появились снова.

Не знаю, сколько минут (или часов?) я провел в таком состоянии. Знаю лишь, что все это время мои видения множились и разрастались, становились все более яркими и отчетливыми. Затем последовал очередной приступ голо- вокружения, повлекший за собой пугающе новое ощуще- ние: как будто я балансирую на канате, протянутом над без- донной пропастью. Вскоре я обнаружил, что если лежать на спине, не двигаясь и глядя прямо в потолок, то можно несколько уменьшить неприятные ощущения. Но стоило лишь слегка повернуть голову вправо или влево, как на ме- ня накатывал очередной приступ тошноты.

Когда же я наконец решился закрыть глаза, узор из волни- стых линий появился вновь — еще более яркий и насыщен- ный, чем прежде. Но внезапно его заслонила собой фигура молодого человека — белокурого, крепкого телосложения. Глаза его смотрели на меня с немым упреком. Возник он как- то неожиданно, в пугающей близости от меня. Кожа его была мертвенно-бледной, а лоб покрывали пятна зеленой гнили.

 

Врата шаманов

В таких центральноафриканских странах, как Габон, Каме- рун и Заир, и поныне процветают созданные еще в незапа- мятные времена культы предков. Посвященные в эти куль- ты придерживаются общего убеждения — основанного, по их словам, на личном опыте, — согласно которому существует иная реальность, где можно встретиться с душами умер- ших. Подобно некоему гипотетическому измерению кван- товой физики, этот потусторонний мир полностью охва- тывает наш собственный, проникая во все его аспекты. И все же его нельзя увидеть обычным способом или засвидетель- ствовать с помощью обычных органов чувств. Стоит ли удив- ляться тому интересу, который вызывают слова местных шаманов, утверждающих, будто им известно средство* по- зволяющее проникнуть в этот иной мир и вернуться оттуда живым и невредимым. Достичь заветной цели можно с по- мощью ядовитого растения, известного в Африке под на- званием «эбока» или ибога.

О том, как местные шаманы сумели овладеть этим ис- кусством, рассказывается в одном из мифов, посвященных возникновению тайного африканского общества бвити:

Зейм йе Мебеге (последний из созидающих богов) дал нам эбо- ку. Как-то раз... он узрел... пигмея Битаму, собирающего фрукты высоко на дереве Атанга. И он сделал так, что тот упал. Пигмей умер, и Зейм перенес его дух к себе. Зейм срезал мизинцы и ма- ленькие пальцы ног с тела пигмея, а затем посадил их в различ- ных частях леса. И на этом месте выросли кусты эбоки [1].

Жену пигмея звали Атанга. Услышав о том, что муж ее умер, она отправилась на поиски его тела. В конце концов, после множества приключений, Атанга пришла к пещере, расположенной в самой гуще леса. И в этой пещере она обнаружила кучку человеческих костей.

Войдя внутрь, она внезапно услышала голос — очень похожий на голос ее мужа, — который поинтересовался у женщины, кто она, откуда пришла и с кем хотела бы поговорить. Голос посоветовал ей взглянуть на то место, которое было располо- жено слева от входа в пещеру. Там росла эбока. Голос повелел женщине есть корни растения... Она так и сделала, после чего почувствовала себя очень утомленной... И тогда־ голос сказал ей, чтобы она обернулась. Кости, лежавшие в пещере, куда-то исчезли, а на их месте стояли муж Атанги и другие умершие родственники. Они заговорили с ней и дали ей (новое) имя — Дисумба. От них она узнала, что нашла растение, позволяю- щее людям видеть мертвых. Это и было первым посвящением в бвити. Вот каким образом люди получили возможность ветре- чаться с умершими и испрашивать у них совета [2].

 

Сегодня многие миллионы людей, обитающие в Габоне, Камеруне и Заире, с легкостью противостоят щедро опла- чиваемым усилиям различных миссионеров, пытающихся обратить их в ислам или христианство. Все эти люди по- настоящему преданы бвити — обществу, в которое они бы- ли посвящены, отведав коры с корней эбоки и совершив незабываемое путешествие в иную реальность.

Эбока, известная также как ибога (именно этим назва- нием я и буду пользоваться в дальнейшем), классифицирует- ся учеными как Tabemanthe iboga и входит в состав семейст- ва Apocynacae (кутровые). Корень этого растения, как сказа- но в мифе о пигмее, обладает особыми свойствами. В коре корня содержится более дюжины необычных химических соединений, относящихся к классу индоловых алкалоидов. Один из них, ибоген, является мощным галлюциногеном, ответственным за те достоверные и убедительные видения,

Tabemanthe iboga. Кора ее корней служит источником мощного галлюциногена, известного как ибоген

 

с которыми сталкиваются посвященные в бвити. Это каса- ется прежде всего «встреч со сверхъестественными сущест- вами» и «с духами умерших».

Многие сообщают о том, что видели умерших родите- лей и более дальних предков, которые стали для них руко- водителями в мире духов. Однако для того, чтобы обрести способность к ясновидению, посвященные должны в бук- вальном смысле слова отравить себя корой ибоги. Й пото- му всегда существует риск, что в поисках предков они при- мут слишком большую дозу этого яда [3].

Кора ибоги и ибоген гидрохлорид (чистый экстракт пси- хоактивного алкалоида) признаны в США наркотиками и за- прещены к применению. Оба они включены в Список № 1 наряду с прочими сильными галлюциногенами — такими, как ЛСД, героин и крэк-кокаин. Зато в Британии и целом ря- де других европейских стран, где ученые уделяют все больше внимания удивительным терапевтическим свойствам ибо- гена, этот препарат не входит в категорию запрещенных. Его можно открыто приобрести на специальных ботаниче- ских складах. Вы также вправе употреблять ибоген по сво- ему усмотрению — разумеется, не в общественных местах.

Исследование

Надо сказать, что и без угрозы заключения в тюрьму упот- ребление ибогена является весьма рискованным предприяти- ем. И мне было не так-то легко принять решение, приведшее меня на эту кушетку — где я и лежал сейчас в состоянии пол- ной беспомощности, отданный во власть происходивших со мною перемен.

Главным моим побуждением была, конечно же, жажда исследований. Я намеренно подверг себя этому испыта- нию, надеясь проникнуть в тот таинственный момент че- ловеческой истории, который имел место около 40 тысяч лет назад. До него археологам не удалось обнаружить в жизни наших предков ничего, что можно было бы отнести к кате- гории современного человеческого поведения (если не счи- тать, разумеется, отдельных, крайне малочисленных при- меров). Но с какого-то момента практически повсеместно появляются свидетельства того, что на земле воцарились существа, во всем подобные нам. И главным аргументом тут служит вера в сверхъестественное — то есть рождение религии.

Наиболее явные свидетельства этого встречаются на юго- западе Европы, где совершенно внезапно возникает изощ- ренное религиозное искусство — древнейшее из всех,'־какие известны современным археологам. Появившись, таким об- разом, в период между 40 и 30 тысячами лет до н.э. (и не имея при этом сколько-нибудь явных предшественников), оно завершило свое существование около 12 тысяч лет тому назад. Это искусство росписи великих пещер, таких, как Шове, Ласко, Пеш-Мерль и Альтамира. Рисунки, обнару- женные в этих пещерах, можно с полным правом отнести к числу самых прекрасных и загадочных творений челове- ка. Эти росписи известны главным образом благодаря дос- товерным изображениям млекопитающих ледникового пе- риода. Но мало кто знает, что там же можно встретить изо- бражения куда более странных — сверхъестественных и химерических — существ, порой имеющих вид полулюдей- полуживотных.

Интересную теорию выдвинула в данном случае целая группа признанных во всем мире археологов и антрополо- гов, попытавшихся по-своему объяснить причудливую внешность этих существ, а также прочих, не менее занима- тельных изображений, о которых мы поговорим подроб- нее в следующих главах этой книги. Суть их аргументов за- ключается в том, что пещерное искусство выражает первое и старейшее представление человечества о природе сверхъ- естественного, о «душе» и существовании за пределами смер- ти. Эти представления обрели свой облик в состоянии изме- ненного сознания, вызванном, скорее всего, употреблением психоактивных растений. Далеко не все ученые согласны с данным мнением, однако эта теория считается наиболее при- емлемой начиная с середины 90-х годов двадцатого века.

И потому представляется довольно-таки странным, что никто из экспертов, выступающих ныне в поддержку этой теории, не решился личнб попробовать какое-либо из пси- хоактивных растений. У них нет ни опыта проникновения в состояние измененного сознания, ни желания поэкспе- риментировать с чем-то подобным.

И я понял, что только личный опыт позволит мне объек- тивно оценить как суждения этих людей, так и точку зрения их противников. Лишь в этом случае мне удастся понять, и в самом ли деле видения, вызванные приемом психоактив- ных растений, способны убедить человека в наличии иной, сверхъестественной реальности, равно как и в том, что души его предков продолжают существовать после смерти тела.

Вот, собственно, почему я и решил принять ибоген. Дол- жен, однако, признать, что было у меня и иное, более лич- ное, побуждение. И связано оно было с преждевременной кончиной моего отца, умершего осенью прошлого года от саркомы. Случилось так, что я не мог быть рядом с ним в эти последние, самые мучительные для него дни, из-за чего те- перь горько переживал. Этот рискованный эксперимент с ибогеном привлек меня еще и потому, что существовала надежда на ту самую «встречу с предками», о которой так много говорили посвященные. А это, в свою очередь, сулило долгожданный покой моей душе.

 

Долгая ночь ибоги

Возможно, у вас сложилось впечатление, будто я был совер- шенно один во время своего бодрствования в Бате. На самом деле все обстояло несколько иначе. Принятая мною психо- активная доза ибогена [4] была назначена мне опытным и уважаемым целителем, который оставался рядом со мной всю ночь. Помимо него, в комнате находились моя жена Санта и специально приглашенный дипломированный врач. По- началу я остро осознавал их присутствие, но по мере того, как недуг мой становился сильнее, они словно бы исчезли из поля моего зрения. Теперь я видел их лишь урывками — и то как если бы наблюдал за ними сквозь толстое стекло. Связи с внешним миром оказались полностью нарушены. Это касалось в том числе и миски, которую мне дали на слу- чай тошноты. Я еще способен был держать ее в руках, а при необходимости — и слегка склониться над ней. И все же она существовала в одном мире, а я — в другом.

 

Ближе к утру я вдруг почувствовал, что кушетка моя на- чинает странным образом преображаться. Прошло не так уже много времени, и она превратилась в каменный сарко- фаг, в который было заключено мое тело. Я чувствовал, что не в силах шевельнуть ни единым мускулом. Казалось, что на грудь мне положили что-то невероятно тяжелое, просто неподъемное. «Неужели это смерть?» — мелькнула Мысль. И в то же мгновение комната наполнилась людьми. Но это были вовсе не те, кто коротал со мной эту ночь — доктор, целитель и жена. В их существовании на тот момент я уже не был уверен. Теперь в моей комнате стояла целая толпа пугающе незнакомых людей. И они не исчезли, когда я от- крыл глаза, как это было с моими прежними видениями, но продолжали тесниться вокруг — с опущенными плечами и поникшими головами, словно погруженные в какую-то не- мую печаль. Отчетливо я мог различить только несколько лиц, но все они пугали своей могильной бледностью, чем- то напоминавшей лицо белокурого молодого человека, ко- торый привиделся мне немногим раньше.

И тут я осознал, что кто-то наблюдает за мной из-за спин этих непрошеных гостей. Это был худощавый мужчи- на средних лет. Темная кожа и характерные черты лица выдавали в нем африканца. Он смотрел на меня большими, черными, как обсидиан, глазами. Мужчина не был ни ста- рым, ни седым, каким он обычно предстает в видениях бви- ти. И все же я решил, что это и есть легендарный «дух ибо- ги», который пришел сюда, чтобы увести мою душу.

Ибога неизменно ассоциируется со смертью. Ее неред- ко представляют в образе сверхъестественного сущест- ва — «общего предка», который может настолько ценить или презирать того или иного человека, что способен за- брать его с собой в страну мертвых [5].

Затем я задремал и видел сны. Но когда я пытаюсь при- помнить их теперь, детали странным образом ускользают от меня. Знаю лишь, что в это время что-то случилось — нечто очень важное для меня. Было ли это в действитель- ности, или мне просто привиделась встреча с отцом? Разу- меется, я не могу быть полностью уверен в этом, но отдельные воспоминания позволяют утверждать, что он и в самом деле был в толпе призраков, собравшихся в ту ночь возле моего ложа. Порой воспоминания эти становятся настолько отчетливыми и в то же время мучительными, что я и вправ- ду готов поверить: да, он был там. Он действительно нахо- дился рядом со мной, с достоинством превозмогая боль, как это было еще в те дни, когда он отчаянно боролся с. раком.

Помимо мучительных воспоминаний об отце, я спосо- бен выжать из себя еще несколько образов, привидивших- ся мне в часы лихорадочной дремы. И это лишь добавляет мне уверенности в том, что и в самом деле случилось не- что очень важное. В какой-то момент я почувствовал, что проснулся, и открыл глаза, ожидая увидеть привычные очер- тания погруженной в сумрак гостиной. Вместо этого я об- наружил, что нахожусь в очень странном месте, которое бы- ло мне совершенно незнакомо. Внутри этого помещения росли деревья, тяжелые драпировки свисали со стен, а сквозь прозрачный потолок были видны звезды. В целом это зда- ние напоминало какой-то экзотический храм, в одно и то же время похожий на святилище, дворец и заброшенный ог- ромный шатер. Немного в стороне кружилась в ритме танца гигантская фигура в развевающихся белых одеждах, укра- шенных черными вертикальными значками.

Было ли это во сне или наяву? Было ли увиденное мною реальным — в чем я на тот момент нисколько не сомневал- ся, — или же мне пришлось столкнуться с достоверной ил- люзией? И в самом ли деле дух моего отца продолжает су- ществовать в каком-то ином измерении?

Разумеется, не так-то просто было ответить на все эти вопросы. По крайней мере, однако, полученный опыт не- сколько сузил сферу моих интересов. Такие растения, как Tabemanthe iboga, были вполне доступны нашим предкам и могли оказывать на них то же самое воздействие, что и на нас. Я до сих пор вспоминаю пугающе-странное ощущение, которое довелось мне испытать в ту ночь, когда вокруг ме- ня собрались духи умерших — целая толпа призраков, мо- их отдаленных предков.

И в этой связи вполне обоснованным представляется такой вопрос: как знать, не эти ли эксперименты с расте- ниями послужили в свое время — в глубокой древности — первым толчком к представлениям человека о мире духов? И пока наука не в состоянии исчерпывающе и удовлетво- рительно объяснить процесс происхождения религии, эта сфера остается открытой для дальнейших исследований.

Ближе к утру, когда сквозь щели в шторах в комнату на- чал сочиться свет, мне пришлось на короткое время столк- нуться с одной из форм внетелесного опыта, чему я, надо сказать, даже не удивился. Этот опыт является одним из по- бочных воздействий ибоги, о чем сообщают многие посвя- щенные в бвити. К тому же мне доводилось и прежде сталки- ваться с подобными явлениями. Последний раз это случи- лось, когда мне было 16 лет. Тогда я едва не погиб от удара электрическим током.

Вот и сейчас мое сознание парило где-то под потолком, поглядывая сверху на распростертое внизу тело. Как и пре- жде, я ощутил некую отстраненность и любопытство. Стра- ха не было. Напротив, я наслаждался той легкостью бытия и свободой полета, которую даровало мне это внетелесное состояние. Однако данная галлюцинация — или что там это было — очень скоро исчезла, и я вернулся в привыч- ный для меня мир.

Все, что мне осталось в итоге, — философское отражение опыта в форме большой сосиски, туго перевязанной с од- ного конца. Вот что мы представляем собой на самом деле, словно бы хотел сказать мне этот образ. Намек был более чем очевиден. Бессмысленно цепляться за материальные аспекты бытия, поскольку в конечном счете наши тела — всего лишь набитые под завязку колбасные шкурки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных