Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЕЛИЧАЙШАЯ ЗАГАДКА АРХЕОЛОГИИ




Пещера Пеш-Мерль на юго-западе Франции — это особого рода святилище, которое, как минимум, в пять раз древнее, чем Великие египетские пирамиды. Здесь, как и в пирами- дах, есть целая система внутренних комнат, проходов, ко- ридоров и галерей. Но если пирамиды были созданы самим человеком — в основном из обтесанных каменных бло- ков, — то пещера Пеш-Мерль образовалась в известняко- вом массиве благодаря водам подземной реки, протекавшей здесь миллионы лет назад.

Затем река сменила направление, оставив после себя сис- тему пещер длиной в четыре километра. Долгое время они пустовали, и лишь медведи устраивались здесь порой на зимовку. Наконец, примерно 25 тысяч лет назад, то есть в эпоху верхнего палеолита, пещеру Пеш-Мерль облюбовали человеческие существа. Судя по всему, они никогда не жи- ли в ней: вход был слишком низким и неудобным, а внутри царили мрак и сырость. Однако люди решили несколько приукрасить это место, проявив в этом удивительную на- стойчивость и последовательность. В период между два- дцатью пятью и пятнадцатью тысячами лет тому назад они регулярно — пусть и с большими интервалами — посещали эту пещеру. Однако затем они словно бы забыли о том, что некогда здесь было священное место. А около 10 тысяч лет назад, в конце ледникового периода, оползень надежно за- печатал вход в пещеру, укрыв ее от внешнего мира. Обнару- жена она была лишь в 1922 году, а до этого никто даже не предполагал, что за чудеса таятся внутри. Ведь здесь, зашиф- рованные в рисунках, тысячелетиями хранились ключи к на- тему происхождению.

 

Тени и образы

Следуя за М. Циммерманом, сотрудником музея Пеш-Мерль, я спускаюсь по лестнице, которая ведет к современному вхо- ду в пещеру. Он находится в нескольких метрах от того, ко- торым пользовались в древности. Воздух вокруг становится сырым и прохладным, струйки воды текут под ногами, пре- вращаясь в крошечные ручейки. К тому моменту, когда мы наконец достигаем массивной двери, мы успеваем уже прой- ти немало метров под землей. М. Циммерман торжественно открывает дверь и ведет меня к тем таинственным залам, что лежат впереди.

После яркого весеннего дня с его ослепительным солнцем глаза никак не могут привыкнуть к тусклому освещению внутри пещеры, так что в первые мгновения я отчаянно ста- раюсь хоть что-нибудь разглядеть. Однако люди верхнего палеолита, приходившие сюда 25 тысяч лет назад, находи- лись еще в худшем положении, чем я. Глядя на притаившие- ся вокруг тени, я думаю о том, насколько мрачной и пугаю- щей выглядела эта пещера в неверном свете факелов и ка- менных ламп, которыми пользовались наши отдаленные предки.

Кроме того, многие коридоры и галереи Пеш-Мерль бы- ли искусственно расширены уже в наши дни, что сделало их гораздо более удобными и безопасными. Hy а в древно- сти люди, считавшие пещеру святилищем, вынуждены были ползти на животе по узким проходам, ежеминутно рискуя свалиться в очередную трещину. Ведь это была их единст- венная возможность попасть в главное помещение Пеш- Мерль. Каждый визит сюда требовал от них мужества и из- рядной доли решимости, что изначально ограничивало возможное число посетителей пещеры.

Археологические находки свидетельствуют об относи- тельно небольшом количестве посещений, совершенных, в свою очередь, столь же небольшим числом людей. Однако на протяжении всех этих 10 тысяч лет они приходили сю- да с единственной целью — нанести на тщательно выбран- ную скальную основу прекрасные и загадочные рисунки (а возможно, и поклоняться им). Благодаря этим, а также дру

 

гим, не менее важным знакам, о которых мы еще погово- рим в следующих главах, ученые пришли к выводу, что на- ши предки практиковали здесь своего рода религиозный культ — один из наиболее ранних в истории человечества. Соответственно, тех, кто посещал пещеру, можно сравнить со специалистами в области ритуального искусства. Они приходили сюда в одиночестве или в сопровождении не- скольких помощников, чтобы украсить стены этого при- родного святилища чудесными и загадочными рисунками. Не вызывает также сомнений, что само это место почиталось нашими предками как особенное, что и побудило древних художников избрать его в качестве своего холста.

Вход в преисподнюю

Пеш-Мерль — это настоящее чудо природы. Благодаря непо- вторимой системе внутренних комнат и коридоров, пещера производит неизгладимое впечатление на любое человече- ское существо, осмелившееся проникнуть сюда. И даже в на- ши дни, невзирая на электрическое освещение, она по-преж- нему выглядит как кусочек иной, потусторонней реально- сти — настоящее царство подземных богов.

Циммерман закрывает за нами дверь, и мы оказываемся в длинном, извилистом коридоре, зигзагообразно убегаю- щем куда-то вглубь и вниз. Высота и ширина этого прохо- да, некогда бывшего руслом подземной реки, достигает трех метров. В нишах коридора поблескивают причудливо изо- гнутые сталактиты и сталагмиты. Одни поднимаются вверх плотной шеренгой труб цвета слоновой кости, другие спус- каются вниз, волшебным образом драпируя невзрачные сте- ны пещеры. Здесь еще нет никаких рисунков, но чем даль- ше мы заходим в глубь горы, тем более странной и нереаль- ной становится атмосфера вокруг. Создается впечатление, что мы нисходим в некую параллельную вселенную, царст- во эльфов и гномов, каким-то чудом сохранившееся до на- ших дней — может быть, для того, чтобы позволить нам хо- тя бы на миг прикоснуться к иному измерению.

И вот мы подходим к первой композиции эпохи верхне- го палеолита — первой в том смысле, что именно с нее на

чинают свой осмотр посетители Пеш-Мерль. Если же гово- рить о времени создания, то ее никак не назовешь самой ранней — есть в этой пещере и более древние росписи.

Это горизонтальная композиция семи метров в ширину и двух с половиной в высоту. Расположена она слева от нас на слегка вогнутой поверхности стены. Небольшой козы- рек, нависающий над этой частью коридора, служит надеж- ной защитой от сырости, и стена здесь выглядит гладкой и сухой. Археологи называют это место Черным фризом, по- скольку главные фигуры композиции — покрытый шер- стью мамонт, бизон, зубр (предок современных быков и волов) и лошадь с несоразмерно маленькой головой — вы- полнены с помощью черного марганца. Эти рисунки, судя по всему, являются творением рук одного-единственного художника. Созданы же они были около 16 тысяч лет на- зад. На первый взгляд, фигуры эти кажутся единственной составляющей композиции, однако, внимательно присмот- ревшись, замечаешь, что расположены они поверх слоя красной охры. Он был нанесен на стену примерно на 4 ты- сячи лет ранее черных фигур. То здесь, то там красная ох- ра проступает в виде равномерных рядов точек, а в некото- рых местах ее линии складываются в отдаленное подобие доисторических животных.

Наплывая на красноватую основу стены, образы млеко- питающих с Черного фриза создают своего рода зритель

 

ную иллюзию, производя впечатление существ, обитающих в трехмерном пространстве.

Когда смотришь на эти рисунки, невольно возникает мысль о том, что ближайшие фигуры словно бы возникли из поверхности скалы, тогда как существа, расположенные за ними, вот-вот сольются с камнем и исчезнут в глубинах пещеры.

Возникновение

Композиция Черного фриза расположена недалеко от вхо- да в так называемый Доисторический зал, в котором нахо- дится большая часть рисунков из обширной коллекции Пеш- Мерль. До сих пор остается загадкой, почему древние ху- дожники обошли своим вниманием другие помещения это- го подземного комплекса — такие, например, как Зал Руж с его мрачным великолепием. И все же представляется оче- видным, что именно Доисторический зал как нельзя лучше подходил для вдохновенного творчества первобытных ху- дожников, настраивая их на почтительный и в то же время возвышенный лад.

Это необъятное помещение, достигая в ширину 40 мет- ров, поддерживает целую систему боковых проходов и тун- нелей, а скальные напластования и насыпи из щебня еще больше усложняют его структуру, создавая настоящий мно- гоуровневый лабиринт. В некоторых местах потолок нави- сает прямо над головой, тогда как в других — воспаряет ввысь, теряясь во мраке пещеры. И о существовании его на- поминают лишь каменные струи сталактитов, влекомые вниз неумолимой силой тяжести. Некоторые из них достигают в длину нескольких метров и производят впечатление гигант- ских сосулек, медленно истекающих влагой. Другие сраста- ются с поднимающимися навстречу сталагмитами, образуя при этом странные рифленые колонны — нечто вроде ока- меневших скелетов из коллекции доисторических гигантов.

Свернув направо от композиции, представленной на Чер- ном фризе, мы поднимаемся вверх по современной лестни- це. Ее возвели уже в наше время на месте древнего туннеля с его крутым, едва ли не отвесным склоном. Поднявшись на

 

План Пеш-Мерль

самый верх, мы оказываемся на галерее, тянущейся вдоль стены на высоте примерно 10 метров от пола. Отсюда от- крывается поистине фантастический вид на наиболее зна- чимые места'Доисторического зала. И первое, что бросается в глаза, — призрачные фигуры двух бизонов и мамонта, вы- писанные с помощью черного марганца прямо на потолке у нас над головой. Затем внизу, во тьме пещеры, вспыхивает свет, позволяя мне разглядеть вдали прославленный ше- девр пещеры Пеш-Мерль — панно с пятнистыми лошадьми. И словно в насмешку, Циммерман тут же выключает под- светку, заверяя меня, правда, что в конце концов мы дойдем и до панно. Но для этого необходимо спуститься на ниж- ние уровни пещеры.

Мы уже достигли конца уступа-галереи и начинаем спус- каться вниз — 10 ступеней современной лестницы там, где нашим доисторическим предкам пришлось бы в буквальном смысле слова ползти, цепляясь за выступы скал. В конце концов мы оказываемся перед неглубокой расщелиной в стене пещеры. Справа от нее видны очертания целого би- зона, голова второго бизона с отчетливо прорисованной гривой волос и еще — голова и хобот мамонта. Как и преж- де, рисунки эти выполнены черным марганцем. Слева от расщелины и чуть выше первой композиции древний ху

 

дожник сумел «обнаружить» фигуру другого мамонта, сфор- мированную выступами и трещинами самой скалы. Обведя эти контуры черным цветом, он придал фигуре еще боль- шую выразительность. «Этот кроманьонец использовал ес- тественные очертания скалы, — замечает Циммерман, еле- дуя за линиями фигуры с помощью лазерной указки. — Об- ратите внимание, вот здесь голова и хобот, тут мы видим задние и передние ноги. А вот еще две линии: одна — для спины и хвоста, другая — для живота».

И вновь, как уже было при взгляде на Черный фриз, у меня создается впечатление, что животные эти и в самом деле обитали в самой скале, а затем просто выступили на по- верхность. И дело здесь не только в чудесном «возникиове- нии» трехмерного мамонта. Вся композиция невольно на- водит на мысль о том, что изображенные здесь животные появились из каких-то потаенных глубин — возможно, че- рез ту самую трещину в стене, вокруг которой все они и сгруппировались.

Гравюры

Мы спускаемся еще на один пролет из 10 ступеней и оказы- ваемся на самом нижнем уровне пещеры. Пол здесь завален огромными булыжниками, сквозь нагромождения которых я осторожно следую за своим проводником. Циммерман обращает мое внимание на потолок. Прямо над нами, мет- рах в трех над головой, я вижу новые изображения. Внача- ле они представляются бессмысленным переплетением не- уклюже вычерченных линий, однако при более вниматель- ном изучении в хаосе сплетающихся полос проявляются отдельные фигуры. «Потолок очень мягок, — объясняет Цим- мерман, — поэтому они делали свои рисунки прямо паль- цами. Линии, судя по всему, относятся к более ранней эпохе, а фигура появилась здесь уже позднее». Его лазер освещает очертания огромного мамонта. «Вот здесь у него спина, а вот и голова. Тут мы видим хобот. Вот передние ноги и линия живота». Поблизости вырисовывается фигура другого ма- монта, а справа от нее видны очертания обнаженной жен- щины с необъятной грудью и ягодицами. Венчает же эту

 

роскошную фигуру крохотная головка. Судя по всему, пе- ред ними — типичная «Венера» эпохи верхнего палеолита, одно из множества подобных ей изображений, найденных в пещерах на территории Европы.

• Всего в пещере Пеш-Мерль обнаружено тринадцать ри- сунков, на которых представлены фигуры людей, — заме- чает Циммерман. — Из них двое мужчин и одиннадцать жен- щин.

• И что, все женщины похожи на эту — такие же боль- шие, с роскошными формами?

• Да, все такие. Вот тут еще одна, правда, без головы. Здесь у нее грудь, здесь живот. Вот ноги, а вот спина и яго- дицы.

Древним художникам приходилось карабкаться на гру- ды булыжников, в изобилии покрывающих здесь пол, чтобы вычертить на потолке с помощью пальцев все эти линии и рисунки. А около 20 тысяч лет назад две фигуры появились и на самом булыжнике: древний художник изобразил здесь черным марганцем мамонта и огромного бизона, одно- го — на уровне человеческих плеч, другого — чуть повыше.

Мы проходим еще несколько десятков метров по пути, ко- торый весьма типичен для лабиринтов Пеш-Мерль. Он не тянется по прямой, но вьется меж стен и насыпей — снача- ла немного вверх, а затем — круто вниз. И вот мы оказыва- емся в Зале Дисков, названном так благодаря скопившимся в нем концентрическим пластинам кальцита. Справа от нас, в дальнем конце зала, возвышается отвесная стена. На ее поверхности, высоко над нашей головой, заметны четы- ре глубоких отметины. «Это следы когтей пещерного мед- ведя, — объясняет наш проводник, — животное достигало трех метров в высоту».

Загадка детей

В углу пещеры, возле которого зияют отпечатки когтей, на- ходится еще одна лестница, сооруженная уже в наши дни. Два пролета в двадцать ступеней ведут нас туда, куда нашим предкам пришлось бы карабкаться по крутой насыпи из щеб- ня, ежесекундно рискуя сорваться вниз. Лестница приводит

 

нас к природному алькову, расположенному в нескольких метрах над отметинами медвежьих когтей. На полу алькова Циммерман показывает мне отпечатки ног, оставленные здесь ребенком лет двенадцати. Двадцать тысяч лет назад он наступил на вязкую грязь, покрывавшую пол этой ниши, и следы его, в окаменевшей форме, сохранились до наших дней.

Некоторые из этих следов видны совершенно отчетли- во, как если бы они появились здесь сегодня утром. И мое воображение рисует образ того бесстрашного юного суще- ства — теперь уже невозможно сказать, был ли это мальчик или девочка, — которое ступало по полу алькова в глубо- кой древности. Закругленные отпечатки пяток и пальцев слу- жат наглядным свидетельством пребывания здесь доисто- рических людей, создавая между нами связь, которую не в силах нарушить даже истекшие с тех пор тысячелетия. Имен- но эта связь позволяет нам эмоционально реагировать на представленное здесь искусство. Все эти рисунки оказыва- ют на нас самое глубокое впечатление — не исключено, что очень близкое тому, какое они оказывали на древних лю- дей. И мы с готовностью признаем присущие этим рисун- кам образность и символизм, несмотря на то, что значение этих символов по-прежнему ускользает от нас.

Пеш-Мерль — не единственная пещера, в которой най- дены следы пребывания детей, так или иначе ассоциирую- щихся с доисторическими художниками. Вопрос лишь в том, что бы это могло значить?

Медвежья галерея

Оставив позади альков с уцелевшими отпечатками ног, мы еще больше углубляемся в гору. Здесь, на глубине 50 метров под землей, находится вход в Галери де Лур — Медвежью галерею, одну из древнейших частей системы Пеш-Мерль. Рисунков здесь нет — одни лишь ряды сталактитов и ста- лагмитов, образующих причудливые подземные колонны, да обточенные глыбы кальцита, непристойно вздымающиеся в виде огромных фаллосов.

Справа от нас, защищая вход в темное святилище, вы

 

 

сится целая шеренга полированных колонн. Расположены они столь симметрично, что невольно создается впечатле- ние, будто перед вами — рукотворный архитектурный ком- плекс, несколько напоминающий древние египетские храмы. Мы поднимаемся по лестнице — очередные восемь ступе- ней, — а затем сворачиваем налево в узкий коридор, пото- лок которого нависает буквально в нескольких сантимет- рах у меня над головой. Однако в доисторические времена, объясняет Циммерман, он был еще ниже, так что мне при- шлось бы здесь даже не идти, а ползти.

Уже в наши дни этот проход был расширен для удобст- ва современных посетителей. Но что заставляло наших от- даленных предков пробираться здесь 20 тысяч лет назад, упорно преодолевая преграды, расположенные на их пути самой природой? Ответ возникает очень скоро: в форме новых рисунков, нанесенных на стены коридора. Передо мной — прекрасно выписанные голова и глаз бурого медве- дя, которого неизвестный художник изобразил в профиль. Рядом с медведем — узоры из вертикальных и горизон- тальных линий. На противоположной стене коридора вы- черчены еще несколько фигур. Это четыре треугольника, частично перекрывающих друг друга, а рядом с ними — столь же занимательный, сколь и непонятный символ, от- части напоминающий рог буйвола.

Раненый человек

Из коридора мы направляемся в главную галерею Пеш- Мерль, следуя при этом зигзагообразным путем, лишь не- давно прорезанным в склоне пещеры. Открывающееся от- сюда зрелище наполняет мое сердце благоговейным трепе- том. Такое чувство, будто мы находимся в самом центре ог- ромного готического собора, построенного в древности во славу подземных богов и украшенного просторными зала- ми и сводчатыми галереями, парящими арками и изящны- ми колоннами из кальцита и алебастра. Должно быть, нечто похожее видел в своем знаменитом опиумном сне Колридж, описавший впоследствии бездонные пещеры Ксанаду и ска- зочный дворец Кубла Хана. Таинственные чары лежат на

 

этом месте. Кажется, будто еще в древности волшебники лед- никовой эпохи погрузили его в такой глубокий сон, котоНа полпути вниз Циммерман останавливается перед очередной нишей. Здесь он показывает мне странное изо- бражение человека или человекоподобного существа — так называемого «раненого мужчину», нарисованного красной охрой на низком потолке алькова. Я останавливаюсь, что- бы получше рассмотреть фигуру. И опять же: это место в пещере было значительно углублено уже в наши дни, тогда как прежде попасть сюда было гораздо труднее. В эпоху верхнего палеолита потолок находился всего лишь в метре от пола, так что древний художник мог рисовать здесь ис- ключительно лежа на спине. Да и тем, кто приходил потом смотреть его рисунки — если допустить, что таковые вооб- ще были, — приходилось ложиться для этого на спину.

Раненый человек обязан своим названием целому ряду линий (многие ученые склонны интерпретировать их как копья), которые проходят через грудь и туловище фигуры. Я смотрю на рисунок, расположенный на потолке, и мне начинает казаться, будто человек этот не стоит, но парит в воздухе. Он вообще выглядит очень странно, и прежде все- го это касается особой формы головы. Многие археологи сравнивают ее с птичьей. Но на меня этот куполообразный череп, узкий и заостренный подбородок, а также причуд- ливый разрез глаз производят совсем иное впечатление.

рый не развеялся и доныне.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных