Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Универсальная неврология




Та антропологическая теория, о которой я вкратце упоми- нал в первой главе, предлагает свой ответ на этот вопрос. Эта теория уделяет не так уж много внимания долговре- менному существованию и безусловному историческому влиянию каждой религии в отдельности, однако она дает весьма простое и разумное объяснение тем странным пред- ставлениям о сверхъестественном, которые и образуют ос- нову любого вероучения.

По мнению главного сторонника этой теории, профес- сора Дэвида Льюиса-Вильямса, подобные идеи ни в коей мере нельзя назвать частью привычной для нас повседнев- ной действительности. Возникают же они благодаря уни- версальной способности человека входить в «измененное состояние сознания» (ИСС), то есть в состояние транса, в котором человек сталкивается с необычайно реалистиче- скими видениями.

Многие антропологи сегодня уверены в том, что наши предки, обитавшие в эпоху верхнего палеолита, необычай- но высоко ценили подобные видения и широко использо- вали вызывающие их психоактивные растения [3]. К тому

 

же хорошо известно, что равномерная дробь барабана и рит- мичные танцы, гипервентиляция, нанесение себе особого рода увечий, голодание и целый ряд других, более или менее неприятных техник также способны привести к возникно- вению таких видений (или галлюцинаций) [4]. Разумеется, в обществе охотников и собирателей подобное занятие бы- ло уделом одних лишь шаманов — то есть тех религиозных специалистов, которые могли без опасений совершит^ рис- кованное путешествие в иные миры, чтобы вернуться отту- да с новыми знаниями, позволяющими исцелять людей [5].

В настоящий момент в поддержку этой теории выступа- ют Дэвид Витли, один из ведущих североамериканских спе- циалистов по наскальной живописи, Жан Клотт, признан- ный эксперт в области пещерного искусства, и целый ряд других ученых из самых разных стран. Все эти люди, вклю- чая, разумеется, и Льюиса-Вильямса, полагают, что первые представления о существовании нематериальной сферы бы- тия, населенной сверхъестественными созданиями, берут свое начало в видениях первобытных шаманов [6]. В свою очередь, эти новые представления нашли свое отражение в религии, мифологии и искусстве древних людей.

В соответствии с этой теорией рисунки, обнаруженные в Пеш-Мерль и других пещерах на юго-западе Европы (все- го около 300), — это искусство видений. Иными словами, представленные здесь образы отражают галлюцинации, на- блюдаемые шаманами в измененном состоянии сознания. Но поскольку наша нервная система подобна той, которой обладали люди в эпоху верхнего палеолита, мы разделяем и общую с ними способность входить в транс.

Таким образом, не исключена возможность некоей свя- зи между нами и нашими предками: мы можем увидеть то, что видели они, и, невзирая на прошедшие тысячелетия, прикоснуться к истокам их верований.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных