Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Где невозможное становится реальным




Если бы меня попросили назвать единственное отличитель- ное качество видений, с которыми мне пришлось столкнуть- ся под воздействием аяуаски, я бы указал на их безуслов- ную реальность (невзирая на их «потусторонний» облик). Разумеется, достаточно странно встретить столь невероят- ные существа, как разумная змея, легко превращающаяся в ягуара, или гибрид крокодила и человека, или же насеко- моподобное создание вроде моего «инопланетянина». Од- нако куда более странным и дезориентирующим представ- ляется то обстоятельство, что все эти немыслимые существа окружены аурой безусловной реальности и достоверности.

Благодаря своему личному опыту, приобретенному во время путешествия в Южную Америку, я стал склоняться в пользу аргументов Дэвида Льюиса-Вильямса еще до того, как получил возможность поговорить с самим профессо- ром. Если допустить, что наши предки в эпоху верхнего па- леолита также использовали психоактивные растения — а как мы увидим позже, в ледниковый период на европей- ском континенте имелся галлюциноген, вполне способный заменить аяуаску [13], — то и они, в силу общей с нами нев- рологии, могли наблюдать видения, схожие с моими (разу- меется, схожие не в деталях, а в каких-то основных момен- тах) [14]. И я понемногу стал склоняться к точке зрения Льюиса-Вильямса, который утверждает, что именно галлю- цинации дали толчок первым религиозным представлени- ям о потустороннем мире и обитающих там сверхъестест- венных существах, а также о том, что душа после смерти человека переходит в эти иные миры. Да и где бы еще на- ши предки смогли ознакомиться с подобными представле- ниями, если не в той реальности, куда отправлялись шама- ны всех культур и эпох, совершая так называемое «духов- ное странствие»?

А в этих иных измерениях, как я уже успел убедиться на собственном опыте, существовали создания из света и странные гибриды человека с животными; там были воз- можны самые невероятные преображения, и там же нам выпадала возможность встретиться с душами умерших. Вы

 

ходит, Льюис-Вильямс прав и явные свидетельства подоб- ных встреч как раз и отображены в рисунках, созданных еще в эпоху верхнего палеолита?

Авторское примечание: картины Пабло Амаринго я увидел уже после того, как приобрел личный опыт виде- ний аяуаски. И то, что в работах перуанского шамана оказалось так много общего с увиденными мною образами, служит очередным подтверждением того поразительного сходства, которое наблюдается в видениях представите- лей самых разных культур и народов, экспериментировав- ших с аяуаской. Но мы еще вернемся к этой загадке в два- дцатъ третьей главе данной книги.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПЕЩЕРЫ

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ТЕРИАНТРОПИЯ

На сегодняшний день мы вправе говорить о наличии не- обычайной и беспрецедентной концентрации пещерного искусства, датируемого эпохой верхнего палеолита, на не- большой части европейского континента. Тем не менее те наши предки, что обитали в то время в других районах зем- ного шара, также расписывали стены своих пещер и выреза- ли из слоновой кости столь изящные предметы, что их с пол- ным правом можно отнести к произведениям искусства.

Надо сказать, что такое искусство распространено не- обычайно широко [1], и хотя район Азии и Среднего Boc- тока представлен в данном случае весьма скудно [2], Авст- ралия, Южная Африка, обе Америки и та же Европа поражают обилием наскальных росписей, многие из которых были созданы более 20 тысяч лет назад. Разумеется, далеко не все эти произведения искусства имеют общие черты и уклады- ваются в рамки единой категории — что и неудивительно, учитывая безусловные отличия в характере и строении са- мих человеческих культур [3]. Наблюдаемая нами разница в мотивах напрямую зависит от особенностей общества, соз- дававшего это искусство, а в некоторых случаях — и от ин- дивидуальности самого художника. Тем не менее профес- сор Льюис-Вильямс утверждает, что его «нейропсихологи- ческая» теория способна дать единое истолкование пусть не всем, но наиболее значимым сюжетам древнего искусст- ва, распространенным на территории Южной Африки, Ев- ропы и в районе Калифорнийского бассейна [4].

Эпоха верхнего палеолита не оставила нам в наследст- во никаких текстов и письменных сообщений, так как это было за тысячи лет до появления первых элементов пись- менной речи. И редко кому приходила в голову мысль, что

 

обширный корпус доисторической наскальной живописи может скрывать в себе (подобно многим произведениям искусства исторического периода) [5] своего рода посла- ния, зашифрованные не в алфавитных, но в символических знаках. Кроме того, даже если в этих произведениях искус- ства и в самом деле содержатся некие послания — что тео- ретически возможно, — мы все равно не в состоянии пере- нестись на много тысяч лет назад, чтобы напрямую1" пооб- щаться с художниками. Так как же нам тогда разгадать, что они имели в виду?

Это и есть наша главная проблема — как нам воссоз- дать ту картину мира, которая была привычной для худож- ников эпохи верхнего палеолита. Между тем профессор Льюис-Вильямс как раз и утверждает, что нашел решение этой задачи. Если его гипотеза верна, то мы и в самом де- ле получаем возможность расшифровать смысл хотя бы части тех изображений, что запечатлены на стенах древ- них пещер. По сути, это все равно что распахнуть дверь между нами и эпохой верхнего палеолита и шагнуть в этот проем, чтобы непосредственно приобщиться к опыту на- ших предков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных