Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Много вопросов, но мало ответов




Если теория Льюиса-Вильямса и в самом деле является но- вым словом в изучении пещерного искусства, то она преж- де всего позволит нам ответить на те вопросы, которые ока- зались не по силам другим исследователям. Случилось так, что после 100 лет досконального изучения пещерной жи- вописи в этой сфере по-прежнему остается слишком мно- го нерешенных проблем.

На протяжении всего двадцатого столетия внимание уче- ных было обращено главным образом к Европе, так что мож- но предположить, что именно здесь им удалось достичь наи- большего прогресса.

Европейское искусство представлено прежде всего ты- сячами натуралистических образов животных, обитавших в эпоху ледникового периода. Изображения этих существ встречаются на стенах примерно 300 пещер. Мы знаем,

 

что эти животные и в самом деле жили на территории Ев- ропы на тот момент, когда делались эти рисунки. И мы дос- таточно хорошо представляем себе их анатомию (благодаря найденным окаменелостям), чтобы понять, что изображе- ны они были весьма точно. Но если забыть об изяществе и техническом совершенстве представленных образов, то можно с уверенностью сказать, что в самих этих изобра- жениях нет ничего необычного. Животные были частью природного окружения человека. Он их видел и рисовал. Вот, собственно, и все. Остается лишь понять, зачем он это делал.

Но, как ни странно, даже эта загадка оказалась не по плечу современным ученым. За последние сто лет выдвига- лось немало объяснений, но ни одно из них, как мы еще увидим в главе шестой, не было безоговорочно принято ученым сообществом. И все это потому, что исследовате- лям так и не удалось продвинуться в решении куда более серьезной загадки. Речь в данном случае идет о других, весьма странных и таинственных образах, представленных на стенах пещер бок о бок с натуралистическими изобра- жениями животных. Эта вторая категория рисунков касает- ся созданий, никогда не существовавших в действительно- сти.

Присутствие этих фантастических существ, всевозмож- ных химер и монстров, не имеющих никакого отношения к материальному миру, бросает тень сомнения и на натура- лизм других существ, изображенных на стенах пещер. Разу- меется, если прав Льюис-Вильямс, то ни одну из этих фи- гур нельзя назвать полностью натуралистической. И все собрание этих образов было почерпнуто нашими предка- ми совсем из иной реальности.

Наиболее таинственный из этих типажей регулярно встречается не только в искусстве европейского региона, но и в живописи других культур эпохи верхнего палеолита. Речь идет о существе, которое отчасти является человеком, а отчасти — животным. Ученые называют подобные созда- ния специальным термином териантроп (от греческого шерион — «дикий зверь» и антропос — «человек»). Эти су- щества появляются уже на самом раннем этапе доистори- ческого искусства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных