Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Люди-насекомые из Кондоа




Существует гипотеза, позволяющая свести воедино все эти факты. В соответствии с ней, предки исторических сан и в самом деле жили в Южной Африке 27 тысяч лет назад. Именно они создали рисунки, найденные позднее в пеще- ре «Аполлон-11». В то время во всем племени насчитыва- лось несколько сотен, от силы — несколько тысяч человек. Так что в случае необходимости — например, перед лицом какой-либо катастрофы или в результате резкого измене- ния климата в этом регионе — они без труда могли пере- браться в другую часть Африки. Сан всегда были охотника- ми и собирателями. Этот образ жизни сохранился у них еще с каменного века. И точно так же по сей день живут их уцелевшие родичи — бушмены Намибии и Калахари. Они без труда преодолевают огромные расстояния, особенно если речь идет о жизни всего племени. А в Африке и поны- не остается множество мест, где ни разу не проводились археологические раскопки и куда в свое время могли пере- браться отдаленные предки сан. Прожив здесь 17 тысяч дет, а может быть, и дольше, они столкнулись с очередной сменой климата на африканском континенте, и это побуДило их вновь вернуться в родные земли. И произошло та

 

кое возвращение около 12 или 10 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки, связанные с повседневной жизнью сан и их творческой деятельностью.

Гипотеза о возможных миграциях сан позволяет объяс- нить наличие на континенте целого ряда аномальных мест, связанных с повышенной концентрацией наскальной жи- вописи. Археологи уже изучили эти изображения, но так и не смогли классифицировать их.

Так, например, далеко на север, в округе Кондоа (Танза- ния) находится несколько сотен пещер, украшенных дои- сторическими рисунками [51]. Даже на взгляд человека не- посвященного эти изображения отличает явное сходство с живописью сан, повсеместно распространенной на терри- тории Южной Африки (на сегодняшний день известно около 20 тысяч таких мест). И даже ученые признают, что рисунки из Кондоа «во многом сопоставимы с южной тра- дицией, хотя и отдалены от этого региона по меньшей ме- ре на 1500 километров» [52].

Подобно искусству южных сан танзанийские рисунки выполнены jc помощью минеральных пигментов, которые невозможно датировать напрямую. И все же по целому ря- ду других показателей можно понять, что изображения эти очень древние. В частности, в результате раскопок, прове- денных в этих пещерах, были обнаружены «кусочки охры, карандаши из этого же минерала и запачканные охрой «палитры» — иными словами, все то, что указывает на ри- сование. Находились же эти предметы в слое пород, при- близительный возраст которого составляет 29 тысяч лет [53]. Итальянский историк Эммануэль Анати высказался в под- держку этой даты, особо указав на сходство танзанийских рисунков с теми, которые были обнаружены в далекой на- мибийской пещере «Аполлон-11» [54].

Палеоантрополог Мэри Лики также видит несомненное сходство между изображениями из «Аполлона-11» и на- скальной живописью Танзании, которая, по ее мнению, возникла уже 40 тысяч лет назад [55].

Еще несколько ученых готовы поддержать эту точку зре- ния. И поскольку все попытки установить даты с помощью определенных археологических методов так и не привели к единому результату, между исследователями до сих пор

 

нет согласия относительно возраста и происхождения этих загадочных рисунков. Единственное, что кажется не- оспоримым практически всем ученым, — это факт того, что танзанийские изображения определенным образом связа- ны с южной традицией наскальной живописи.

Но будь эти росписи отдаленным аванпостом южной культуры сан, возникшим в течение последних 10 тысяч лет, или частью гораздо более древней традиции, пока еще не- известной современным археологам, для нас в данном слу- чае важно лишь то, что в танзанийских пещерах повсеме- стно встречаются изображения териантропов. В число их входят и те фигуры общего типа (с головами животных), о которых мы уже говорили ранее [56]. Но при этом есть и необычные варианты, и прежде всего — группа худых, силь- но вытянутых антропоморфов из пещеры Коло I (Кондоа), фигуры которых составлены из множества тонких парал- лельных линий, выполненных красной охрой.

Порой эти фигуры ошибочно отождествляют с людьми, имеющими изощренные прически или сложные головные уборы [57]. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что головы у этих фигур особенные — они не принадлежат ни человеку, ни животному. Их тела, руки и ноги во многом напоминают человеческие, однако кисти и ступни, а главным образом головы, украшенные «щупаль- цами», явно принадлежат насекомым [58].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных