Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Южная Африка: териантропы повсюду




Это необычайное представление о человекообразных на- секомых, встреченное нами в танзанийской живописи, на- шло свое отражение в искусстве и мифологии южного пле- мени сан, где одним из излюбленных образов издавна был богомол. В частности, в пещере Брандхёк в Западной Кап- ской провинции наше внимание привлекает изображение высокой и мускулистой женской фигуры, увенчанной голо- вой богомола. При взгляде на картину создается впечатле- ние, будто существо это пытается повернуть голову, чтобы оглянуться через плечо [59]. Кстати говоря, само имя бога- творца племени сан — Кагген — буквально означает «Бого- мол» [60]. Изначально он изображался в человеческом об- лике — обычно как охотник или шаман. Но ему ничего не стоило перейти в свою животную ипостась [61]. В одном из ущелий, расположенных в южноафриканском регионе Кару, я видел изображение этого божества, запечатленного худож- ником в момент превращения в большого богомола [62].

Кагген, который может также появляться в виде змеи, орла или антилопы-канны [63], является таким же много

Рисунки сан, изображающие женщину (слева, из района Кедровых
гор, по Слингсби, 1997) и мужчину (справа, из Кару),
превращающихся в богомолов

 

ликим существом, как и «Волшебник» из Труа Фрер. Бог- творец следует в русле все тех же преображений, которые были проявлены и в образе териантропа из Намибии, соз- данного более 27 тысяч лет назад. Этот мотив вновь и вновь появляется в искусстве племени сан, возникшем не менее 10 тысяч лет назад. И на протяжении всего этого бесконечного периода образ териантропа с завидной ре- гулярностыо появляется на всей территории Южной Аф- рики [64].

В Широкой долине, расположенной в округе Маклеар на северо-востоке Капской провинции, художники сан на- рисовали белой краской высокого териантропа с ногами и копытами антилопы, руками, напоминающими когтистые лапы хищника, и лицом человека [65].

В ущелье Сайфер, расположенном в Кедровых горах в 30 километрах от Кланвильема, можно встретить удиви- тельное изображение, выполненное с помощью красной охры. На нем представлена целая группа причудливых че- ловеческих фигур с сильно удлиненными руками и ногами. Все существа в этой группе, расположенные вдоль одной зигзагообразной линии, во многом напоминают скорее не людей, а стадо антилоп.

Люди, превращающиеся в антилоп

Желая рассмотреть изображение получше, я делаю шаг вперед и вижу, что у одной из фигур на картине выросли Рога, да и все остальные существа находятся на той или иной стадии превращения в антилоп [66].

Еще одно изображение, созданное бушменами сан, на

 

ходится в Западной Капской провинции. Здесь мы видим примерно дюжину антропоморфных фигур, которые сколь- зят то ли по воздуху, то ли по воде. У них человеческие голо- вы, руки и верхняя часть тела. Однако на месте ног художник изобразил хвосты — то ли рыбьи, то ли птичьи. В частности, некоторые исследователи говорят о превращении этих лю- дей в ласточек [67].

Люди-птицы или водяные?

Немало интересного можно увидеть и в национальном заповеднике «Замок Гиганта», расположенном в Драконо- вых горах. В частности, здесь есть одно место, известное как Главные пещеры, в котором находится большое коли- чество наскальных изображений. Причем две центральные фигуры принадлежат все тем же териантропам. У них че- ловеческие руки, ноги и ягодицы, а головы — антилоп [68]. Одно из существ кажется каким-то неуклюжим, бесфор- менным. И при ближайшем рассмотрении становится по- нятным — почему. Просто вокруг туловища териантропа обвились кольцами гигантские змеи, словно бы намекая на возможность дальнейших метаморфоз.

Если говорить о Южно-Африканском регионе в целом, то из всех антропоморфных образов наиболее распро- страненным является тот, где человек представлен в про- цессе превращения в антилопу-канну — наиболее круп

Драконовы горы. Люди, превращающиеся в антилоп

ную из всех антилоп. Очень много подобных изображе- ний встречается, в частности, в Драконовых горах. На одном из них, расположенном на территории заповедни- ки Камберг, нашему вниманию предстает антилопа-канна с судорожно скрещенными задними ногами — как если бы она была в предсмертной агонии. А позади нее изобра- жена фигура высокого мужчины, ноги которого скрещены точно таким же образом. Вместо человеческой головы и ступней художник пририсовал ему голову и копыта анти- лопы-канны [69]·

Справа от него изображена фигура танцора, тоже в про- цессе преображения, а далее — еще два териантропа. У од

Териантропы сан

 

ного из них — тело человека и голова какого-то животного с заостренными ушами. Другой также представлен с телом человека, однако с рогами и копытами антилопы-канны [70].

Другими излюбленными образами художников сан бы- ли люди-слоны [71], люди-шакалы [72], весьма эффектные люди-птицы [73], лучник с головой и хвостом бабуина, но с руками и ногами человека [74], «перевернутые» териантро- пы с головами животных, выросших на месте человеческих ягодиц [75], ну и, конечно же, хорошо знакомые нам люди- львы [76].

Человек, превращающийся во льва

Одна общая тема

Разумеется, можно было бы еще многое сказать об удивитель- ном разнообразии антропоморфных изображений, пред- ставленных в искусстве сан. Но для нас вполне достаточным будет наметить лишь общие контуры проблемы.

Итак, как мы уже успели уяснить, на протяжении по меньшей мере 27 тысяч лет в наскальной живописи Юж- ной Африки регулярно повторялся образ человеческого существа, превращающегося в животное. И тот же самый образ постоянно встречается в доисторическом искусстве Европейского региона — с момента возникновения первых наскальных росписей.

Появление подобных изображений — загадка сама по

 

себе. И уж тем более странным кажется то, что возникли они одновременно в столь отдаленных друг от друга угол- ках земного шара.

Доктор Пол Тейкон, старший научный сотрудник Авст- ралийского музея в Сиднее, и доктор Кристофер Чиппендейл из Музея археологии и антропологии Кембриджского уни- верситета не так давно попытались детально изучить про- изведения доисторического искусства Австралии, Франции, Южной Африки и Испании. Таким образом они хотели вы- явить общие тенденции, присущие искусству столь разных регионов. Однако в итоге им удалось обнаружить лишь од- ну общую тему:

Изучив произведения искусства, относящиеся к эпохе зарож- дения человеческой культуры, мы выявили только один об- щий сюжет, представленный фигурами териантропов — не- коего гибрида людей и животных... Иными словами, образы оборотней и вампиров стары, как само искусство. Сверхъесте- ственные существа, принадлежащие одновременно миру лю- дей и миру животных, были одним из излюбленных сюжетов доисторических художников [77].

Французский историк Жан Клотт также согласен с тем, что «вера в териантропов» не только нашла свое отражение в доисторической живописи, но и присутствовала в искус- стве «всех человеческих культур во все без исключения эпо- хи» [78]. Соответственно, подобные верования должны пред- ставлять «часть универсальных идей человеческого созна- ния» [79].

На первый взгляд, это кажется красноречивым объясне- нием удивительной долговечности и вездесущности антро- поморфных образов. На самом деле подобное толкование влечет за собой новые вопросы. Если вера в териантропов является одним из универсальных представлений, свойст- венных человеческому сознанию, логичным будет спро- сить, что именно делает ее столь универсальной? Ведь если допустить, что наше сознание и в самом деле является про- Дуктом дарвиновской эволюции, то неизбежно напрашива- ется вывод, что любая форма поведения, продержавшаяся в человеческой культуре многие тысячелетия, должна была

 

зарекомендовать себя как безусловно полезная для всего вида. И потому нам необходимо выяснить, какую же столь явную пользу могла принести нашим предкам вера в несу- ществующие гибриды людей и животных, что они даже из- брали их объектом своих первых художественных опы- тов — в пещерах Шове, Фумане, Холенштайн-Штадель и «Аполлон-11», а потом регулярно воспроизводили на про- тяжении целых тысячелетий.

Ни одна теория, претендующая на то, что ей удалось постичь суть пещерного искусства, не может считаться ус- пешной до тех пор, пока ей не удастся дать ясный и убеди- тельный ответ на этот важный вопрос.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

ЗАГАДКИ ПЕЩЕР

Летом 1991 года водолаз из Марселя Анри Коске, изучавший подводные пещеры на юго-западном побережье Франции, открыл настоящую страну чудес. На глубине около 40 мет- ров он заплыл в туннель, растянувшийся на целых 150 мет- ров. Следуя этим мрачным коридором, понемногу подни- мающимся вверх, водолаз оказался в конце концов внутри огромной пещеры, названной впоследствии его именем. В конце ледникового периода уровень моря значительно повысился, и воды его затопили вход в пещеру.

Так что Анри Коске оказался первым за 18 тысяч лет че- ловеком, побывавшим внутри этого загадочного грота [1]. Однако в период между 27 и 18 тысячами лет назад древ- ние художники активно украшали стены пещеры [2]. Благода- ря ее особой топографии (когда главные галереи находят- ся на гораздо более высоком уровне, чем вход), подавляю- щее большинство рисунков и гравюр эпохи верхнего па- леолита не только не оказались под водой, но и дошли до нас в своем первозданном виде.

В пещере Коске так много самых невероятных и захва- тывающих образов, что историки поначалу просто не об- ратили внимания на то изображение, которое на первый взгляд можно отнести к числу наименее зрелищных. Это даже не рисунок, а гравюра 28 сантиметров длиной, скры- тая от посторонних глаз выступом потолка. Во время пред- варительного изучения, проведенного археологами в 1992 году, этот образ идентифицировали как погружающегося в море тюленя, пронзенного охотничьими гарпунами [3]. И поскольку в галереях Коске находится немало изображе- ний морских животных, включая как минимум еще восемь

 

тюленей, данную интерпретацию сочли более чем естест- венной [4].

И лишь гораздо позже археологи, работавшие в пещере, начали сомневаться в правильности подобного истолкова- ния:

Фигура существа в целом носит прямоугольные очертания, с отчетливым изгибом в районе спины. Этот самый изгиб фор- мирует крестец животного... Нас заинтересовали странные очертания задней части туловища. Если бы это был тюлень, то вместо изогнутой линии художник должен был бы предста- вить суживающиеся очертания тела. Внимательно изучая слай- ды и сильно увеличенные черно-белые фотографии, мы обна- ружили еще одну интересную вещь. Оказывается, то, что мы раньше принимали за передний плавник животного, на самом деле было сильно вытянутой человеческой рукой, завершав- шейся кистью с отчетливо прочерченными пальцами... Вывод напрашивался сам собой: перед нами было не очередное лас- тоногое [вид морских млекопитающих, к которому принадле- жат и тюлени], но человек [5].

Дальнейшие исследования позволили установить, что существо это все же является ластоногим — правда, только отчасти. Ученые пришли к выводу, что у этого создания че- ловеческая рука, голова, общие очертания тела, зато задние конечности укорочены и заужены, что делает их похожи־ ми на ласты тюленя. А на голове «видны три, но отчетли- вых отметины, напоминающих тюленьи усы» [6].

Это значит, что мы вновь имеем дело с териантропом, запечатленным в момент превращения из человека в зверя. Но на этот раз нашему вниманию предстает и нечто новое. Наиболее примечательной характеристикой этого сущест־ ва (предположительно самца, хотя художник никак не под- черкивает его половую принадлежность) является то, что его умышленно пронзили тремя глубоко прочерченными линиями. Одна из них, условно называемая гарпуном, поч- ти вдвое больше самой фигуры. Она тянется позади суще- ства, проникает в спину, проходит по диагонали через грудь и выходит из тела на уровне горла, прежде чем пол- ностью стереть часть его лица.

Вторая линия короче, и обозначает она скорее всего не

 

Человек-тюлень из пещеры Коске. Задняя часть туловища
ориентирована налево и вверх, тогда как голова направлена вниз
и направо, как если бы существо падало спиной вниз. Центральная
часть туловища фигуры, ее плечи, шея и голова пересечены тремя
глубокими линиями

сам гарпун, а шнур, привязанный к наконечнику первого — массивного — копья.

Эта линия также выходит из тела существа на уровне горла, а затем проходит прямо по его лицу. Третья линия, хоть и не столь длинная, как первая, также начинается из- за спины териантропа и пронзает его на уровне лопаток. Подобно первым двум, она выходит из горла и заканчива- ется в районе лица [7].

По мнению Жана Клотта, эта фигура «олицетворяет со- бой убитого человека, точнее — представление об убитом человеке» [8]. Именно по этой причине, невзирая на смешан- ный характер существа, он называет его «убитым человеком» [9] и указывает на значительное сходство этого образа с фи- гурами, обнаруженными в ряде других пещер и получивши- ми условное наименование «раненых людей» [10].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных