Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ПОИСКАХ РОЗЕТТСКОГО КАМНЯ




Эволюция анатомически современного человека — Homo sapiens sapiens — стала относительно недавним событием в истории нашей планеты, растянувшейся на 4,5 миллиарда лет. Мы уже говорили о том, что наиболее древние скелеты современных людей были обнаружены археологами в Эфио- пии. Возраст этих находок составляет 196 тысяч лет [1]. Этих людей уже можно смело причислять к нашим пред- кам; останки же их находили поначалу только в Африке. На протяжении очень долгого времени поведение этих людей практически ничем не отличалось от поведения других го- минидов, характеризовавшихся меньшими размерами моз- га. Вряд ли нам удалось бы обнаружить в поступках наших предков нечто такое, что напрямую роднило бы их с нами.

В период между 100 и 50 тысячами лет назад появляют- ся первые, пока еще случайные свидетельства, указывающие на грядущую революцию в человеческом поведении. В пер- вой главе я уже упоминал о находках Криса Хеншилвуда, проводившего раскопки в пещере Бломбос на территории Южной Африки. Из осадочных пород, возраст которых оп- ределяется в 77 тысяч лет, удалось извлечь первое в мире произведение абстрактного искусства — небольшую плит- ку охры с выгравированной на ней крестообразной решет- кой, а также наиболее ранний из известных нам образцов украшений — ожерелье из морских раковин. И примерно в тот же самый период анатомически современные люди, вы- глядевшие точно так же, как и мы, начали расселяться за пре- Делами африканского континента. Судя по всему, они даже научились плавать в водах океана, что позволило им пере- браться в Австралию.

 

В период между 50 и 40 тысячами лет назад личные ук- рашения и предметы портативного искусства, известные прежде лишь по редким экземплярам из Африки, начинают появляться на территории Европы — причем одновремен- но со следами присутствия там анатомически современ- ных людей. Археологические находки свидетельствуют о стремительном увеличении вида Homo sapiens sapiens, об- ладавшего ярко выраженной склонностью к личным укра- шениям, образцы которых были обнаружены на всей терри- тории Европы — начиная от Болгарии на востоке и заканчи- вая испанской пещерой Эль Кастильо на западе. Причем возраст слоев, в которых были обнаружены эти находки, составляет 42 тысячи лет [2]. Археологи говорят и о других изменениях в образе жизни людей. Но лишь внезапное по- явление и последующее широкое распространение слож- ных символических объектов и изображений стало нагляд- ным свидетельством глобальных преобразований в харак- тере и поведении человека.

Судя по всему, подобные изменения коснулись одних лишь анатомически современных людей. Зато наши ближай- шие родственники неандертальцы, так и оставшиеся отдель- ной ветвью в истории человечества (не сохранилось ника- ких признаков смешения двух этих видов) [3], после при- бытия в Европу наших отдаленных предков вступили на путь постепенного вымирания, который завершился их полным исчезновением около 27 тысяч лет назад [4]. Невзирая на отдельные, достаточно поздние попытки подражания [5], неандертальцы так и не смогли создать ни одной оригиналы ной скульптуры, росписи, гравюры или предмета искусст- ва — и это за огромный период в 200 тысяч лет, когда Homo neanderthalensis был единственным человеческим видом, оби- тавшим на территории Европы [6]. Разумеется, мы не впра- ве окончательно отвергать возможность того, что рано или поздно археологам удастся обнаружить свидетельства сим- волизма в жизни неандертальцев. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что, если подобные явления все же имели место, они были так малочисленны, что не играли сколько-нибудь заметной роли в жизни целого вида.

В свою очередь, Homo sapiens sapiens, прибывший из Аф- рики в Европу лишь 50 тысяч лет назад, оставил нам в на

 

следство не только великолепные образцы инструментов из камня и кости, но и тысячи произведений искусства, не говоря уже о великолепных наскальных росписях.

Древнейшие образцы личных украшений, обнаруженные на территории Европы, были найдены археологами в Волга- рии. Приблизительный возраст их составляет от 46 до 42 ты- сяч лет. Делались такие украшения из медвежьих резцов и лисьих клыков — в них просверливали отверстие и носили затем в качестве подвески. Кроме того, было найдено точ- ное подобие зуба благородного оленя, вырезанное из рогов обычного оленя [7]. В итальянской пещере Фумане археоло- ги обнаружили первые образцы изобразительного искусства, возраст которых составляет около 35 тысяч лет. А 32 тысячи лет назад был расписан великолепный подземный собор Шове.

Мы уже говорили о том, что первые образцы изобрази- тельного искусства из Африки — рисунки из пещеры «Аполлон-11» в Намибии — были созданы, по заключению ученых, 27 тысяч лет назад. Столь же древние рисунки и гравюры удалось обнаружить и на территории Австралии [8]. Таким образом, мы вправе заключить, что, невзирая на очевидные свидетельства поэтапного формирования чело- веческих способностей (начиная с отметки примерно в сто тысяч лет), примерно 50 тысяч лет назад человеком был перейден определенный рубеж, приведший к рождению такого феномена, как современная культура.

Розеттский камень

По причинам, которые до сих пор не ясны, этот рубеж ока- зался перейден немногим ранее в Европе, чем в других угол- ках земного шара. Во всяком случае, событие это уже может считаться свершившимся на тот момент, когда были созда- ны подвески из Болгарии (около 42 тысяч лет назад). Од- нако величайшим проявлением его стали пещеры Италии и Франко-Кантабрии, украшенные рисунками и гравюра- ми. Создавались же эти росписи на протяжении 23 тысяч лет (в период с 35 до 12 тысяч лет назад). Именно они являют- ся безусловным доказательством той перемены, которая и

 

определила дальнейшую судьбу человечества. Все это слож- ное и многоплановое наследие, оставленное нам европей- скими художниками эпохи палеолита — с его чарующими фигурами и геометрическими узорами, странным вплете- нием в рельеф скалы, удивительным сходством с гораздо более поздним искусством бушменов Южной Африки, а также невероятно долгим периодом существования, — мо- жет показаться современному человеку чем-то очень дале- ким и непостижимым. Если же принять во внимание еще более загадочные проявления пещерного искусства — ра- неных людей, териантропов, чудовищ, то можно и вовсе по- терять надежду хоть как-то разобраться в его значении.

Отчаявшись самостоятельно прояснить все эти вопросы, мы обращаемся за поддержкой к ученым, которые на про- тяжении целого столетия единолично распоряжались на- следием наших предков. Однако и здесь нам не удается по- лучить сколько-нибудь значимых результатов, ведь все их прежние теории на поверю׳ оказались ошибочными. И те- перь преемники этих ученых отказываются от любой по- пытки проникнуть в суть пещерного искусства или, что еще хуже, высмеивают тех, кто решается нарушить это табу.

И это, на мой взгляд, является не просто бессмысленной тратой времени. Так мы все дальше и дальше уходим от изу- чения той загадочной перемены, которая имела место в жиз- ни наших предков около 50 тысяч лет назад, сделав нас теми, кто мы есть на сегодняшний день. И никто из ученых слов- но бы не задумывается о возможности того, что пещерное искусство, традиционно считающееся частью этой загадки, может таить в себе ключи к ее решению.

Но для того чтобы приступить к изучению столь ради- калькой идеи, нам необходимо найти нечто вроде Розетт- ского камня — те Ca1Mbie ключи, которые позволили бы нам проникнуть в суть пещерного искусства. Однако после того как теории Брейля и Леруа-Гурана были признаны ошибоч- ными, многие ученые не желают и слышать о существовании подобных ключей или о том, что нам удастся когда-нибудь их обнаружить. Мы уже говорили в предыдущей главе о том, что постепенно все задачи исследования в сфере доисто- рического искусства были сведены к одной-единственной

 

цели — беспристрастному сбору фактов и последующей их систематизации.

Приятным исключением из этого правила оказался под- ход Дэвида Льюиса-Вильямса, самостоятельность позиции которого стала очевидна вскоре после смерти Леруа-Гура- на. В то время как другие специалисты объявили своего ро- да мораторий на истолкование доисторического искусства, южноафриканский ученый активно разрабатывал новую теорию, которую они с Томасом Доусоном представили за- тем на обозрение научного сообщества в статье под назва- нием «Знаки всех времен». Эта работа была опубликована в 1988 году в престижном академическом журнале Cmrent Anthropology> [9]. И в этой статье Льюис-Вильямс и Доусон впервые заявили о том, что ключ к разгадке пещерного ис- кусства (тот самый Розеттский камень) действительно су- ществует, однако укрыт он в таком месте, которое менее всего могло прийти нам в голову — а именно, в нашем соб- ственном сознании.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных