Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тетради, внушающие трепет




И первым прорывом в этом направлении стала мифология. Мы уже говорили о том, что в девятнадцатом веке этногра- фами были сделаны записи, касающиеся обычаев и тради- ций племени сан. Эти материалы занимают около ста тет- радей общим объемом более 12 тысяч страниц. Все эти бе- седы проходили в восьмидесятых годах XIX века в районе Кейптауна. В качестве информантов выступали старейши- ны сан из колонии мыса Доброй Надежды [32]. Вели же за- писи немецкий филолог Вильгельм Блик и его свояченица Люси Ллойд — ученые, далеко опередившие свое время. Прекрасно осознавая угрозу исчезновения, нависшую над культурой сан, они сделали все возможное, чтобы сохра- нить ее содержание для будущих поколений. Для этого они поселили в своем доме старейшин племени, которые были арестованы за кражу скота или другие «преступления» про- тив белых. И на протяжении нескольких лет эти люди рас- сказывали им о своей древней культуре.

После преждевременной смерти Блика в 1875 году Ллойд продолжила их общее дело. Однако она не обладала ни опы- том, ни достаточными связями, чтобы привлечь к себе вни- мание ученых. И потому записи эти так и остались неопуб- ликованными — за исключением очень небольшой части, которая вышла в свет в 1911 году, за три года до смерти са- мой Ллойд. После этого никто не интересовался записными книжками вплоть до тридцатых годов XX века, когда один южноафриканский журнал, практически неизвестный в Ев- ропе, опубликовал еще несколько выдержек из этнографи- ческих записей Блика и Ллойд [33]. Затем последовал еще один период забвения, пока в конце шестидесятых — нача

 

ле семидесятых годов ученые не заинтересовались нако- нец этими редкими материалами [34]. Именно благодаря им Льюис-Вильямс перестал заниматься монотонным сбо- ром статистических данных и погрузился в изучение ми- фологии бушменов (занятие, представлявшееся ему доселе неосуществимым) [35]. В своих позднейших работах про- фессор поведал о том, каким откровением стало для него знакомство «с этими внушающими трепет тетрадями», за- полненными на столетие ранее бесценными сведениями, касающимися традиций сан.

Как отметил сам Льюис-Вильямс, эти материалы корен- ным образом изменили его представление о наскальной живописи бушменов, оказав решающее воздействие на все его дальнейшие исследования [36].

На сегодняшний день эти записные книжки, называе- мые обычно документами Блика и Ллойд, хранятся в биб- лиотеке Кейптаунского университета. В 2004 году, находясь в ЮАР, я смог вкратце ознакомиться с этими материалами. На аккуратных страницах тетрадей представлена транс- крипция языка сан, изобретенная самим Бликом. Так он за- писывал истории, услышанные от бушменов. При этом ка- ждая страница на языке сан сопровождается страницей английского перевода. Несмотря на то что в конце XIX сто- летия этим языком владели несколько сотен человек (вклю- чая и самого Блика), на сегодняшний день он официально считается мертвым [37].

Я думаю, что Льюис-Вильямс абсолютно прав, называя эти тетради «внушающими трепет». Ведь они и в самом деле спо- собны пробудить в человеке чувства, далекие от обыден- ных. Все эти многочисленные, плотно исписанные страни- Цы населены призраками убитой культуры, и каждый, кто листает их, невольно соприкасается с чем-то давно утрачен- ным и в то же время каким-то чудом сохранившимся в этих аккуратных строках. Но самое удивительное, как обнаружил Льюис-Вильямс, мифология, запечатленная на этих страни- Цах, служит прекрасным дополнением к доселе загадочным и непонятным наскальным росписям. При должном исполь- зовании оба эти феномена способны пролить свет на мно- гие вещи, прежде казавшиеся необъяснимыми.

Но документы Блика и Ллойд — далеко не единствен

 

ный источник этнографической информации, дошедшей до нас из XIX столетия, когда остатки племени сан еще пы- тались сохранить свою древнюю культуру (художественная традиция которой составляет 27 тысяч лет) [38]. Большую ценность представляют и другие сообщения. К примеру, в тридцатых годах XIX века французские миссионеры Тома Арбуссе и Франсис Дома сделали важные записи,,, касав- шиеся ритуалов и обычаев племени сан [39]. А в семидеся- тых годах XIX века английский чиновник Джозеф Миллард Орпен несколько месяцев путешествовал в Драконовых го- рах вместе со своим проводником — старейшиной племе- ни сан, которого звали Кинг. Орпен и Кинг часто устраива- лись на ночлег в укромных местах, богато декорирован- ных наскальными росписями. Вот что писал об этом сам Орпен: «Отдохнув, он [Кинг] рассказывал мне... многочис- ленные истории, объясняя смысл увиденных нами рисунков, которые сам я старался скопировать в свою тетрадь» [40].

Наконец, в тех же семидесятых годах XIX века геолог Джордж Вильям Стоу, обладавший подлинным талантом художника,־'сделал копии с большого количества наскаль- ных изображений сан. Эти рисунки он в 1875 году отпра- вил в Кейптаун Вильгельму Блику. Тот был несказанно рад получить столь высококачественные репродукции. Блик показал их своим информантам, которые в большинстве случаев способны были сразу же объяснить смысл увиден- ного. «Изучение этих рисунков и истолкование их старей- шинами бушменов только началось, — писал в то время Блик, — однако оно обещает принести весьма ценные ре- зультаты, пролив свет на многие вещи, представлявшиеся доселе необъяснимыми» [41].

К сожалению, в том же году Блик скончался, и работа эта так и не была завершена.

Шаманизм

Примерно сто лет спустя, в семидесятых годах XX века, тщательное изучение документов Блика и Ллойд, а также материалов Орпена и ряда других источников начало на- конец приносить свои плоды. Невзирая на цветистые ал

 

люзии и метафоры, затрудняющие порой истолкование тек- ста, было совершенно очевидно, что информанты сан, жив- шие в XIX веке, в целом прекрасно разбирались в чарующе- загадочной живописи их предков. Старейшины объяснили, что рисунки и гравюры были созданы теми представителями их племени, которых сами бушмены называли !gi:ten, един- ственное число !gi:xa. Восклицательные знаки и прочие сим- волы, использовавшиеся лингвистами для передачи разго- ворной речи сан, обозначали щелкающие и другие звуки, которых нет в западных языках. В слове !gi:xa первый слог Igi (предваряемый щелчком) означает «сверхъестественная сила». А второй слог, ха, переводится как «полный чего-ли- 60». Таким образом, это были люди, «полные сверхъестест- венной силы» или «обладающие сверхъестественными спо- собностями» [42].

Наконец, благодаря этнографическим записям стано- вится понятным, что обширный архив наскального некую- ства, создаваемый !gi:ten с незапамятных времен, играл жиз- ненно важную роль в символическом отражении тех взаи- модействий, которые существовали между этим миром и предполагаемым миром духов. Контроль над погодой (и пре- жде всего, умение вызывать дождь), контроль за миграцией животных, значительно облегчающий задачу охотников, умение отыскать родственников и друзей, находящихся за многие сотни километров, глубокое знание фармакологи- ческих свойств растений, а также способность исцелять ду- ховные и физические недомогания определялись, по мне- нию бушменов, регулярным доступом в духовный мир и контактами с потусторонними существами. Обязанность поддерживать подобные контакты ложилась в племени сан на тех самых !gi:ten, о которых мы говорили чуть ранее. Та- ким образом, их сверхъестественная сила (Jgi) была, по су- ти, не чем иным, как умением покидать материальный мир и путешествовать вне тела за пределами нашего бытия.

Подобная задача и связанные с нею способности явля- ются характерными признаками тех древних религиозных систем, которые современные антропологи называют «ша- манскими» [43]. Само слово «шаман» имеет весьма специфи- ческое значение. Происходит же оно от тунгусско-монголь- ского существительного саман, буквально означающего «тот,

 

кто знает» [44]. Используют же его ученые отнюдь не потому, что тунгусы каким-то таинственным образом сумели по- влиять на все прочие культуры. Просто шаманизм как явле- ние стал известен европейской общественности именно благодаря этой нации, оказавшейся в фокусе внимания за- падных путешественников. Таким образом, тунгусское ело- во вошло в западный обиход и стало последовательно при- меняться к тем культурам, религиозная система которых была похожа на тунгусский шаманизм.

В центре такой системы стоит сам шаман — как прави- ло, мужчина, хотя иногда эту роль выполняет и женщина. И у всех шаманов, вне зависимости от их культурной и ра- совой принадлежности, есть одна общая черта — умение по собственной воле входить в измененные состояния соз- нания. Таким образом, шаманизм — это не набор верова- ний, которые следует целенаправленно изучать, но целый ряд техник, позволяющих достичь состояния транса. Бла- годаря такому умению, шаман открывает для себя целый мир видений, которые затем интерпретируются в соответ- ствии с проблемами, стоящими перед обществом.

Настоящий шаман обретает свои знания благодаря трансу, ви- дениям и духовному странствию в Иные миры. Все это дости- гается... путем вхождения в особое состояние сознания, а от- нюдь не с помощью изучения и целенаправленного примене- ния корпуса систематических знаний [45].

Представление о путешествии души в потусторонний мир — это та модель реальности, которая кардинальным образом отличается от западной, столь популярной среди европейских ученых. В соответствии с этой древней моде- лью, наш материальный мир представляется куда более слож- ным, чем мы привыкли думать. Поверх него, позади него, под ним, а также в полном взаимодействии с его структура- ми — с символической точки зрения, «под землей» или, на- оборот, «в небесах» — находится иной мир, а может быть, даже множество миров (духовные, потусторонние, подземные и т.д., и т.д.). И эти иные миры населены сверхъестествен- ными существами. Хотим мы того или нет, но мы вынуждены взаимодействовать с этими нематериальными созданиями, обладающими двоякими способностями — помогать нам и

 

причинять нам вред. Но подавляющее большинство людей не проявляет к этому никакого интереса. Их души, родив- шись однажды в физическом мире, оказываются настолько привязаны к нему, что способны покинуть его только в мо- мент смерти. А особая роль шамана как раз и заключается в том, что он может оставить свое тело здесь, на земле, от- правиться в духе в иные миры, чтобы пообщаться там с по- тусторонними существами, а затем вернуться в свое тело и возобновить привычный образ жизни.

Как мы уже отмечали, именно тунгусская культура стала источником архетипа для общепринятой концепции ша- манизма. Но для чего самим тунгусам понадобились эти путешествия в состоянии транса?

— Так они надеялись получить ответ на многие пробле- мы, волновавшие их общество, — отмечает американский антрополог Вестон Ла Барр, —

а также прояснить будущее, исцелить больных, перевести ду- ши в иные миры и помочь им в этих потусторонних странст- виях, принести жертвы духам и посвятить новых шаманов... Некоторые шаманы ели особые, наркотические грибы, чтобы затем в состоянии галлюцинаций посетить мир духов и там получить ответы на беспокоящие их вопросы... [46]

И хотя бушмены племени сан очень редко использовали психоактивные растения [47], мы уже говорили о том, что их шаманы, !gi:ten — те самые мужчины и женщины, наде- ленные сверхъестественной силой, — развили и усовер- шенствовали иную технику, позволяющую им перенестись в духовный мир, пообщаться с потусторонними существа- ми, а затем вернуться назад с новыми знаниями, необходи- мыми всему племени. В качестве такой техники выступал неистовый, зажигательный и необычайно продолжительный танец, исполняемый взрослыми бушменами. И как только мы осознаем этот основополагающий принцип, нам станут понятны очень многие моменты в этнографических запи- сях девятнадцатого века. А благодаря им совсем в ином све- те предстанут доселе неясные и запутанные элементы на- скальной живописи сан.

 

Решение загадок

И наиболее важным представляется в данном случае тот факт, что этнографические записи предлагают решение давней загадки, связанной с образами териантропов. Согласно ут- верждениям бушменов, все эти фигуры представляли ша- манов в процессе их превращения в животных — слонов, антилоп, львов, птиц, шакалов, змей.

Ведь именно в этой форме они совершали путешествия в потусторонний мир [48]. Как объясняли бушмены, чтобы осуществить подобную трансформацию, организовывали особый танец, длившийся порой около 24 часов (изобра- жения такого танца не раз встречаются в наскальных рос- писях бушменов). И по ходу этого действа !gi:ten достигали состояния транса. Иногда это описывалось как нисхожде

В наскальной живописи Южной Африки часто встречаются
такие загадочные фигуры. Теперь уже известно, что они
изображают шаманов сан, пребывающих в глубоком трансе.
В этом состоянии они превращаются в животных
и в таком виде путешествуют в мире духов

 

В наскальных росписях сан не раз можно встретить изображения
«трансовых танцев», которые использовались шаманами для того,
чтобы войти в измененное состояние сознания, а затем совершить
путешествие в мир духов

ние в недра подземного царства, иногда — как полет в не- беса, а иногда — и просто как смерть [49]·

Находясь в таком состоянии измененного сознания, от- части сопоставимого со смертью, шаманы перевоплоща- лись в своих животных аватар и совершали опасное и в то же время захватывающее путешествие в иную реальность, воспринимаемую ими как мир духов [50].

Затем, обретая привычные чувства, они информировали племя о том, что узнали во время своего странствия, а еще Рисовали на стенах пещер тех странных существ, которых им довелось увидеть в потусторонней реальности [51].

 

Шаманы сан превращаются во время трансового танца
в духов животных. Палки, на которые они переносят свой вес,
резко наклоняясь вперед, были необходимыми атрибутами
ритуального танца

Помимо териантропа, есть и еще один загадочный об- раз, весьма часто встречающийся в рисунках бушменов. Как правило, это обычный человек — чаще всего мужчина, изображенный во время танца. Выделяет же его среди про- чих то, что из носа у него течет кровь.

Среди подобных изображений можно встретить и те- риантропов, а иногда и настоящих животных, у которых также сочится из носа кровь.

Долгие десятилетия подобный образ оставался совер- шенной загадкой для ученых. И лишь после того как они обратились за сведениями к этнографическим записям, суть таких сцен прояснилась сама собой. Оказалось, что и эти фигуры представляют шаманов, находящихся на разных

Такие фшуры, из носа у которых течет кровь — будь то человек,
животное или териантроп, — имеют непосредственное отношение
к шаманам, проходящим суровую процедуру ритуального танца

 

стадиях превращения из человеческого существа в дух жи- вотного [52].

По сообщениям бушменов сан, живших в девятнадца- том веке, энергичный и продолжительный танец очень часто приводил к тому, что у !gi:ten начинала течь кровь из носа, как только они входили в состояние глубокого тран- са (на сегодняшний день нам известно, что подобный фе- номен являлся следствием обезвоживания организма и раз- рушения хрупких кровеносных сосудов, расположенных в носу человека).

Вот что сообщает об этом Кинг, которого с полным правом можно отнести к числу наиболее важных инфор- мантов: «Все люди, мужчины и женщины, становятся в круг и начинают танец. Так они танцуют всю ночь. Некоторые падают на землю. Некоторые становятся похожи на боль- ных и безумных. А у других из носа течет кровь...» [53] Та- ким образом фигуры, изображенные с текущей из носа кровью — будь то люди, животные или териантропы, — со- относятся именно с шаманами или с типичным для них состоянием транса [54].

Свидетельства Кинга проливают свет и на другую загад- ку наскальной живописи. Во время своего путешествия по Южной Африке Кинг и Джозеф Орпен побывали в горах Молоти (отходящих в глубь материка от Драконовых гор). Здесь, в уединенном месте, известном как Меликане, они обнаружили множество древних рисунков, в число кото- рых входили фигуры трех териантропов — существ с чело- веческими телами и головами антилоп. Вот что сказал о них Кинг: «Все это люди, которые умерли и стали жить в реках. Они были испорчены в то же самое время, что и ан- тилопы — во время танца, изображения которого нам уже встречались» [55].

В целом, если представлять, о чем идет речь, то в подоб- ном замечании нет ничего странного. На это указал в свое время еще Льюис-Вильямс. Смерть, состояние «испорчен- ности» и состояние пребывания под водой — включая та- кое его специфическое значение, как существование в реке (а порой — нисхождение под землю через водяную ды- РУ), — неизменно соотносятся в этнографической литера- 1Уре с погружением шамана в транс [56]. Величественная

 

антилопа-канна, самая крупная из всех представителей этого вида, также является метафорическим обозначением шама- на. Более того, многие наскальные рисунки намеренно под- черкивают сходство между действиями шамана во время транса и поведением умирающей антилопы [57]. И эта ана- логия не случайна, добавляет Льюис-Вильямс, если вспом- нить,

как ведет себя антилопа, раненная отравленной стрелой. И ша- мана, и животное сотрясает крупная дрожь. Оба они интен- сивно потеют, шатаются, бессильно склоняют голову. У обоих течет кровь из носа и выделяется пена изо рта. И в конце кон- цов оба они замертво падают на землю [58].

Наконец, вряд ли можно счесть совпадением то обстоя- тельство, что бушмены Ju/’hoansi (!Kung) из пустыни Кала- хари, чья культура имеет немало общих черт с вымершей культурой бушменов сан, используют для передачи понятий «испортить» и «войти в глубокий транс» одно и то же слово kxwia [59]. Цитируя работу американского антрополога Me- ган Бизеле, профессор Льюис-Вильямс отмечает, что, когда шаман Ju/'hoansi

лежит без сознания и словно бы в каталепсии, люди говорят о нем, что он «испорчен». Именно это и ничто другое имел в ви- ду Кинг, употребляя в разговоре с Орпеном слово «испорчен- ный», свидетельством чему — дальнейшее его высказывание, касающееся людей с головами антилоп. Выясняется, что они были «испорчены... посредством танцев, изображения кото- рых вы уже видели» [60].

И в этом, кстати говоря, нет ничего странного. В нашей культуре также существует немало подобных выражений. В частности, про человека, умудрившегося чрезмерно на- питься, говорят, что он «вдребезги» пьян. Точно так же ша- маны племени сан или IKung, впадавшие после интенсив- ного танца в состояние глубокого транса, оказывались, по образному выражению их соплеменников, «испорченны- ми». И потому, когда Кинг использовал это слово, чтобы прояснить смысл наскальных рисунков, он как раз и имел в виду шамана, перенесшегося в мир видений.

Немало трудностей доставила исследователям еще одна

 

Дождевое животное из мира духов, купающееся в воде (RARI)

сцена, в центре которой находилось весьма странное су- щество — нечто вроде гибрида буйвола с гиппопотамом.

Это животное обычно вели за веревку группы людей и териантропов, причем некоторые из них были представле- ны с текущей из носа кровью [61]. Мы уже знаем, что по этим признакам можно вычислить шаманов, занятых своей профессиональной деятельностью. В дополнение к этому информанты бушменов сообщили о том, что удивительные существа на рисунках были так называемыми «дождевыми животными», которые обитали в бескрайних водоемах, расположенных в потусторонней реальности.

В свою очередь, наскальные росписи отображали дей- ствия бушменов сан в периоды наибольшей засухи. В эти

Шаманы сан схватили в мире духов дождевое животное и ведут его
на землю сквозь поверхность скалы (RARI)

 

тяжелые времена группы шаманов вместе входили в транс, пересекали границу, отделяющую наш мир от мира духов, ловили там дождевое животное и приводили его на землю.

Здесь это существо нужно было «ранить» или «подоить», чтобы вызвать тем самым долгожданный ливень. Древние художники очень часто изображали дождевых животных так, как если бы их тащили непосредственно сквозь скалу [62] — видимо, потому, что мир духов мыслился располо- женным где-то по ту сторону стены.

Таким образом, проясняя загадку за загадкой, Льюис- Вильямс очень скоро обнаружил, что многие проблемы ин- терпретации, окружавшие наскальную живопись Южной Аф- рики, уже давно были решены самими бушменами. Эти лю- ди, обитавшие здесь еще в девятнадцатом веке, не только были прямыми потомками древних художников, но и сами изображали на скалах сюжеты, связанные со странствиями шаманов в иные миры.

А роза пахнет розой,

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных