Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Танец, ведущий в иные миры




Мы уже упоминали о том, что обнаружение этнографиче- ских записей, сделанных в девятнадцатом столетии, оказа- лось серьезным подспорьем для людей, изучающих наскаль- ные росписи племени сан. Не менее важным стало и другое открытие, сделанное практически одновременно с первым. Выяснилось, что бушмены, обитающие в пустыне Калахари (территория Намибии и Ботсваны), и по сей день обладают древними знаниями и традициями, позволяющими пролить свет на искусство их южных соседей. Надо сказать, что по- началу на это никто даже не надеялся. Бушмены Jufhoansi из Ботсваны (известные также как !Kung) говорят на языке, который никак не связан с вымершим ныне языком южных художников сан, и не имеют к тому же своих собственных художественных традиций. И все же с помощью Меган Би- зеле, антрополога, работающего с племенем Jufhoansi, а так- же на основании тех исследований, которые были продела- ны Лорной и Элизабет Маршалл, Ричардом Катцем и рядом других ученых, Дэвиду Льюису-Вильямсу удалось устано- вить, что за внешними различиями кроется фундаменталь- ное сходство, позволяющее сделать целый ряд выводов от- носительно наскальных росписей сан.

Наиболее важным представляется в данном случае то об- стоятельство, что в племени Jufhoansi и поныне существует тот самый танец, о котором упоминается в этнографиче- ских записях девятнадцатого века. Как мы помним, шама- ны племени сан использовали такую форму танца для пре- вращения в духов животных и дальнейших странствий в потустороннем мире. То же самое можно сказать и о шама- нах племени Jufhoansi. C помощью танца они входят в из- мененное состояние сознания, благодаря которому их дух

 

превращается в дух одного из животных (чаще всего льва). И уже в этом качестве они совершают свои странствия в ином, нематериальном мире [66]. Поскольку язык этих бушменов отличается от языка, на котором говорило племя сан, шаманов Jufhoansi называют не !gi:ten, а п/от k״xausi. Однако основополагающая идея остается в данном случае все той же, поскольку k”xausi означает «обладатель чего- либо», а п/от переводится как «сверхъестественная сила» [67]. Таким образом, шаманы Jufhoansi являются обладате- лями сверхъестественной силы (что характеризовало в свое время и !gi:teri). А танец и по сей день служит им вратами в иные миры, как то было, должно быть, на протяжении мно- гих тысячелетий.

Антропологи обнаружили, что в племени Jufhoansi ес- тественным считается такой порядок вещей, когда почти половина взрослых мужчин и около трети женщин явля- ются шаманами [68]. Всякий раз, когда бушмены организу- ют танец, призванный решить проблемы, уходящие исто- ками в потусторонний мир, возле огня собирается все пле- мя. Женщины садятся вокруг костра, соприкасаясь друг с другом плечами. Они начинают распевать ритуальные пес- ни, призванные распахнуть врата в иные миры. Вокруг них встают мужчины — и признанные шаманы, и новички, же- лающие впервые совершить путешествие в потусторон- нюю реальность. Под звуки песен они начинают танец, бы- стро и энергично двигаясь по кругу. Многие из них рит- мично размахивают специальными метелками, которые используются только во время ритуала. Все это сопровож- дается стрекотом трещоток, привязанных к ногам мужчин. Иногда женщины-шаманы покидают свое место у огня и присоединяются к танцующим. Антропологи заметили, что даже в наиболее интенсивные моменты этого действа у ко- стра присутствует все племя, включая и маленьких детей. Вот что писал по этому поводу Дэвид Льюис-Вильямс:

По мере того как взрослые танцуют, дети играют поблизости, порой шумно и весело подражая движениям шаманов. Самое интересное, что никто не считает подобное смешение «са- крального» с «мирским» возмутительным или просто неподо- бающим [68].

 

Час истекает за часом, и танцоров охватывает все боль- шее изнеможение. От жары и усталости они просто исте- кают потом. В конце концов опытные шаманы первыми входят в состояние транса, получившее на языке Jufhoansi название Ma [70]. А поскольку обезвоживание и физиче- ский стресс приводят к тому, что в носах у танцоров лопа- ются мелкие кровеносные сосуды, процесс перехода в из- мененное состояние сознания сопровождается —Жак и на рисунках древних художников — обильным кровотечени- ем. Кроме того, танцоры испытывают то, что затем они описывают как пугающее чувство жара, охватывающего все их тело. Вот что рассказал об этом антропологу Ричарду Ли один из шаманов племени Jufhoansi:

Это лекарство и в самом деле причиняет боль! Как только вы начинаете входить в транс, п/от медленно воспламеняется внутри вас. Он поднимается вверх и захватывает все ваши внут- ренности, унося с собой любые мысли. Чувства и разум покида- ют вас, и вы уже не можете ясно думать. Все вокруг становится странным и начинает меняться. Вы уже не слышите людей и не способны понять, о чем они говорят. Вы смотрите на них, и тут они становятся совсем крошечными. Теперь внутри вас — один только п/от. Отныне это все, что вы способны чувствовать [71].

Шаман, пошатываясь, бродит вокруг танцующих. Он со- бирает в ладонях потеки крови из своего носа и смешивает их с собственным потом, изготовляя таким образом лекар- ство, в котором есть п/от. Затем он размазывает это все по телу больного, которого необходимо исцелить. Еще один способ передачи этой субстанции от шамана к другому че- ловеку, часто встречающийся на доисторических росписях сан и до сих пор практикуемый бушменами Калахари, за- ключается в том, что шаман ложится прямо на больного, прижимая его к земле весом собственного тела [72].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных