Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Энтоптические феномены




Источником еще одной важной идеи, проработанной Льюи- сом-Вильямсом в его позднейших работах, стало осознание того, что современные нейропсихологические исследова- ния, посвященные проблеме «фосфенов» (называемых так- же «константами форм» и «эитоптическими феноменами»), могут хотя бы отчасти помочь в осмыслении ряда элемен

 

тов доисторической наскальной живописи [87]. Этой же идеи коснулся в своей работе и Рейчел-Долматофф, сооб- щивший о том, что узоры, напоминающие фосфены, пре- обладают в современЕюй живописи индейцев тукано. И вот

Фосфены представляют собой субъективные образы, не зави- сящис от источника внешнего света. Это те зрительные ощу- щения, которые являются результатом внутренних процессов, протекающих в организме человека. И поскольку возникают они внутри глаза и мозга, то могут считаться общими для всех людей. Иногда фосфены появляются совершенно спонтанно, особенно в том случае, если человек в течение какого-то вре- мени был лишен визуальных стимулов... Их можно вызвать и с помощью внешних раздражителей: давлением на глазное яб- локо, внезапным шоком, а также попыткой всмотреться в тем- ноту7 сразу после пробуждения... Кроме того, достичь этого же эффекта можно путем приема целого ряда химических препа- ратов. Издавна известно, что фосфены в форме абстрактных мотивов являются непосредственным результатом употребле- ния таких галлюциногенов, как ЛСД, псилоцибин, мескалин, буфотеин и гармалин. При этом люди могут наблюдать схо- жие образы даже спустя месяцы после эксперимента [88].

И в этой связи Рейчел-Долматофф представляет внима- нию своих читателей результаты лабораторных опытов, про- водившихся в свое время Максом Кноллом. В частности, Кнолл воздействовал электрическими разрядами на мозг более 1000 добровольцев, добиваясь таким образом появ- ления фосфенов.

Затем этих людей просили нарисовать увиденные ими

что он сказал по этому поводу:

Фосфены, наблюдавшиеся западными участниками
экспериментов (Рейчел-Долматофф, 1975)

 

 

/ ♦ < ♦*

J · # ♦ ♦

• * · # #

ЙН־ *Pb

%1©1^י

Образцы видений индейцев тукано (Рейчел-Долматофф, 1975)

образы. Оказалось, что их видения во многом были похо- жи на видения индейцев тукано после употребления ими яхе. И сходство это представляется тем более поразитель- ным, что племена из окрестностей Амазонки и западные добровольцы, принимавшие участие в экспериментах Кнол- ла, видели идентичные узоры абстрактного и геометриче- ского плана [89]. «Параллели эти настолько очевидны, что их уже невозможно приписать простому совпадению, — замечает по этому поводу Рейчел-Долматофф. — Подобные рисунки наглядно свидетельствуют о том, что образы, на- блюдаемые индейцами под воздействием яхе, особенно те из них, которые возникают на первой стадии, являются фос- фенами. И уже затем, в зависимости от культурного контек- ста, им приписывают особое значение» [90].

Единое объяснение?

Все это, вместе взятое, как тотчас же заметил Льюис-Виль- ямс, предполагает возможность единого объяснения. Не по- лучается ли так, что абстрактные и геометрические узоры, обнаруженные внутри европейских пещер, в скальных убе- жищах бушменов сан, на рисунках индейцев тукано и за- падных добровольцев, проистекают из единого источника? Возможно, все они являются отображением энтоптических

 

феноменов, производимых нервной системой анатомиче- ски современных людей всякий раз, когда те входят в со- стояние измененного сознания?

Если это и в самом деле так, то мы можем очень многое узнать о тех доисторических культурах, которые оставили нам в наследство свои наскальные рисунки, но о которых, к сожалению, не сохранилось никаких этнографических записей. И в данном случае мало что может изменить то обстоятельство, что представители различных культур по- своему оформляют и интерпретируют те образы, с которы- ми им приходится сталкиваться в измененном состоянии сознания. Вряд ли мы можем ожидать, что истолкование энтоптических узоров индейца тукано, употребляющего галлюциногенный отвар, совпадет с истолкованием буш- мена сан, входящего в транс с помощью ритуального тан- ца. Несомненно, своя, особая интерпретация была и у ев- ропейских художников эпохи верхнего палеолита. И уж конечно, далеко не все те, кто сталкивается с энтоптиче- скими феноменами, зарисовывают потом свои впечатле- ния. Напротив, так поступает лишь небольшая часть тех, кто обладает подобным опытом.

И все же, учитывая тот факт, что в наскальном искусст- ве всех времен и народов появлялись и продолжают появ- ляться схожие образы и формы, мы вправе предположить, что здесь оказался задействован какой-то общий для всех фактор. И коль скоро знаки, весьма напоминающие фосфе- ны, отмечены и в пещерных росписях доисторической Ев- ропы, и в наскальной живописи бушменов сан, и в рисун- ках индейцев тукано, можно сделать вывод, что все эти узо- ры были обусловлены особым — трансовым — состоянием художников, воспроизводивших таким образом собствен- ные видения. И мы уже знаем, что в случае с бушменами и индейцами действительно были задействованы — при по- средстве шаманов — эти самые трансовые состояния. В ис- кусстве этих племен и в самом деле можно увидеть немало схожих и при этом широко распространенных узоров. И Рейчел-Долматофф дал прекрасное объяснение столь странному на первый взгляд феномену: поскольку фосфе- ны возникают внутри глаза и мозга, они «присущи всем без исключения людям» [91].

 

Тайны мозга

Но даже если допустить, что на всех этих рисунках пред- ставлены именно фосфены, следует учесть и то, что они никогда не являлись единственным объектом современных и доисторических художников. Как мы уже упоминали, ин- дейцы тукано рисуют энтоптические решетки и 1־прочие узоры рядом с фигурами животных (а порой и поверх этих фигур). И мы знаем, что животные — опять же вперемешку со знакомыми нам узорами — играют важную роль в на- скальных росписях сан и пещерном искусстве европейско- го палеолита. Совершенно очевидно, что все эти фигуры людей и животных, а порой и териантропов, не могут воз- никнуть энтоптически (то есть просто появиться «в опти- ческой системе»), как те же абстрактные и геометрические узоры. Однако и в этом случае между различными культу- рами можно обнаружить много общего — в том, например, как художники помещают одни фигуры поверх других, ак- тивно используют рельеф на поверхности скалы и т.д., и т.д. И это опять же наводит на мысли об общем источнике.

Дэвид Льюис-Вильямс понимал, что решение этой за- гадки следует искать не в некоем гипотетическом распро- странении идей по разным регионам земного шара, но в чем-то другом, куда более достоверном. Он практически не сомневался в том, что эти странные и даже пугающие сход- ства в изображениях столь разных эпох и культур должны быть напрямую связаны с измененным состоянием созна- ния — как и те энтоптические феномены, которые легли в основу универсальных геометрических узоров. Таким об- разом, в центре всего вновь оказывались тайны нашего мозга. И хотя археологу было не так-то легко вступить на эту почву, Дэвид Льюис-Вильямс приступил к детальному изучению тех фактов, которые были установлены в резуль- тате нейропсихологических опытов.

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

КОД В СОЗНАНИИ

Требуется немало мужества, чтобы отбросить прежние не- продуктивные методы, особенно если учесть, что подавляю- щее большинство ученых добровольно придерживалось их на протяжении десятилетий. Для многих вообще проще следовать в русле общих идей и тенденций, так что Дэвид Льюис-Вильямс проявил безусловную силу характера, ре- шительно порвав в середине семидесятых годов с наследи- ем Брейля и Леруа-Гурана и начав свои собственные иссле- дования. На этом поприще он вызвал огонь критики и не- довольства среди других ученых, привыкших преклоняться перед общепризнанными идеями и авторитетами. Однако профессор был убежден в правильности избранного им направления и полон решимости довести начатое дело до конца. В результате за прошедшие 30 лет он, как никто дру- гой, сумел приблизиться к разгадке наиболее таинственно- го и древнейшего во всем мире религиозного искусства.

Южная Африка, художественные традиции которой бе- рут свое начало много тысячелетий назад (достаточно вспом- нить хотя бы раскрашенные пластины из намибийской пе- щеры «Аполлон-11», возраст которых составляет 27 тысяч лет), являет собой одну из наиболее грандиозных сокровищ- ниц этого древнего искусства. К началу восьмидесятых го- дов XX века, благодаря стараниям Льюиса-Вильямса, доско- нально изучившего этнографические записи этого региона, стало очевидно, что многие доселе загадочные и непонят- ные сцены, изображенные внутри скальных укрытий, «но- сят исключительно шаманский характер — и так на всем протяжении от засушливой пустыни Калахари до района Драконовых гор, расположенного на тысячу километров юж- нее» [1].

 

Более того, определенные аспекты этого искусства, как, например, ярко выраженные абстрактные и геометрические узоры, имели явные параллели с рисунками индейцев тука- но, обитающих в районе колумбийской Амазонки. Вполне естественно, что подобное сходство невольно наводило на мысли об общем источнике. И все же для того, чтобы ис- ключить совпадение и заложить основу для полноценной теории, необходимо было установить, не содержатся ли схо- жие сюжеты и в других традициях наскальной живописи. Важно было выяснить и то, в какой мере уцелевшие этно- графические записи этих регионов увязывают подобные изо- бражения с измененными состояниями сознания.

Как выяснилось, однако, наиболее перспективным на тот момент оказалось совсем иное направление. Западные добровольцы, принимавшие участие в лабораторных опы- тах, во время которых ученые воздействовали на их мозг электрическими стимулами, входили в итоге в состояние транса. Когда же их просили потом нарисовать свои виде- ния, они изображали все те же геометрические и абстракт- ные узоры,, которые в общем и целом совпадали с рисунка- ми сан и тукано. Мы уже говорили в предыдущей главе о том, что подобные фигуры хорошо знакомы современным нейропсихологам, которые называют их фосфенами, кон- стантами форм или энтоптическими феноменами. Причем явление это можно вызвать не только с помощью электри- ческой стимуляции мозга, но и путем приема таких галлю- циногенов, как аяуаска или ЛСД. Мы уже упоминали о том, что Льюис-Вильямс отказался от квантитативного метода изучения наскальной живописи, столь популярного только потому, что его традиционно относили к категории науч- ных. И в то же время профессор не отказался собственно от науки и потому сразу согласился, что все эти факты, по- лученные в строго контролируемых лабораторных услови- ях, могут пролить свет на происхождение тех загадочных узоров, которые регулярно встречаются в наскальной жи- вописи самых разных регионов земного шара. Он прекрас- но понимал, что интерпретация данных образов варьиру- ется от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Однако его решение сосредоточить внимание именно на этих образ- цах было в значительной мере подкреплено тем обстоя

 

тельством, что сама форма их никак не зависела от местных культурных условий, но была напрямую связана «с изме- ненным состоянием сознания как одной из особенностей нашей нервной системы» [2].

Таким образом, сосредоточившись на тех элементах ис- кусства, которые менее всего находились в зависимости от культурного окружения, профессор надеялся избежать об- винений в том, что он проводит слишком прямолинейные аналогии между народами, значительно удаленными друг от друга как во времени, так и в пространстве. Льюис-Виль- ямс задался целью проверить, и в самом ли деле эти странные узоры носят универсальный характер, а затем конкретизи- ровать их связь с измененными состояниями сознания. В глубине души он надеялся на то, что сумеет найти «нев- рологический мостик» между нашей цивилизацией и теми культурами, которые существовали в доисторические вре- мена, а это, в свою очередь, позволит ему проникнуть в ду- ховный мир художников эпохи верхнего палеолита.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных