ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Энтоптические феноменыНа самом деле человек непосвященный легко может залу- таться в таких терминах, как «фосфены», «константы форм» и «энтоптические феномены». И это при том, что все они от- носятся к весьма схожим, если не сказать идентичным, яв- лениям. Сам Льюис-Вильямс предпочитает в данном случае говорить об «энтоптических феноменах» (подразумевая под этим «визуальные ощущения, извлеченные из структуры оп- тической системы, расположенной между глазным яблоком и корой головного мозга») [3]. И я, в свою очередь, буду поль- зоваться именно этим термином для обозначения визуаль- ных геометрических образов. Следуя в русле этой темы, Льюис-Вильямс настаивает так- же на том, что энтоптические феномены необходимо от- личать от подлинных галлюцинаций, которые «нельзя на- звать производными самой оптической системы и которые включают в себя видения объектов, непосредственно свя- занных с культурным окружением человека — например, Животных. Наконец, подобные галлюцинации могут сопро
вождаться соматическими [телесными] и звуковыми ощу- щениями» [4]. Во время лабораторных экспериментов, проводивших- ся в самых разных странах, было установлено, что люди, входившие в измененное состояние сознания, наблюдали своего рода последовательность видений — начиная с эн- топтических феноменов и завершая полноценными «порт- ретными» образами, среди которых были люди, животные, гибриды разных существ и т.п. Вне зависимости от куль- турной принадлежности субъектов, переход их видений в эту последнюю стадию нередко сопровождался образом стремительно вращающейся спирали или воронки, иногда принимавшей форму туннеля, водоворота или просто ко- нуса [5]. Универсальный характер этого образа предполага- ет укоренение его в структуре оптической системы, однако Льюис-Вильямс полагает, что подобная фигура кардиналь- но отличается от обычных энтоптических феноменов и потому заслуживает отдельного изучения [6]. Подробнее об этой проблеме мы поговорим в следующих двух главах. Надо сказать, что универсальная способность человече- ской нервной системы создавать энтоптические образы начала систематически изучаться лишь в двадцатых годах XX века. И первую серьезную работу в этом направлении проделал профессор факультета биологических наук при Чикагском университете Генрих Клювер (немец по проис- хождению). Результаты его исследований, опубликованные в 1926, 1928 и 1942 годах, напрямую увязывали подобные видения с измененным состоянием сознания людей, участ- вовавших в этих опытах. Достигалось же такое состояние путем приема психотропных препаратов [7]. Исследования Клювера, дополненные и подкрепленные позднее работа- ми других нейропсихологов и психиатров (таких, напри- мер, как Марди Горовиц и Роналд К. Зигель, проводивших свои опыты в семидесятых годах XX века) [8], позволили также утвердить определенный список признанных энтоп- тических феноменов [9]. Опираясь на этот перечень, Льюис- Вильямс выделил в конце концов шесть категорий фосфе- нов, стабильно наблюдаемых в качестве «сияющих, движу- щихся, вращающихся, а порой и увеличивающихся обра- зов» [10]:
Энтоптические феномены (по Льюису-Вильямсу и Доусону, 1988) • Базовая решетка, способная видоизменяться и превра- щаться в шестиугольные узоры • Ряды параллельных линий • Точки и короткие штрихи • Появляющиеся в поле зрения людей зигзагообраз- ные линии (по одним сообщениям, остроугольные, по другим — волнистые) • Множественные дуги (в развитой форме составляю- щие внешнее обрамление мерцающих зигзагов) • Тонкие изгибающиеся линии [11] Юповер также отметил общую для всех энтоптических форм тенденцию «повторяться, соединяться друг с другом и образовывать всевозможные узоры и мозаики» [12]. Опи- Раясь на эти начальные наблюдения, а также на исследова- ния других ученых, Лыоис-Вильямс выделил в конце кон- Цов семь общих принципов, соответствующих восприятию
энтоптических феноменов. В их число входят: репродук- ция (простое воспроизведение одной из шести основных энтоптических форм); фрагментация («исследования по- казали, что энтоптический феномен может распасться на ряд минимальных компонентов»); интеграция («к приме- ру, решетка может сочетаться с серией зигзагов»); наложе- ние («одна форма может быть воспроизведена прямо на- против другой»); совмещение (расположение одной формы рядом с другой); повторение («то, что возникает вначале как отдельный образ, превращается в конце концов в це- лую серию таких образов, формируя, к примеру, те же фес- тоны») и, наконец, вращение («энтоптические феномены вращаются в поле зрения человека») [13]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|