Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Загадки Длинного панно и Змеиной скалы




В Главных пещерах (являющихся на самом деле целой се- рией скальных укрытий), расположенных в самом сердце Драконовых гор, в заповеднике «Замок Гиганта», я провел немало часов, внимательно изучая весьма необычную ком- позицию, длина которой превышает пять метров. Как раз по этой причине она и получила свое незамысловатое на- звание — Длинное панно. Я уже описал вкратце две глав- ные фигуры, составляющие центр всей композиции (смот- ри четвертую главу).

Они представляют собой териантропов с человечески- ми руками, ногами и ягодицами. При этом у существ — го- ловы антилоп. Вокруг правой фигуры обвились кольцами

Териантропы из «Замка Гиганта». Обратите внимание
на змей с головами антилоп, которые обвились кольцами
вокруг правой фигуры

 

две гигантские змеи, которые при ближайшем рассмотре- нии сами оказываются разнородными существами — на- стоящими химерами с телом змеи и головой антилопы. Что касается левой фигуры, то ее характерной особенностью можно считать две длинных перьеобразных ленты, отходя- щих от центра спины. А слева от нее и чуть выше находит- ся еще одно изображение химеры, на этот раз — полухищ- ника-полуантилопы. Нельзя не обратить внимания и на це- лый ряд точек, выписанных вдоль хребта животного. При этом каждая точка немного выходит за рамки тела.

Сочетание хищника с антилопой

В нескольких метрах от Длинного панно лежит на зем- ле большой, зазубренный кусок скалы, вес которого со- ставляет, должно быть, не менее двух тонн. Этот обломок, получивший название Змеиной скалы, упал еще в незапа- мятные времена, отколовшись от потолка. Позднее сюда пришли шаманы сан и расписали эту плиту красной охрой. В числе прочих изображений здесь можно увидеть и двух змей. Первая из них, словно бы выползающая из трещины в скале, изображена с головой и ушами антилопы. При этом из носа у нее сочится кровь. Змея свисает со скалы, опус- тив голову вниз, а прямо под ней находится многоплано- вая и многообразная композиция, центральное место в ко- торой занимает вторая змея. В общем и целом, она ничем не напоминает химеру — обычная змея от головы до кон- чика хвоста. Однако и у нее из носа течет кровь.

 

«Змеиная скала» —
вся сцена полностью

Четырьмя огромными кольцами обернулась она вокруг человеческой фигуры с необычайно длинным и тонким ту- ловищем. Такие же худые, неестественно вытянутые люди парят в непосредственной близости от фигуры.

«Змеиная скала»,
фрагмент изображения

Разве могли бы мы разгадать хоть один из этих загадоч- ных образов без нейропсихологической модели и тех ука- заний, которые сохранились в этнографических записях? Но благодаря этим средствам немые ранее рисунки рас- крывают перед нами историю трансового опыта.

Два териантропа с Длинного панно — это шаманы, го- товые отправиться в мир духов и принимающие с этой це- лью форму антилоп. Перья, растущие из спины того тери

Летающая антилопа

антропа, что находится слева, могут свидетельствовать о дальнейшем уровне превращений. Судя по всему, этот ша- ман преображается в птицу или то крылатое существо, ко- торое часто можно увидеть на рисунках племени сан.

Оно сочетает характеристики птицы и антилопы, так что исследователи называют его alites, «существом из тран- са», или «летающей антилопой» [38]. Естественно, что подоб- ные гибриды — как и другие сверхъестественные создания — можно увидеть лишь в измененном состоянии сознания.

Две змеи, обвившиеся вокруг верхней части тела одного из териантропов, являются химерами, поскольку туловище пресмыкающихся сочетается у них с головой антилопы. Pa- зумеется, и эти существа принадлежат миру видений. Очень важным представляется в данном случае то обстоятельство, что одна из змей изображена с рогами. Ведь когда этногра- фы XIX века показали схожее изображение пожилой жен- щине из племени сан, та объяснила, что в прежние време- на такие огромные и могущественные создания «жили в реках» — а это выражение, как мы знаем, является обще- употребительной метафорой транса. И в этой связи трудно не вспомнить о загадочных змеях иханти, о которых мож- но услышать от шаманов нгуни. Иханти тоже живут в ре- ках и являются частью мира видений [39].

Благодаря антропологическим исследованиям мы зна- ем и о том, что посвященные из племени нгуни должны со

 

вершить своего рода духовное странствие в мир иханти, где им следует «поймать одну или нескольких змей» [40]. В связи с этим можно предположить, что на Длинном пан- но изображена схожая экспедиция, предпринятая шамана- ми сан. В частности, один из них схватил двух змей, кото- рые затем обвились вокруг его тела (точно так же другие шаманы сан ловили в мире духов дождевых животных).

Столь же нелегко было бы разобраться без нейропсихо- логической модели в том, какой смысл вкладывали худож- ники в изображение химеры (полухищника-полуантилопы), которая находится слева от териантропов. В свою очередь, благодаря фактам, собранным воедино Льюисом-Вильям- сом, мы можем быть уверены в том, что подобные сущест- ва — отнюдь не редкость в мире видений. И даже точки, нарисованные вдоль спины и хвоста химеры, носят «нереа- листический» характер, поскольку все они выходят за рам- ки тела животного. В данном случае, используя все ту же нейропсихологическую модель, можно предположить, что мы имеем дело с энтоптическим узором, объединенным здесь с полноценным портретным образом. Мы можем про- вести и дальнейшие аналогии, опираясь на этнографиче- ские записи, посвященные культуре сан. Вот что пишет по этому поводу Дэвид Льюис-Вильямс:

Бушмены считали позвоночник очень важной частью челове- ческого тела, поскольку именно по нему сверхъестественная сила поднималась из района живота к голове. Затем она выры- валась наружу, перенося шамана в мир духов. Нельзя не упомя- нуть и о том, что крупные хищники считались порой олице- творением злых шаманов. Таким образом, этот рисунок вполне может быть изображением шамана, превращающегося в лео- парда, а точки на спине указывают на то, что он наполнен сверхъестественной силой [41].

Если же мы обратимся к Змеиной скале, расположенной справа от Длинного панно, то увидим здесь изображение змеи с головой антилопы. Это существо расположено над Другими фигурами, и из носа у него течет кровь. Таким об- разом, перед нами — явное указание на то, что художник нарисовал здесь шамана, запечатлев его в момент превра- Щения в химеру. У второй змеи также течет кровь из носа,

 

и это опять же свидетельствует об опыте вхождения в транс. Что касается неестественно вытянутой человеческой фигуры, сжатой со всех сторон кольцами змеи, то и тут нейропси- хологическая модель может предложить нам вполне разум- ное объяснение. Как установили ученые, у человека, входя- щего в транс, очень часто возникает ощущение, будто тело его удлиняется и утончается. Соответственно, перед нами может быть наглядное отображение этого процесса [42].

Но почему вторая змея вообще обвила тело человека?

Мы можем лишь догадываться о том, какой смысл вло- жил художник в этот безусловно значимый символ. Лично мне вспоминаются в данном случае речные люди, которых нередко отождествляли со змеями, а также шаманы, кото- рые превращались в змей, чтобы попасть в подводное цар- ство. Наконец, я готов утверждать на основании личного опы- та, что подобные вещи очень часто можно увидеть в состоя- нии транса. В частности, я уже описывал в третьей главе одно из таких видений — золотую змейку, обвившуюся во- круг моей левой ноги и приподнявшую голову (как если бы она желала’получше рассмотреть меня).

И вот теперь, находясь в самом сердце Драконовых гор и внимательно изучая загадочные росписи сан, я внезапно обнаружил, что меня окружает уже знакомая атмосфера потусторонней реальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных