Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Очередной вызов теории Льюиса-Вильямса




Как отметил профессор Льюис-Вильямс, он решительно не желает присоединяться к той школе изучения наскальных росписей, которую сам он называет «взгляни и угадай». Не слишком высоко ценит он и те методы, которые строятся на систематизации повторяющихся образов [2]. Конечно же, это не означает, что профессор отказывается от любых попыток истолкования. Продуманная теория необходима, однако она должна объяснять не только общие моменты, но и специфические детали изображения: «Любая концеп- ция, не позволяющая нам заметить и истолковать те осо- бенности композиции, которые прежде ускользали от на- шего внимания или же были лишены смысла, может счи- таться пустой тратой времени» [3].

Нейропсихологическая модель уже потому превосходит прочие теории наскального и пещерного искусства, что с ее помощью мы можем проникнуть в сознание древних ху- дожников и хотя бы отчасти понять, что послужило источ- ником столь странной галереи образов. Нам уже не нужно блуждать в дебрях слепых догадок и бессмысленных вы- числений. Вне зависимости от того, применяем ли мы эту модель в Южной Африке или Юго-Западной Европе, она вновь и вновь заставляет говорить немые прежде образы и извлекает смысл из наиболее загадочных и труднообъяс- нимых сцен. Не исключено, что с ее помощью мы сможем когда-нибудь ответить на вопрос, который Льюис-Вильямс относит к категории «наиболее значимых археологиче

Странные и пугающие фигуры, пещера JIoc Казарес, Испания

ских проблем»: «Как человеческие особи стали людьми и по ходу этого процесса начали... создавать искусство и практиковать то, что мы называем религией?» [4]

Многие согласятся с тем, что одним из наиболее зага- дочных образов наскальной и пещерной живописи является то редкое изображение, которое археологи привыкли назы- вать «раненым человеком». Первое мое знакомство с этим существом произошло во французской пещере Пеш-Мерль. Собственно говоря, это и была та самая загадочная фигура с куполообразным лбом и узким скошенным подбородком, которая сразу же пришла мне на ум в убежище Джанкшен. Дальнейшие исследования позволили установить, что и в других европейских пещерах можно встретить схожих су- ществ, своеобразную внешность которых дополняют по- рой большие миндалевидные глаза. Так, например, на сте- нах испанской пещеры JIoc Казарес выгравированы четыре подобные фигуры, отличающиеся особо зловещим видом.

 

Дэвид Льюис-Вильямс не уделял особого внимания столь поразительному сходству в облике существ, проявленных в доисторическом искусстве разных эпох и континентов. И потому, решив вернуться к этой проблеме позднее, я со- средоточился для начала на более общих аспектах, связан- ных с образом раненого человека, а также на том объясне- нии, которое предлагает в данном случае нейропсихологи- ческая модель.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных