Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раскрываем тайну раненых людей




Зрение — далеко не единственное чувство, страдающее от наплыва галлюцинаций. Все мы знаем о голосах, которые слышат больные шизофренией, однако слуховые галлюци- нации бывают и у совершенно здоровых людей — правда,

11-6853

 

не столь часто и не такого характера. И появляются они именно под воздействием психоактивных препаратов. В этом же состоянии люди могут ощущать запахи и вкусы, словно бы возникшие из ниоткуда. Но чаще всего наблюда- ются так называемые «соматические галлюцинации», вклю- чающие в себя удлинение или сокращение тела, появление дополнительных пальцев или конечностей (это явление известно как полимелия), а также — что особенно важно — колющие или режущие ощущения во всем теле [10].

Свидетельства, приводимые Льюисом-Вильямсом в под- тверждение собственной точки зрения, слишком многочис- ленны, чтобы можно было воспроизвести их здесь полно- стью [11]. Однако в целом, рассматривая проблему сквозь призму нейропсихологических исследований, он сообщает о галлюцинациях, связанных «с ощущением дискомфорта в районе головы. Такое чувство, будто кожу черепа подцепи- ли на крючок и оттянули сантиметров на тридцать вверх» [12]. Люди также рассказывали об «электрических разрядах, пробегающих под кожей» [13]. Например, психолог Ричард Зигель, который нередко сам экспериментировал с пейо- том, писал: «Еще один укол! Мою кожу так и жжет электри- чеством» [14]. В свою очередь, хоть кокаин и не считается обычно галлюциногеном, хроническое использование это- го наркотика также может спровоцировать всевозможные соматические ощущения. В число их входит очень непри- ятное чувство, похожее на то, как если бы под кожей у вас бегали бесчисленные насекомые, прогрызающие себе ходы сквозь вашу плоть [15].

Подобные «мурашки» (технический термин, призван- ный обозначить эти самые колющие ощущения под кожей), мучающие английских и американских наркоманов, явля- ются не чем иным, как бессознательной попыткой интер- претировать универсальный психологический феномен. Как считает Льюис-Вильямс, подобное истолкование во многом обусловлено тем отвращением, которое западные люди ис- пытывают по отношению к насекомым и микробам [16]. В другом культурном контексте те же психологические ощу- щения интерпретируются совсем иначе. Профессор цити- рует, в частности, Исаака Тенса, североамериканского ша- мана племени гитксан, который не раз входил в состояние

 

транса, чтобы отправиться затем в путешествие в потусто- роннюю реальность. Вот что рассказал Тене об одном из таких странствий:

Дух пчелиного улья ужалил мое тело... В своем видении я стран- ствовал по земле, описать которую просто не в силах. Там я увидел огромные ульи, из которых стали вылетать пчелы и жа- лить все мое тело [17].

Когда шаманы племени хиваро, живущих в джунглях Ама- зонки, входят в транс под воздействием аяуаски, они ин- терпретируют те же самые психологические ощущения как уколы острых маленьких стрел, которые пускают в них сверхъестественные существа [18]. Обряды посвящения тунгусских шаманов также сопровождаются вхождением в транс. Чтобы изменить свое сознание, они едят мухоморы. И в этом состоянии они также испытывают необычайно 60- лезненные ощущения — как если бы тело их пронзали стре- лами, плоть рассекали, а кости вырывали [19]. Мы уже гово- рили в седьмой главе о том, что и шаманы Jufhoansi испы- тывают боль на определенных стадиях транса. При этом они, подобно Исааку Тенсу, нередко интерпретируют эти ощущения как укусы насекомых. Один уважаемый шаман по имени KnXau рассказал антропологу Меган Бизеле, что во время путешествия в иные миры он нередко сталкивает- ся с пчелами и саранчой: «Когда вы приходите туда, они ку- сают вас. Да, они кусают вас [указывает на свои ноги]... Да, они кусают ваши ноги и тело» [20].

Подобно шаманам хиваро, обитающим за тысячи кило- метров от Южной Африки, бушмены Jufhoansi верят в то, что им приходится сталкиваться с оружием сверхъестест- венного врага — «болезнетворными стрелами», которые видны одним лишь шаманам в состоянии транса [21]. Они также рассказывают о благотворных «стрелах могущества», которые опытный шаман направляет во время ритуального танца в живот новичка, желая пробудить в том сверхъесте- ственную силу. Как рассказали антропологу Ричарду Катцу информанты бушменов, когда это происходит, живот их словно бы «наполняется шипами или стрелами», которые «торчат из него во все стороны» [22].

Короче говоря, как отмечает Льюис-Вильямс, именно эти

11 ·

 

галлюцинации, «ассоциирующиеся с чувством покалывания и режущей боли», нашли свое отражение — как графическое, так и метафорическое — в образах раненых людей из Юж- ной Африки и Юго-Западной Европы [23]. Конечно же, труд- но не согласиться с тем, что в доисторическом рисунке буш- менов сан (провинция Фри Стейт), описанном нами в пятой главе, оказалось зафиксировано именно это чувство, ассо- циирующееся со стрелами или шипами, торчащими из жи- вота. Вот что пишет по этому поводу Дэвид Льюис-Вильямс:

Фигура человека пронзена и окружена множеством коротких линий, которые явно носят «нереалистичный» характер... Эти ли- нии могут представлять «болезнетворные стрелы» или же мис- тические шипы. Но поскольку человек изображен вне какого- либо контекста, трудно сказать, несут ли эти «стрелы» болезнь или же могущество [24].

Рисунок сан: фигура раненого человека, провинция Фри Стейт

У нас нет ни контекста, ни этнографических материа- лов, которые помогли бы нам с расшифровкой образа ев- ропейских раненых людей. Однако мы можем быть уверены в том, что культурная среда, в которой творили первобыт- ные художники, оказала безусловное влияние на трактовку их собственных галлюцинаций.

Тот факт, что люди эпохи палеолита были охотниками, активно использовавшими стрелы, — отмечает Льюис-Виль- ямс, —

позволяет предположить, что их истолкование универсаль- ных соматических ощущений, характерных для измененных состояний сознания, должно иметь значительное сходство с

 

Раненый человек
из Пеш-Мерль

той интерпретацией, которую распространили на этот фено- мен шаманы сан, хиваро и североамериканских индейцев.

Два основополагающих фактора — универсальный харак- тер человеческой нервной системы и охотничье-собиратель- ский уклад первобытного общества — служат несо!мненной предпосылкой того, что художники Куньяка и Пеш-Мерль долж- ны были испытывать в состоянии транса все те же колюще-ре- жущие ощущения, которые они воплотили затем в образе копий и стрел. Иными словами, хоть все эти линии и могут представ- лять копья, не следует путать их с тем оружием, которое при- менялось в повседневной жизни. Скорее, мы имеем дело с от- ражением духовного опыта [25].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных