Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗДЕСЬ ТО, ЧТО УНЕСЕТ МЕНЯ ПРОЧЬ




Линда Мэй-Баллард, посетившая в 1982 году крохотный островок Ратлин, расположенный у северного побережья Ирландии, обнаружила, что население здесь, как и прежде, безоговорочно верит в фей. Среди множества историй, по- вествующих о встречах людей с волшебными существами, был в том числе и рассказ о женщине, которая «жила на дальнем конце острова» много лет назад. Как-то ночью, ко- гда она уже легла спать, ее поднял с постели громкий стук в дверь. Все еще в полусне, она выглянула наружу и увидела фигуру мужчины, позади которого стояла большая карета, запряженная четверкой лошадей. Поначалу она решила, что это ей только снится. Однако затем ей пришло в голо- ву, что во всем этом «есть что-то странное»:

Взять хотя бы человека. Она так и не смогла разглядеть его во тьме. Мужчина объяснил, что приехал за ней, поскольку одна женщина рожает и ей необходима помощь повитухи. И жи- тельница Ратлина почувствовала, что никто не причинит ей вреда и она может безбоязненно сесть к нему в карету [1].

Как только она забралась внутрь, карета помчалась впе- ред с невероятной скоростью, так что порой казалось, буд- то она плывет по воздуху — прямо через болота и ямы, где вообще не было никакой дороги. В конце концов

они прибыли к тому холму, что расположен позади Брокли. И как только они приблизились к нему, в склоне холма рас- пахнулось отверстие, и карета въехала внутрь. Hy а внутри бы- ло очень красиво — совсем как во дворце... Повитуху сразу же провели к рожавшей женщине, и та все сделала, что требовалось. Да, я и забыл сказать, что внутри было полно фей. Знаете, тех, что еще называют маленьким народцем. Так вот, их было полным-полно внутри холма [2].

И не только фей. Как рассказывала позднее повитуха, внутри волшебного холма она увидела знакомых юношей и девушек, которые таинственным образом исчезли из де- ревни. До этого момента «никто не знал, что с ними случи- лось». Однако теперь стало ясно, что их похитили феи. Не было никаких сомнений и в том, зачем их похитили. По словам повитухи, она лично могла наблюдать за тем, как одна из женщин «нянчила маленького ребенка», напевая ему гэльскую песню [3]. Повитухе тоже предлагали остаться в Волшебной стране, но она отказалась. Тогда феи, верные сво- ему обещанию «не причинять ей никакого вреда», позволи- ли женщине вновь сесть в карету и «вернули ее к воротам родного жилища» [4].

Замаскированные НЛО (1)

К тому моменту, когда я прочитал эту странную историю, я уже был знаком с рассказами наших современников, кото- рые утверждали, будто инопланетяне забирали их не на обычные летающие тарелки, а в пещеры и прочие подзем- ные места (смотри главы двенадцатую и тринадцатую). Ветре- чались мне и рассказы женщин, которые, по их словам, вы- нуждены были нянчиться с детьми, рожденными от связи людей с инопланетянами (смотри тринадцатую главу). А в некоторых случаях похищенные даже рассказывали о том, что их вынуждали вступать в сексуальную связь с другими людьми. В результате на свет появлялись чисто человече- ские особи, которых инопланетяне почему-то тоже удер- живали у себя [5]. Единственное, чего я не мог вспомнить сразу же, так это того, чтобы современные НЛО являлись кому-нибудь в форме такой «земной вещи», как, например, экипаж, запряженный четверкой лошадей.

Однако дальнейшие исследования позволили установить, 4то и в этой сфере имелись схожие прецеденты. В частно- сти, журналистка радио «Лонг Айленд» Джей Паро была по

 

хищена инопланетянами с помощью такого транспортного средства^ как черный «Кадиллак» (во всяком случае, таким его увидела сама Джей) [б]. А в двенадцатой главе я расска- зывал историю Люси, которую инопланетяне перенесли в подземную пещеру. Причем попали они туда через отвер- стие в склоне холма — как это было и в случае с ирланд- ской повитухой. Я уже говорил о том, что само похищение прошло без непосредственного участия НЛО. Это и в самом деле было так. Однако позднее, заново вчитываясь в исто- рию, я обнаружил кое-что интересное. Оказывается, непо- средственно перед похищением по улице, на которой жила Люси, с шумом проехала пожарная машина. Она останови- лась напротив ее дома, осветила фарами окно женщины, а затем исчезла [7].

Таким образом, оказалось, что «не только инопланетяне способны произвольно менять свой облик и... являться по- хищенным в образе самых разных животных, а то и про- сто людей». Эта уникальная способность, как отметил Джон Мак, «распространяется и на их средства передвижения» [8]. Его пациенты рассказывали о том, что видели НЛО, за- маскированные под «цепочку мотоциклов» и «парящий со- бор с витражными стеклами» [9]. А одна молодая женщина припомнила, что «видела в парке пятнадцатифутового кен- гуру, который превратился затем в маленький космический корабль» [10]. Некоторые дети утверждали, что их перево- зили на небо «в маленьком космическом аппарате, кото- рый был всего лишь автобусом на карнавале. Сидевшие в нем инопланетяне (замаскированные под людей) живо интересо- вались тем, не хотят ли дети отправиться в путешествие» [11].

В результате я пришел к выводу, что история о женщи- не с Ратлина, увезенной в Страну фей в волшебной карете, вполне укладывалась в рамки современного опыта похище- ний — с той лишь разницей, что НЛО двадцатого и двадцать первого века подстраивались под такие привычные нам об- разы, как лимузины или пожарные машины. Вслед за Джо- ном Маком можно предположить, что «инопланетяне охот- но принимают ту форму, которая более всего подходит к индивидуальному восприятию данного конкретного чело- века...» [12]

 

Замаскированные НЛО (2)

Предположение Мака относительно намеренного подбора форм, соответствующих культурному контексту той или иной эпохи, тем более правдоподобно, что в этой процеду- ре наблюдаются порой явные накладки. Более всего это за- метно в тех случаях, когда некие силы, формирующие «Ка- диллаки» и летающие тарелки для современной Америки и создающие небесные корабли и парящие кареты для менее развитых в технологическом отношении стран, начинают вдруг совмещать эти несовместимые элементы.

К примеру, Джанет Борд сообщает об истории, вызвав- шей сенсацию в английском городе Ноттингаме. Произош- ло это в 1979 году, когда группа детей в возрасте от восьми до десяти лет гуляла в сумерках в парке Вулатон. Внезапно они увидели «около шестидесяти маленьких человечков, каждый из которых был детям примерно до пояса». У этих странных существ, носивших «синие куртки и желтые шта- ны», а также шутовские колпаки с помпоном на конце, бы- ли морщинистые лица и длинные белые бороды. Рисунки, сделанные впоследствии детьми, а также словесные изобра- жения существ, сразу же приводят на ум привычные нам описания фей, эльфов, гномов или клоунов — какими их изображали в Средние века [13].

Рисунок одного из «вулатонских существ», сделанный детьми
(библиотека «Фортин Пикче»)

 

Но все это, если не учитывать одной анахронической детали. Оказывается, эти странные создания разъезжали по парку в маленьких машинах. Дети твердо стояли на том, что видели около 30 таких мдшин, в каждой из которых сидело по два маленьких человека. В автомобилях, вместо привыч- ных нам рулей — только какая-то «круглая штука и рукоять, чтобы можно было поворачивать». Хотя дети не слышали шума моторов, машины двигались очень быстро и легко преодолевали любые препятствия [14].

Джанет Борд добавляет, что за шесть лет до того, как слу- чай с вулатонскими феями попал на первые страницы га- зет, она получила от одной корнуоллской женщины, Мари- ны Фрай, письменное описание ее собственной встречи со сказочным существом. Произошло это в сороковых годах двадцатого века, когда Марина была еще ребенком.

Как-то ночью она и ее сестры, спавшие в одной комнате, про- будились от непонятного шума (одна сестра сказала, что это были «музыка и колокольчики»). Выглянув на улицу, они уви- дели «маленького человечка, который разъезжал кругами в крохотном красном автомобиле». Он был дюймов восемна- дцати высотой и носил «красную остроконечную шляпу»... Но очень скоро этот человечек исчез [15].

Третий такой случай, зафиксированный Борд, касался сообщения о сказочном самолете. Его наблюдали в 1929 го- ду пятилетний мальчик и его восьмилетняя сестра. Управлял этим крошечным самолетом маленький гуманоид в кожаном шлеме. Пролетая мимо и едва не столкнувшись при этом с мусорным ящиком, он дружелюбно помахал детям рукой.

Можно упомянуть и о том случае, когда люди наблюда- ли волшебную летающую тарелку — причем задолго до то- го, как представление об НЛО прочно вошло в сознание широкой общественности. Было это в августе 1914 года. Восемь человек, находившиеся на берегу канадского озера Гурон, увидели на его поверхности «большой сферический объект с плоским верхом». Рядом с ним находились малень- кие гуманоиды, рост которых составлял не более метра. Не- взирая на внешность и типичное «фиолетово-зеленое» одея- ние «фей» [16], они были заняты какой-то технической ра- ботой, сосредоточив все внимание на шланге, погруженном

 

в воду. Наконец, они заправили его в люк, после чего «объ- ект внезапно исчез» [17].

В 1957 году, когда люди уже повсеместно начали видеть летающие тарелки, Джон Траско из Теннесси встретил НЛО, имевший «яйцеобразную» форму. Этот объект парил прямо перед амбаром Траско. А рядом с ним, глядя на человека своими «большими лягушачьими глазами», стоял невысо- кий гуманоид, одетый в «зеленый костюм с яркими пугови- цами, зеленую шотландскую кепку и перчатки, к каждой из которых был прикреплен какой-то сияющий предмет». Ины- ми словами, типичное существо из сказки. Затем гуманоид, обращаясь к Траско, произнес следующую забавную фразу: «Мы — мирный народ. Нам просто нужна твоя собака». Ко- гда же фермер в гневе отказался, существо бросилось прочь, а мгновение спустя, поднявшись вертикально вверх, исчез и НЛО [18].

Миссис Шеридан встречает «госпожу»

Возвращаясь к истории, описанной нами в начале главы, следует отметить, что образ «повитухи для фей» был широ- ко распространен в средневековой мифологии. И прежде всего это касалось стран Старого Света. В целом подобные верования бытовали как на территории Западной и Boc- точной Европы, так и во многих азиатских государствах, не исключая и Японии [19]. Этот общий сюжет основан на столь же универсальном опыте, который подразумевает сексуаль- ные отношения с разумными существами иных уровней ре- альности — совсем как у современных похищенных НЛО.

Мы уже упоминали в четырнадцатой главе о книге пре- подобного Роберта Кирка. В ней священник рассказывал о шотландских женщинах, которых похищали сразу после родов, чтобы они выкармливали детей из Волшебной стра- ны. Этих женщин помещали в закрытые комнаты в «огром- ных покоях», которые удивительным образом напоминают те помещения на борту НЛО, куда отправляют после похи- Щения наших современниц, также призванных выкармли- вать детей-полукровок. Это сходство станет еще более замет- ным, если принять во внимание историю, которую уже в

 

двадцатом веке рассказала некая миссис Шеридан. По ее словам, она часто оказывалась «среди фей», когда была по- моложе:

Как я туда попадала, не шдею понятия. Да и где было это ме- сто, я тоже не знаю. Помню только, что это был очень боль- шой и круглый дом, настолько большой, что стены его можно было разглядеть лишь с трудом. И там все время находилось множество народа... однако они не разговаривали со мной, а я — с ними [20].

Подобно шотландским матерям, описанным у препо- добного Кирка, миссис Шеридан должна была выкармли- вать тех детей, что находились в этом загадочном доме, по- хожем на летающую тарелку. Как рассказывала позднее миссис Шеридан, у этих детей были «длинные лица», и но- сили они «полосатую одежду самых разных цветов» [21]. Иными словами, это был типичный облик сказочных су- ществ — как их представляли в период между десятым и двадцатым веками. Кроме того, миссис Шеридан сообщила, что все они — и главным образом, она сама — находились в подчинении у весьма важной феи «с длинной палочкой в руке». Эту фею все называли «госпожой». Когда миссис Ше- ридан начинала плакать и просить, чтобы ее отпустили до- мой, фея успокаивала ее, касаясь груди волшебной палоч- кой [22].

Можно ли счесть простым совпадением то обстоятель- ство, что пациентку Джона Мака, Андреа, о которой мы рассказывали в двенадцатой главе, инопланетяне также контролировали с помощью «палочки или прута», которой они касались задней стороны ее уха? [23] Надо сказать, что практически любая процедура, в которой вынуждены были принимать участие похищенные, не обходилась без фигу- ры, похожей на «госпожу» миссис Шеридан. Иногда это было существо мужского пола, а иногда — женского. В об- щем и целом, инопланетянки чаще контролировали те процессы, которые были связаны с кормлением и воспита- нием смешанного потомства. В других же процедурах гла- венствующая роль обычно отводилась мужчинам-иноплане- тянам [24]. Сама миссис Шеридан называла свою фею «гос- пожой». Современные похищенные чаще всего отзываются

 

о главной фигуре на НЛО как о «лидере» или «докторе» [25]. Как правило, это существо значительно выше, чем другие «инопланетяне». Однако в остальном оно ничем не отлича- ется от своих соплеменников, обладая той же сероватой кожей, выпуклыми глазами и грушевидной головой, что и они [26]. В тех редчайших случаях, когда похищенный вдруг выходит из-под контроля, именно «доктор» восста- навливает порядок. Порой он применяет для этого пред- мет, напоминающий палочку или прут. Иногда же для этих целей используется нечто вроде гипноза [27].

Любвеобильные феи

Мы уже говорили о том, что шаманы по всему миру расска- зывают об опыте сексуального общения с духами. О том же, но уже в отношении инопланетян, повествуют и совре- менные похищенные. И поскольку я понимал, что имею дело с неким типичным явлением, не зависящим ни от истори- ческого, ни от культурного контекста, я даже не удивился, когда узнал из этнографических источников о людях, всту- павших в сексуальную связь и даже женившихся на феях.

В Ирландии фей называют сидами. Известна история о двух женщинах-сидах, которые любили юного принца. «Они унесли его в свой волшебный дворец и держали там три года» [28]. Английские рыцарские романы эпохи Средневе- ковья описывают историю одного юноши. Его соблазнила сама Королева фей, которая затем перенесла возлюбленно- го в свой дворец, где он должен был служить ей целых семь лет [29]. В Уэльсе фей называют Tylwyth Teg. В 1909 году В. Эвансу-Венцу рассказали об особом виде этих существ, которые живут в глубинах озер и выходят порой на по- верхность, чтобы танцевать на берегу. «Молодые юноши, очарованные прекрасным обликом фей, спускаются порой за ними на дно озера и там женятся на одной из девушек. Если юноша захочет потом покинуть озеро, он может вер- нуться на землю, но без жены» [30].

Последняя история во многом напоминает те легенды, которые рассказывают на берегах Амазонки о женщинах- Духах, соблазняющих в образе дельфинов молодых мужчин

 

и увлекающих их за собой в подводный город Энканте. Более того, оказалось, что феи, совсем как духи и инопла- нетяне (смотри двенадцатую главу), нередко являются лю- дям в образе животных или териантропов. К примеру, на островах Британии распространен!^ легенды о морских феях. Обычно это русалки и водяные, которые могут соче- тать черты человека и рыбы или человека и тюленя. Эти сказочные териантропы нередко соблазняют мужчин и жен- щин, благодаря чему на свет появляется смешанное потом- ство. Обычно такие дети отличаются «перепончатыми паль- цами» или «тюленьими лицами» [31]· На севере Франции Эванс-Венц ознакомился с древней верой в лутинов — не- кую разновидность фей, родственных эльфам. Обычно они выглядят как «маленькие человечки, одетые в зеленое», ко- торые в то же время могут принимать облик любого живот- ного [32]. Но чаще всего они превращаются в черных ло- шадей или коз [33]. Мы уже говорили о том, что «духи» и «инопланетяне» нередко являются людям в образе сов и других птиц. В свою очередь, в Ирландии бытует убежде- ние, что феи часто «принимают облик ворон» [34]. Соглас- но народным верованиям, у румынских фей нередко мож

Средневековая фея Мелузина, похитительница детей. Это
существо — териантроп, верхняя часть тела которого человеческая,
а нижняя — змеиная

 

Феи, представленные в образе териантропов. Фламандская гравюра
1558 года (библиотека «Фортин Пикче»)

но увидеть кошачьи лапы или ослиные копыта. А в других частях Восточной Европы сказочный народ нередко ассо- циируется с лесными животными [35]. На французских гра- вюрах шестнадцатого века можно увидеть изображение феи Мелузины, похищавшей человеческих детей. Верхняя часть туловища у нее человеческая, а нижняя — змеиная [36].

Фламандская гравюра от 1558 года также показывает фей в образе териантропов. У них человеческие головы и те- ла, однако вместо ступней — раздвоенные копытца, а у не- которых существ на головах заметны еще и рожки [37].

Это представление о феях как о рогатых териантропах с раздвоенными копытами было необычайно популярно и в Англии, где оно совпадало с традиционным описанием дьявола, которого также очень часто изображали с рогами, копытами и мохнатой шкурой [38].

Стоит ли удивляться, что шотландские инквизиторы, проводившие в шестнадцатом и семнадцатом веках суды над ведьмами, не раз интерпретировали ссылки на фей как доказательство того, что подсудимые общались с дьяволом [39]. Тем не менее перевод этих историй говорит сам за се- бя. А преобладание в них рассказов о феях, как отмечает Диана Перкисс, преподаватель английского в Оксфордском университете, свидетельствует о том, что «сами обвиняемые были убеждены в достоверности этих историй» [40]. Надеясь хоть как-то смягчить своих судей, женщины рассказывали

 

главным образом о сексуальных отношениях с представи- телями мира фей — причем эти связи нередко заканчива- лись появлением на свет смешанного потомства, как это не раз бывало в отношениях между духами и шаманами, а так- же похищенными и инопланетянами. По словам Перкисс, во всех этих историях рассказывалось о том, как

женщина повстречалась с неким мужчиной. Он мог быть одет во все мерное или зеленое, а иногда у него просто было необыч- ное имя. Далее мужчина просит женщину поступить к нему в услужение или же просто предлагает ей что-то. Та поначалу может отказаться, но затем все-таки соглашается. После этого он вступает с ней в сексуальные отношения... Существо, при- ходящее к женщине... всегда относится к иному миру [41].

А в одном из случаев «дьявол» (как его назвали инквизи- торы) явился к ведьме

в образе человека в зеленых одеждах... [Она] сейчас уже не в состоянии припомнить, вступила ли с ним тогда в плотскую связь или нет, однако прекрасно помнит, что позднее он воз- лежал с -ней [42].

Еще одна шотландская ведьма по имени Катерина рас- сказала о своем возлюбленном из страны фей, которого она называла «лучником». Впервые он вступил с ней в сек- суальную связь, когда она была еще подростком, а затем регулярно посещал ее на протяжении 40 лет, даровав ей взамен сверхъестественные знания и целительские способ- ности [43]· Здесь же есть и намек на то, что эти двое произ- вели на свет по крайней мере одного ребенка. Поскольку как-то раз «отпрыск лучника», описанный свидетелями как «маленькое существо ростом с ребенка», таинственным об- разом появился на улице среди играющих детей [45].

В 1611 году состоялся суд над английской ведьмой Сью- зан Своппер. Она поведала о том, что однажды, когда она лежала в постели с мужем, в их комнате появились «четыре духа в облике двух мужчин и двух женщин». Одна из жен- щин — по мнению Сьюзан, главная в этой группе — носила «зеленую юбку» (стандартное одеяние феи) [46]. То, что эти ночные визитеры названы в судебных записях именно «ду

 

хами», еще больше заставляет меня поверить в неразрыв- ную связь между мирами духов и фей. C другой стороны, внезапное появление ночных визитеров в комнате Сьюзан, открыто заявивших о своем намерении «забрать ее с собой», во многом напоминает опыт современных жертв НЛО.

Во времена Сьюзан ни для кого не было тайной, что феям для чего-то требовались человеческие дети. В прин- ципе, они могли забрать к себе ребенка любого возраста, но особенно их интересовали новорожденные [47]. А по- скольку Сьюзан как раз была беременна и вот-вот должна была родить, она ужасно испугалась, что ее похитят [48]. И потому, когда женщина в зеленом сказала ей: «Сью, пой- дем со мной, или я унесу тебя», — Сьюзан вцепилась в пле- 40 мужа, умоляя его держать ее как можно крепче.

Проснувшись, он повернулся к ней и ответил: «Почему, собст- венно, я должен держать тебя?» Тогда она сказала: «Здесь то, что унесет меня прочь». Но муж заявил, что ничего не видит, и вновь отвернулся от нее... [49]

Как показывают современные исследования, касающие- ся феномена НЛО, группа инопланетян также часто захо- дит в комнату, где спят оба супруга. Они забирают одного из них, причем второй даже не подозревает о случившемся [50]. Как правило, отмечает Дэвид Джекобе, супруги просто «спят во время похищения их жен или мужей. Если же они в какой-то момент просыпаются, их тут же вновь погружа- ют в сон» [51].

Тайна подменышей (1)

Зачем был нужен феям еще не рожденный ребенок Сьюзан Своппер? И почему средневековая фея Мелузина крала де- тей? Почему женщин так часто уносили в Волшебную стра- ну, заставляя выкармливать малышей и помогать тамош- ним женщинам при родах? Изучая средневековые легенды, я так и не смог ответить на эти вопросы. И все же я надеял- ся, что современные факты, касающиеся феномена похи- Щения, помогут пролить свет и на эти загадки.

 

Все мы знаем, откуда берутся дети и как они появляют- ся на свет. Тем не менее, если обитатели мира фей и всту- пали в сексуальную связь друг с другом, то никаких упоми- наний об этом в этнографических источниках попросту не сохранилось. Не встретил я и никаких указаний на то, что от этих союзов рождались «чистокровные» дети. В свою очередь повитухи, которых не раз уносили в Волшебную страну, чтобы помочь при родах, сообщали, что среди ро- жавших, было много земных женщин, которых еще ранее похитили феи [52].

Таким образом, на основании многочисленных свиде- тельств можно сделать вывод, что феи — и в этом были убеждены все люди эпохи Средневековья — не раз вступа- ли в сексуальную связь с человеческими существами (кото- рых они частенько уносили к себе в Волшебную страну). В этих же легендах можно встретить краткие и в то же вре- мя недвусмысленные указания на то, что от подобных сою- зов на свет регулярно появлялись дети. Однако мы не зна- ем ни того, как они выглядели, ни какова была их дальней- шая судьба. Единственным исключением представляется в данном случае упоминание о потомках людей и морских фей, у которых были перепончатые пальцы, а иногда — и лица тюленей.

Наконец, в отсутствие каких бы то ни было преданий относительно «чистокровного» потомства фей, нельзя ли предположить, что те дети, которых нянчили и выкармли- вали земные женщины, всегда являлись не более чем полу- кровками? Так, их мать могла быть феей, а отец — челове- ком. Или же, наоборот, мать могла принадлежать к роду людей. И в этом случае ее просто убивали сразу после ро- дов — на что не раз намекается во многих легендах. Если учесть, что женщины, которых обязывали ухаживать за деть- ми, не были их родными матерями, то они легко могли убе- дить себя, что выкармливают не полукровок, но полноцен- ных отпрысков сказочных существ.

Не стоит забывать, что мы рассуждаем сейчас о созда- ниях, которых, по мнению ученых, никогда не существова- ло в действительности. Тем не менее, имеющаяся в нашем распоряжении схема — подбор суррогатных матерей для выкармливания смешанного потомства — могла бы объяс

 

нить тот факт, почему феи чаще всего похищали именно тех женщин, которые сами недавно родили или как раз со- бирались родить (то есть с физиологической точки зрения уже готовы были к лактации). Что же касается наших со- временниц, похищаемых инопланетянами, то лишь малая часть их попадает на НЛО в состоянии беременности. Тем не менее, когда им предлагают покормить какого-нибудь ребенка, их грудь внезапно наполняется молоком (смотри главу тринадцатую). Судя по всему, это технология, которой вполне овладели инопланетяне и которая в то же время была недоступна средневековым феям.

Несмотря на то что современные похищенные редко испытывают удовольствие от опыта выкармливания детей- полукровок, они по крайней мере благополучно возвраща- ются домой — их не убивают и не оставляют на НЛО долее чем на несколько часов. Однако все обстояло совсем иначе столетие или тысячелетие назад, когда инопланетян — или схожих с ними духов — называли феями. В то время пред- ставители самых разных народов смертельно боялись этих существ, почитая их безжалостными убийцами [53], склон- ными мучить и похищать людей [54].

Можно упомянуть и еще об одном различии. Несмотря на то что современный феномен похищения нередко свя- зан с переносом на НЛО совсем маленьких детей (вспом- ним хотя бы Колина, пациента Джона Мака), не существует примеров того, чтобы детей похищали навсегда. В скором времени их все равно возвращают родителям. Однако в преж- ние века ситуация была куда менее обнадеживающей. Мы уже говорили о том, что феи заслужили у людей прочную славу похитительниц детей. И уж они-то никогда не воз- вращали малышей их родителям.

Кроме того, был во всех этих историях и еще один мо- мент: феи не только похищали здоровых и счастливых че- ловеческих детей, но и оставляли взамен так называемых «подменышей». Легенды и этнографические записи донесли до нас подробное описание этих существ — худые и беспо- койные, уродливые и плохо сложенные, физически слабые и в то же время невероятно голодные, а к тому же еще и веч- но хнычущие. Пожалуй, это единственное, что мы можем сказать о «детях фей». Во всяком случае, подразумевалось,

 

что именно они и были подменышами (мнение, которое охотно поддерживали сами феи). В качестве примера можно привести древнюю гэльскую песню, в которой фея, желаю- щая заполучить «здорового, кругленького и румяного» ре- бенка смертной женщины, жалуется на неприглядную внеш- ность собственного отпрыска:

Вот мое некрасивое дитя,

Бледное и безволосое,

Чахлое и узкоплечее... [55]

Как мы увидим позднее, «чахлый, бледный и безволо- сый» — это исключительная характеристика всех подмены- шей. Неудивительно, что злая фея из песни желает обменять свое слабое дитя на здорового ребенка смертной женщины. Но как бы ни относились к этим подменышам современни- ки, при ближайшем рассмотрении свидетельств становится понятно, что вряд ли это были чистокровные отпрыски фей.

Тайна подменышей (2)

Достаточно будет привести несколько примеров, чтобы луч- ше понять характер этого древнего и широко распростра- ненного феномена [56].

В Норвегии фольклористы записали историю Анны, ра- ботницы с фермы, которая родила замечательного мальчи- ка. Как-то ночью она сидела возле ребенка, когда в комнату вошла «женщина в черном», державшая на руках другое ди- тя. Анна словно окаменела при приближении незнакомки, а та коснулась ее сына и исчезла. Сразу после этого Анна об- наружила, что произошла подмена: вместо ее здорового сы- на у нее на руках оказалось совершенно невыносимое соз- дание — уродливое, худое, с капризным и неприятным ха- рактером. Повзрослев, этот ребенок так и остался дурачком. Он даже не разговаривал, а только мычал, как вол. А собст- венный сын Анны так никогда и не вернулся к ней [57].

Фольклорист Патрисия Лисафт, опрашивавшая ирланд- ское население в 1981 году, записала следующую весьма ти- пичную историю:

 

Ребенку был примерно годик, когда его забрали, а на его ме- сто подбросили другого — ужасного, неприятного ребенка. Он даже не рос, а по ночам из его комнаты доносилась музы- ка. Мать и отец ходили с ребенком по дому, а он все плакал, плакал, плакал [58].

На острове Скай, расположенном к западу от побережья Шотландии, В. Эванс־־Венц услышал в 1908 году необычную историю о несостоявшемся похищении:

Пожилая нянька дремала у огня, покачивая на коленях ново- рожденного ребенка. Мать его, лежавшая в это время в посте- ли, с удивлением заметила сквозь сон трех необычного вида женщин, неожиданно вошедших в комнату. Они приблизились к ребенку, и та, которая была старшей в группе, уже хотела взять его с коленей няньки, когда третья внезапно воскликнула: «Да- вайте оставим его матери! Ведь мы и так уже забрали многих!» «Что ж, пусть будет так», — ответила ей старшая... [59]

Учитывая, что около двух процентов современных людей хотя бы раз в жизни испытали на себе всю совокупность переживаний, связанных с похищением инопланетянами, можно лишь предполагать, сколько именно человеческих детей «забрали» к себе феи за прошедшие столетия. И не просто забрали, но подменили их совсем другими сущест- вами. И тут перед нами вновь встает вопрос: так кем же бы- ли эти самые подменыши?

Тайна подменышей (3)

Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, необходимо вновь обратиться к фольклору и этнографическим источ- никам. В них содержится весьма последовательное и недву- смысленное описание, позволяющее понять, что представ- ляли собой эти подменыши:

...уродливые... с неестественно большой головой и бледной, смор- щенной, как у стариков, кожей. Они часто плачут и постоянно голодны. Говорить и ходить учатся очень медленно и вообще не всегда достигают нормальной стадии развития... [60]

 

...невероятно худые, с очень длинными ступнями и тонкими, вытянутыми ногами. Кажется, будто они ничего не весят. И еще одно странное обстоятельство: такой ребенок всегда выглядит очень старым [61].

...необычная внешность — уродливые конечности, слишком большая голова. Да и ходить они начинают очень поздно... [62]

...высохшие, со сморщенным лицом и изможденным телом... некрасивые и плохо сложенные... внушающие отвращение... съе- дающие огромное количество пищи, однако так и не способ- ные окрепнуть... [63]

Но особый интерес представляют те этнографические источники, в которых описаны не только эти странные су- щества, но и первая реакция родителей, заметивших под- мену:

Моего чудесного ребенка выкрали из этой колыбели... а на его место подбросили это уродливое, высохшее создание... Ты не мой ребенок... Крохотное морщинистое личико похоже на грецкий орех... Отвратительный, вечно хнычущий ублюдок.. [64]

А теперь сопоставьте эти отзывы с реакцией наших со- временников, впервые увидевших отпрысков людей и ино- планетян, подробно описанной в тринадцатой главе. «Ужас- ный ребенок! — воскликнула Мелисса. — Такой уродливый... Я убью его... Он чудовищно неестественный... Отвратитель- ное создание...» [65] Еще одна похищенная рассказала Дэвиду Джекобсу о том, что для нее вынужденный контакт с таким ребенком оказался просто «ужасным... я не в силах прикос- нуться к нему... Кожа у него, как бумага» [66]. Кроме того, похищенные, как и родители подменышей, сталкиваясь с чужеродными детьми, склонны подозревать, что в какой-то степени эти существа могут иметь к ним отношение. Одна- ко они решительно отказываются от такого ребенка под предлогом того, что «он не мой» [67].

Создается впечатление, что описание подменышей, при- веденное в этнографических источниках, делает их похо- жими не столько на фей, сколько на отпрысков людей и инопланетян (или же на смешанное потомство духов и ша- манов, о котором мы также упоминали в тринадцатой гла

 

ве). Несмотря на то что Дэвид Джекобе отрицает любую связь феномена похищенных со сказочной традицией Средневе- ковья, он, тем не менее, дает следующую характеристику совместным потомкам людей и инопланетян:

У такого ребенка очень большая голова... Тело у него длинное и худое. Пальцы и ладони тоже длинные и худые. Бледная, с сероватым оттенком кожа кажется почти прозрачной... Обыч- но такие дети вялые и апатичные... [68]

Думаю, читатель припомнит, что одной из похищенных, Барбаре Арчер, эти дети показались «какими-то старыми» и «невероятно хрупкими» [69]. Нона отметила: «Тела у них были слишком короткими для голов. А головы выглядели очень большими» [70]. В свою очередь Изабель обратила вни- мание на сухую, чешуйчатую кожу ребенка [71]. Дебби Томи упомянула «бледную кожу и большую голову...» [72] А вот что сказал Питер: «У них были большие головы... слишком крупные для их тел... Руки очень хрупкие и при этом — боль- шие животы» [73].

Стоит ли говорить, что все эти черты прекрасно соче- таются с образом подменышей. Ведь и их, задолго до девят- надцатого столетия, представляли существами с неестест- венно большой головой, длинными, неправильной формы руками, бледной и морщинистой кожей и т.д. и т.п. Позд- нее мы еще вернемся к вопросу, в какой мере эти существа можно считать реальными (а не просто выдумками, иллю- зиями и «порождением нашего мозга», как привыкли счи- тать те же ученые). Сейчас же мне хотелось бы обратить ваше внимание на удивительное сходство между странны- ми, вялыми, большеголовыми детьми, подрастающими на борту НЛО, и странными, вялыми, большеголовыми подме- нышами из рассказов о феях. Самое интересное, что сход- ство это не ограничивается одной лишь внешностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных