Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюрократизация шаманизма




Поскольку религиозные верования составляют столь важ- ную часть нашей жизни, имеет смысл изучить те факты, ко- торые способны многое поведать об их происхождении. А эти факты свидетельствуют как раз о том, что в основа- нии всех мировых религий лежит духовный опыт тех не- ординарных и харизматических личностей, которые спо- собны были вступать в контакт со сверхъестественным, а затем делиться своими знаниями с прочими членами об- щества. Разумеется, подобные верования быстро превраща- лись в догмы и уже в таком виде передавались из поколе- ния в поколение. Однако даже из нескольких примеров, приведенных выше, становится понятным, что эти идеи возникли не на пустом месте. Не были они и результатом научных исследований или сознательным изобретением, призванным удовлетворить нужды общества. В каждом от- дельно взятом случае подобные верования представляли собой попытку отобразить и истолковать сверхъестествен- ный опыт основателя религии, который, по всем без ис- ключения параметрам, являлся шаманом высшей катего- рии. Примеры, которые мы рассмотрели на этих страницах, позволяют заключить, что подобный опыт был неразрывно связан с измененным состоянием сознания. В свою оче- редь, как мы опять же успели установить, чаще всего люди обретали подобное состояние сознания с помощью психо- активных растений. Вот что, в частности, пишет по этому поводу антрополог Вестон Ла Барр:

 

Все наше знание о сверхъестественном происходит de facto из тех утверждений, которые были сделаны религиозными ясно- видцами — то есть пророками и шаманами... Жрецы лишь контролируют те духовные принципы, которые покоятся на этой сверхъестественной основе... [7]

Лично я всецело согласен с мнением Ла Барра. Сказанное им можно с полным правом отнести ко всем без исключения мировым религиям. Сверхъестественный опыт и откровения их основателей давно канули в прошлое, так что теперь кон- троль над этой сферой находится в руках штатных жрецов, священников, раввинов, мулл и епископов, которые препод- носят себя не как простых управляющих, но как истинных посредников между человечеством и сверхъестественными силами. Думаю, читатель уже успел понять, что подобная роль изначально принадлежит шаману. К несчастью для нас, те самые бюрократы и управляющие от религии, чей кон- троль над этой сферой складывался тысячелетиями, ни в ко- ей мере не являются шаманами. И как правило, мир духов от них так же далек, как и от обычных членов их паствы. Они проповедуют — и порой очень усердно — то, что сами услы- шали от своих наставников. Однако у них нет тех способно- стей, которые позволили бы им совершить путешествие в по- тустороннюю реальность, чтобы вернуться затем к пастве с грузом действительно ценных для нее сведений. И если эти самые функционеры не принадлежат к двум процентам лю- дей, которые обладают способностью спонтанно входить в транс и не используют для этого психоактивные препараты или изнурительные физические техники (подобно ритмич- ному танцу южноафриканских бушменов), то мы можем быть уверены в том, что они никогда не познакомят нас со своим собственным опытом проникновения в сверхъестест- венное. Им просто не дано освежить те первоначальные про- зрения и откровения, которые лежат в основе каждой религии. Пожалуй, именно в этом и заключается трагедия современного мира, позволившего ввести себя в заблуждение относительно того духовного опыта, без которого просто невозможно стать просвещенным человеком.

Но есть ли у нас надежда заново открыть истину? Не

 

стоит забывать, что она всегда здесь — ждет, пока мы об- ратимся к ней. И по сути, это право дано нам от рожде- ния. Экстатическое вдохновение лежит в основе всех без исключения религий. И как отмечает Вестон Ла Барр, «постичь природу этого экстаза можно разными спосо- бами — в том числе, обратившись к проблеме древних галлюциногенов...» [8]. Именно этим путем мы и следова- ли в данной книге. C помощью детального изучения этой проблемы мы попытались высветить вклад шаманов — точнее, экстатического опыта шаманов — в формирова- ние современного человеческого поведения. По ходу этого изучения нам пришлось исследовать весь спектр челове- ческого сознания, а также те многочисленные реально- сти, которые оно способно распознавать. Все это позво- лило избежать нам заключения в «заботливо отобранном, утилитарном мире материи», который один лишь и до- пускается в сознание «сдерживающим клапаном» нашего мозга [9].

Такой клапан и в самом деле необходим, поскольку он, как справедливо отметил Олдос Хаксли (смотри главу один- надцатую), предохраняет людей

от перенасыщения бесполезными сведениями, которые легко могут сбить нас с толку. Благодаря такому клапану мы исклю- чаем большую часть этих данных и воспринимаем лишь то, что имеет для нас чисто практическую ценность... [10]

И все же, снабдив нас столь явными средствами приспо- собления, природа в то же время не забыла предоставить нам доступ к многочисленным шаманским техникам, позво- ляющим нейтрализовать действие подобного клапана. Самое печальное, что эти самые «безвозмездные дары», которые на- ши предки использовали для детального ознакомления с не- материальной действительностью, со временем были обра- щены в мертвые догмы. И теперь их вновь и вновь повторяют люди, которые в большинстве своем никогда не контактиро- вали со сверхъестественным и под руководством которых невозможно ни открыть, ни изучить ничего по-настоящему нового.

19-6853

 

Первые христиане

C того самого момента, как в обществе начинают отно- ситься к шаманам не иначе как к безумцам, отрицая за- конность непосредственного откровения и перекладывая всю ответственность за связь с высшими силами на штат- ных жрецов, это общество обречено на духовное омертве- ние.

Возьмем, к примеру, то же христианство. Сразу после основания его около 2000 лет назад оно представляло со- бой откровенно шаманскую религию. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что сам Христос явно относил- ся к категории шаманов. И дело здесь было не только в его смешанном происхождении, связавшем его как с миром 60- гов, так и с миром людей, или же в ниспосланном ему даре целителя. Сам факт распятия Христа, а также последовав- шие за ним смерть и воскресение в качестве высшего су- щества, наделенного правом спасать души людей, являются, по сути своей, историей раненого человека — то есть той самой историей, которую излагают шаманы всех времен и народов, рассказывая о своем мучительном посвящении, смерти и последующем воскресении.

Первые христиане верили в то, что спасения можно достичь с помощью «познания истинной природы вещей». Они также считали, что научить этому нельзя — можно лишь открыть непосредственно при посвящении. Еще гно- стики, подобно индейцам хиваро из Эквадора, верили в то, что материальный мир, в котором мы живем, является не более чем иллюзией. Наша душа заключена в нем, как в ло- вушке. Если же мы желаем узреть истинную реальность, то должны вначале погрузиться в состояние транса. Мы не знаем, как именно гностики добивались этого, хотя неко- торые из них, без сомнения, жили в рамках сурового аске- тизма. Кроме того, существуют косвенные указания на ис- пользование все тех же галлюциногенных грибов [11]. Что касается индейцев хиваро, то тут мы можем быть уверены в том, что для погружения в транс они используют галлюци- ногены — главным образом аяуаску. Как объясняет антро- полог Майкл Рипински-Нэксон:

 

По мнению индейцев хиваро, духовные и метафизические проявления энергий жизни могут быть уловлены с помощью галлюциногенов. Таким образом человек проникает в духов- ное царство, антипод этого мира, постигая там великие при- чинно-следственные связи, управляющие нашей Вселенной. Все события, происходящие в ином мире, являются отражением «истинной» реальности. И они оказывают безусловное воздей- ствие на повседневный, физический аспект нашего существо- вания. В соответствии с этим, повседневная действительность рассматривается главным образом как «ложная» и «поддель- ная» [12].

Примерно так же, начиная с первого по шестой век на- шей эры, описывали материальный мир иллюзий гностики и их языческие родственники — герметики:

Все вещи на этой земле, сын мой, нереальны и лишены смыс- ла. Но некоторые из них — не все, но лишь некоторые — явля- ются отражением реальности. Зато остальные — только иллю- зии и обман, сын мой, поскольку состоят они из одной лишь видимости. Когда такая видимость проистекает сверху, она становится имитацией реальности. Но помимо действия этих высших сил она остается иллюзией [13].

Все вещи, которые может видеть глаз, носят призрач- ный, несущественный характер. Реальной природой облада- ют лишь те вещи, которые глаз не в состоянии увидеть [14].

Ты должен понять, что реальным является одно лишь то, что вечно. Но человек не вечен. Вот почему человек — это не 60- лее чем видимость [13].

Схожие утверждения, касающиеся призрачной природы повседневной действительности и истинного характера иной реальности, можно найти и в герметических текстах, а также в подлинных сочинениях гностиков, обнаружен- ных в 1945 году на территории Верхнего Египта [16]. Одна- ко уже с четвертого века нашей эры подобные взгляды ста- ли яростно подавляться недавно созданной христианской Церковью, представители которой проповедовали слепую веру в те тщательно подобранные Священные Писания, ко- торые вошли в состав канонического Нового Завета. Эти

19 *

 

люди ни в коей мере не собирались поощрять поисков личного откровения, способного избавить их паству от ил- люзии этого мира. Напротив, они настаивали на том, что только они и их Церковь способны стать посредником ме- жду Богом и людьми, являя последним волю Всевышнего. Их желание сохранить свою духовную монополию было настолько велико, что уже к тринадцатому веку нашей эры мирянам, проживающим во многих частях Европы,' было запрещено иметь в своем распоряжении книги Ветхого и Нового Завета — «за исключением Псалтири и молитвосло- ва». Но даже их можно было приобрести только в том случае, если они были написаны на латыни. Любая попытка перево- да этих книг на местные наречия, и уж тем более распро- странение таких переводов считались ересью, заслуживаю- щей самого пристального внимания инквизиции [17].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных