Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иезекииль и аяуаска




Можно привести гораздо больше примеров, касающихся шаманских пережитков, шаманской практики и безусловно шаманских переживаний, облаченных в покров христиан- ства. Однако я не ставил своей целью проследить воздейст- вие этих древних верований на какую-либо из религий. Скорее я пытался донести до читателя ту простую истину, о которой уже упоминал ранее. Суть же этой истины за- ключается в том, что стоит нам проникнуть достаточно глубоко под покров любой религии, и мы обнаружим там все те же сверхъестественные миры и феномены, с которыми неизменно сталкиваются шаманы в состоянии транса.

Мы знаем, что еще до христианства существовал иуда- изм, а Новому Завету предшествовал Ветхий Завет. И в этом, более древнем источнике также встречаются всевоз- можные шаманские аллюзии, сверхъестественные сущест- ва и летающие диски.

Вкратце мы уже затрагивали эту тему в четырнадцатой главе. Тогда мы говорили о том, что еще в 1958 году знаме- нитый психолог Карл Густав Юнг провел прямую параллель между так называемой «колесницей Иезекииля» и совре- менными НЛО. В описании, содержащемся в Ветхом Завете (Иез I: 4—19), можно встретить вихрь и огонь, а также зага- дочных существ, обретающихся на поверхности огромной колесницы, которая «возносит их от земли». В 2003 году Бенни Шэнон, профессор психологии Иерусалимского уни- верситета, привлек внимание читателей к тем же строкам из Книги пророка Иезекииля. Правда, на этот раз он взглянул на них под несколько другим углом. По мнению профессо- ра, эти строки описывают галлюцинации, весьма схожие с теми, которые люди наблюдают под воздействием аяуаски.

 

Я уже упоминал о том, что Шэнон сам употреблял этот на- питок более 130 раз, так что может считаться признанным экспертом в этом вопросе. Кроме того, он опросил сотни других лиц, также принимавших аяуаску, после чего тща- тельно проанализировал их рассказы. И вот о чем он пи- шет, в частности, в своей книге:

Иезекииль начинает свое повествование со слов о том, что не- беса отверзлись. Многие видения аяуаски также начинаются со схожей картины. Подобно Иезекиилю, который сообщает о том, что «небеса отверзлись, и я видел видения Божии» [Иез 1:1], многие из тех, кто употреблял аяуаску, также рассказывали об отверзшихся небесах и дарованных им божественных ви- дениях [68].

Шэнон утверждает, что описания огня и света в Книге Иезекииля также соответствуют видениям аяуаски [69]. Kpo- ме того,

среди материалов, преобладающих в видениях аяуаски, можно упомянуть золото, медь, позолоченное дерево, хрусталь (и пре- жде всего, дворцы из хрусталя), драгоценные камни и тонкие ткани. В видениях Иезекииля не упоминаются лишь золото и ткани. Все остальные материалы перечислены там в полной мере [70].

В качестве еще одной параллели, объединяющей виде- ния Иезекииля и аяуаски, можно упомянуть вращающиеся колеса, таинственные глаза и териантропов:

Все существа, описанные в Книге Иезекииля, имеют по четыре лица — человека, льва, тельца и орла. Более того, невзирая на то, что «облик у них, как у человека», у каждого из существ — по четыре крыла, а ступни ног — как ноги у тельца. В видениях аяуаски также часто присутствуют химеры (в самом широком смысле этого слова) и гибриды — то есть полулюди-полузве- ри. Среди подобных созданий можно встретить помесь чело- века с рыбой, хищником из семейства кошачьих, рептилией, птицей, а также волком или собакой. Кроме того, в галлюци- нациях можно увидеть существ, которые в обычной жизни не имеют крыльев, но тут они у них таинственным образом появ- ляются. В частности, люди рассказывают о крылатых лошадях, крылатых слонах и т.п. Наконец, я не раз слышал упоминания

 

о существах с множеством лиц. Обычно они появляются в не- бесных сценах, во время которых люди, пьющие аяуаску [по- добно Иезекиилю], чувствуют, что им открываются тайны все- ленского масштаба... [72]

Короче говоря, на основании всех этих фактов Шэнон выдвигает гипотезу, согласно которой истоки иудейской религии коренятся именно в подобного рода переживани- ях (в качестве еще одного архетипического примера мож- но упомянуть «пылающий куст» (неопалимую купину) Мои- сея). Сами же эти переживания были вызваны употребле- нием психоактивных растений — как это происходит и по сей день на Амазонке. В частности, профессор указывает на то, что сочетание акации (Mimosa tortilis и Mimosa rad- dina) c Peganum harmala (растение, известное под назва- нием сирийской руты) «создает биохимическую конфигу- рацию, идентичную той, которую образуют растения, ле- жащие в основе аяуаски» [73].

Гипотеза Шэнона представляется тем более правдопо- добной, что эта самая акация и сирийская рута повсемест- но произрастают на землях Ближнего Востока, включая за- сушливые территории Израиля, Синайского полуострова и Месопотамии. Таким образом, как отмечает Шэнон, мы не вправе отвергать галлюцинаторного опыта, вызванного прие- мом этих растений. Напротив, влияние его явно прослежи- вается в видениях, описанных в Ветхом Завете [74].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных