Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наркотики и религиозный опыт человечества




По мнению Бенни Шэнона, благодаря аяуаске «можно ис- пытать весь спектр тех ощущений, которые принято назы- вать мистическими» [75]. Он также задается вопросом, со- поставимы ли «ценность и значимость тех религиозных и духовных переживаний, которые были достигнуты с помо- щью психоактивных веществ», с ценностью и значимостью того духовного опыта, который был обретен без внешних стимуляторов. И он же отвечает на этот вопрос следующим образом: «Эмпирическое изучение аяуаски позволяет мне без колебаний ответить «да» [76].

 

На первый взгляд представляется абсурдным утвержде- ние, согласно которому подлинный религиозный опыт мо- жет быть обретен благодаря деятельности столь простой и столь материалистической, как употребление в пищу или питье определенных видов растений. Однако нам следова- ло бы помнить о том, что данные растения содержат хими- ческие вещества, которые состоят в самой тесной связи с такими гормонами — нейропередатчиками мозга, как до- памин и серотонин. Не вдаваясь в подробности нейрон- ных процессов, хотелось бы отметить, что эти и подобные им химические вещества заняты во всех без исключения функциях нашего мозга. Hy а наш мозг, в свою очередь, во- влечен во все, что мы делаем и ощущаем, — даже если не- которые из этих переживаний мы склонны классифициро- вать как реальные, а другие — как нереальные. Иными ело- вами, нравится нам это или нет, но данные химические элементы неизменно играют основополагающую роль в спонтанном (то есть не замешанном на наркотиках) рели- гиозном опыте. И раз уж этот спонтанный опыт, порож- денный химией нашего мозга, принято считать подлинным, то почему бы не рассматривать в этом ключе и тот опыт, которого удалось достичь с помощью галлюциногенов, должным образом изменивших химический состав мозга.

Вот почему Олдос Хаксли, ничуть не сомневавшийся в мистической и религиозной ценности галлюциногенов, отзывался порой о них как о «безвозмездной милости» [77]. Те из нас, кто воспитывался в обстановке пуританских пред- ставлений о нравственности, вряд ли смогут смириться с тем, что мистический опыт может быть обретен людьми, которые не выстрадали его прежде и не заслужили усерд- ной работой над собой. Разумеется, логичной подобную позицию не назовешь. Однако следует помнить и о том, что, какими бы мощными ни были галлюциногены, мы не обретем с их помощью религиозный опыт, если прежде не подготовили себя к этому должным образом.

Известный американский исследователь религий Хастон Смит также утверждает, что в опыте, обретенном с помо- щью наркотиков, может полностью отсутствовать религи- озное содержание: «Подобный опыт может быть как чувст- венным, так и духовным, как обыденным, так и преобра

 

жающим, как мимолетным, так и священным» [78]. Тем не менее Смит приводит результаты последних исследований, согласно которым наркотики и в самом деле способны

подвести человека к переживанию таких мистических ощуще- ний, которые вполне сопоставимы с ощущениями лиц, обрет- ших свой опыт без каких бы то ни было внешних стимулов... Согласно статистическим исследованиям, где-то треть или четверть всех людей способна пережить религиозные ощуще- ния под воздействием наркотиков, принятых в соответствующих условиях... Среди людей, обладающих религиозными наклон- ностями, подобная пропорция возрастает уже до трех четвер- тых. Если же подобные субъекты принимают наркотики в ре- лигиозной обстановке, то опыт мистических переживаний обеспечен уже каждым девяти из десяти участников экспери- мента [79].

И тут я хотел бы еще раз прояснить один момент. При- знавая ту роль, которую химия мозга играет в формирова- нии нашего сознания, я тем не менее отнюдь не считаю, что наше сознание создано этой химией. То же самое каса- ется и религиозного опыта — будь то спонтанный или об- ретенный с помощью наркотиков. Куда более вероятной представляется мне другая — альтернативная — модель, со- гласно которой наш мозг является не чем иным, как био- химическим и биоэлектрическим приемником. C помощью самых разных техник его можно настроить таким образом, чтобы он стал воспринимать иные уровни реальности, не- доступные нашему сознанию в его обычном состоянии. В число подобных техник входит и употребление всевоз- можных галлюциногенов. Hy а правильный «настрой» и пра- вильное «окружение» позволяют достичь весьма значитель- ных результатов [80].

Все больше и больше ученых, вдохновленных приме- ром Дэвида Льюиса-Вильямса, с успехом раскрывшего тай- ну древнейшего в мире искусства, начинает понимать, на- сколько перспективным является данное направление. Имен- но дальнейшее изучение роли галлюциногенов в духовном опыте человечества позволит нам раскрыть многие из ве- личайших загадок древности. В последнее время на осно- вании целого ряда весьма убедительных фактов было вы

 

двинуто предположение, согласно которому религии древ- них греков, индусов, древних египтян и индейцев майя из Центральной Америки опирались на непосредственный опыт духовных переживаний, которые становились дос- тупны верующим благодаря употреблению психоактивных растений. И если данное предположение верно, то в каж- дой из этих религий мы без труда обнаружим те или иные элементы шаманизма.

Что ж,.подобные элементы и в самом деле присутству- ют во всех этих верованиях. Более того, в отдельных случа- ях мы даже способны идентифицировать тот конкретный галлюциноген, который употреблялся верующими для об- ретения непосредственной связи со сверхъестественным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных