Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизненно важная роль




Я уже упоминал во второй части о том, что идеи Дэвида Льюиса-Вильямса вызвали резкое неприятие у той части археологов, которые в принципе были не согласны с тем, что первый религиозный опыт наших предков был обу- словлен принятием галлюциногенов. Стоит ли удивляться тому, что подобная враждебность обрушилась и на таких ученых, как Гордон Вассон, Альберт Хоффман и Карл Рак. Ведь они открыто утверждали, что шаманские растения и практики всегда играли существенную роль в человече- ском социуме, оказав воздействие на рождение всех вели- ких религий.

Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что не намерен под- робно исследовать здесь тему шаманизма и галлюциноген- ных растений, первым отражением которой стали наскаль- ные росписи эпохи верхнего палеолита. Во всяком случае, я не собираюсь прослеживать эту тему во всех без исклю- чения религиях, однако кое на чем мне хотелось бы оста- новиться чуть более подробно. Я имею в виду древние ве- рования Центральной Америки, неразрывно связанные с употреблением галлюциногенных растений, а также рели- гию Древнего Египта. Ведь именно здесь была разработана целая система по изменению человеческого сознания — система, действовавшая в рамках наиболее загадочной и утонченной из всех шаманских религий Древнего мира.

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

ПЛОТЬ БОГОВ

Покров тайны окутывает высокоразвитые цивилизации древ- них египтян и индейцев майя. Разумеется, нам хотелось бы знать, что волновало этих людей, в чем заключались их наивысшие чаяния и устремления. Мы хорошо знакомы с их изумительным религиозным искусством и его способ- ностью переносить нас в иные миры. Мы все испытали на себе магнетизм их величественной архитектуры. И мы вни- мательно изучили рукописи, оставленные нам в наследство этими цивилизациями. И все же мы так и не смогли обрес- ти полного понимания. Совершенно очевидно, что эти лю- ди были погружены в изучение какой-то невероятной тай- ны. И, судя по всему, это имело непосредственное отноше- ние к поискам жизни после смерти. Однако наши научные предрассудки не позволяют нам всерьез отнестись к тому, что они и в самом деле надеялись обрести бессмертие.

Истоки этих великих и загадочных религий древности, одна из которых возникла на территории Старого Света, а другая — на землях Нового Света, теряются во мраке вре- мени. И все же не вызывает сомнений, что на определен- ной стадии развития центральную роль в эволюции обеих религий играл шаманизм — его техники, опыт и всевоз- можные открытия.

Я прекрасно осознаю, что этим утверждением навлекаю на себя недовольство академически настроенных крити- ков, которые переварили много книг, но очень мало гал- люциногенов. По их мнению, то, что практиковали древ- ние египтяне и индейцы майя, невозможно назвать словом «шаманизм», ведь шаманизм — это религия людей, живу- щих в первобытном обществе, а цивилизации египтян и майя носили весьма утонченный и урбанизированный характер. Я уже отвечал на эти возражения прежде и хотел бы повторить еще раз, что шаманизм не связан с теми или иными социоэкономическими условиями или этапами раз- вития. По сути, он представляет собой универсальную спо- собность людей входить в измененное состояние сознания и путешествовать вне тела в нематериальных измерени- ях — чтобы встречаться там со сверхъестественными суще- ствами и получать от них полезные знания и целительские способности.

Герои-близнецы, Осирис и странствия мертвых

В прошлых главах мы много говорили о том, что посвяще- ние в шаманы редко обходится без духовных мук. Сам по- свящаемый воспринимает это как сверхъестественное пу- тешествие, во время которого его прокалывают, рассекают и убивают духи иных миров. И только после этого он воз- рождается в новом для него качестве — не просто челове- ка, но целителя и шамана.

«Пополь-вух», древняя книга индейцев майя-киче из Гватемалы, пережила вторжение испанцев и гнет инквизи- ции. В ней повествуется о нисхождении героев-близнецов Хухнапу и Ксбаланке в потусторонний мир, Ксибальбу, ко־ торая порой описывается как настоящее подземное царст- во, порой же представляет собой «купол ночного неба, рас- кинувшийся над землей» [1]. Интересно, что приключения близнецов начинаются с того момента, как их похищают из дома «посланцы Ксибальбы» — сверхъестественные су- щества в образе сов, чьи «ужасные лица пугают людей» [2]. В двенадцатой главе мы как раз говорили о том, что столь же страшные совы играют значительную роль и в других шаманских культурах, являясь посредниками между миром духов и миром людей. Образы человекообразных сов были найдены среди рисунков эпохи европейского палеолита. Наконец, похищения наших современников с помощью не- опознанных летающих объектов также нередко начинают- ся с появления странных сов с огромными черными глазами.

 

Как это часто бывает с шаманами в измененном состоя- нии сознания, Хухнапу и Ксбаланке, желая противостоять опасностям мира духов, превращаются в териантропов. В искусстве индейцев майя это показано с помощью пятен на лицах и телах близнецов, что делает их кожу похожей на пятнистую шкуру ягуара [3]. Нет необходимости пере- числять здесь все те испытания, которым герои подверга- ются в таких ужасных местах потустороннего царства, как «Дом Тьмы», «Гремящий Дом», «Дом Ягуара», «Дом Летучей Мыши» и «Дом Бритвы» [4]. Hy а в конце этого странствия близнецов побеждают злые духи Ксибальбы [5] — вполне предсказуемое и ставшее уже классическим «подчинение шамана высшим силам познания» [6]. После этого духи «го- товят их в печи, а кости закапывают и бросают в реку» [7].

Стоит ли говорить о том, что схожая судьба ожидала и других шаманов, представлявших самые разные культуры и эпохи. Истории этих лиц мы подробно разбирали в преды- дущих главах. И так же, как эти шаманы, Хухнапу и Кеба- ланке вернулись спустя какое-то время на землю. Теперь у них было достаточно сверхъестественных сил, чтобы изба- вить своих людей от болезней и зла [8]. Вот почему антро- полог Майкл Рипински-Нэксон считает, что «Ксибальба и в самом деле олицетворяет Иной мир — в той его форме, в какой он представляется через видения шаманов» [9].

И тут можно провести прямую параллель с историей о древнеегипетском боге Осирисе. Он был убит и разрублен

 

на куски своим братом, злым богом Сетом. Последний не- изменно изображается в египетском искусстве в виде тери- антропа с телом человека и головой неизвестного живот- ного, отличающегося длинной мордой и ярко выраженны- ми ушами. Сет закопал четырнадцать частей тела по всему Египту, однако богиня Исида разыскала их и с помощью волшебства вернула Осириса к жизни — правда, не навсе- гда, но лишь на время. За это время она успела вступить с ним в связь и зачать дитя — сокологолового териантропа Гора. После этого Осирис стал царем потустороннего цар- ства, известного как Дуат. Именно туда отправляются после смерти души людей.

В древнеегипетской космологии это царство находи- лось не под землей, но в небесах — как и многие иные ша- манские миры. В предыдущей книге, написанной в соавтор- стве с Робертом Бьювэлом, я как раз говорил о том, что Дуат располагается в конкретной части небосвода, поделенного надвое Млечным Путем — между созвездиями Льва и Орио- на. А фигура, которую мы называем Орионом, напрямую отождествлялась с Осирисом [10].

Интересно, что индейцев майя привлекал тот же самый регион неба и они связывали с ним схожие идеи о посмерт- ном путешествии и духовном возрождении. На фреске од- ного из храмов, расположенных в древнем городе Паленке (мексиканская провинция Чьяпас), можно увидеть изобра- жение Млечного Пути, представленного маисовым деревом, которое поднимается «из места Творения неподалеку от Ориона» [11].

Млечный Путь ограничен двумя фигурами — духом вла- дыки Пакала, бывшего правителя Паленке, и его сына и на- следника Чан-Бахлума. Оба они представлены в шаманском единении друг с другом. Когда отец подымается на небеса, сын превращается «из обычного наследника в настоящего царя» [12]. И в то же время не вызывает сомнений, что об- ряды и ритуалы, совершаемые сыном, необходимы для того, чтобы отец его смог заново родиться среди звезд. Именно этот сюжет можно счесть центральным посланием фрески — посланием, которое Дэвид Фридель, Линда Шеле и Джой Пар- кер описали как «главную тайну религии майя» [13].

Интересно, что схожая тайна лежит в центре древнееги

 

петского культа, связанного с посмертным возрождением царя. В соответствии с этим культом умерший фараон бе- рет на себя роль Осириса, тогда как его наследник исполня- ет функцию Гора — сына Осириса, который должен обес- печить своему отцу рождение в мире духов [14]. У египтян, как и у индейцев майя, с этими верованиями соотносятся со- звездие Ориона и Млечный Путь. Наконец, в Египте, как и в Мексике, каждый умерший должен совершить путешествие по всем сферам подземного мира [15].

Практически во всех культурах, где изучался феномен шаманизма, главной функцией шамана является руковод- ство душами умерших. В Древнем Египте эта функция была запечатлена в виде текстов в сводах Книг Мертвых, которые служили чем-то вроде путеводителя для душ, отправляющих- ся в странствие в потусторонний мир Дуата. Нет никаких сомнений в том, что эти тексты являются прямым отраже- нием духовного опыта жрецов, совершавших подобные странствия в измененном состоянии сознания. Эти книги объясняют умершему, как преодолеть опасности загробного пути. C их помощью он учится принимать форму всевоз- можных мифических существ и обретает доступ к различ- ным сферам или уровням той потусторонней реальности, которую египтяне называли Дуат.

Можно ли счесть совпадением то обстоятельство, что ин- дейцы Центральной Америки примерно так же представля- ли себе опасности потусторонней жизни? Или все дело в том, что люди, находящиеся в измененном состоянии соз- нания, неизменно попадают в одну и ту же вселенную? Во всяком случае, древние индейцы майя утверждали, что по- тусторонний мир состоит из девяти слоев, по которым умер- ший должен путешествовать на протяжении четырех лет, преодолевая трудности загробной жизни [16]. И в Древнем Египте, и в Центральной Америке люди верили в то, что часть путешествия умерший совершает на лодке в сопрово- ждении «божественных гребцов», которые перевозят его с уровня на уровень [17]. Изображение этой сцены было об- наружено в гробнице Двойного Гребня, древнего правите- ля индейского города Тикаля (VIII век нашей эры) [18].

Схожие изображения сохранились в гробницах, распо- ложенных в древнеегипетской Долине Царей [19]. В числе

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных