Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ягуар Водяной Лилии и каменные грибы индейцев майя




Интерес Эмбодена к галлюциногенным эффектам египет- ской водяной лилии во многом объяснялся его предшест- вующими научными изысканиями. В центре их находилось использование индейцами майя психоактивных свойств еще одного вида водяной лилии (Nymphaea ampla), кото- рый является близким родственником египетской. Особое внимание ученого привлекли индейские фрески в Бонам- паке (Мексика), где водяные лилии изображены в непосред- ственной близости от носов и лбов танцоров. По словам Эмбодена, эти образы «так похожи на египетские, что сход- ство их порой просто пугает» [50].

Схожие темы представлены и на других произведениях искусства, созданных индейцами майя. К примеру, извест- но изображение одного из героев-близнецов во время его путешествия в потусторонней реальности Ксибальбы. И на этом изображении он показан с головным убором в форме водяной лилии [51]. В свою очередь, мы уже говорили о том, что Бог III, отождествляемый с Ягуаром Водяной Лилии, носит на голове лист этого растения [52]. На сосуде позд- ней классической эпохи представлено полихромное изо- бражение озера, заполненного огромными водяными ли- лиями. Листья этих растений напрямую увязаны с теми ги

Ягуар Водяной Лилии. Изображение из Дрезденского кодекса,
одного из немногочисленных иероглифических текстов майя,
сохранившихся до наших времен. Подавляющее большинство
рукописей были сожжены испанскими миссионерами после
завоевания Америки

гантскими змеями, которые обитают в озере [53]. Еще один из галлюцинаторных сюжетов мы находим на полихромной глиняной вазе. Древний художник нарисовал здесь «огром- ную подводную змею с хвостом рыбы, телом рептилии и фантастической головой... Справа от нее... изображен та- ман с двумя музыкальными инструментами в форме рога, а под ним расположен бутон Nymphaea ampla» [54].

Интересно, что на фресках Бонампака можно увидеть сюжет, укладывающийся в рамки универсальной шаманской темы «подводного мира», который в данном случае увязан все с той же N ampla:

Гротескные персонажи кружатся в подводном ритуальном танце. На лбах у них — водяные лилии, сами же они имеют несомнен- ную связь с рыбами. Одна из фигур изображена с поднятыми руками, которые на самом деле представляют собой гигантские клешни омара... Как отмечает Добкин де Риос, для галлюцина- торных мотивов Нового Света характерно подобное объеди- нение растительной и морской тематики [55].

 

Камни, вырезанные индейцами майя из Гватемалы в форме
галлюциногенных грибов

Вряд ли стоит и далее углубляться в галлюциногенную иконографию водяной лилии. Ведь индейцы майя исполь- зовали и другие психоактивные растения, которые также нашли отражение в их искусстве. Нет никаких сомнений, что в число наиболее употребительных галлюциногенов входили семена ололиуки (ипомеи), воздействие которых во многом напоминает воздействие ЛСД [56]. Не меньшую роль в шаманских странствиях играли и психоактивные грибы, которых в этом регионе насчитывается до двадцати видов [57]. Неудивительно, что у майя-киче из Гватемалы, перу которых принадлежит «Пополь-вух», существовало осо- бое выражение — ксибалъбаокс, что означает «грибы под- земного мира» [58].

В эпосе «Пополь-вух» грибы упоминаются в непосред- ственной связи с религиозной активностью [59]. В свою очередь, археологи обнаружили в гробницах майя и рели- гиозных центрах Гватемалы, Эль-Сальвадора, Гондураса и Мексики сотни каменных скульптур и керамических моде- лей, представляющих психоактивные грибы. Некоторые из этих работ были созданы еще в первом веке до нашей эры

•. «Совершенно очевидно, — пишет директор Гарвард- ского ботанического музея Ричард Эванс Шальтс, — что, каким бы ни было употребление этих каменных скульптур, они свидетельствуют о необычайной древности самого культа галлюциногенных грибов» [61].

 

«Они наблюдают тысячи видений, и прежде всего — змей...»

На сегодняшний день археологи и ботаники едины в том, что галлюциногены играли образующую роль в религиоз- ных верованиях и ритуалах практически всех туземных племен и цивилизаций Центральной Америки, Мексики и прилегающих к ней территорий Соединенных Штатов. Бы- ло не так уж много шансов на то, что ученым удастся разы- скать физические свидетельства использования индейцами галлюциногенов. Тем не менее в пещерах на севере Мекси- ки и Техаса были обнаружены запасы психоактивных се- мян кустарника, известного как Sophora secundiflora. Среди индейцев, обитающих вдоль реки Пекос в Техасе, эти семе- на — очень похожие на красные бобы — напрямую ассо- циируются с древними наскальными росписями, возраст которых составляет 8000 лет. Здесь мы можем наблюдать все тех же духов, териантропов и энтоптические феноме- ны. Еще до появления теории Льюиса-Вильямса археологи склонны были интерпретировать эти изображения в кон- тексте шаманских практик, соотнося их содержание «с гал- люцинаторными свойствами красных бобов» [62]. Интересно и то, что в некоторых местах семена Sophora secundiflora (более известные как «бобы мескаля») последовательно вы- капывали из осадочных слоев, датируемых от 7000 лет до н.э. и вплоть до одиннадцатого века нашей эры [63]. Более того, судя по этнографическим записям девятнадцатого и начала двадцатого столетий, американские индейцы про- должали использовать эти же семена, желая достичь экста- за во время религиозных церемоний [64].

Древние индейские фрески и рельефы находятся и в Теотихуакане, что расположен в 30 километрах к северу от современного Мехико. На этих фресках изображения гал- люциногенных растений и психоактивных грибов пред- ставлены в сочетании с образами немыслимых чудовищ. Внимательно изучив эти образы, всемирно известный ми- колог Р. Гордон Вассон пришел к выводу, что «на протяже- нии многих столетий Теотихуакан представлял собой об

Наскальные росписи, возраст которых составляет 8000 лет. Здесь
мы можем видеть изображения духов, териантропов и
энтоптические узоры. Нижнее течение реки Пекос, Техас

ширное святилище, посвященное двум или трем видам гал- люциногенных растений, которые пользовались особой популярностью у местных племен» [65].

Расцвет Теотихуакана пришелся на время жизни Христа. Он благополучно просуществовал вплоть до 700 года нашей эры, после чего очень быстро пришел в упадок. К началу шестнадцатого столетия, когда европейцы вели в Мексике ожесточенные войны с ацтеками, пирамиды Солнца и Луны в Теотихуакане уже лежали в руинах, а украшенные релье- фами храмы заросли буйной тропической зеленью. Однако культ священных грибов и растений не был забыт — он по- прежнему оставался тем главным средством, при помощи которого местные племена поддерживали связь с миром ду- хов.

Ацтеки охотнее всего использовали олшиуки, уже упоми- навшиеся нами семена ипомеи, чье воздействие очень похоже на воздействие ЛСД. Не меньшей популярностью пользова- лись у них и различные виды псилоцибиновых грибов, кото- рые сами ацтеки называли теонанактлъ, «плоть богов» [66].

 

Ученые исследовали отчеты монахов и прочих лиц, которые прибыли в Мексику вместе с конкистадорами и засвидетель- ствовали употребление индейцами всевозможных психоак- тивных растений. И вот к какому выводу они пришли:

Священные галлюциногены играли важную роль не только в пророческих и целительских практиках «простонародья». Они являлись неотъемлемой частью гораздо более сложных верова- ний и ритуалов, которые поддерживались многочисленным кла- ном жрецов. Подобные галлюциногены обеспечивали людям связь с грозными богами Теночтитлана, столицы ацтеков [67].

Вот что сказано в трудах летописцев шестнадцатого сто- летия:

Qmmyncu... лишают разума тех, кто их употребляет... Местные пле- мена общаются таким образом с дьяволом... Их вводят в заблуж- дение всевозможные галлюцинации, которые они приписывают божеству, обитающему, по их мнению, в этих семенах [68].

Они привыкли есть сырые грибы, от которых на время теряют рассудок... C помощью этих грибов они наблюдают разные ви- дения и получают откровения о будущем — так дьявол беседу- ет с ними в таком состоянии [69].

Для начала они используют грибы... Когда воздействие грибов становится явным, одни люди танцуют, другие плачут. Но не- которые, сохраняя контроль над своими чувствами, подходят к дому и садятся на свои места. Они уже не танцуют, но только сидят и кивают... Когда же влияние грибов ослабевает, они со- ветуются друг с другом и рассказывают о том, какие им были видения... [70]

Когда жрецы хотят пообщаться со своими богами и получить от них послание, они едят это растение \ололиуки\ чтобы дос- тичь исступления. И тогда они наблюдают тысячи видений и сатанинских галлюцинаций... [71]

Это в их обычае — танцевать и опьяняться с помощью некото- рых грибов. Благодаря им они видят множество видений и чу- довищных фигур [72].

Но самое подробное описание оставил монах Торибо де Бенавенте:

 

Они опьяняются иным способом... Делают же это с помощью грибов... Поскольку грибы эти горькие, а есть их нужно сыры- ми, после них или с ними едят немного меду. А спустя некото- рое время они наблюдают тысячи видений, главным обра- зом — змей... Эти грибы они называют теутанакатль [теона- нактлъ ], что означает «плоть бога», или дьявола, которому они поклоняются [73].

Думаю, читатель уже понял по этой реакции, что мона- хам претила сама идея прямого общения с миром духов, которое было доступно мексиканским шаманам благодаря употреблению священных растений. Естественно, что по- еле завоевания Мексики церковь и инквизиция начали планомерную кампанию по искоренению культа психоак- тивных растений и очернению памяти тех, кто поклонял- ся им.

Историки полагали, что кампания эта завершилась пол- ным успехом христианских миссионеров. И так было до 1955 года, когда Р. Гордон Вассон и его коллеги обнаружи- ли, что среди индейцев племени мазатек, населяющих гор- ную область вокруг Оаксаки, по-прежнему процветает культ псилоцибиновых грибов. В нем не было ничего жестокого и сатанинского. Напротив, в основе этого культа лежало мудрое и терпимое отношение к жизни, направлен же он был на исцеление людей [74].

Слева — иллюстрация из кодекса Мальябечано: изображение человека, поедающего галлюциногенные грибы. Позади него — чудовище из потустороннего мира. Справа — иллюстрация из Флорентийского кодекса — изображение «сатанинских» грибов

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных