ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ягуар Водяной Лилии и каменные грибы индейцев майяИнтерес Эмбодена к галлюциногенным эффектам египет- ской водяной лилии во многом объяснялся его предшест- вующими научными изысканиями. В центре их находилось использование индейцами майя психоактивных свойств еще одного вида водяной лилии (Nymphaea ampla), кото- рый является близким родственником египетской. Особое внимание ученого привлекли индейские фрески в Бонам- паке (Мексика), где водяные лилии изображены в непосред- ственной близости от носов и лбов танцоров. По словам Эмбодена, эти образы «так похожи на египетские, что сход- ство их порой просто пугает» [50]. Схожие темы представлены и на других произведениях искусства, созданных индейцами майя. К примеру, извест- но изображение одного из героев-близнецов во время его путешествия в потусторонней реальности Ксибальбы. И на этом изображении он показан с головным убором в форме водяной лилии [51]. В свою очередь, мы уже говорили о том, что Бог III, отождествляемый с Ягуаром Водяной Лилии, носит на голове лист этого растения [52]. На сосуде позд- ней классической эпохи представлено полихромное изо- бражение озера, заполненного огромными водяными ли- лиями. Листья этих растений напрямую увязаны с теми ги Ягуар Водяной Лилии. Изображение из Дрезденского кодекса, гантскими змеями, которые обитают в озере [53]. Еще один из галлюцинаторных сюжетов мы находим на полихромной глиняной вазе. Древний художник нарисовал здесь «огром- ную подводную змею с хвостом рыбы, телом рептилии и фантастической головой... Справа от нее... изображен та- ман с двумя музыкальными инструментами в форме рога, а под ним расположен бутон Nymphaea ampla» [54]. Интересно, что на фресках Бонампака можно увидеть сюжет, укладывающийся в рамки универсальной шаманской темы «подводного мира», который в данном случае увязан все с той же N ampla: Гротескные персонажи кружатся в подводном ритуальном танце. На лбах у них — водяные лилии, сами же они имеют несомнен- ную связь с рыбами. Одна из фигур изображена с поднятыми руками, которые на самом деле представляют собой гигантские клешни омара... Как отмечает Добкин де Риос, для галлюцина- торных мотивов Нового Света характерно подобное объеди- нение растительной и морской тематики [55].
Камни, вырезанные индейцами майя из Гватемалы в форме Вряд ли стоит и далее углубляться в галлюциногенную иконографию водяной лилии. Ведь индейцы майя исполь- зовали и другие психоактивные растения, которые также нашли отражение в их искусстве. Нет никаких сомнений, что в число наиболее употребительных галлюциногенов входили семена ололиуки (ипомеи), воздействие которых во многом напоминает воздействие ЛСД [56]. Не меньшую роль в шаманских странствиях играли и психоактивные грибы, которых в этом регионе насчитывается до двадцати видов [57]. Неудивительно, что у майя-киче из Гватемалы, перу которых принадлежит «Пополь-вух», существовало осо- бое выражение — ксибалъбаокс, что означает «грибы под- земного мира» [58]. В эпосе «Пополь-вух» грибы упоминаются в непосред- ственной связи с религиозной активностью [59]. В свою очередь, археологи обнаружили в гробницах майя и рели- гиозных центрах Гватемалы, Эль-Сальвадора, Гондураса и Мексики сотни каменных скульптур и керамических моде- лей, представляющих психоактивные грибы. Некоторые из этих работ были созданы еще в первом веке до нашей эры •. «Совершенно очевидно, — пишет директор Гарвард- ского ботанического музея Ричард Эванс Шальтс, — что, каким бы ни было употребление этих каменных скульптур, они свидетельствуют о необычайной древности самого культа галлюциногенных грибов» [61].
«Они наблюдают тысячи видений, и прежде всего — змей...» На сегодняшний день археологи и ботаники едины в том, что галлюциногены играли образующую роль в религиоз- ных верованиях и ритуалах практически всех туземных племен и цивилизаций Центральной Америки, Мексики и прилегающих к ней территорий Соединенных Штатов. Бы- ло не так уж много шансов на то, что ученым удастся разы- скать физические свидетельства использования индейцами галлюциногенов. Тем не менее в пещерах на севере Мекси- ки и Техаса были обнаружены запасы психоактивных се- мян кустарника, известного как Sophora secundiflora. Среди индейцев, обитающих вдоль реки Пекос в Техасе, эти семе- на — очень похожие на красные бобы — напрямую ассо- циируются с древними наскальными росписями, возраст которых составляет 8000 лет. Здесь мы можем наблюдать все тех же духов, териантропов и энтоптические феноме- ны. Еще до появления теории Льюиса-Вильямса археологи склонны были интерпретировать эти изображения в кон- тексте шаманских практик, соотнося их содержание «с гал- люцинаторными свойствами красных бобов» [62]. Интересно и то, что в некоторых местах семена Sophora secundiflora (более известные как «бобы мескаля») последовательно вы- капывали из осадочных слоев, датируемых от 7000 лет до н.э. и вплоть до одиннадцатого века нашей эры [63]. Более того, судя по этнографическим записям девятнадцатого и начала двадцатого столетий, американские индейцы про- должали использовать эти же семена, желая достичь экста- за во время религиозных церемоний [64]. Древние индейские фрески и рельефы находятся и в Теотихуакане, что расположен в 30 километрах к северу от современного Мехико. На этих фресках изображения гал- люциногенных растений и психоактивных грибов пред- ставлены в сочетании с образами немыслимых чудовищ. Внимательно изучив эти образы, всемирно известный ми- колог Р. Гордон Вассон пришел к выводу, что «на протяже- нии многих столетий Теотихуакан представлял собой об Наскальные росписи, возраст которых составляет 8000 лет. Здесь ширное святилище, посвященное двум или трем видам гал- люциногенных растений, которые пользовались особой популярностью у местных племен» [65]. Расцвет Теотихуакана пришелся на время жизни Христа. Он благополучно просуществовал вплоть до 700 года нашей эры, после чего очень быстро пришел в упадок. К началу шестнадцатого столетия, когда европейцы вели в Мексике ожесточенные войны с ацтеками, пирамиды Солнца и Луны в Теотихуакане уже лежали в руинах, а украшенные релье- фами храмы заросли буйной тропической зеленью. Однако культ священных грибов и растений не был забыт — он по- прежнему оставался тем главным средством, при помощи которого местные племена поддерживали связь с миром ду- хов. Ацтеки охотнее всего использовали олшиуки, уже упоми- навшиеся нами семена ипомеи, чье воздействие очень похоже на воздействие ЛСД. Не меньшей популярностью пользова- лись у них и различные виды псилоцибиновых грибов, кото- рые сами ацтеки называли теонанактлъ, «плоть богов» [66].
Ученые исследовали отчеты монахов и прочих лиц, которые прибыли в Мексику вместе с конкистадорами и засвидетель- ствовали употребление индейцами всевозможных психоак- тивных растений. И вот к какому выводу они пришли: Священные галлюциногены играли важную роль не только в пророческих и целительских практиках «простонародья». Они являлись неотъемлемой частью гораздо более сложных верова- ний и ритуалов, которые поддерживались многочисленным кла- ном жрецов. Подобные галлюциногены обеспечивали людям связь с грозными богами Теночтитлана, столицы ацтеков [67]. Вот что сказано в трудах летописцев шестнадцатого сто- летия: Qmmyncu... лишают разума тех, кто их употребляет... Местные пле- мена общаются таким образом с дьяволом... Их вводят в заблуж- дение всевозможные галлюцинации, которые они приписывают божеству, обитающему, по их мнению, в этих семенах [68]. Они привыкли есть сырые грибы, от которых на время теряют рассудок... C помощью этих грибов они наблюдают разные ви- дения и получают откровения о будущем — так дьявол беседу- ет с ними в таком состоянии [69]. Для начала они используют грибы... Когда воздействие грибов становится явным, одни люди танцуют, другие плачут. Но не- которые, сохраняя контроль над своими чувствами, подходят к дому и садятся на свои места. Они уже не танцуют, но только сидят и кивают... Когда же влияние грибов ослабевает, они со- ветуются друг с другом и рассказывают о том, какие им были видения... [70] Когда жрецы хотят пообщаться со своими богами и получить от них послание, они едят это растение \ололиуки\ чтобы дос- тичь исступления. И тогда они наблюдают тысячи видений и сатанинских галлюцинаций... [71] Это в их обычае — танцевать и опьяняться с помощью некото- рых грибов. Благодаря им они видят множество видений и чу- довищных фигур [72]. Но самое подробное описание оставил монах Торибо де Бенавенте:
Они опьяняются иным способом... Делают же это с помощью грибов... Поскольку грибы эти горькие, а есть их нужно сыры- ми, после них или с ними едят немного меду. А спустя некото- рое время они наблюдают тысячи видений, главным обра- зом — змей... Эти грибы они называют теутанакатль [теона- нактлъ ], что означает «плоть бога», или дьявола, которому они поклоняются [73]. Думаю, читатель уже понял по этой реакции, что мона- хам претила сама идея прямого общения с миром духов, которое было доступно мексиканским шаманам благодаря употреблению священных растений. Естественно, что по- еле завоевания Мексики церковь и инквизиция начали планомерную кампанию по искоренению культа психоак- тивных растений и очернению памяти тех, кто поклонял- ся им. Историки полагали, что кампания эта завершилась пол- ным успехом христианских миссионеров. И так было до 1955 года, когда Р. Гордон Вассон и его коллеги обнаружи- ли, что среди индейцев племени мазатек, населяющих гор- ную область вокруг Оаксаки, по-прежнему процветает культ псилоцибиновых грибов. В нем не было ничего жестокого и сатанинского. Напротив, в основе этого культа лежало мудрое и терпимое отношение к жизни, направлен же он был на исцеление людей [74]. Слева — иллюстрация из кодекса Мальябечано: изображение человека, поедающего галлюциногенные грибы. Позади него — чудовище из потустороннего мира. Справа — иллюстрация из Флорентийского кодекса — изображение «сатанинских» грибов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|