Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВРАТА, ВЕДУЩИЕ В ИНОЙ МИР




Я начал это исследование с вопроса о религии. Где и когда пришла к нашим предкам уверенность в том, что они могут контактировать с потусторонними мирами и сверхъестест- венными сущностями?

На сегодняшний день ученые пришли к следующему выводу: украшенные росписями пещеры Европы являются древнейшим из сохранившихся свидетельств, на основании которого можно судить о вере наших предков в «мир ду- хов» и обитающих там «нематериальных существ». И имен- но эта вера лежит у истоков всех религий — вне зависимо- сти от того, как далеко они успели уйти от своих шаман- ских корней. Я понял, что, если и в самом деле хочу узнать о встречах людей с миром сверхъестественного, мне необ- ходимо ознакомиться с удивительным искусством евро- пейского палеолита и прочими системами наскальных росписей, сохранившимися в самых разных уголках зем- ного шара.

В скором времени я понял, что наши знания относи- тельно доисторического пещерного искусства делятся на два периода. До того, как профессор Дэвид Льюис-Вильямс начал активно публиковаться в восьмидесятых годах два- дцатого века, у нас вообще не было ни одной теории, спо- собной разъяснить суть этого искусства. Лишь в 1988 году, когда в свет вышла статья профессора, посвященная ней- ропсихологической модели наскальной и пещерной живо- писи, у нас впервые появился шанс разобраться в том, что вдохновляло наших отдаленных предков на создание столь причудливых образов. Именно благодаря истолкователь- ной силе этой теории она очень быстро завоевала подцерж- ку подавляющего большинства археологов и антропологов,

 

специализирующихся в изучении доисторического искус- ства.

По причинам, которые были подробно изложены мною в первой и второй частях этой книги, лично я ничуть не со- мневаюсь в правильности выводов Льюиса-Вильямса. Имен- но видения и опыт измененных состояний сознания, вы- зываемых такими классическими шаманскими техниками, как ритмичный танец или использование галлюциногенов, стали источником вдохновения первых религиозных идей человечества. Но в остальном я решительно не согласен с мнением Льюиса-Вильямса. И прежде всего мне не нравит- ся та уверенность, с какой он относит к категории нереаль- ного нематериальные миры и существ, наблюдаемых в со- стоянии транса. Столь же ошибочным представляется мне и другое его утверждение, в соответствии с которым лишь энтоптические феномены — относимые Льюисом-Вильям- сом к структуре человеческой нервной системы — являют- ся универсальной составляющей измененных состояний сознания. Hy а полноценные «портретные галлюцинации» третьей стадии транса носят условный характер и зависят главным образом от личности человека и его культурного окружения.

Надо сказать, что еще до опубликования теории Льюи- са-Вильямса в нейропсихологической литературе сущест- вовало немало загадочных примеров, доказывающих уни- версальность галлюцинаций третьей стадии транса. Я на- зываю эти примеры загадочными именно потому, что они необъяснимым образом похожи друг на друга — и это не- взирая на различный культурный контекст и совершенно разный индивидуальный опыт лиц, чьи галлюцинации бы- ли проанализированы учеными. Например, уже в 1977 году доктор Р.К. Зигель, один из ведущих американских специа- листов в области психиатрии, опубликовал в журнале Scien- UflcAmerican итоги исследования более 500 галлюцинаций, явившихся результатом употребления ЛСД. И хотя Льюис- Вильямс очень часто ссылается на Зигеля, он, видимо, не заметил этой статьи, в которой прямо сказано, что не ме- нее 79 процентов опрошенных наблюдали схожие видения. В число таких образов, очень часто носящих комплексный характер, входили религиозные символы, фигуры людей и

 

маленьких животных [1J. Вот что пишут по этому поводу критики: «Судя по всему, некоторые из этих комплексных образов [«портретные галлюцинации», как называет их Льюис-Вильямс], возникающих в результате химического или электрического воздействия на височные доли и кору головного мозга, тесно увязаны друг с другом» [2].

Судя по опубликованным статьям, Льюис-Вильямс знал и о том, что в наскальных росписях самых разных культур регулярно встречаются образы териантропов — полулю- дей-полуживотных. Столь частое их изображение объясня- ется тем, что они регулярно встречаются людям в изменен- ном состоянии сознания. Тем не менее профессор обошел вниманием то обстоятельство, что подобные галлюцина- ции отнюдь не являются культурно обусловленными. Ирак- тически все люди видят териантропов, пусть и в разной комбинации. Так, в доисторической Европе эти существа представляли собой смесь бизона с человеком, в Южной Африке — смесь антилопы с человеком, а в джунглях Ама- зонки — смесь ягуара с человеком.

В 1990 году Роберт Беднарик из Австралийской ассо- циации наскальных росписей публично объявил о недос- мотре Льюиса-Вильямса. В критической статье, опублико- ванной в журнале Cwrent Anthropology), он обратил внима- ние читателей на исследование, проведенное на основе видений аяуаски. Оказалось, что практически все люди, принимавшие этот напиток, наблюдали по ходу галлюци- наций целый ряд идентичных образов. Опираясь на анализ этого исследования, Роберт Беднарик предположил, что дальнейшее изучение этой темы может выявить ту сферу «коллективного бессознательного», которая напрямую от- вечает за подобные «константы портретных образов» [3].

Лично я считаю, что Беднарик прав в своем стремлении привлечь внимание публики к универсальному характеру видений, наблюдаемых на третьей стадии транса. Однако сказать, что такие видения проистекают из «коллективного бессознательного», ответственного за подобные константы форм, все равно что сказать, что человеческий мозг хранит в себе огромное количество причудливых и непонятных образов, которые вообще не имеют отношения к реальной жизни человечества. По сути, у нас получается не истолкованне проблемы, а ее переформулировка. Мы же в действи- тельности хотим понять, почему столько людей по всему свету видят в измененном состоянии сознания образы од- них и тех же «нереальных» существ. Интересно, что идея Беднарика о том, что все мы обладаем своего рода нейрон- ным архивом, заполненным «константами портретных об- разов», близка гипотезе Джереми Нарби (хотя сам Бедна- рик, думаю, ужаснулся бы от такого сравнения). Если вы помните, этот швейцарский ученый утверждал, что некие разумные существа вписали в нашу ДНК особого рода по- слания. Оттого мы и видим в состоянии транса одно и то же, что на уровне ДНК представляем собой единое целое.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных