Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что же на самом деле утверждал Катц




То же самое касается и обвинений Хромника в злоупотреб- лении современными антропологическими материалами, относящимися к бушменам !Kung. И прежде всего Хромник обвиняет Льюиса-Вильямса в неверной интерпретации ма- териала, собранного Ричардом Катцем, труды которого счи- таются главным источником информации о жизни бушме- нов Калахари. По мнению Хромника, Катц полагал, что це- лительские практики племени !Kung не имели никакой связи с состоянием транса. Кроме того, американскому исследо- вателю (по словам того же Хромника) так и не удалось най- ти «хотя бы одного-единственного целителя, которого с полным правом можно было бы назвать шаманом» [45].

И опять-таки, если эти утверждения справедливы, то это означает самые неприятные последствия для теории Льюиса-Вильямса, ведь многие ее положения основываются именно на шаманских практиках у бушменов !Kung. И вновь обвинения в недобросовестном использовании материала не имеют под собой никаких оснований. Мы уже говорили в седьмой главе о том, что главной характеристикой цели- тельского или обрядового танца бушменов может считать- ся обретение измененного состояния сознания, называе- мого Ма. Сам Ричард Катц довольно подробно распро- страняется на эту тему. Лично он переводит слово Ma как «измененное состояние сознания, необходимое для исце- ления» [46]. Катц отмечает, что обычно это понятие пере- водят привычным для нас словом «транс» (к примеру: «Ma, обычно переводимое как «транс» [47], «другие исследовате- ли чаще всего переводят Ma как «транс») [48]. Сам Катц ис

 

пользует это слово с некоторыми оговорками — причем не только в контексте обрядовой жизни бушменов, но и во всех прочих случаях. Поступает же он так просто потому, что нет стандартного научного определения для данного состояния. В результате повсеместное использование слова «транс» ве- дет «к определенной путанице в понятиях» [49]. И потому, рассуждая о подобных вещах, Катц предпочитает «сохра- нять исконное слово Ма, проясняя данный феномен по хо- ду обсуждения проблемы» [50]. Вряд ли на основании по- добной семантической оговорки можно утверждать (как де- лает это Хромник), что Катц считает целительные практики бушменов «не имеющими никакой связи с состоянием тран- са». Американский антрополог со всей очевидностью заяв- ляет, что подобные практики немыслимы без состояния Ма, которое, по его же собственному утверждению, чаще всего переводится на европейские языки словом «транс». Наконец, как уже было отмечено выше, сам Катц не раз описывает Ma как «измененное состояние сознания»:

!Kia следует рассматривать как измененное состояние созна- ния — измененное до такой степени, что оно фактически ста- новится трансцендентным... Находясь в подобном состоянии, бушмен !Kung выходит за рамки привычного уровня бытия... Во время !Ша все действия бушменов носят экстраординар- ный характер. Они исцеляют болезни, ходят по огню, видят внутренние органы человека и даже могут наблюдать за собы- тиями, происходящими за много километров от самих бушме- нов... Выйдя за рамки собственного «я», такой бушмен спосо- бен вступить в контакт со сверхъестественным — той реаль- ностью, где живут духи умерших предков... [51]

И если это не тот же феномен, который представители самых разных культур справедливо именуют шаманизмом, то что же это тогда? Даже поверхностное изучение соот- ветствующей литературы позволяет установить ошибоч- ность заявлений Хромника. Ведь практически все ученые, занимавшиеся исследованием культуры !Kung, признавали за ритуальным танцем этого племени функцию шаманско- го трансового исцеления — то есть то, в чем ему решитель- но отказывает Хромник. «Специально обученные целители способны входить в состояние транса и лечить боль

 

ных», — отмечает Р.Б. Ли. «Центральным событием в тради- ционной жизни /Kung является медицинский трансовый танец», — пишет М. Шостак. А вот комментарий Л. Map- шалл: «Спустя час или два целители начинают входить в транс и выполнять процедуру исцеления». О том же пишет и М. Гуэнтер: «Исключительной задачей шаманского тран- сового танца... является исцеление больных» [52]. Но осо- бый интерес представляют наблюдения М. Бизеле:

Основной религиозный опыт бушменов Ju’/hoan [!KungJ обре- тается с помощью транса. В ритуальный танец включаются все без исключения члены общества — и те, кто входит в транс и лично исследует потустороннюю реальность, и те, кто приобщается к благам этой потусторонней реальности опо- средованно, через лиц, умеющих входить в транс [53].

Совершенно непонятно, почему Хромник не желает при- знавать эти и многие другие свидетельства, столь явно под- тверждающие наличие у бушменов !Kung целительного ша- майского транса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных