Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава седьмая В поисках Розеттского камня




The Times, London, 17 Feb. 2005: «Современный человек ока- зался старше — на тридцать пять тысяч лет». Эта статья, опи- рающаяся на научную публикацию в Nature, сообщает об об- наружении в Эфиопии скелетов анатомически современного человека, возраст которого составляет 196 000 лет.

• Clive Gamble, The Palaeolithic Societies of Europe, Cambridge University Press, 1999, p. 273; H. Knecht, et al., Before Lascaux:

 

The ComplexRecord of the Upper Palaeolithic, CRC Press, Ann Ar- bor, 1993, p. 48, 57, 59, 279; Ofer Bar-Yosef, «The Upper Palaeo- lithic Revolution», Annual Revieiv of Anthropology 2002, 3, p. 373; Randall White, «Beyond Art: Toward an Understanding of the Ori- gins of Material Representation in Europ e», Annual Review of Anth- ropolog\ 1992, 21, p. 546.

• Matthias Krings et al, «Neanderthal DNA Sequences and the ori- gin of Modern Humans», Cell, Vol. 90, 11 July 1997, p. 19 — 30.

• David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 71—85; на странице 83 приводится дата в 27 000 лет — как возможный рубеж пребывания в Испании неандертальцев.

• Шательперронское археологическое собрание. Смотри: Fre- derick L Coolidge and Thomas Wynn, «А Cognitive and Neuropsy- chological Perspective on the Chatelperonnian»,/0£/ra#/ of Anth- ropologicalResearch, Vol. 60, 2004, p. 55—73.

• Смотри обсуждение этой темы в следующей работе: Lewis- Williams, The Mind in the Cave, p. 67—96. Смотри также: Robert H. Gargett, «Grave Shortcomings: The Evidence for Neanderthal Burial», Cwrent Anthropology Vol. 30, No. 2, April 1989, p. 157— 190; and Robert H. Gargett, «Middle Palaeolithic Burial is not a Dead Issue», Journal of Hwnan Evolution (1999), 37, p. 27—90; Philip G. Chase and Harold L Dibble, «Middle Palaeolithic Symbo- lism: A Review of Current Evidence and Interpretations», Journal of Anthropological Archaeology (1987), 6, p. 263—296. Хотя no- давляющее большинство ученых склоняется к мысли, что «до перехода к эпохе среднего/верхнего палеолита не было отме- чено никаких признаков символического мышления или по- ведения» (Чейз и Диббл), некоторые исследователи придер- живаются противоположной точки зрения. Они утверждают, что неандертальцы также обладали несомненной способно- стью к символической деятельности. Наиболее решительно это мнение отстаивает Роберт Беднарик. Смотри, к примеру: Robert Bednarik, «Palaeoart and Archaeological Myths», Cambridge Archaeological Journal 2 (I), (1992), p. 27—57. Тем не менее большинство ученых полагает, что неандертальцы начали копировать узоры и инструменты анатомически современных людей, когда те прибыли в Европу, и что эта деятельность на- шла отражение в так называемом «Шательперронском» архео- логическом собрании. Смотри: Coolidge and Wynn, «А Cog- nitive and Neuropsychological Perspective on the Chatelperon- nian».

 

• Randall White, Prehistoric Art: The Symbolic Journey of Mankind, Harry N. Abrams, New York, 2003, p. 132—133.

• Robert G. Bednarik, «The Earliest Evidence of Palaeoart», RockArt Research, 2003, Vol. 20, No. 2, p. 94.

• J.D. Lewis-Williams and TA. Dowson, «The Signs of All Times», Current Anthropology, Vol. 29, No. 2, p. 201—245.

• Charles Tart (Ed.), Altered States of Consciousness, Harper, San Francisco, 1990; Raymond Price (Ed.), Trance and Possession States, RM. Виске Memorial Society, 1968 — смотри прежде все- го статью Арнольда М. Людвига (Arnold М. Ludwig, «Altered Sta- tes of Consciousness»), который пишет следующее (с. 69—70): «Говоря об измененных состояниях сознания, я имею в виду те ментальные состояния, которые мы обретаем с помощью психологических или фармакологических средств и которые MOiy^T быть распознаны самим индивидуумом (или сторон- ним наблюдателем). Обычно такие состояния свидетельству- ют о заметном отклонении от того субъективного опыта, ко- торый принято считать «нормальным» и который неразрывно связан с обычным функционированием человеческого созна- ния».

• Michael Ripinsky-Naxon, «Shamanistic Knowledge and Cosmolo- gy», in Helmut Wautischer (Ed.), Tribal Epistemologies: Essays in the Philosophy’ of Anthropology, Ashgate Publishing, Aldershot, 1998. Вот продолжение этой цитаты: «Невозможно постичь безус- ловную значимость мировоззрения шамана для формирова- ния космически-религиозных метафор и символического син- таксиса без учета той роли, которую играют в этом процессе галлюциногенные субстанции... Подобное восприятие чаще всего служит отражением тех образов, которые являются не- посредственным результатом психотропных экспериментов шамана».

• Смотри обсуждение этой темы в двадцать второй главе.

• Более подробное обсуждение подобных религий, распростра- ненных на территории Соединенных Штатов, смотри в еле- дующих работах: Weston La Barre, The Peyote Cult, University of Oklahoma Press, 1989; Stacy B. Schaeffer and Peter T. Furst (Eds.), People of the Peyote, University of New Mexico Press, 1996; Bar- bara G. Meyerhoff, Peyote Hunt, Cornell University Press, 1974; Edward F. Anderson, Peyote: The Divine Cactus, University of Ari- zona Press, 1996.

• Ludwig, «Altered States of Consciousness», p. 19—22.

• Ibid., p. 22.

 

• Joan Halifax, Shaman: The Wounded Healer, Thames and Hudson, London, 1982, p. 41.

• Piers Vitebsky, The Shaman, Duncan Baird Publishers, London, 1995, p. 79.

• Ibid., p. 70.

• Ibid., p. 52.

• Ibid., p. 79.

• Смотри, к примеру: Louis Cholden MD (Ed.), LysergicAcid Diet- hylamide and Mescaline in Expenmental Psychiahy, Grune and Strat- ton, New York, 1956; Louis J. West, Hallucinations, Grune and Stratton, New York, 1962; R.K. Siegel and L.J. West, Hallucinati- ons: Behaviour, Expenence and Theory, John Wiley and Sons, New York, 1975.

• David Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 20.

• Ibid., p. 17-18.

• Ibid., p. 20.

• David Lewis-Williams (1972), cited in ibid., p. 27.

• Ibid., p. 51.

• Ibid., p. 28.

• Ibid., p. 22.

• Ibid., p. 49.

• Ibid.

• Ibid., p. 193: «Мы хотели бы предостеречь против того, что Ри- чард Брэдли называет микоберизмом в археологии (от Mr. Micawber): держись за это как можно дольше, и что-нибудь по- лучится. Когда у нас накопится достаточно «фактов», их смысл прояснится сам по себе. Однако эмпиризм (философское на- именование микоберизма) отнюдь не является безупречной программой действий... И для того, чтобы понять «смысл», не- обходимо следовать другим методологическим путем».

• Ibid, р. 51.

• Jean Clones and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehisto- ry: Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 9.

• Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 169.

• Ibid, p. 51.

• Ibid; Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 137.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 137.

• Lewis-Williams in Neil Price (Ed.), The Archaeology: of Shamanism, Routledge, London, 2001, p. 19·

• Clones and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory1, p. 11 — 12.

• David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Un

 

derstanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johan- nesburg, 1989, p. 28.

• Cited in Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 138.

• Ibid.

• Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 169·

• Michael Ripinsky-Naxon, The Nature of Shamanism: Substance and Function of a Religious Metaphor, State University of New York Press, 1993, p. 69.

• Ibid., p. 74.

• Weston La Barre, The Ghost Dance: The Ongins of Religion, George Allen and Unwin, London, 1970, p. 178.

• Смотри следующие работы: Marlene Dobkin de Rios, «Enigma of Drug-Induced Altered States of Consciousness among the!Kung Bushmen of the Kalahari Desert »Journal of Ethnopharmacology, 15 (1986), p. 297—304; Michael Winkelman and Marlene Dobkin de Rios, «Psychoactive Properties of!Kung Bushmen Medicine Plants», Journal of Ps^Khoactive Dmgs, Vol. 21 (I), Jan.-Mar. 1989, p. 51—59; P.A.G.M. De Smeet, «Some ethnopharmacological notes on African Hallucinogens», Journal of Ethnopharmacology, 50 (1996), p. 141-146.

• Смотри, к примеру: Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 122. Бушмены сан рассказывали о «шаманах, которые превраща- ются в таких существ, как шакалы (Блик 1935, 15—17), птицы (1935, 18—19) и львы (Блик 1936, 131 — 133). Один из инфор- мантов поведал длинную историю о женщине-шамане, кото- рая посетила его стоянку в образе львицы».

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 147, 168; Images of Mys- tery: RockArt of the Drakensberg, Double Storey, Cape Town, 2003, p. 38, 40—41.

• Lewis-Williams, TheMind in the Cave, p. 141: «Превращение во льва или какое-либо иное животное является ключевой частью ду- ховного опыта сан».

• Ibid., р. 149, 160.

• Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

• Cited in Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 58.

• Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 34—35.

• Cited in ibid., p. 26.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 147, 168; Images of Mys- tery, p. 38, 40—41.

• Paul Bahn and Jean Vertut, Images of the IceAge, Windward, 1988,

p. 190.

• Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

59· Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 62.

 

• Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

• Смотри, к примеру: Lewis-Williams and Thomas Dowson, Ima- ges of Power, p. 92—5; Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 72.

• Lewis-Williams, Images of Mysteiy, p. 72.

• Lewis-Williams, in Antiquity, 2003, Vol. 77, No. 295, p. 167.

• Льюис-Вильямс приводит свое определение шаманизма в жур- на пе Antiquity, 2003, Vol. 77, No. 295, р. 166: «Первобытный ша- манизм опирается главным образом на целый ряд форм, харак- терных для измененного состояния сознания. Зрительные, слуховые и соматические ощущения, неразрывно связанные с состоянием транса, ведут к восприятию альтернативной ре- альности, которая нередко носит многоступенчатый харак- тер (первобытные люди считают, что мир духов расположен выше и ниже обычной реальности). Люди, обладающие специ- альными навыками и способностями, то есть шаманы, пола- гают, будто им открыт путь в эти иные миры. Когда человек достигает определенного уровня транса, особенности его нерв- ной системы нередко создают иллюзию отделения его от те- ла... Шаманы используют подобный опыт сразу для несколь- ких целей: они общаются с духами и сверхъестественными существами, исцеляют больных, контролируют передвиже- ния животных и вносят изменения в погоду. Представители первобытного общества полагают, что в этой деятельности ша- манов поддерживают сверхъестественные силы и существа, в число которых входят животные-помощники и прочие виды ду- хов, прочно ассоциирующиеся с потусторонним могуществом».

• Paul Bahn, foumey through the IceAge, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 183.

• Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 122: «Путешествие вне те- ла настолько тесно ассоциируется со львами, что бушмены IKung [Jufhoansi] употребляют слово «когтистое существо» (Jum) в значении «отправиться в путешествие вне тела».

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 139.

• Ibid.

69· Ibid., p. 140.

• Смотри, к примеру, следующую работу: Richard Katz, «Edu- cation for Transcendance:!Kia-Healing with the Kalahari!Kung», in Richard B. Lee and Irven Devore (Eds) Kalahan Hunter-Gathe- rers: Studies of the IKung and their Neighbours, Harvard University Press, 1976, p. 284 ff.

• Cited in Bradford Keeney, Ropes to God: Expenencing the Bush- man Spiritual Universe, Rolling Rocks Press, 2003, p. 31.

• E.g. see ibid.

 

• Lewis-Williams, images of Mysteiy, p. 32—33.

• Ibid., p. 33·

G. Reichel-Dolmatoff, The Shaman and the Jaguar: A Study of Nar- cotic Dmgs amongst the Tukano Indians of Colombia, Temple Uni- versity Press, Philadelphia, 1975.

• Смотри главу третью.

• Смотри: Benny Shanon, The Antipodes of the Mind: Charting the Phenomenology> of the Ayahuasca Experience, Oxford University Press, 2002, p. 13; Jeremy Narby and Francis Huxley, Shamans thro- ugh Time, Thames and Hudson, London, 2001, p. 196, 267.

• Reichel-Dolmatoff, The Shaman and the Jaguar, вклейки между страницами 174 и 175, 178 и 179.

• Ibid, р. 167-173·

• И в этом контексте различные узоры обретают особое значе- ние. Животные, нарисованные красной краской, олицетворя- ют потенциальную добычу. По мнению индейцев тукано, этих животных «Владыка дичи» должен послать им из мира духов для удачной охоты. «Геометрические узоры, нарисованные рядом с фигурами животных, символизируют плодородие. Ряды точек обозначают семя, а зигзагообразные линии — преемст- венность поколений. Геометрические фигуры, изображенные внутри животных, символизируют плодовитость этих самых животных». (Robert Layton in David S. Whitley (Ed.) Handbook of Rock Art Research, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2001, p. 314). Рейчел-Долматофф прекрасно осознает тот факт, что стандарт- ные визуальные образы, порожденные человеческой нервной системой, оказались интерпретированы индейцами тукано в соответствии с представлениями их собственной культуры. Представители иных культур увидели бы в состоянии транса те же самые образы, однако истолковали бы их совсем иначе — в соответствии с собственными культурными концепциями.

• Смотри главу пятую.

• Reichel-Dolmatoff, 1978; Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 131.

• Reichel-Dolmatoff, The Shaman and the Jaguar, p. 172.

• Ibid.

• Ibid.

• Ibid.

• Lewis-Williams and Dowson, «The Signs of All Times».

• Reichel-Dolmatoff, The Shaman and the Jaguar, p. 173.

• Ibid, p. 174.

• Ibid.

• Ibid, p. 173.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных