Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО




Л.В. Коломийченко

 

Социальное воспитание детей

В культурологической парадигме

Образования

 

Монография

 

Пермь

ПГПУ


УДК 373.2

ББК Ч 411

К 612

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

государственного университета «Высшая школа экономики»,

член-корреспондент Российской академии образования В.А. Петровский;

доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики

Башкирского государственного педагогического университета А.С. Гаязов

 

 

  К 612 Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с.

 

 

ISBN 978-5-85218-347-7

 

В монографии раскрываются современные подходы к пониманию сущности социализации, ее основных факторов, механизмов, представлен ретроспективный анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования.

Издание адресовано научным работникам, руководителям образовательных учреждений, студентам педагогических вузов.

 

 

УДК 373.2

ББК Ч 411

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Пермского государственного педагогического университета

 

ISBN 978-5-85218-347-7 © Коломийченко Л.В., 2007 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2007

 

оглавление

От автора …………………………………………………………………………  
Введение ……………………………………………….………..……………….  
Глава 1. Методологические основы социального развития и воспитания ребенка (ретроспективный экскурс)  
1.1. Мировоззренческие аспекты взаимодействия человека с миром ………  
1.2. Психологические аспекты социального развития ……………………  
1.3. Педагогические аспекты социализации ребенка ………………………  
Выводы …………………………………………………………………………  
Глава 2. Современные проблемы социализации личности в контексте культурологической парадигмы образования  
2.1. Общий смысл понятия «социализация»: сущность, динамика, виды, факторы …………………………………………………………….  
2.2. Механизмы социализации ………………………………………………  
2.3. Культура в системе современного образования и социального воспитания …………………………………………………  
2.4. Культурологические аспекты социального воспитания ………………  
2.5. Психолого-педагогические основы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста ……………………………….  
2.6. Концепция социального развития и воспитания детей дошкольного возраста …………………………………………………..  
Выводы..........…………………………………………………………………….  
Заключение…………………………………………………………………….  
Список литературы ……………………………………………………………  

 


Учителям, детям и друзьям моим посвящается

От автора

Официально к этой книге я шла двадцать пять лет – четверть века, посвященных скрупулезному исследованию многомерного поля важной проблемы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Неофициально – всю жизнь, поскольку ее концептуальную основу составили не только результаты теоретических изысканий, но прежде всего анализ процесса собственной социализации, динамики социального самоутверждения, становления собственного человеческого (видового, родового, национального, гражданского) достоинства.

Самое главное достояние в моей жизни – общение с благородными людьми, великими учителями, носителями высших ценностей культуры, света, добра, красоты, интеллекта. Завершая работу над монографией, хочется вспомнить всех, кому я обязана личностным становлением, постижением величия здравого смысла, профессионального достоинства и чести.

Я благодарна воспитавшим меня бабушке и дедушке – Петровым Семену Кузьмичу и Марии Васильевне за предоставленную возможность быть самой собой и выше всего ценить честь рода. Низко кланяюсь моим школьным учителям – Плотниковой Зое Михайловне, Семченко Семену Федоровичу, преподававшим уроки любви к своим воспитанникам и бережного отношения к родному языку. Чувство профессиональной гордости пришло ко мне во многом благодаря учебе у великих мастеров – педагогов Пермского государственного педагогического университета – Лидии Петровны Князевой, Эсфири Исаевны Маствилискер, Вольфа Соломоновича Мерлина, Юрия Петровича Рябченко, Натальи Михайловны Крыловой, Лидии Ивановны Величко, Галины Евгеньевны Севастьяновой, Нины Яковлевны Шибановой, Ларисы Михайловны Пустынниковой, Розы Лазоревны Березиной, Александры Михайловны Федотовой, Клавдии Павловны Кузовковой.

Судьбоносной для моей профессиональной деятельности была встреча с Мастером экспериментального исследования, блестящим научным руководителем – Анной Дмитриевной Кошелевой. Ее принципиальность, бескомпромиссность, толерантность и исключительное человеколюбие стали для меня опорой и поддержкой, которые в дальнейшем обеспечили успех моей научной работы. Общение с выдающимися учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимым Николаем Николаевичем Поддъковым, Татьяной Алекандровной Репиной, Аделиной Анатольевной Рояк, Татьяной Александровной Марковой, Ядвигой Зиноновной Неверович, Ларисой Алексеевной Парамоновой, Анной Демьяновной Шатовой, Людмилой Петровной Стрелковой, Вадимом Артуровичем Петровским и другими привносило в мою жизнь ощущение праздника, рождало трепетное отношение к науке.

Открывшийся для меня научный мир оказался велик и многогранен, но и благосклонно, и критично принимал мои достижения и неудачи. Моя научная деятельность не состоялась бы, если бы в ней не приняли участия известные ученые: Бронисилав Александрович Вяткин, Леонид Израилевич Лурье, Елена Михайловна Калашникова, Людмила Владимировна Моисеева, Ольга Николаевна Лазарева, Людмила Владимировна Трубайчук, Раиса Михайловна Чумичева.

Неоценимую профессиональную помощь и поддержку мне оказали практики: руководители отделов образования, дошкольных образовательных учреждений, воспитатели, психологи, специалисты. Их в моей жизни так много, что общий список мог бы занять полкниги. Я низко кланяюсь вам, дорогие мои коллеги, и уверена, что, воодушевленная вашим энтузиазмом, примером бескорыстного служения дошкольному образованию, смогу быть полезной вам еще долгие годы.

В жизни учителя нет большего счастья, чем успехи его учеников. И я благодарна судьбе за то, что рядом со мной работают мои бывшие студенты, научные интересы которых реализуются в успешной исследовательской деятельности. Это – Ольга Владимировна Прозументик, Ольга Руховна Ворошнина, Наталья Анатольевна Зорина, Татьяна Васильевна Малова, Юлия Германовна Волкова, Елена Васильевна Чертоляс. Спасибо вам, мои дорогие, за счастье самоутверждения, которое с признанием ваших успехов приходит ко мне.

Существенный вклад в разработку программно-целевых и технологических аспектов социального воспитания внесли мои соискатели: Людмила Валентиновна Любимова, Елена Алексеевна Конышева, Марина Васильевна Кирилина, Юлия Сергеевна Григорьева.

Я чрезвычайно благодарна администрации родного университета за помощь, за веру, поддержку и терпение, проявленные по отношению к моей работе: Игорю Севастьяновичу Капцуговичу, Андрею Константиновичу Колесникову, Андрею Михайловичу Белавину, Анне Илларионовне Санниковой, Ирине Юрьевне Ильиной, Надежде Александровне Кононовой; дорогим нашим лаборантам – Зинаиде Валерьевне Шубиной, Аннушке Юковой и Олечке Юркиной.

Эта работа не состоялась бы и без душевной профессиональной поддержки, доброго участливого слова, мудрого совета моих друзей – Любови Серафимовны Половодовой, Марины Владиславовны Грибановой, Нины Георгиевны Бахтиной.

Одно из самых ярких событий моей жизни, предопределяющих совокупность собственных социальных ориентаций, – это семья. Я благодарна моим детям – Юлюшке и Паше, любимым внукам – Настеньке и Анюте за терпение и нежность, за понимание и заботу, за радость повседневного общения, за мир и любовь, царящие в нашем доме.

Я благодарю судьбу за всех вас, дорогие моему сердцу люди, я люблю вас и счастлива в минуты общения с вами.

 


Введение

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания и методов, отражающим прогресс науки, культуры и общества в целом. Социальный заказ на преобразование системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения к активной, творческой жизнедеятельности в стране и мировом сообществе, способного решать и личностные, и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.

Достижение этой цели в современных условиях в наибольшей мере способствует культурологическая парадигма образования, которая выступает как высшая форма демократических традиций, обеспечивающих осмысленное освоение детьми знаний и ценностей мировой культуры на основе свободного межличностного диалога культур и мировоззренческих позиций.

Реализация основных идей и целей культурологической парадигмы образования делает необходимым совершенствование содержания и методов работы образовательных учреждений; модернизацию и реформирование системы управления; организацию педагогического процесса в соответствии с основными подходами по приобщению детей к различным видам культуры, обеспечивающими их полноценное социальное развитие в меняющемся мире.

В последние десятилетия идет интенсивная работа по решению широкого круга культурологических проблем образования: разработаны концепции культурологического, культуросообразного воспитания, реализуются программы поликультурного (мультикультурного) образования, сформировались научные школы, со своими традициями изучения взаимосвязи культуры и образования. В недрах культурологического подхода оформились основные научные направления: педагогическая культурология и культурология образования. Исходной концептуальной установкой первого направления служит интеграция педагогики и культуры, раскрывающая содержание и формы образования с позиций культурологи. Второе направление оформилось на базе философии образования, гуманистической психологии, оно объясняет природу образования, развития и саморазвития ребенка с позиций культурологии.

Особое место в культурологической парадигме образования занимают вопросы, связанные с сущностью функций культуры в педагогическом процессе. Многие проблемы современной теории и практики образования разрешаются посредством выявления возможностей культуры в обозначении и реализации программно-целевых, технологических, оценочно-результативных аспектов педагогической деятельности.

Обращение к культуре как основному фактору, источнику и средству личностного развития сегодня не случайно. Современное общество все чаще ассоциируется с глобальными катаклизмами, грозящими гибелью человечества. В культуре как средоточии ценностей, создаваемых, творимых и передаваемых людьми с целью обеспечения прогресса и сохранения собственной видовой сущности, сегодня многие видят панацею, универсальное средство, способное предотвратить надвигающиеся социальные катастрофы. Ориентация образования на ценности культуры, обеспечивающие в первую очередь адаптацию человека к социуму, гуманное, толерантное отношение людей друг к другу, бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию, является одним из наиболее существенных достояний современной отечественной и мировой педагогики.

Культура как богатейший источник социальных ценностей, неотъемлемая часть образования является программно-целевой, технологической, оценочно-результативной основой педагогического процесса. Все ее разновидности (правовая, гендерная, экономическая, национальная и др.) имеют огромное значение для личностного развития человека. В контексте нашего исследования в настоящей работе особое внимание уделено социальной культуре, занимающей центральное место в процессе социального развития и воспитания.

Социальное развитие личности является и средством, и результатом, и одним из аспектов ее социализации, рассматриваемой в философии как операционное овладение набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а так же как процесс интериоризации индивидом выражающих их традиций, знаний, ценностей и норм, усвоения и активного воспроизведения социального опыта. Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.

Процесс социального развития непрерывен. Понимание его генезиса, характерных особенностей и механизмов в каждый возрастной период является базой для грамотного, концептуально обоснованного социального воспитания.

В предлагаемой монографии предпринята попытка ретроспективного и феноменологического анализа разных философских, социологических, психологических идей и теорий, отражающих отдельные аспекты социализации. Представленное в книге теоретическое обоснование культурологической парадигмы социального развития и воспитания призвано на наш взгляд, «высветить» актуальные аспекты этого процесса, конкретизировать ряд концептуальных позиций, предопределяющих методологически состоятельную работу по социальному воспитанию детей дошкольного возраста.

 

 


Глава 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных