Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Указатель географических и этнических названий 6 страница




8Находки показывают, что торговый путь по Волге является более древним, чем Днепровский (Т. Arne, Suède et Orient Upssala, 1914, 14).

9Среди них особенно выделяется исследование A. A. Шахматова «Сказание о призвании варягов», Петербург, 1904.

10См. выше, с. 158-159, а также перечисление народов в самом начале летописи.

11Theoph., Cont., De Rom. Lacapeno (ed. Bonn), 423; Symeon mag., ed. Bonn, 707.

12Ann. Bert., 839. Comperit eos gentis esse Sueonum.

13Ioannes Diacon, Chron. Venetum ad. а 860 (см. Andr. Dandolo, Chron. Ven. VIII, 4); Liudprand, Antapodosis, I. 11, V. 15.

14Thietmar. VIII. 16 (IX. 32).

15См. Гаркави, указ. соч., с. 110, 125, 129 и cл., 267; Ибрагим (изд. Вестберга), 56; Гардизи (ed. Bartold), 123; Вестберг, ЖМНП, 1908, II, 375.

16Цитируется по Гаркави, с. 49, 193, 197, 220, 276.

17Главным образом в тексте договора Олега с императором Львом 912 года и договора Олега с Романом в 945 году; с этим согласуются и имена, приводимые в шведских рунических записях, относящихся к пребыванию на Руси.

18Thomsen, Ursprung, 78, 84.

19У первого порога русское и славянское названия «ЎEσσουπh½» (Эссупи) (по-видимому, «Νεσσουπh½», славянское [i]«не спи», [/i]по-гречески «μh½ κοιμa½σαι»). Второй порог назывался по-русски «Οδλβορσί» (Улворси), по-славянски «ЎOστροβουνίπραχ» (Островунипраг), что означает «Остров порога» — τò νhÜσιον τοu½ φραγμοu½. Третий порог по-славянски назывался якобы «Γελανδρί» (Геландри), что является ошибкой, так как это слово скандинавское. Четвертый порог назывался по-русски «ЎAειφòρ» (Аифор), по-славянски «Νεασήτ» (Неясыть), что, видимо, тождественно его нынешнему названию «Ненасытец». Пятый порог назывался по-русски «Βαρουφόρος» (Баруфорос), по-славянски «Βουλνηπράχ» (Вулинпраг), что соответствует современному его названию «Вольный». Шестой порог назывался по-русски «Λέαντι» (Леанти), по-славянски «Βερούτζη» (Веруци), что является правильной транскрипцией славянского названия «вруший» — βρa½σμα νεροu½. Седьмой порог назывался по-русски Στρούβον (Струкун), по-славянски — Ναπρεζή (Напрези). Объяснить это слово не удалось. [Приводимые в круглых скобках названия порогов даются по русскому переводу соч. Константина Багрянородного «Об управлении государством», Известия ГАИМК, вып. 91, М. —Л., 1934, с. 8-9. — [i]Прим. ред. ][/i] О попытках толкования этих названий см. следующие работы: Thomsen, Ursprung, 55-72; Pipping, Stud. nord. Fil, II, 5; Torbiörnsson (ib., II, 6, Helsingfors, 1910); Muka, Čas. mat. serb., 1916, 84.

20Некоторые попытки делались уже Томсеном. См. «Ursprung», 93, 99.

стр.1020

1Труды Твер. обл. арх. с., Тверь, 1904. (В «Manuel de l'antiquité Slave, I, 200, сделана ссылка: лингвистические и археологические наблюдения, Варшава, 1910, 5.)

2Д. Я. Самоквасов. Северянская земля и северяне по городищам и могилам. — М., 1908. — С. 63 и сл.

3См. «Slov. star.», IV, 145, 192.

4Ибн Хордадбе в «Сказаниях» Гаркави, 49, 55; (Хордадбе), 76, 140; (Масуди), 251, 254 (аноним.). См. также Вестберг, «К анализу», ЖМНП, 1908, I, 370, II, 20.

5Лаврентьевская летопись, 118, 143-144, 159-160. Затем Н. П. Барсов, указ. соч., 150. Тмуторокань — это Таматарха византийских и восточных источников.

6Гаркави, указ. соч., 37, 38, 41; Вестберг, Bull. de l'Ac. imp. des sc, Санкт-Петербург, XI, 278, 279.

7Вопрос о заимствованиях с древнегреческого изучал главным образом М. Фасмер, выводам которого дал критическую оценку С. Романский в «Revue des Etudes slaves», II, 1922, 47-55.

8Гардизи (ed. Bartold), 122; Гаркави, указ. соч., 264; «Russ. Revue», 1875, VI; Персидский географ (ed. Туманского), 134; Вестберг, ЖМНП, 1908, 11, 397. См. «Slov. star.», II, 267 и cл., а здесь с. 80.

9Текст у Шафарика, Славянские древности, II, 711. Bielowski, Mon. Polon. hist., I, 10. Для объяснения см. в первую очередь A. Kraliček в Zeitschr. f. Gesch. Mährens, etc. 1899, II, 216, 340.

10Const. Porph., De adm. imp., cap. IX и XXXVII.

11ПВЛ, I, 13, AH CCCP, 1950: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бужане... велыняне».

12В Лаврентьевской летописи (3-е издание Археологической комиссии) перечисление племен дается в нескольких местах: на с. 5, 9, 10, 11 (ПВЛ, I, с. 11, 13, 14. — [i]Прим. перев.).[/i]

13Подробнее об этих племенах см. в книге Н. П. Барсова, Очерки русской исторической географии, 2-е изд., Варшава, 1885.

14См. выше, с. 167, а также известия арабских источников о славянском государстве под названием «Churdab» (с. 78). См также «Slov. star.», II, 268.

15См. Н. П. Барсов, указ. соч., с. 95. Однако Барсов перечисляет и ряд таких названий, которые с наименованием хорватов не связаны.

16ПВЛ, I, с 13-14. - [i]Прим. ред.[/i]

17См. Масуди (Гаркави, указ. соч., 135, 137, 163); Ибрагим ибн Якуб (перев. Вестберга), 51.

18Здесь имеется фонетическое затруднение (en-u). Мы бы должны были предположить древнюю форму — лончане.

19A. A. Шахматов. К вопросу об образовании русских наречий и народностей. — СПб., 1899. — С. 19. Пейскер, Expansion, 437.

20В летописный период в результате вторжения кочевников поляне были оттеснены из этой южной полосы на север от Роси, но и область между Стутной и Росью была после X века небезопасной для обитания. Со времени набегов кочевников и появились созданные здесь оборонительные валы, в частности так называемый Змиев вал от Триполья до Сквирского района.

21См. Adam Brem., II, 19; Gallus, 1, 7; Thietmar, VIII, 16 (IX, 32).

22Ср. Лаврентьевская летопись под 882 годом; М. С. Грушевский. Киевская Русь. I. — СПб., 1911. - С. 227 и cл.

23См., например, Н. П. Барсов, указ. соч., 98, М. Грушевский, Киевская Русь, I, 231.

24Надеждин, Записки общ. ист. и древн., I, Одесса, 235.

25«Unlizi populus multus, civitates», CCCXVIII; Шафарик, «Slov. star.», II, 712.

26Это большое количество славянских наименований, либо русских по форме, либо имеющих определение «русский», в румынском языке — Rus-, в венгерском — Orosz. См. И. Филевич, Угорская Русь (Варшава, 1894) и «Очерк Карпатской территории» (ЖМНП, 1895, ІV-V).

27Anonymus not. regis Belae (ed Endlicher), X.

28Const. Porph., De adm. imp., 8, 37.

29Ungarische Jahrbücher, I, 1921, 215 и cл.

30Я писал об этом в «Чехословацком географическом вестнике», XV, 1922, с. 23 и сл.

31ПВЛ, I, с. 11. Происхождение этого названия неясно.

32Северяне упоминаются не только в X веке Константином Багрянородным под именем «Σερβίοι» и в письме Иосифа Хазарского под именем [i]Савар, Север, [/i]но, очевидно, еще раньше географом Баварским (Sebbirozi), затем анонимом Равенским (patria suaricum на Дону) и Птолемеем, Σαύαροι которого ближе всего к ним подходят. Очевидно, что северяне занимали эти восточные земли еще до VI века (когда Прокопий знал славян на Донце).

33ЖМНП, 1899, IX, 163, 178.

34Ср. и солунских [i]другувичей, [/i]а также и село [i]Drogavizi, [/i]Draguviz(i) у полабских славян.

35См. выше о споре A. A. Шахматова с Будде.

36См. Лаврентьевскую летопись, 11: «Радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко» (ПВЛ, I, с. 14). В той же летописи о радимичах иод 984 годом снова говорится: «Быша же радимичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся вселиша, и платить дань Руси» (ПВЛ, I, 59). О ляхах см. с. 133.

37См. данные под 859, 862 годами. Из них видно, что и кривичский Изборск уже существовал до прихода русов. О значении Новгорода в скандинавской истории см. выше, с. 161.

38ПВЛ, I, 13.

39О том, что полочане происходили от кривичей, упоминается в летописи под 862 годом.

40Н. П. Барсов, указ. соч., с. 174 и сл.

41См. В. И. Сизов, Курганы Смоленской губернии, Материалы по археологии России, № 28, СПб., 1902 и A. A. Спицын, Гнездовские курганы в раскопках С. И. Сергеева, «Известия археологической комиссии» XV, СПб., 1905.

42Несомненно, что уже в X и XI веках на Руси существовала дифференциация различных диалектов и наречий. Остается, пожалуй, спорным, какие признаки отличали одни племена от других. Предметом больших споров в русской лингвистике был в особенности вопрос об отношении полянского диалекта к остальным диалектам, явившийся, в частности, основой великорусско-украинского спора.

43Полное собрание Русских летописей I, 1 (ПВЛ, АН СССР, 1950, 1, 14).

44Первые городские области образовались в результате того, что в удобных местах строились новые укрепленные пункты или торговые центры (погосты), постепенно приобретавшие значение для все большей и большей области. В этих пунктах появились церкви и большие кладбища при них, общественные дома, а главное, соответствующие укрепления, в результате чего эти поселения, расположенные в местах, благоприятных для их развития, вырастали постепенно в крупные города, которые с сетью меньших городов (пригородов) охватывали и охраняли большую область вокруг себя.

45Дословно: русского народа. — [i]Прим. перев.[/i]

46В связи с тем, что автор в этом разделе намеренно использует оба термина «малорусы» и «украинцы», термин «малорусы», несмотря на его архаичность, нами не заменен. — [i]Прим. перев.[/i]

47Речь идет в основном о так называемой погодинской гипотезе. М. П. Погодин (его предшественниками уже были И. И. Срезневский и П. А. Лавровский), а после него главным образом А. И. Соболевский пытались доказать, что нынешнее украинское население Киева пришло туда из Галича после татарского нашествия, полностью опустошившего этот край, то есть лишь в XIV и XV веках. Первоначальное население Киевщины (поляне), по мнению Соболевского и Погодина, было великорусским и после татарского нашествия отошло на север. См. Крымский, Филология и погодинская гипотеза и «Киевская старина», 1904, Колесса, Записки наукового товариства имени Шевченка, 39, 16; M. C. Грушевский. Киевская Русь. I. — СПб., 1911. — С. 235.

48A. A. Шахматов. К вопросу об образовании русских наречий и народностей. — СПб., 1899. — С. 11-15. См. также главы ІV-V более поздней работы A. A. Шахматова «Древнейшие судьбы русского племени», Петроград, 1919. В этой работе он относит северян к южным племенам.

49A. A. Спицын. Расселение древнерусских племен по археологическим данным // ЖМНП. 1899. Ч. 324, август, отд. 11. — С. 301-340.

50«Le Monde slave», I, 1917, 408.

стр.1099

1Об этих теориях см. подробнее в «Slov. star.», I, 35, II, 71, III, 32.

2См. «Slov. star.», I, 45, III, 34. В XVI в. А. Крантц, для того чтобы защитить эту теорию, написал большой труд, названный им «Wandalia» (Coloniae, 1519); его примеру последовали многие историки последующих столетий.

3См. Mon. hist., Pol., I, 320; Chron. presb. Diocl., cap. I; Thomas, Hist. Sal., VII atd; см. «Slov. star.», II, 177.

4См. выше, с. 22-23.

5«Slov. star.», I, 52.

6См. ЎΕνετοί в Италии у Геродота (I, 196), Οδένετοι у Полибия (II, 17, 5), ЎΕνετοί в Пафлогонии (Ilias, II, 852), [i]venetì [/i]в армориканской Галлии у Цезаря (B. G., II, 34; III, 8, 9), la[i]cus venetus [/i](Mela, III, 2, 8) и ЎΕνετοί в Дардании (App., Mithr., 55). См. «Slov. star.», II, 88.

7Подробности см. в «Slov. star.», II, 76 и III, 35.

8Там же, II, 78.

9Там же, II, 77, 79; III, 36.

10П. Шафарик последовательно защищает автохтонность славян также и в работе, названной «Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki» (Ofen, 1828). В своих «Славянских древностях» (Прага, 1837) он ограничивается лишь некоторыми, но подробными сообщениями о южных славянах. См. «Slov. star.», II, 78.

11См. «Slov. star.», II, 80, III, 37.

12Там же, II, 82.

13Там же, II, 82 и III, 36, примечание 3.

14А. Шембера, Zapadni Slované v pravěku (Вена, 1868, дополнение 1871); Westslawen in der Vorzeit (Вена, 1877).

15Ими, например, являются Куффнер, M. Жункович, Φ. Сасинек, К. Сиха, Ф. С. Плюскал, В. Срба, Стовик, И. Зох, А. Баранский, Г. Ценов и др. («Slov. star», II, с. 82, III, c. 39).

16И. Первольф. Славяне, их взаимные отношения и связи. — Варшава, 1886.

17Р. Papáček, O předslovanské době v Čechách (Praha, 1892), J. Slavík, Slované a Němci v staré době (Jindř. Hradec, 1903), T. Wojciechowski, Chrobacya (Krakow, 1873), W. Bogusławski, Dziege Słow. północnozachodniej de połowy XIII w. (Poznań, 1887-1900), J. Pič, Starožitnosti země České, II, 3 (Praha, 1906), К. Buchtela, Vorgeschichte Böhmens (Praha, 1899), E. Majewski, Starožitn. Słowiane na ziemiach dzis. Germanii (Varšava, 1899); Ślady Wendów we Frankonii (we Światowitu, II).

18W. Ketrzyński, Die Lugier (Poznań, 1868); O Słowianach mieszk. między Renem i Labą, etc. (Krakow, 1899); Germania wielka i Sarmacya nadwisłanska vedług Kl. Ptolemeusza (Krakow, 1901). Работы Эд. Богуславского многочисленны. Они были приведены в «Slov. star.», II, с. 79, III, c. 41; привожу здесь лишь наиболее важные из них: «Historya Słowian» (Krakow, 1888, 1899); «Metoda i srodki poznania czasów przedhist. w. przeszłosci Slowian» (Krakow, 1901), немецкий перевод этой работы вышел в Берлине в 1902 году. «Einführung in die Geschichte der Slawen» (Jena, 1904), «Ślady po Wendach w dzis. Niemcach» (ve Światowitu, 1908), «Dowody autochtonizmu Słowian» (Varszava 1912).

стр.2000

1Насколько мне известно, первым издал небольшую книгу о быте и культуре славян К. Антон: «Erste Linien eines Versuches über der alten Slaven Ursprung, Sitten, Gebräuche, Meinungen und Kenntnisse» (Leipzig, 1783-1789). С того времени не было опубликовано другой крупной работы, подобной указанной выше. Шафарик в своих «Древностях» раздел о культуре написать не успел и оставил лишь подробный план этого раздела (см. его на с. V-Х предисловия ко II тому «Древностей», изданных Иречеком в 1863 г.). После Шафарика делавшиеся в этом направлении попытки ограничивались лишь более глубокой разработкой отдельных вопросов (в частности, мифологии и вопросов древнего права) или небольшими общими обзорами, обычно являвшимися предисловиями к другим разделам славистики. К числу авторов таких работ относятся G. E. Vogel, написавший ценную книгу «Pravěk země českě» (Praha, 1868), и Ř. Krek, автор статьи в книге «Einleitung in die slaw. Literaturgeschichte» (Graz, 1887, II изд.). К подобного рода работам следует отнести также сборник А. Архангельского «Из лекций по истории русской литературы» (Варшава, 1901, перепечатка из Русск. Филол. Вестника) и некритическую статью В. Богуславского в работе Dzieje Słowiańszcyzny północnozachodnjej, II, 272-950 (Познань, 1889) и др. Сделать общий обзор славянской культуры предполагали, кажется, и А. Котляревский и Й. Пич, но они успели дать описание лишь отдельных ее разделов. Некритичным, хотя и довольно подробным, является предметный словарь A. C. Будиловича «Первобытные славяние в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным» (Киев, I, 1878, 1879, II, 1882), что еще в большей степени можно сказать о книге V. Křižka «Z dějin starých Slovanů» (Tabor, 1883). Единственным трудом, рассматривающим эти вопросы по-научному, правда лишь с точки зрения лингвистики, является труд И. Янко, автора книги «О pravěku Slovanů» (Praha, 1912).

2См. «Славянские древности», I, с. 25 и сл.

стр.2001

1См. Ptolem., III. 5, 6 (ЎAμάδοκα λίμνη); «Slov. star.», I, 366. До проведения мелиоративных работ, предпринятых в 1874-1899 годах генералом Жилинским, в Полесье из общей площади 8 720 000 гектаров земли было еще 6 540 000 гектаров болот; в 1882 году в Полесье на каждый квадратный километр приходилось 5, 8 чел. См. «Živ. St. Slov.», I, 38.

2Этот лесистый и суровый характер славянских земель отмечают, например, Галлус (proemium), анонимный Персидский географ (ed. Туманского, 134), Ибн Русте и Гардизи (ed. Bartold, 99), а позднее Длугош (I, ed. Przezdziecki, I. 8), «Živ. St. Slov», I, 46.

3Bielowski, Mon. Polon. Hist., I, 394.

4«Житие Константина» (конец I века), ed. Pastrnek, Dějiny slov. apoštolů (Praha), 225. Точно так же «простыми» назвал славян в [i]584 [/i]году Иоанн Эфесский (VI. 25). См. «Slov. star.», II, 207.

стр.2002

1Procop., B. G., III. 22; Maur., Strat, ХІ. 2; Leon, Tactika, с. XVIII; Theophylactos, VI. 8 (ed. Boor, 236); Kardîzî, ed. Bartold, 123; Dimeškî (Charmoy, Relation, 353). Подробности см, в книге «Život st. Slov.», I, 53-54.

2Widukind, II. 20.

3Procop., B. G., III. 14; Theophyl., VI. 2; Theoph., ed. Boor, 268.

4Подробности см в «Život st. Slov.», I, 54. В плоцкой земле были обнаружены скелеты даже свыше 180 см. Общий обзор славянских антропологических данных представил только Ю. Д. Талько-Гринцевич, «Опыт физической характеристики древних славян», Пг., 1909.

5Jacob, Welche Handelsartikel bezogen die Araber des Mittelalters, Berlin, 1891, 11.

6Procop., III. 14: «τaÜ δe¹ σώματα κaÜι τaÜς κομας οuãτε ΛευκοiÜ eÜς aÓγαν hà ξανθοί εiÅσιν, οuãτε πη ες τò μέλαν αu¹τοiÍς παντελw½ς τέτραπται, a¹λλ u¹πέρυθροι εi¹σιν απαντες».

7Ed. Müller, 125.

8См. Данные в «Slov. star.», I, 98 и в «Živ. st. Slov.», I, 56.

9Ed. Bartold, 109.

10Ed. Westberg, 54.

11См. «Živ. st. Slov.», I, 59.

12J. Bystroń, Słowiańskie obrzędy rodzinne, Kraków, 1916. Помимо этой работы, заслуживают внимания еще две более старые работы И. И. Срезневского «О шести неделях у славян» (Москва, 1866) и «Роженицы у славян и других языческих народов». Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачевым, М., 1855, с. 97-122. См. также S. Cziszewského, Kuwada (Краков, 1905), Зенон Кузеля, Дитина в звичаях і віруванях укр. народа (Матер. по укр. етнологіi, VІІІ-ІХ, 1906-1907).

13Сюда относятся предписания об изоляции женщины во время менструаций, беременности и родов, запрещение выполнять домашнюю работу и общаться с другими, запрещение переступать через порог дверей, переходить мосты, межи, плетни, затем поиски специального места для родов; обычай класть топор, иглы или нож на порог дома и в постель, развязывание узлов и открывание замков перед родами, обычай закрывать и занавешивать роженицу в течение шести недель после родов, запрещение ходить босой, прясть, шить, одалживать что-либо из дому. Отдаленные следы кувады найдены у великорусов и украинцев. Предметы, принадлежавшие женщинам во время беременности и шести недель после родов, также должны быть очищены.

14Сюда, в частности, относятся все средства для того, чтобы уберечь ребенка от порчи, то есть причинения зла ребенку чужим дурным взглядом. Поэтому ребенка не показывают посторонним людям.

15Подробности имеются у Быстроня, с. 76 и cл.

16[«Это безбожное дело (беззаконие) было весьма распространено среди них». ]

17Ebbo, I. 3; Herbord. II. 18, 33. Здесь Герборд пишет: «si plures filias aliqua genuisset ut ceteris facilius providerent, aliquas ex eis ingulabant». Cμ. Ekkehard, Chron. ad 1125 (Pertzs, Auct. ant., VI, 263, 264).

18Pseudocaesarius, Dialogi, 110 (славяне якобы убивают детей о скалы, как крыс).

19Н. С. Тихонравов, Летописи русской литературы и древности, IV, III, 98 (М., 1862). Зато сообщение об уничтожении русских детей под Доростолом в 971 году, о чем сообщает Лев Диакон (Leo Diacon, IX. 6), я рассматривал бы как жертвоприношение при погребальном обряде.

20Ibrâhîm, ed. Westberg, 55.

21Hirt, Indogermanen, 718. Об обычаях у литовцев см. у Петра из Дуйсбурга, «Chron. terre Prussie», III и Ibrâhîm, ed. Westberg, 32, 56 (Brückner, Archiv, f. slaw. Phil., XXI. 23).

22Kosmas, II. 4; гомилий Опатовицкого (ed. Hecht), 82 и Историч. Библиотека, VI. 58. [i]Об [/i]этом говорит также Запрет митрополита Григория в XI веке и позднейшие южнославянские запрещения XIII века (Starine, VI, с. 118).

23Первые волосы ребенка стригли старухи в жертву [i]рожаницам. [/i]Mansikka, Religion der Ostslaven (Helsingfors, 1921), I, 307.

24У сербов — [i]стрижба, стриг, шишанье, узиманье [/i]кос; у болгар — [i]стрижба, наплитание; [/i]в южной России — [i]застрижки. [/i]Соответствующую литературу см. в «Živ. st. Slov.», I, [i]64. [/i]См. также W. Abraham, Zawarcie małżenstwa (Львов, 1925), 221.

25«Житие св. Вацлава» (Pastrnek, Věstnik Král uć. spol., 1903, VI, 42); Лаврентьевская летопись под 1192, 1194 годами (см. также под 1212 годом); Gallus, I. 1 (Biełowski, Mon. Pol. Hist., I, 395, 398). См. «Život st. Slov.», I, 63, sl. К. Potkański, Postrzyžyny и Słowian i Germanów (Rozprawy, Akad., Krakow, 1895, Ser. II, tom VII), ES. Krauss, Die Haarschurgodschaft bei den Südslawen (Intern. Arch. f. Ethnol., 1894, 163), A. Naegle, Die feierliche Haarschur und Haarweihe des heil. Wenzel (Mitth. das Ver. f. Gesch. Deutsch. in Böhmen, LV, 110, 1917).

26Cм. Potkański, I, c. 334. В Белоруссии на свадьбах постриги практикуются также и на взрослых.

27См. Летопись под 1192 г. и сообщение М. В. Довнара-Запольского в «Этнографическом обозрении», 1894, IV, 38.

28Подробности см. в «Živ. st. Slov.», І, 66.

29О данных, относящихся к историческому периоду, см. в «Živ. st. Slov.», І, 67.

30Kosmas, I. 27. (Fontes rerum bohemicarum, II. 40).

31Сумцов Н. Ф., Культурные переживания, Киев, 1890, 187, 355.

32Подробности см. в «Živ. st. Slov.», І, 69.

33См. «Živ. st. Slov», І, 95. Другой древний термин [i]посадъ, [/i]засвидетельствованный с X века и соответствующий греческому γάμος, мне неясен (И. И. Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб, 1902, II, 1226).

 

34Лаврентьевская летопись, 123: «Поляне... брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядаху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця. И радимичи и вятичи и северъ одинъ обычай имяху... браци не бываху въ них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены... Си же творяху обычая кривичи и прочии погании, не ведуще закона божия, но творяще сами собе законъ». (Цитируется по ПВЛ, АН CCCP, 1950, I, 15.)

35Saxo (ed. Holder), 156. См. «Živ. st. Slov.», І, 71.

36Das Homiliar des Bischof von Prag, ed. F. Hecht (Prag, 1863), 22.

37Более подробные данные см. в «Ziv. st. Slov.», І, 72.

38Так, согласно толкованию Миклошича (Etymologisches Wörterbuch, 214) и Зубатого (Archiv für sl. Phil., XVI, 404), слово [i]невеста [/i]значит неизвестная, то есть взятая откуда-то. Другое толкование от этого корня («та, которая не познала мужа») предложил Н. Трубецкой («Slavia», I, 12).

39Ibrâhîm îbn-Jákûb, ed. Westberg. 31, 53, 93.

40См. сноску 34.

41«Živ. st. Slov.», І, 72-74.

42Veno от vedmno. Ср. лат. термин venum, греческ. eÃδνυν, ahd. widamo.

43См. Hirt, Indogermanen, 436; Schrader, Reallexicon d. indogerm. Alt., 110, 353, 652. Остальную литературу см. в «Živ. st. Slov», І, 73, 75.

44Литература, описывающая свадьбы у различных славянских народов, весьма обширна. См. «Živ. st. Slov.», І, 75, 381. Попытку написать обобщающий труд сделал J. Piprek, «Slawische Brautwerbungs- und Hochzeitgebräuche», Wien, 1915, Suppl. zur Zeitsehr. f. öst. Volkskunde. Серьезную книгу, в которой собраны все древние славянские свидетельства, и прежде всего польские, опубликовал W. Abraham, «Zawarcie małžeństwa w pierwotnem prawie polskiem» (Львов, 1925). Эта работа подтверждает и расширяет наши представления о древнем славянском свадебном обряде. Однако автор уделяет основное внимание правовому положению женщины в славянской семье.

45Отсюда древнее, засвидетельствованное еще в ІХ-Х веках выражение — жену водити, приводити (в славянском переводе Номоканона) и древнерусская «водимая» — законная жена.

46Опубликован K. M. Оболенским; «Временник Московского общества истории и древности Российских», IX, М., 1851. См. «Živ. st. Slov», І, 112.

47Происхождение этого термина неясно, но он засвидетельствован и в литовском языке. См. Berneker, Etym. Wörterb., 577, s. v. Korvaj.

48Этот обычай, по всей вероятности, перешел от соседних тюрко-татар.

49Свидетельства см. в предписаниях чешских, польских и русских епископов ХІ-ХІV веков, приведенных в «Živ. st. Slov.», І, 97. См. также «Заповедь св. отец» XI века.

50См. «Živ. st. Slov.», І, 97-98, 381.

51«Слово некоего Христолюбца». Этот важный трактат, отмечающий различные пережитки язычества, сохранился в рукописи XV века в Новгородской библиотеке и опубликован Н. С. Тихонравовым, Летописи... IV. 94. См. также «Živ. st. Slov.», I, 91.

52Kosmas, под 977 г. (Fontes rer. bohem., II. 40). «Житие св. Людмилы» (Fontes, I, с. 1, 123), грамота Ярослава Владимировича от 1195 года (Μ. Φ. Владимирский-Буданов, Хрестоматия по истории русского права, I. 94).

53Казвини (Charmoy, Relation, 343).

54Лаврентьевская летопись, 74 (под 980 годом).

55Н. С. Тихонравов, I, с. 92. Аналогичным образом это описывается в «Слове св. Григория»; см. Е. Аничков, Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, 29, 61.

56Е. Е. Голубинский, История русской церкви, I, 2 изд., 538; Владимиров, Поучения, III. 247. В болгарском сборнике XIII века мы также читаем «обручена жена» (Stanne, VI. 117) и у Syntagma Vlastarově, ed. Novakovič, 42.

57Русская Историческая библиотека, VI, 99.

58Лаврентьевская летопись, 13 (ПВЛ, I. 15); Ибн Русте, изд. Хвольсона, 30; Казвини (Charmoy, Relation, 343). Ряд русских церковных запретов см. в «Živ. st. Slov.», I, 98.

59Kosmas, I. 36 (о двух-трех женах см. под 1002 годом). См. также I. 29.

60Canaparius, Vita Sti Adalberti, XI (Vita auct. Brunone, XI).

61Kosmas, II. 4[i], [/i]см. также homiliář Opatovický (ed. Hecht), 22.

62Herbord, II. 18, 34; Ebbo, I. 12; Friedrich. Cod. dipl. Boh., I. 11; Kosmas, bulh. (ed. Popruženko), 66.

63Ibrâhîm (ed. Westberg), 59.

64Лаврентьевская летопись, 78 (ПВЛ, 57) под 980 годом.

65Я.. А. Гаркави, указ. соч., 101.

66Bruno, Vita Adalberti (Fontes rer. boh. I. 1); Gallus, I. 5; Kadłubek, II. 8 (см. такую же традицию у Богухвала, I. 4, о Летке); Herbord, II. 22.

67«Živ. st. Slov.», I, 100.

68Fredegar, IV. 48.

69См. свидетельства в «Živ. st. Slov», I, 102. К ним следует присоединить homiliář Opatovický (ed. Hecht), 82, акты синода Бамберского от 1057 (Jaffé, Bibl. rer. germ., V, 497) и «Заповедь св. отец» (Е. Е. Голубинский, История русской церкви, I. 2, 548). О полиандрии у южных славян в новое время см. статью Tih. Dorđevićovo в «Revue des Études slaves», IV, 101 и cл.

70Mauric., Strat., XI. 5; Leon, Tactica, 18, 105 (Женщины славян целомудренны независимо от всякого верования — uãπερ πa½σαν φύσιν a¹νθρώπου); Bonifacius (Jaffé, Mon. Moguntia, 172); Kardîzî, ed. Bartold, 123; Mašudî (ed. Rozen, 56).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных