Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Указатель географических и этнических названий 7 страница




71Kardîzî, 1. с. Thitmar, VIII. 2 [i](IX. 2); [/i]Canaparius, Vita Adalb., 12, 19. См. «Živ. st. Slov», I, 105.

72См., в частности, сочинение Е. В. Аничкова, Весенняя обрядовая песнь на западе и у славян, Пб., 1905, и статью А. Н. Веселовского, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, ЖМНП, 1894, ч. 291, февраль, отд. II, 287 след., 316 след.

73Опубликовал Оболенский («Временник Московского общества истории и древности Российских, IX, 1851, 3-4), выдержки см. в «Živ. st. Slov.», I, 113. О распутстве, которым сопровождались эти празднества, упоминает и Длугош (ed. Przezdziecki), I. 48. На него же, очевидно, указывает в Чехии и Козьма Пражский (I. 3, 36). См. Bruno, Vita Adalberti, 11.

74Подробности см. в «Živ. st. Slov.», I, 109-116.

75Масуди, у ал-Бекри (ed. Rozen), 56. Аналогичное, но искаженное известие имеется у Гардизи (ed. Bartold), 123.

76«Živ. st. Slov.», I, 119 и далее. Очень многое для понимания древних обычаев дает работа Т. Волкова «Les rites et usages nuptiaux en Ukraine» («L'Anthropologie», v. II, III).

77Польский статут из Эльблонга, ст. XVII (XIII в.).

78См. выше, с. 208

79А. Я. Гаркави, указ. соч., 101.

80Saxo (ed. Holder), 578.

81Mon. Germ., Script., XXIX, 314.

82B. B. Латышев, указ. соч., I, 173.

83«Živ. st. Slov.», I, 125.

84Berneker, Etymologisches Wörterbuch, I, 651.

85Jakob, Handelsartikel der Araber, 10-13; Гаркави, указ., соч., 222, 234; Chormoy, Relation, 329. Русские князья, как это видно из «Жития Феодосия» (изд. Филарета), 42, также имели в своих гаремах евнухов.

86Лаврентьевская летопись под 1089 годом (ПВЛ, АН СССР, с. 137).

87Рrосор., III. 14; Mon., Germ., Auct. ant., XI, 390; Eigilis, Vita S. Sturmi, 7 (ibid., II, Series Scriptorum, 369).

88Д. Маринов, «Жива Старина», 489.

89Helmold, I. 64.

90А. Я. Гаркави, указ. соч., 93.

91«Živ. st. Slov.», I, 138. 791-792. Исчерпывающее объяснение представил M. Мурко в «Wörter und Sachen», V. 11 и cл. (Сам он — за римское происхождение бани.)

92Первая каменная [i]баня (баньное), [/i]каких до этого на Руси не было, была построена в Переяславле в 1090 году (Лаврентьевская летопись, 202, ПВЛ, I, 137). Баня засвидетельствована уже в Номоканоне Иоанна Схоластика в IX-X вв. (А. Соболевский, Материалы, 144).

93Herod., IV. 73-75.

94См. мое объяснение в «Živ. st. Slov.», I, 135-140.

95См. «Živ st. Slov.», I, 136, 791, где, кроме того, имеется подробное толкование различных гипотез Мерингера и Рамма, касающихся перехода германского stuba в славянское [i]иcтъба [/i]и греко-скифского κάνναβις в славянское [i]копелъ.[/i]

96Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 12). Так, мы читаем об Ольге, что она приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41). Описание, сделанное Масуди, см. у аль Бекри (ed. Rozen), 57.

97Fontes rer. bohem., I. 223 (stuba); Herbord, II. 16 (stupa). В отношении Польши см. только упоминание Кромера [Polonia (ed. 1901), 47].

98См. свидетельства, приводимые в «Živ. st. Slov.», I, 135. См. также: Mansikka, Religion der Ostslaven, I. 174, 183. Зато о разрисовке или татуировке тела у славян известий нет, хотя это и засвидетельствовано у ряда соседей славян («Živ. st. Slov.», I, 161).

99См., что пишет Ибн Фадлан под 922 годом о русах среди восточных славян (А. Я. Гаркави, указ. соч., 94, 111); каждый дружинник киевского князя имел слугу, который причесывал ему волосы.

100«Živ. st. Slov.», I. 144-151, tab. III, IV. Третья форма — бронзовый гребень — является редкой и занесена к восточным славянам с Востока.

101Там же, I, 152, tab. V.

102Там же, I, 156.

103Там же. См., в частности, известие о мораванах около 900 года (Friedrich, Codex Boh., I. 32).

104Там же, 1, с.

105Выражение [i]зьрцало [/i]мы находим уже в Беседах папы Григория (Х-ХІ вв.).

106«Živ. st. Slov.», I, 158-161. Такие же зеркала имели кочевники V-VIIІ вв. в Венгрии.

107См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.

108Pseudocaes., Dialogi. 110 (Migne, Patr Gr. XXXVIII, 986). См. «Živ. st. Slov.», I, 165.

109См. «Živ. st. Slov.», I, 166.

110Там же, 169.

111Точка зрения Я.. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское [i]млеко [/i](от melko) было перенято от германского [i]melca, [/i]а слово [i]тварогъ [/i]было заимствовано опять-таки из какого-то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка (даже если бы эти слова действительно были заимствованы), нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер. отчасти и Брюкнер). [i]Млеко — [/i]это, по всей вероятности, древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово [i]тварогъ [/i]Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова [i]творити, [/i]то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил еще до него Г. Гей (см также С Младенов, Revue des Études slaves, IV, 1924. с. 195). Свою точку зрения Я. Пейскер изложил в следующих работах: Die älteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen, (Berlin, 1905, перепечатка из Vierteljahrschrift für Sozial und Wirtschaft Gesch., III, 1905); Neue Grundlagen der slav. Altertumskunde (Stuttgart, 1910), The expansion of Slaves (The Cambridge Medieval History, II, 1913). Сделанный мною подробный критический разбор комментария Пейскера можно найти в «Živ. st. Slov.», I, 167, III, 135, 146 и в моей статье в «Revue des Études slaves», II, 1922, с. 19

112Kosmas, I. 6. В том же источнике мы можем прочесть, что в Чехии ели сыр, прибавляя к нему небольшое количество тмина и лука (II. 27).

113Ibrâhîm (ed. Westberg), 59.

114«Živ. st. Slov.», I, 173 и W. Klinger, Jajko w zabobonie łudowym, Rozprawy akad. Krak, XLV, 1910.

115См. об этом в «Živ. st. Slov.», I, 168 170, 382, III, 136-161. Эти доказательства можно дополнить Бревновской грамотой от 993 года (выплата дани сыром) (Friedrich, Codex Bohem., I. 349) и грамотой Оттона I от 949 года, по которой славяне в Браниборе (Бранденбург) облагались данью поросятами, гусями и курами. В свою очередь, грамоты князя Генриха I (от XII века) также требуют цыплят от мекленбургских славян (Meckl. Urkundenbuch, I. 56, 84, 110, Codex Pomer., I. 20). то же требовалось и от франкских славян (Kętrzynski, О Słowiańach, 37 sl.).

116Оно скорее запрещало им употреблять сто. См. Ebbo, I. 12; Thietmar, IX (VIII), 2; письмо папы Захария, Mon. Germ. Epist., III, 370. Обе церкви запрещали также употребление крови.

117«Živ. st. Slov.». I, 175.

118См. свидетельства, приводимые в «Živ. st. Slov.», I, 178-181. Ибн Русте пишет в X в. о славянах следующее: «Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: „Господи, ты, который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии"» (А. Я. Гаркави, указ. соч., 265). О том, что больше всего сеялось просо, свидетельствует ряд известий. Просо наряду с рожью, пшеницей, ячменем и овсом засвидетельствовано также археологическими находками.

119Каша — древнее общеславянское слово. В XI в. на Руси появляется обрядовая каша, заимствованная вместе с ее названием из греческого ритуала ([i]коливо, кутья). [/i]См. «Živ. st. Slov.», І, 182. Обе употреблялись, главным образом на празднествах в честь умерших.

120См. Mansikka, Religion der Ostslaven, I. 184.

121Saxo Gram. (ed. Holder), 566; Kosmas, II. 14; «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 134.

122Такова за небольшими исключениями (Козловский, Педерсен, Младенов) обычная точка зрения лингвистов. «Živ. st. Slov.», I, 184.

123Лаврентьевская летопись, 125 (ПВЛ, I. 87). «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 150; Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц (1130-1156 гг.) Русская Историческая библиотека, VI. 32. Другие данные см. в «Živ. st. Slov.», I, 185.

124«Živ. st. Slov.», I, 187-189, 382. В «Заповеди св. отец» в качестве обычной пищи русских монахов XI века перечисляются: молоко, сыр, яйца, рыба, сочиво, горох с оливковым и маковым маслом и мясо к обеду или ужину (Е. Е. Голубинский, История русской церкви, I, II изд., 531, 532, [i]546). Сочиво [/i]в древней Руси являлось также собирательным названием всех стручковых. Польские отшельники питались овощами и только изредка хлебом. Рыбы и мяса они вообще не ели, а стручковые или пшено — только по праздникам (Kosmas, II. 26 под 1004 годом).

125Выращивание плодовых деревьев проникло в Германию также из Италии в период Римской империи. В капитулярии «De villis» Карла Великого от 812 года на плане монастыря св. Гавала от 820 года мы уже видели в садах все виды плодовых деревьев.

126Ibrâhîm (ed. Westberg), 59; Ebbo, Vitta Ottonis, III. 18. Ср. также название речки — [i]Орехова, [/i]в грамоте от 1181 года (Codex dipl. Saxon., I. 1. 342).

127Прибислав, князь вагров, в 1156 году устроил в честь епископа Гарольда пир, на котором подавалось 20 блюд (Helmold, I. 82).

128См. данные в «Živ. st. Slov.», I, 198-200. Соль была известна с древнейших времен всем индоевропейцам. Об этом свидетельствует и то, что соль является термином общим не только для славян, но и для всех индоевропейских народов: греч. — άλς, лат. — [i]sal, [/i]иран. — [i]salann, [/i]кимр. — [i]halan, [/i]гот. — [i]salt, [/i]древнерусск. — [i]sal, [/i]арм. — [i]ał, [/i]славянск. — [i]соль.[/i]

129Theoph. (ed. Boor), 278, Anastasius (ed. Boor), 171. Такие же подарки раздавал в 448 году варварским князьям в Венгрии и посланник Приска (Priskos, Pan., 8).

130О находках ножей и ложек и их формах см. более подробно «Živ. st. Slov.», I, 201, таб. VII.

131Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 86).

132Herbord, II. 41.

133А. Я. Гаркави, указ. соч., 101.

134Легенда Христиана (о св. Вацлаве), ed. Pekař, 135, 171; Anon. de conv. Bagoariorum et Carantanorum, 7.

135Название другого упомянутого там напитка, изготовлявшегося из ячменя (κάμος), появляется у балканских славян с X века (komina), однако славянское происхождение его весьма сомнительно.

136Mašûdî (Ibrâhîm. ed. Westberg, 60); Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 265); Персидский географ (4 ed. Туманского, 135); Kardîzî (ed. Bartold, 123).

137Лаврентьевская летопись, с. 56, 122, 123, 125. Русская Историческая библиотека, VI, 31, 32, 41, 50 и т. д., «Živ. st. Slov.», I, 209.

138Herbord, II. 1.

139О пчеловодстве у славян см. далее, в гл. VIII.

140Pausan., I. 32, 1.

141См. грамоты Оттона I от 949 года (Cod. Pomer., I. 20).

142Pastrnek, Věstnik Král. spol. nauk., 1903, 65.

143Другое древнее название [i]брага [/i]— braha скорее всего было заимствовано из кельтского языка («Živ. st. Slov.», I, 211). Okomině, см. выше, прим. 135.

144Лаврентьевская летопись под 996 годом, а позднее и более частые упоминания (ПВЛ, I, 86).

145В грамотах Опатовицкого и Вышеградского монастырей, датированных около 1073, 1088 годов; «Лаврентьевская летопись, с. 82 (под 985 годом — [i]хмель) [/i]и у Барбата (Rad., LXIII, 118).

146См. «Živ. st. Slov.», I, 212.

147А. Я.. Гаркави, указ. соч., 266. См. Revue des Études slaves, II. 32.

148Gac., Germ., 23; Caes., De bel. Gal., II. 15; IV. 2.

149Подробные подтверждения см. в «Živ. st. Slov.», I, 214-215. Впрочем, Козьма (1, 5) говорил о виноградниках в Чехии со времени Пржемысла и, таким образом, считал их весьма древними. См. об этом дальше, гл. VIII.

150Подтверждения см. в «Živ. st. Slov.», I, 216.

151А. Я.. Гаркави, указ. соч., 96. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I. 60).

152Канонические ответы митрополита Иоанна II (1080-1089). Русская Историческая библиотека, VI. 16.

153Helmold, I. 52; см. также главу VI.

154«Živ. st. Slov.», I, 218.

155Legenda Kristianova (ed. Pekař), 155, 184.

156«Živ. st. Slov.», 1, с.

157Thietmar, VIII. 3 (IX. 4).

158«Živ. st. Slov.», I, 219.

159Ibrâhîm (ed. Westberg), 59; Mas'ûdî (ed. Rozen), 57.

160«Živ. st. Slov.», I, 221; Mansikka, Religion, I, 188.

161В грамоте архиепископа Зальцбургского 802 года (Kos., Gradivo, II. 9).

162«Živ. st. Slov.», I, 221.

163Cit. A. Meitzen, Siedelung, II, 484.

164См. об этом исследовании С. Трояновича, Лапот и проклетиjе у Срба (Белград, 1898). Затем о традиции, существующей на Руси, см. в «Živ. st. Slov.», I, 222, и в статье, которую написал 3. Кузеля, «Етнограф. Збірникъ», 1912, 31-32.

165Theophylaktos, VI. 8. См. Ибн Русте (изд. Хвольсона), 31 и Гардизи (ed. Bartold), 123.

166Procop., III. 14.

стр.2003

1Dobrovský, Über die Begräbnissart der alten Slaven überhaupt und der Böhmen insbesondere (Abh. Ges. Wiss.. 1786, 333).

2См. Р. Вирхов, статья «Über Gräberfelder und Burgwälle der Niederlausitz und des überoderischen Gebietes» (Berl. Verh., 1872, 226).

3Подробности см. в «Živ. st. Slov.», I, 228 след.

4Bonifacius, Epist. (Jaffè, Monumenta Moguntiaca, 172); Kosmas, I. 12 (bustum Tyri); Thietmar, IX (VIII), 3; Anon., ed. Mai, Nova bibl. patrum, VI. 432; Mas'ûdî (А. Я. Гаркави, указ. соч., 136).

5Ибн Фадлан, ал-Истахри, ал-Балхи, Масуди, Ибн Хаукаль, Ибн Русте, Персидский географ, Гардизи, а позднее и некоторые другие. См. Гаркави, указ. соч., 111, 115, 129, 136, 193, 202, 221, 259, 264, 265, 276; Гардизи (ed. Bartold), 123; Персидский географ (ed. Туманского), 135; Лев Диакон, IX. 6. См. «Živ. st. Slov.», І, 230.

6Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I. 15).

7Ипатьевская летопись под 1252 годом; Dreger, Cod. Pomeraniae, dipl. № 191; Stryjkowski, Kronika polska XI (Warszawa, 1846, I, 386); Guaguini, De orig. Lith. (Historii Scriptores rer polon., II, 391), В русском переводе Малалы кто-то под 1252 годом также вписал упоминание о трупосожжениях в Литве (Mansikka, Religion, I. 69).

8См. «Capitulare Paderbornské» от 785 года, с. 7, 22.

9Римляне и греки перестали сжигать своих покойников в императорский период. В Ольвии, например, в этот период отмечен только [i]1% [/i]погребений[i] [/i]с трупосожжением. В римских провинциях на Дунае переход к простому захоронению падает на III—IV вв. Могилы в Черняхове (IV в.) означают переходный период.

10Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I. 89) и «Živ. st. Slov.», І, 244 след.

11Ebbo, I. 6; Kadłubek (Bielowski, Mon. Pol. hist., II. 182, 268). Об этом упо-минают гакже некоторые русские поучения, кроме того, существует специальное древнее поучение (до сих пор не издано) «Слово св. Дионисия о жалеющих».

12Ибн Русте, Масуди, Гардизи (Гаркави, 264, Rozen, [i]56 [/i]и Bartold, 123); Canaparius, Vita Adald., 2; Kadłubek (Biclowski, lok. cit.). Позднейшие свидетельства весьма многочисленны. См. «Živ. st. Slov.», I. 246 след. и Bugiel, Bulletin de la Société d'anthropologie, 1925, 122.

13Maurik., Strat, ХІД Leon, Tact., XVIII. 105; Thietmar, IX. 3; Bonifac. в 59 послании (Jaffé. Mon. Moguntiaca, 172).

14Ибн Русте, Истахри, Хаукаль, Балхи, Масуди, Персидский географ и др. См. А. Я. Гаркави, указ. соч., 125, 136, 193, 221, 265, 270, 276. Mas'ûdî (ed. Rozen), 55, 56; Персидский географ (ed. Туманского), 135; Leon Diacon, IX. 6. Подробности см. в «Živ. st. Slov.», І, 248-249.

15См. в словаре Якута слово [i]Rûs. [/i]Полный текст см. в «Živ. st. Slov.», І, 377.

16См. «Živ. st. Slov.», I. 254.

17«Živ. st. Slov.». І, 257-61. В этoм отношении также имется много археологических свидетельств (находки в могилах костей лошадей, собак и проч.).

18А. Я. Гаркави, указ. соч., 129.

19Я собрал их в «Živ. st. Slov.», І, 256.

20Лаврентьевская летопись, с. [i]55, [/i]и миниатюра жития Бориса и Глеба (Сильвестровский сборник). См. также описание Ибн Фадлана (А. Я. Гаркави, указ. соч., 96). Подробнее об этом обычае см. в «Živ. st. Slov.», І, 262 след.

21Подробности см. в «Živ. st. Slov.», I, 266.

22Так, в частности, полагает А. Котляревский в своем ценном и обширном исследовании «О погребальных обычаях языческих славян» (М., 1868). В настоящее время эта работа уже весьма устарела.

23«Živ. st. Slov.», I, 268.

24Лаврентьевская летопись, 128, 158, 181, 296 (ПВЛ, I. 89, 121, 196), Житие Бориса и Глеба (миниатюры).

25См. начало «Поучения князя Владимира Мономаха» (Лаврентьевская летопись, с. 232) и «Описание смерти монаха Феодосия» под 1074 годом (там же).

26«Živ. st. Slov.», I, 271. Об этом и предыдущем обычаях большое исследование написал проф. Д. Н. Анучин, Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда (М., 1890). См. по этому вопросу также работу Т. Волкова «Le traineau dans les rites funéraires de l'Ukraine» (Rev. des trad. pop., Paris, 1896). См. литературу в «Živ. st. Slov.», I, 269.

27«Živ. st. Slov.», I, 246, 274. Весь источник опубликован в исследовании А. Котляревского, Погребальные обычаи, 128. Что означает выражение «делати бдынъ», неясно, я истолковал бы его скорее всего как бдение и связанные с ним элегии над умершим. Ср. [i]«umrlči» [/i]ночи у чехов и [i]«puste» [/i]— ночи в Польше. («Živ. st. Slov.», I, 247).

28Kadłubek (Bielowski, Mon. Poloniae Hist., II. 268), Saxo (ed. Holder).

29«Živ. st. Slov.», I, 274.

30Там же, I, 278.

31Там же, I, 278-281. Д. Зеленин, «Живая старина», 1911, 410.

32См. «Slov. star.», II, 136.

33Iord., Get., 258.

34Подтверждения см. в «Živ. st. Slov.», I, 282.

35Ср. также пир князя Мужока в 593 году [Theophyl. Simoc., VI. 9; Theoph. (ed. Boor), 270], князя Измира [Saxo (ed. Holder), 276], см. «Živ. st. Slov.», І, 274, 275. В древней Руси засвидетельствован обычай опоражнивать чашу в честь умершего, а также в честь [i]рода и рожаниц [/i](«Živ. st. Slov.», І, 282).

36«Živ. st. Slov.», І, 281.

37Записал Шейн, Материалы, I. 2, 556, 569, 596. То же отмечает в XVI в. и Ян Менеций (Script. rer. livon., II. 391).

38О них упоминают Ибн Русте и Гардизи (А. Я.. Гаркави, указ. соч., 265, Bartold, 123).

39«Živ. st. Slov.», І, 291-292. Наиболее распространенными терминами среди славян являются [i]задушница, задушки [/i](от славянского [i]душа) [/i]и [i]помен, поминки [/i](от старославянского [i]мьнети). [/i]На Руси и на Балканах весьма распространен также термин [i]трапеза [/i]от греческого τράπεζα.

40«Živ. st. Slov.», I. с. и 294, 295. [i]Об [/i]относящихся сюда обычаях и их наименованиях см., в частности, исследование М. Мурко, «Das Grab als Tisch» в журнале «Wörter und Sachen», 1910, II.

41Впервые о радунице упоминается в IV Новгородской летописи под 1372 годом; русалии упоминаются уже в Киевской летописи под 1068 годом вместе со скоморохами и музыкой, а часто и в запретах и проповедях того времени («Živ. st. Slov.», І, 292, III, 54, 260).

42О русалиях см. исследование F. Miklosiche, Die Rusalien, Sietzungsber., Akad. in Wien, 1864; о радуницах — упомянутую работу М. Мурко (с. 144, 152). Более подробно см. дальше, в гл. VI.

43«Živ. st. Slov.», І, 296.

44«Živ. st. Slov.», I, 298-299. Обширные данные о погребальных пережитках собрал A. Fischer в работе «Zwyczaje pogrzebowe ludu polskiego», Львов, 1921.

45«Živ. st. Slov.», I, 299.

46Там же.

47В общем следует отметить, что из могил, относящихся к этому периоду, нам известны пока только славянские могилы западных и восточных земель, а также среднего Подунавья. На самом Балканском полуострове (за исключением Далмации) я пока не знаю ни одного значительного славянского могильника VI-Х вв., хотя история говорит нам, что славяне в тот период уже заселили Балканы. Могилы этого периода, несомненно, весьма бедны, и если их случайно и открывают, то они не привлекают к себе достаточного внимания.

48От тюрко-куманского термина k[i]urgan [/i](ср. и перс. [i]gurchäna), [/i]первоначально означавшего место, укрепленное рвом и валом, а позднее могилу с насыпью. См. «Živ. st. Slov.», I, 374. Славяне для обозначения этой насыпи имели наряду со словом [i]могила (mogyla) [/i]слово [i]гомила (gomila); [/i]см. Berneker, Etym. Wörterb., I. 326, II. 69; Miklosich, Etym. Wört., 199; «Živ. st. Slov.», I, 303.

49«Živ. st. Slov.», I, 307-308.

50Там же, I, 309.

51Там же, I, 313.

52Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I. 15).

53Ebbo, I. 12. В отличие от истолкования предложенного мною в «Živ. st. Slov.», I, 327, я полагаю теперь, что эти [i]fustes [/i]были, по всей вероятности, жердями и бревнами, положенными на курган, такими же, какие до сих пор кладут в Полесье (так называемые н[i]арубы).[/i]

54См. дальше гл. XII и «Živ. st. Slov.», I, 327-328; III, 654.

55Подробный обзор см. в «Živ st. Slov.», I, 332-350.

56Это название распространено и в Польше (в районе Познани и Куявы).

57Под 1092 годом в Киевской летописи имеется известие о том, что на Руси уже изготавливали и продавали гробы. Порой находят гробы, изготовленные из дуплистых выдолбленных деревьев. Иногда тела умерших, должно быть, покрывались также большой шкурой или куском материи, края которой колышками прикреплялись к земле. См. «Živ. st. Slov.», I, 353-354.

58См. «Živ st. Slov.», I, 359, 360. Обратная ориентация тела в могилах, ногами к западу, засвидетельствована лишь в некоторых областях северной и средней Руси (Федово). Ориентация тела с севера на юг засвидетельствована вплоть до конца IV века в северных римских провинциях. С того времени тела умерших укладывали в могилах головой на запад. Этот обычай христианство утвердило повсюду.

59«Živ. st. Slov.», I, 367.

60Д. Самоквасов, Могилы русской земли (М., 1908), 188 след.

61И. Хойновский, Краткие археол. сведения о предках славян и Руси (Киев, 1869), 118.

62См. Капитулярий Карла Великого от 785 г., более позднее в Чехии предписание Бржетислава I от 1039 г. и Бржетислава II от 1092 г. (Kosmas, II. 4; III. 1), у поморских славян — распоряжение епископа Оттона от 1125 г. (Ebbo, I. 12). Однако в России и на Балканах, несмотря на всяческие запрещения, захоронение умерших не на кладбищах сохранилось до последнего времени («Živ. st. Slov.», I, 370).

63«Živ st. Slov.», I, 369.

стр.2004

1Лаврентьевская летопись, 18, 23, 57 (ПВЛ, 156, [i]86, [/i]95, 97, 115). Сначала хазары брали дань с русских племен по белке, затем варяги — по черной кунице, древляне также платили Ольге дань мехами. То же было и в Польше (Długosz, cd. Przedziecki, I. 56), и у франкских славян (Kętrzyński, O Słowianach, 37), и у сербо-хорватов (Klaić, «Rad» sv. 157, 1904; Jireček, Gesch d. Serb., I. 151).

2Летопись под 945, 955, 1068, 1115 годами. То же мы читаем и о чешском и польском князьях в 1135 г. (Annales Pegavienses, Mon. Germ., Ser. XVI. 257).

3В чешских грамотах от 1046, 1057, 1088 гг. (pellifices albi et nigri, sutores mardurinarum pellium — koselug; см. Friedrich, Codex dipl., I. 56, 360, 384) и у Козьмы I. 5 (coriorum sutores), II. 11 (sutores pellium diversarum).

4Подробнее см. в «Živ. st. Slov.», I, 409. Термин для обозначения войлока (церковнославянское — [i]плъсть) [/i]также является древним общеславянским словом. Однако для периода до XIV в. ни литературными, ни археологическими данными его засвидетельствовать пока не удалось («Živ. st. Slov.», I, 411).

5Ср. греч. λίνον, латин. linum, иранск. lîn, кимр. lliain, бретон. lien, старонемецк. lîn, литовск. linai, славянск. [i]льнъ.[/i]

6Ibrâhîm (ed. Westberg), 54; Helmold, I. 12, 14, 38.

7Подтверждения см. в «Živ. st. Slov.», І, 409-410; III, 333 (libra lini, toppus lini) Славянское полотно, которым выплачивалась дань, чаще всего обозначалось терминами paltena, palta, phalta, а также выражениями pannus de lino, lodex lini.

8Изборник князя Святослава, «Житие Феодосия» Нестора и Летопись под 980 годом («Živ. st. Slov.», І, 410).

9«Živ. st. Slov.», І, 410-411.

10Herod., IV. 74.

11А. Г. Туманский. О неизвестном персидском географе. Зап. Boct. отд И. Р. арх. общ. Х. 135 и изд. В. Бартольда, 123.

12Название [i]hedváb, [/i]церковнославянское [i]годовабль, [/i]перенято от германского [i]godawebbi, gudawebi, [/i]в то время как [i]svila [/i]является местным названием («Živ. st. Slov.», І, 412-413). Другое славянское название, а именно [i]шелкъ [/i](с XII в.) скорее всего восточного происхождения.

13Nikeph., Breviarum. ed. Boor, 76; Лаврентьевская летопись, 31 (ПВЛ, I. 25).

14Mon germ. Script., XXIX. 314.

15«Živ st. Slov.», I, 412-417.

16Древними славянскими наименованиями для обозначения одежды, помимо других местных названии, были: [i]рухо, одежда, робы, порты [/i](«Živ. st. Slov.», I, 436).

17Fredegar, Chron., ІV. 68.

18Ebbo, II. 13; см. также, как в 1138 г. немецкая княжна Христина высмеивала польскую одежду (Boguchwał, II. 31; Bielowski, Mon. Polon. Hist., II. 519).

19Procop., Bell. Goth., III. 14.

20Гаркави, указ. соч., 93, 98. См. перевод проф. Р. Дворжака в «Živ. st. Slov.», I, 378

21Гаркави, указ. соч., 193, 221, 269; Гардизи (ed. Bartold), 123; Персидский географ (ed. Туманского), 135, 136; Ибрагим (cd. Westberg), 59. [i][Прим. чешcк. редакции: [/i]В «Manuel», II. 66-67 текст Нидерле переведен следующим образом: «Un chroniqueur très important, Ibrâhîm îbn Jakûb, observe seulement que les slaves portent des vêtements larges et que leurs pantalons sont étroits dans le bas». Однако y T. Ковальского «Relacja Ibrâhîma îbn Jakûba z podróży do krajów słowianskych w przekazie Al-Bekrîego» (Kraków), 1946, на с. 52 мы читаем: «Ubieraja się w szaty przestronne, tylko mankiety ich rękawów są obcisle» (они одеваются в свободные одежды, и только манжеты их рукавов узки). Таким образом, речь идет не о шароварах, а только о рукавах.

22См. «Ziv. st. Slov.», I, 424. Наиболее интересным среди них является известие так называемой Австрийской хроники начала XIV в., в которой рассказывается (стих 20020 след.), что князь Каринтии, вступая в княжение, согласно старой традиции, облекался в народные одежды. Этот наряд составляли серые шаровары из сукна, башмаки, прикрепленные ремешками; серая суконная куртка без воротника, с разрезами сзади и спереди, длиною до колен; затем серый плащ, изготовленный из целого куска, и на голове серая шапка с четырьмя цветными кистями (Mon. Germ., Deutsche Chroniken, V. 265).

23Adam, II. 18; Helmold, I. 1.

24Составлен по приказанию Эммы, жены Болислава II (967-999). Сейчас находится в Вольфенбюттеле.

25См. исследование проф. А. Матейчека в Památkách arch., 1915, 208.

26См. репродукцию и другие подробности в «Živ. st. Slov.», I, 430-432. Кодекс Гертруды хранится в Чивидале и написан был по заказу архиепископа Эгберта (977-993). К нему пришло несколько листов, написанных для польской княгини Гертруды, матери Ярополка. См. публикацию Г. Зауэрланда и Гаселоффа (Трир, 1901) и особенно серьезное исследование Н. Кондакова, Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. (Пб., 1906). Посвятительную миниатюру «Изборника» Святослава (рис. на с. 251) см. в «Древностях Российского государства», отд. IV, № 2. Другие отдельные изображения русских князей в традиционном праздничном одеянии представляют меньший интерес («Živ. st. Slov.», I, 430-433).

27Репродукция (также и цветная) из Венецианского псалтыря издавалась неоднократно. См. Ch. Diehl, Manuel d'art byz. (Paris, 1910), 376 и Labarte, Hist. des arts, Planches II, pl. LXXXV. Портрет из менология (рис. на с. 254) см. в «Živ. st. Slov.», I. Приложение IV

28См. о них далее, в гл. VI и XII.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных