Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Указатель географических и этнических названий 11 страница




7Saxo (ed. Holder), 276; Helmold, I. 87; Herbord, II. 23, 24. У Герборда, II. 21, упоминается: «Vratizlaus dux cum suo comitatu».

8См. «Annales Finhardi» под 819 годом.

9См. Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 266) и Гардизи (изд. Бартольда).

10См., например, Ипатьевскую летопись под 1146 г., Лаврентьевскую летопись под 1096 г.

11Const. Porph., De adm. imp., 31. У южных славян уже в VI в. были конные отряды, которые поступали также на службу в византийскую кавалерию (Рrосор., I. 27; Михаил Сириец, XI. 5; Ioan. Ephes., VI. 25).

12Конницу у чехов упоминает, например, «Ann. Fuldenses», 871 года; Lambert, 1075 года (Mon. Germ., V. 227); Kosmas, II. 35; у поляков Gallus, II. 28; III. 1; Thietmar, VII. 12 (VIII. 18), VII. 15 (VIII. 23). О балтийских и полабских славянах см. Vidukind, I. 36; Helmold, I. 36, II. 4; Ebbo, III. 5; Herbord, III. 2; Saxo (ed. Holder), 477, 564; Thietmar, III. 18 (II), «Ann. Corv.», 1114.

13Saxo (ed. Holder), 444, 477, 501, 608-609; Snorro, Hist., (Mon. Germ., XXIX, 345); Knytlmgasaga (ibid., 306).

14См. выше, с. 331-333.

15См. Adam Brem., IV. 6: «piratae quos illi wichingos (withingos) appellant».

16См. об этом подробнее в «Živ. st. Slov.», III, 486. Шафарик и Миклошич полагали, что оно произошло от vithungy (о последних см. у Zeusse, Deutschen, 312), Уленбек и Янко объяснили его происхождение от Vikingy. Я. Пейскер усматривает в них просто остатки викингов, славянизированных сербами («Beziehungen», 302, 302, 320). См. также статью Е. Шварца в «Zeitschrift für slav. Philologie», II, 104-116.

17См. Schwerin, Reallex. germ, alt., I, 140, «Zeitschrift f. deut. Kulturgesch.», III, 621.

18Chronicon paschale ad a. 623.

19См. Brückner, Rozpravy Akad. Krakow, XXXV, 1908, 308.

20Лаврентьевская летопись под 996 годом, а в хорватских документах (Řacki, Documenta, VII. 81, 82, 128, 144 и cл.); Jireček, Staat, I. 76.

21Это описывает подробно Маврикий в своем Стратегиконе, XI. 5. См. также Рrосор., II. 26, III. 22, 38, 40; Михаил Сириец, Х. 18; Miracula Sti Demetrii, ХII. 98, XIII. 111; Theophyl. (ed. Boor), 236, 247 и др.

22Helmold, II. 13; «Vita Hludovici», 32.

23См. Miklosich, Etym. Wörterbuch, 236. Родственно (возможно, даже заимствовано у готов?) немецкому Volk. В латинских источниках читаем agmen, cuneus, legio, acies.

24См. Лаврентьевская летопись под 1097 годом. Еще меньшим отрядом была [i]ecta [/i](Berneker, Etym. Wörterb., I, 152). См. Т. Korzon, Dzieje wojen etc. w Polsce, I. 36 (Krakov, 1912).

25См., например, Paulus Diacon, IV. 46, VI. 24; Лаврентьевская летопись под 980 годом.

26Theophyl. Sim., VII. 1-2, II; Theoph. (ed. Boor), 276; Лаврентьевская летопись под 907 и 1177 гг.

27Odznak — знак, эмблема — носил славянское название [i]прапоръ [/i](из [i]порпоръ) [/i]или издревле чужеземное название [i]chorogy, [/i]чешcк. [i]korúhev, [/i]заимствованное либо у готов (hrunga), либо, вероятнее всего, у тюрко-татар (horongo) (Miklosich, Etym. Wörterbuch, 89, 259; Berneker, Etym. Wörterbuch, I, 398). Древним русским термином является еще слово «стяг» (Miklosich, I, с. 323), но и он образован от скандинавского stang, stöng (Schrader, Reallexikon, 209).

28Helmold, I. 38; Thietmar, VIII. 64 (VII. 47); VІ. 16-18. См. также III. 18 (II). Конский хвост на половецком или русском знамени назывался [i]челка, чолка [/i](Лаврентьевская летопись, 342).

29О том, каким был славянский строй, нет достоверных сообщений, но, по всей видимости, сначала он не имел клинообразной формы, которую применяли древние германцы (см. Tac, Germ., 6: acies per cuneos instruitor) и которую Шрадор считает древней индоевропейской формой (Reallexikon, 351); вероятно, это был широкий ровный фронт в один либо два ряда. Только начиная с XII в. мы встречаем намеки и на клинообразную форму строя (cuneus) у славян (Helmold, I. 38; Ebbo, III. 5; Gallus, III. 1; Kosmas, I. 12), хотя они и не безусловны, так как возможно, что здесь слово cuneus употребляется просто вместо agmen.

30Thietmar, VIII. 16 (IX. 31).

31Kosmas, Chron., I. 10. Другие примеры поднятия знамен см. в «Živ. st. Slov.», III. 503.

32Thietmar, VI. 10 (8), VII. 13, 44[i]; [/i]Лаврентьевская летопись, 212 (1093). О нападении венгерских стрелков см. Regino под 889 г. (Mon. Germ., SS. I. 600).

33«Legenda Kristiánova» (ed. Pekař), 167, 193; Wippo, Vita Chounradi, 33 (1034 год), Saxo Gram. (ed. Holder), 83; Лаврентьевская летопись под 993 и 1022 годами (cc. 120, 143). О поединках русских см. также сообщение Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 269).

34Рrосор., III. 38; Пасхальная хроника под 623, 626 годами. Georgios Pisides, Bell. Avar., 220; Nikeph., Brev., 20 (ed. Boor, 17); Theoph. (ed. Boor), 487; Anon. (Mai Nova bibl., VI. 428); Miracula Sti Demetrii, XIV. 125, 138, 139, 141; Const. Porph., De adm. imp., 32; Лаврентьевская летопись под 988 и 1077 гг.; Arnold, Chron., II. 19, 22; Thietmar, VII. 44; Gallus, II. 44, III. 26. Кроме того, см. в «Živ. st. Slov.», III, 504. Самое подробное сообщение об этих приспособлениях имеется у неизвестного византийского автора, описывающего бои Крума в 814 г. (Scriptor incertus, ed. Bonn, 347); см. толкование Златарского в его «Истории Болгарии» (I. 415), а также у неизвестного автора легенды о св. Димитрии в нескольких местах его сочинения (см. Tougard, Histoire profane, Paris, 1874, 103, 105, 111, 133 и 167-171).

35Const. Porph., De adm. imp., 13.

36Лаврентьевская летопись, 57.

37Ипатьевский список, 1184 г.; Slovo (ed. Erben), 5. По этому вопросу см. статью П. Мелиоранского в «Изв. отд. русск. языка и слов.», 1922, VII, 2, 297.

38См. примеры в «Živ. st. Slov.», III, 511.

39Iord., Get., 119, quamvis armis despecti sed numerositate pollentes.

40Const. Porph., De adm. imp., 29.

41Procop., B. G., III. 14; Maurik., Strat, XI. 5; Leon. Tact., XVIII; Ioan. Ephes. (ed. Schönfeld), VI. 25, Михаил Сириец (ed. Chabot), X. 18; Paul. Diacon, VI. 24; Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 266); Kardîzî (ed. Bartold), 123; Fontes rer. boh., I, 140.

42О севере см. сообщение Титмара, VI. 22 (16).

43Эти сообщения собраны в «Živ. st. Slov.», III. 522.

44«Таганча» (Хойновский, Краткие археол. сведения о предках славян и Руси, Киев, 1896, 122, табл. X), «Колин» (Pič, «Památky archaeologické», XV. 715).

45Сводных трудов о древнем славянском вооружении нет. Славянский материал собрали частично Č. Zibrt, «Dějiny kroje v zemich českỹch», I (Praha, 1892) и П. Савваитов, «Описание старинных русских утварей», СПб., 1896. Но это главным образом материал более позднего времени. Сочинение А. Висковатова «Историч. описание одежды и вооружения российских войск» было мне недоступно.

46Berneker, Etym. Wörterb., II. 29. тот же термин перешел также к финнам (miekka) и к литовцам (meczus).

47У Ибн Хордадбе и неизвестного Персидского географа имеется сообщение, что мечи вывозились из Киева. См. выше, с. 386.

48Более всего они встречаются в Венгрии, где, как объясняет Гампель, они развились из изогнутых сабель под влиянием франкских мечей (Hampel, Alterthümer, І, 188, 193, 197). Слово [i]палаш [/i]произошло из турецк. pala, слово kord, в церковнославянск. [i]коръда [/i]— из иранского языка (Miklosich, Etym. Wörterbuch, 230; Berneker, Etym. Wörterbuch, І, 569).

49Упоминается в славянских текстах начиная с древнейшей эпохи. В Киевской летописи встречается в древнейших текстах (Лаврентьевская летопись, 16).

50Лаврентьевская летопись под 968 годом.

51См. Hampel, Alterth., I, 194 и cл.

52«Vita Altmanni Pataviensis» (Mon. Germ., Ser. XII, 229), Christian (ed. Pekař), 155; «Слово о полку Игореве» (ed. Эрбен), 7. Ножи носили в сапогах, и назывались они засапожники.

53Paul. Diacon, VI. 24.

54H. Кондаков и И. Толстой, Русские древности в памятниках искусства, VI. 87.

55Berneker, Etym. Wörterbuch, I. 73, 134; Miklosich, Etymologisches Wörterb., 19, 359. См. также статью St. Mladenova в «Revue des Études slaves», IV, 1924, 193.

56Слово [i]стрела [/i]германского происхождения, древневерхненемецк. sträla, и древнее. Слово [i]шипъ [/i]обозначало первоначально шип на дикой розе, затем наконечник стрелы. О терминах см. Miklosich, Etym. Wörterbuch, 165, 325, 340; Berneker, Etym. Wörterb., I, 739.

57Целый лук нашел H. Репников на городище Старая Ладога, но вряд ли этот лук славянский (см. «Rukovět slov. Star.», I, 381).

58Ср. Lindenschmit, Handbuch, 151.

59См. Minns, Scythians, 54-55, 61, 67, 78, 96, 197, 200-201; Dienlafoy, L'art, V, 103; Я. И. Смирнов, Восточное серебро, табл. 23, 28-33 и т. д.

60Maurik., Strat., XI. 5; Leon., Tact., XVIII; Arnold, I. 3; Theriaka (h¹ θηριακh¹) была противоядием, составленным из различных лекарств и ядов.

61Для обозначения футляра для стрел древние русские приняли также тюркский термин [i]колчан [/i](Berneker, Etym. Wörterb., I. 543; Miklosich, Etymologisches Wörterb., 123), а впоследствии для всего гарнитура монгольское название [i]sadak [/i]или [i]sagadak.[/i]

62Miracula Sti Demetrii (Tougard, Hist. prof., 175, 179).

63Jubinal, Tapisseries, табл. 4.

64Miklosich, Etym. Wörterb., 259.

65См. Berneker, Etym. Wörterb., I. 90; Miklosich, Etym. Wörterb., 23. Засвидетельствовано в источниках начиная с X в.; в Киевской летописи — впервые в 968 г. (броня). Однако нем. brunja произошло от галльского bruinne — грудь (ир.).

66Например, в курганах у Чернигова, у Гнездова, у Велебиц около Новгорода, в Таганче (см. рис. на с. 421). Кроме того, в эту эпоху (Х-ХІ вв.) Ибрагим ибн Якуб также засвидетельствовал наличие защищенных панцирями воинов в войске польского Мечислава, Галл — в войске Болеслава (см. выше, с. 406); легенда о Христиане тоже сообщает о чехах, а Ибн Русте упоминает о великолепных панцирях у славянских князей (Гаркави, указ. соч., 266).

67См. описание в «Památkách arch.», XIX. 79, затем в «Soupisu památek», II, святовитский клад (Прага, 1903), и в статье A. Matějčka, «Žbraň sv. Václava» в Вестнике Чешской академии наук, 1916, 246 след.

68См. Hoffiler, Oprema rimskog vojnika, Vjesnik hrv. arch. družstva 1912, 16.

69W. Rose, Röm. germ. Panzerhemden, Zs. f. hist. Waffenkunde, IV, I, и A. Matějčk, I, 259.

70Miklosich, Etymolog. Wörterbuch, 338. Встречается в памятниках X в. Но, кроме того, у славян уже в XII в. было славянское название (налобник) [i]prilbica [/i]и еще позднее — [i]шишак [/i](Miklosich, I, 340).

71См. примеры в «Živ. st. Slov.», III, 573.

72См. описание в трудах, указанных выше, в прим. 67. Среди русского материала, конечно, более позднего времени, конца XII — начала XIII в., имеется шлем князя Ярослава Всеволодовича с русской надписью, потерянный им во время бегства с поля боя в 1216 г. См. Н. Кондаков и И. Толстой, Русские древности в памятниках искусства, VI. 86, и Древности. Pocc. государства, III. 4.

73Уже Тацит, Germ., 46, говорит о венедо-славянах, что они применяли щит так же, как и германцы, затем на щит у славян в VI в. указывает Прокопий, III. 14; кроме того, см. Maurik., XI. 5 и Leon, XVIII.

74Gallus (Mon. Pol. Hist., I. 404).

75Friedrich, Codex Boh., I. 375.

76См., например, фрески в зноемской часовне (Matějček, Jahrbuch Kunsthist. Inst., 1916, Taf. 3-5) и печати XII в. (Zibrt, Dejiny kroje, [i]66, [/i]121). Один щит X в., остатки которого найдены в Гнездове (норманский?), покрыт красной краской, но имеет круглую форму, которая была древней германской формой (Lindenschmit, Handbuch, 240).

77Kosmas, II. 8 под 1040 годом (Fontes rer. boh., II. 80).

78В России в погребении у Гнездова и в окрестностях Великого Новгорода и Петрограда, кроме того, в Литве и в Венгрии около Хоргоша (стол. Csongrád) (славянское?).

79В одной из могил у Чернигова (Д. Самоквасов, Могилы русской земли, 194). Несколько больше было найдено в могилах кочевников, например, около Россавы (ibid., 223 и cл.).

80(В Man. II. 294 указано, что оттуда произошло также немецкое Sattel), Miklosich, Etym. Wörterbuch, 289; Срезневский, Материалы... III. 323.

81Лаврентьевская летопись под 964 годом, Annales Fuld., 871; Ibrâhîm (ed. Westberg), 53. Прежде всего, Прага в X в. была известна производством седел и УДИЛ.

82В «Слове о полку Игореве» и других источниках (Срезневский, Материалы... 1. с).

83См. документы в «Živ. st. Slov.», III, 591.

84К вопросу об истории стремени вообще см. Schlieben, Gesch. des Steigbügels (Nassauer Annalen, 1892) и R. Forrer, P. Zschille, Der Steigbügel, Berlin, 1896.

85Miklosich, Etym. Wörterbuch, 325.

86R. Forrer, P. Zschille, Der Sporn in seiner Formenentwickelung, Berlin, 1899; M. Jahn, Der Reitersporn, Würzburg, 1921. См. также статью Л.. Нидерле в «Pam. arch.», 1915, 196.

87Miklosich, Et. Wörterb., 227. Термин общеславянский, но древние письменные доказательства мне не известны. Наряду с этим в древнеболгарском языке мы встречаем [i]pętno.[/i]

88По вопросу об истории узды см. R. Forrer, P. Zschille, Die Pferdetrense in ihrer Formenentwickelung, Berlin, 1893. Остальную литературу см. в «Živ. st. Slov.», III, 599.

89Срезневский, 1. c, III. 1169 (в летописи конь с уздою упоминается впервые под 968 годом); Asbóth, Archiv für slaw. Phil., XXV. 569.

90Minns, Scythians, 75; Ханенко, Древности, II, табл. 14 и cл.; 40 и cл.; 48[i] [/i]и cл.

91Ibrâhîm (ed. Westberg), 53.

92«Vita Sti Adalberti», auct. Canapario, 8.

93Jacobi, Saalburg, I. 522.

94Miklosich, Et. Wörterb., 153; Berneker, Etym. Wörterb., I, 593.

95«Стояше Володимеръ обрывая на Дорогожичи... и есть ровъ и до сего дне», — говорит Киевский летописец под 980 годом (Лаврентьевская летопись, 76).

96Таковыми были, вероятно, limes sorabicus и limes saxonicus, которые Карл Великий в 805 и 808 гг. приказал соорудить на германо-славянской границе (см. «Rukovět slov. star.», III, 108), также были ограждены болгарская и хазарская империи (Гаркави, указ. соч., 126; см. Rosteh, Marquait, Streifzüge, 28). См. Златарский, Ист. на българ. дър., I. 152.

97См. грамоту епископа Брунова к Индржиху II (Bielowski, Mon. Polon. Hist., I. 225) и Лаврентьевская летопись под 1093 годом, 212. Сюда относится целый ряд длинных валов в южной России, Галиции, Добрудже, Силезии, в частности так называемые валы в окрестностях Киева и Сквиры по направлению к Днестру.

98Berneker, Etym. Wörterbuch, I. 230. Засвидетельствовано в самой древней части Киевской летописи (Лаврентьевская летопись, 9).

99См. выше, с. 342-343 и «Živ. st. Slov.», III, 20.

100Z. Dolęga Chodakowski, O Słowiańszczyznie przed chrzešcianstwiem (Krakow, 1835) и позднее К. Szulc, Budowle i usypaliska Słowian pogańskich (Poznaň, 1863). Дальнейшие литературные подробности см. в «Živ. st. Slov.», III, 610.

101См. сочинение «Древние города России», Киев, 1873, и более позднее — «Северянская земля и северяне по городищам и могилам» (М., 1908), I. 46.

102Из таких важных центров возникли исторические укрепленные города, целый ряд их известен начальной славянской истории. Среди них в качестве известного городища в исторических сообщениях упоминается [i]Девин [/i]на месте слияния Моравы с Дунаем около современной Братиславы (сообщения 855, 864 гг.), с которым связан также вопрос моравского [i]Велеграда [/i](см. об этом в «Živ. st. Slov.», III, 615), затем [i]Вилиград [/i]в Мекленбурге, упомянутый Ибрагимом (ed. Westberg), 15, 155, [i]Ретра [/i]в земле ратаров [Dětmar, VI. 23 (17); Adam, II. 18] и [i]Белгород, [/i]построенный Владимиром в 991 г. приблизительно в десяти верстах от Киева у современной Белгородки (Лаврентьевская летопись, 119) и др. О Ретре и Белгороде см. ниже.

103См., что пишет о сооружении городищ Гардизи (ed. Bartold, 123) и о их цели — Гельмольд, II. 13 (см. также I. 62).

104Литература о славянских городищах обширна, но обобщающего исследования о них нет; имеются лишь работы по отдельным небольшим областям. См. перечень литературы в «Ziv. st. Slov.», III, 614.

105Древними русскими терминами для внутреннего града являются [i]дънешьний городъ [/i]или [i]дътиньцъ, [/i]для внешнего — [i]окольный город [/i](Срезневский, Материалы... I, с. I, 556), или также [i]приградъ [/i](там же, II, 1396).

106Ibrâhîm (ed. Westberg), 52. Подобными городищами были на севере Любица, Плун, Щетин и Ретра, в Чехии хорошо исследована Любица, в Венгрии — Моосбург.

107Лаврентьевская летопись, под 988 годом. Общеслав. [i]вал [/i]заимствовано из кельтского языка (Шахматов) или из германского (Фасмер).

108К. Schuchhardt, Praeh. Zeitschrift, І, 209; B. B. Хвойко, «Древние обитатели среднего Приднепровья», 76.

109Ann. Einhardi, 820, 821.

110Kosmas, І, 19.

111Ebbo, III, 15. Современник Герборд говорит об известном Руяне: «urbes ibi et castra sine muro et turribus ligno tantum et fossatis muratae» (III. 30).

112III Новгородская летопись (Полное собрание русских летописей, III. 211).

113Schuchhardt, I. с; Хвойко, 1. с.

114Saxo (ed. Holder), 444, 564, 569-570, 599, 671.

115См. образцы в труде A. Olearius, Vermehrte Moscowitische und Persianische Reisebeschreibung (Schleswig, 1661). H. B. Султанов, Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири, см. в «Изв. арх. комм.», СПб., 1907, в. 24.

116Schuchhardt, Rethra auf dem Schlossberge bei Feldberg (Sitzungsber. Berl. akademie, XXIII, 1923, 215).

117Helmold, I. 56.

стр.2012

1См. выше, с. 261-262.

2Лаврентьевская летопись под 945 и 980 годами. См. выше, с. 285-286.

3См. о них выше, с. 286.

4Herbord, II. 24. См. выше, с. 286.

5См. о них выше, с. 285 и cл.

6Saxo (ed. Holder), 264. См. текст в «Živ. st. Slov.», II, 289.

7Thietmar, VI. 23; Herbord, II. 32.

8См. примеры в «Živ. st. Slov.», II, 193 и cл.

9Ebbo, III. 9; Saxo (ed. Holder), 577.

10Herbord, II. 32 (mirabili cultu et artificio construeta fuit). О контине см. выше, с. 285.

11См. «Živ. st. Slov.», I, 716, 725.

12См. Материалы для болгарских древностей Абоба-Плиска (Известия Русского археолог. института в Константинополе, София, 1905, X). Точка зрения профессора Филова мне известна лишь из статьи в журнале «La Bulgarie», 6 декабря 1923 г.

13Так, хорватский князь Людевит вызвал в 820 году каменщиков из Града, в 850 году паннонский князь Прибина вызвал каменщиков из Зальцбурга, чешский князь Вацлав в начале X века — из Ржезна или Зальцбурга, а в 989 году Владимир вызвал каменщиков из Царьграда (Annales Einhardi, 820, 821; Conversio Bag. et Carant. 11; Legenda Oportet (ed. Pekař), 403; Лаврентьевская летопись, 119).

14Ioan. Ephes. (ed. Shönfeld.), 254.

15См. соответствующие слова в словарях Миклошича, Бернекера и Срезневского.

16Helmold, I. 52 («ydola quibus agri et oppida redundabant»).

17См., что говорит Титмар, VI. 25 (18): «Quot regiones sunt in his pertibus tot templa habentur et simulacra deorum coluntur».

18«Živ. st. Slov.», II, 198.

19Demetrykiewicz Wł., Bulletin Acad. Krak., XV, 1910, 7; Brückner Α., Kwartałnik histor, XIII. 85, Encyclopedja polska, IV. 2, 166. К этой точке зрения присоединился также V. J., Mansikka («Religion der Ostslaven», Helsingfors, 1922, I. 9).

20Литература о каменных бабах обширна, но лишь до 1871 года она обобщена графом А. Уваровым в труде «Сведения о каменных бабах» (Труды I арх. съезда, II. 501; Сборник. Труды графа Уварова, Москва, 1910, II. 200). Статьи, вышедшие позднее, разбросаны во многих журналах и сборниках, и мне неизвестно, были ли они собраны в последнее время. См. литературу в «Živ. st. Slov.», III, 654, и подробное резюме результатов.

21См. о них «Živ. st. Slov.», II, 199; III, 659.

22«Wiadomości archeologiczne», VI (1921), 98.

23См. «Živ. st. Slov.», III, 663 и cл.

24О первом появлении мастеров золотых дел в исторических сообщениях см. выше, с. 369.

25См. «Živ. st. Slov.», III, 671 и cл.

26См. выше, с. 261-262, 369.

27См. выше, с. 385. Это северное влияние способствовало появлению грубых имитаций украшений, встречающихся в значительном количестве на севере России.

28См. выше, с. 375.

29См. подробно обо всем этом в «Živ. st. Slov.», I, 592 и cл., и здесь, на с. 267 и cл.

30О популярности этой филиграни свидетельствует, в частности, распространенность арабских кладов с этим серебром среди всего северного славянства и до Одера (см. выше, с. 385-386).

31См. Лаврентьевскую летопись под 988, 989 годами, а также здесь, на с. 438.

32Киево-Печерский патерик, IV, 13; Réau, L'art russe, 198.

33H. Кондаков, Русские клады, СПб., 1896, 1, и «Русские древности в памятниках исскуства», V. 6, 10, 101 и cл.

34См. «Živ. st. Slov.», I, 645, III, 242. См. также «Известия българ. арх. общ.», VII, 114.

35См. рис. на с. 271.

36В. Хвойко, «Древние обитатели среднего Преднепровья...», 71, «Изв. арх. ком.», II, Приложение 30.

37Thomas, Hist. salonit., XVI.

38Свадебная песня упоминается в Поучении Владимира Мономаха 1096 года (Лаврентьевская летопись, 244).

39Ermenricus Augiensis (Mon. Germ., II. 101).

40В славянских текстах имеется для пения общепринятый древний термин [i]peti (пение, песнь), [/i]для танца с песней — термин plęsati ([i]плясать), [/i]и для уяснения силы характера славянского народа интересно то, что слово [i]плясать [/i]является одним из немногих слов, заимствованных у славян германцами (см. готск. plinsjan — o¸ρχεiÍσθοα в библии Ульфилы).

41Лаврентьевская летопись, 166.

42Когда-то это попытался сделать Л.. Риттер из Риттерсберга (Myšlenky o slov. zpěvu. Литер. прилож. к «Věnci», Praha, 1843; Pravlast slov. zpěvu, Čas. Ces. Musea, 1846), но без достаточного материала. См. J. Horák, Národ. vestnik, XV, 143.

43«Слово» (ed. Erben), 1 и cл. Также в других источниках (см. Полн. собр. русских летописей, II, 180, 187) упоминается о подобных песнях на княжеских пиршествах. См. прежде всего В. Ягич, Gradja za slov. nar. poeziju (Rad. XXXVII, 77) и E. Аничков, Язычество и древняя Русь, 184, 192, 205 и cл.

44Собранную литературу о древних славянских музыкальных инструментах см. в моей статье «Počatky slowanské hudby» в «Вестнике этнографии» (Прага, 1914, 49, примечание 41) и данную в «Živ. st. Slov.», III, 707.

45В те времена на княжеских дворах было уже, конечно, много музыкантов и самых различных музыкальных инструментов, занесенных с чужбины. Такую музыкальную сценку наглядно изображает фреска, нарисованная византийскими умельцами на лестнице храма св. Софии в Киеве (рис. на с. 447), где мы видим, помимо двух плясунов, еще музыкантов, играющих на флейте, свирели, лютне, арфе (псалтерион) и тарелках.

46Theoph., VI. 2.

47Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 265); Гардизи (ed. Bartold), 123; неизвестный Персидский географ (ed. Туманского), 121; Al. Bekrî (ed. Rozen), [i]55; [/i]Ибн Фадлан (Гаркави, указ. соч., 98).

48Изд. Лаврова, 9, 32.

49Zíbrt, Dějiny tance, (Praha, 1895), 36, 38.

50Изд. Соболевского (Киев, 1904), 8.

51Подробнее об этих и рассмотренных ниже инструментах см. в уже указанной моей статье и в «Živ. st. Slov.», III, 726.

52Kuhač, Rad. jugosl. akad., XXXVIII, 41, 53; Троянович, Музыкальные инструменты, 9.

53См. более подробные доказательства в «Věstniku národop.», 10, 61, 64, 70-72.

54Красочную историю их см. у А. Фаминцына, Скоморохи на Руси, СПб., 1889; Веселовский, Разыскания, VII. Таких византийских скоморохов см. на приведенной выше фреске Софийского храма в Киеве (рис. на с. 447).

55Thietmar, VI. 23 (17).

56См. летописное сообщение о договорах Олега и Игоря с греками (Лаврентьевская летопись), а также об Евангелии и Псалтыре, написанных русскими письменами и найденных Константином в Корсуне ок. 863 года (Легенда о Константине, ed. Pastrnek, Dějiny sv. apoštolů, 52, 174). Сюда, очевидно, относится и сообщение Ибн ан-Надима от 987 года о русских письменах, резанных по дереву (Гаркави, указ. соч., 240).

57Впервые предполагаемые славянские руны появились из поддельных славянских идолах из Приллвитца (Prillwitz, см. выше, с. 325), опубликованных в 1771 году. Другой известной подделкой являются два камня из Микоржина в Познани с изображением бога Прова и лошади, а также Краковский медальон с рунами. Подробнее см. у Ягича и новые дополнения в «Živ. st. Slov.», III, 736.

58Jagič, Zur slav. Runenfrage, Archiv f. sl. Philologie, 1881, V. 193. Вопрос о рунах у славян (Энциклопедия славянской филологии, III, 1, 1911). Главными защитниками славянских рун были (наряду со Срезневским, Шафариком, Воцелом, Крашевским, Е. Богуславским и Ганушем) Leciejewski J., Runy I runiczne pomniki słow. (Lvov, 1906) и Piekosiński Fr., Kamienie Mikorzynskie (Krakov, 1896).

59Ф. И. Буслаев, Русская хрестоматия, 425; Ягич в «Энциклопедии славянской философии», III. 25.

60Название rabuš загадочно. Раньше оно считалось славянским, но в настоящее время полагают, что оно послужило образцом для венгерского rovaš, хотя и тут объяснение славянских форм с «b» представляется трудным (см. Jagič, с. 26, где имеется также литература). На западе России и у соседних финнов и латышей существует подобный [i]рабуш, [/i]называемый birka, финск. pirkka, латышcк. pirk, известный и в Скандинавии.

61О миссии обоих апостолов см. Pastrnek, Dĕjiny slov. apoštolů Cyrilla a Methoda, Прага, 1902.

62Наиболее полный обзор и критическое изложение всего вопроса дал недавно В. Ягич в статье «О письме глаголицей» в «Энциклопедии славянской филологии», III. 51 и cл.

63Вопрос о возникновении глаголицы спорен. По мнению Ягича, она была очень остроумно составлена на основе греческого курсива из 38 букв так, чтобы могло быть уловлено тонкое различие славянских звуков. Самой древней надписью кириллицей является надпись императора Самуила 993 года (Archiv. f. sl. Phil., XXI, 543).

64Срезневский, Материалы... I, col. 192.

65См. Berneker, Etym. Wörterb. I. 664 (ассир. [i]kunukku [/i]— печать). В последнее время об этом писал J. Mikkola в «Mémoires de la Société finno-ougrienne», 1924, LII. 187.

66Сравни, в частности, общие термины для тысяч: в готск. thúsundi, в прасл. tysęšta, в древнепрусск. tûsimtons, в литовск. túkstantis (Schrader, Reallex., 967).

67См. «Živ. st. Slov.», 742, и Janko, Pravěk, 123.

68J. Schmidt, Die Urheimat der Indogermanen und das europ. Zahlsystem, Berlin, 1890.

69См. выше, с. 385.

70Ягич, Энц. слав. фил., ІІІ. 29.

71Срезневский, Материалы..., ІІІ. 1522.

72Schrader, Reallex., 389, 394, 547, 841, 844, 976 и cл.

73Janko, Pravek, 125-126.

74Но наряду со словом mšsęcь для обозначения месяца на небе у славян употреблялось слово [i]луна.[/i]

75О славянской номенклатуре месяцев см. главным образом: труд Fr. Miklosich, Die slavischen Monatsnamen, Denkschriften d. Akad., XVII, Wien, 1868. Там же и более старая литература. Важной работой о древнерусском исчислении времени является работа Дм. Прозоровского, О славяно-русском дохрист. счислении времени. Труды VIII арх. съезда, III. 200.

76Herbord (II. 17) сообщает, что когда епископ Оттон Бамберский крестил в Щетине, он учил славянский народ «о неделе, субботе, о разделении месяцев и составлении всего христианского года».

77То, что в языческий период не был известен счет на семь дней и неизвестна была неделя — день отдыха, видно из сообщения Герборда о том, что поморянские славяне не могли понять, почему в неделю нельзя работать (Herbord, III. 29).

78См. об этом интересный труд: Р. Skok, «La semaine slav.» в «Revue des Études slaves», V (1925), 14-23, и дополнительное примечание H. Дурнова там же, VI (1926), 107-108.

79Согласно древним легендам о св. Вацлаве (Fontes rer. boh., I. 128, 149, 183) и Христиану (ed. Pekař), 178.

80Лаврентьевская летопись под 988 годом. См. А. Wanczura, Charakter pierwszej szkoły kijowskiej Włodzimierza Wielkiego, Lvov, 1913.

стр.2013

1Шлецер (Nestor, Russ. Annalen, 1, 33 и cл.) основывался главным образом на начале Киевской летописи, издателем которой он был, где летописец говорит о некоторых русских племенах, что они жили в лесах как звери (Лаврентьевская летопись, 12). См. также описание чехов у летописца Козьмы Пражского (I. 3), о балтийских славянах у Герборда (III. 30).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных