Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Два раскола Норвежской рабочей партии. Образование Коммунистической партии Норвегии и ее деятельность в 20-х годах




Норвежское рабочее движение выступало в 20-е годы под революционными лозунгами, ведя активную борьбу за жизненные интересы трудящихся, усиливая давление на позиции буржуазии. Съезды НРП в 1919 и 1920 гг. и конгресс ЦОПН в 1920 г., на котором также впервые победило революционное крыло, высказались за "диктатуру рабочего класса, советскую систему и массовые действия". Рабочая партия послала своих представителей на II конгресс Коминтерна. Революционный курс нового руководства НРП встречал сопротивление правого крыла партии, что привело к ее первому расколу. В конце 1920 г. из партии вышли возглавляемые Андерсом Буэном и Магнусом Нильсеном правые социал-демократы. В начале 1921 г. они оформились в Социал-демократическую рабочую партию Норвегии. Состоявшийся в марте того же года 25-й съезд НРП принял "21 условие приема в Коминтерн", хотя и (по договоренности с руководством Коминтерна) сопроводил это принятие рядом существенных оговорок36. Принятие "21 условия" явилось крупной победой коммунистического авангарда НРП. Напомним, что "21 условие" было утверждено II конгрессом Коминтерна в 1920 г. Главными среди этих условий были принципиальное признание диктатуры пролетариата, полный разрыв с реформистами и центристами, сочетание легальных и нелегальных приемов борьбы, принцип демократического централизма в партийной жизни, безусловная верность пролетарскому интернационализму.

В составе Коммунистического Интернационала НРП оказалась (относительно численности своего рабочего класса) самой крупной фракцией после РКП (б). Ее боевой дух, революционный энтузиазм, солидарность с пролетариатом Советской России привлекали внимание В. И. Ленина, не раз, как известно, выступавшего в печати по разным вопросам норвежской политической жизни. В 1920 г. он дважды давал интервью деятелям НРП. Ленин оптимистически оценивал перспективы прогрессивных преобразований в Норвегии. Он полагал, что социалистическая революция в Норвегии, как и в других странах Западной Европы, когда время для нее настанет, "совершится легче, чем у нас"37. Ленин высоко оценил деятельность Норвежской рабочей партии в пору ее пребывания в составе Коминтерна38.

Революционная НРП поставила, таким образом, своей конечной целью установление власти рабочего класса в форме республики советов и социалистическое преобразование общества. Вместе с тем партия вела борьбу за решение назревших общедемократических задач, за удовлетворение неотложных нужд трудящихся.

Однако деятельность НРП осложнялась неутихающей внутрипартийной дискуссией, обострившейся после смерти председателя партии Греппа (февраль 1922 г.). Сторонники центристов Транмеля и Лиана начали кампанию против Исполкома Коминтерна, возражая против его требования централизации и дисциплины, а также против партийного руководства профсоюзами. Транмелевцы отстаивали принцип коллективного членства в партии, выступали против проведения антирелигиозной кампании, против тактики единого фронта и лозунга рабоче-крестьянского правительства. Разногласия коснулись и Союза молодежи, где против линии Коминтерна выступали транмелевцы, возглавляемые Хоконом Мейером. К центристам примкнул и социалистический студенческий кружок "Мут даг" ("К свету") адвоката Э. Фалька, издававший одноименный журнал. Линию Исполкома Коминтерна с воодушевлением защищали наиболее сознательные члены руководства НРП и Союза молодежи, стоявшие тогда на партийных, коммунистических позициях, в том числе Улаф Шефло, член Исполкома Коминтерна39.

Попытки со стороны ИККИ примирить оба крыла партии на основе их подчинения решениям Коминтерна успеха не имели. Летом 1922 и лотом 1923 гг. расширенные пленумы ИККИ принимали особые постановления по норвежскому вопросу40. Руководство Коминтерна проявило терпение и готовность пойти навстречу норвежским товарищам. "Мы не можем исключить всю партию. Ибо это все же жизнеспособное рабочее движение... – говорил на втором пленуме Исполкома О. В. Куусинен. – Хорошая основа для революционной рабочей партии, хорошее начало. И – по скандинавским меркам – норвежские товарищи являются хорошими коммунистами. Лучших нет во всей Скандинавии"41. Однако в руководстве НРП с февраля 1923 г. преобладали транмелевцы: председатель Оскар Торп, генеральный секретарь – Э. Герхардсен, редактор центрального органа – М. Транмель, фактический лидер партии. Под их нажимом чрезвычайный съезд ИРП 2 ноября 1923 г. большинством голосов (169 против 103) отклонил предложения ИККИ и тем фактически поставил себя вне Интернационала. Учитывая, однако, популярность среди трудящихся идей коммунизма, диктатуры пролетариата, интернациональной солидарности, в особенности со Страной Советов, руководство НРП продолжало представлять свою партию как коммунистическую (до 1927 г.), сохранило в программных документах революционные марксистские положения, некоторые из них – вплоть до начала второй мировой войны.

Поскольку большинство чрезвычайного съезда НРП отошло, по сути дела, от основных принципов коммунистического движения и заняло по ряду вопросов реформистские позиции, меньшинство делегатов, верных позициям Коминтерна, решило 4 ноября 1923 г. основать новую партию и впредь именовать ее Коммунистической партией Норвегии (КПН) (секцией III Интернационала). В тот же день центристское большинство делегатов объявило о выходе НРП из Коминтерна.

Председателем правления КПН был избран Сверре Стёстад (депутат стортинга, в прошлом строительный рабочий), генеральным секретарем – Педер Фюрюботн (с 1925 г. – председатель), редактором центрального органа – У. Шефло. Он же остался председателем парламентской фракции партии42. Главной опорой КПН явились бывшие организации НРП на Западе и Севере страны (Берген, Тронхейм). Велико было ее влияние в профсоюзах металлистов, деревообделочников, мясников. Членство в компартии в отличие от НРП было только индивидуальным. На 1 января 1924 г. она насчитывала около 14 тыс. членов (НРП – 40 тыс. членов). Молодой партии предстояло создать в столице центральный аппарат и печатный орган43.

В своей первой программе действий 1923 г. КПН ставила следующие задачи: вести агитацию за сплочение рабочих, крестьян и рыбаков, невзирая на политические и иные различия, во имя защиты их жизненных интересов и в целях создания правительства рабочих и крестьян; добиваться создания на предприятиях органов пролетарского единого фронта, а также сплочения крестьян и рыбаков в боевые антикапиталистические организации; агитировать в профсоюзах за решительное сопротивление любому понижению зарплаты и за присоединение ЦОПН к Красному Интернационалу профсоюзов; поднимать массы на активную поддержку пролетарской революции в Германии, противодействовать любым попыткам норвежской буржуазии включиться в антисоветские действия мировой буржуазии; пробуждать бдительность масс в отношении растущих в Норвегии фашистских организаций, призывать к вооружению рабочих, рыбаков и крестьян, к демократизации вооруженных сил и чистке их от реакционной офицерской касты44.

КПН выражала готовность сотрудничать с двумя другими рабочими партиями в рамках единой организации, сохраняя свое членство в Коминтерне. В действительности, однако, между тремя рабочими партиями началась открытая борьба, хотя иногда осуществлялось и частичное сотрудничество, например в стортинге. Возглавлявшийся центристами пленум ЦОПН принял в октябре 1924 г. решение о том, что профсоюзы должны быть "вне взаимной борьбы между тремя политическими рабочими партиями", и потребовал признания "независимости профсоюзов"45. Объективно это служило интересам НРП, пользовавшейся в профсоюзах наибольшим влиянием. Линия на "независимость" была подтверждена конгрессом ЦОПН в 1925 г.

Крайне неблагоприятные условия 20-х годов, сложившиеся в связи с продолжительным экономическим спадом, создали на пути: рабочего движения дополнительные трудности. Они заставили рабочий класс расходовать свой революционный заряд на борьбу за сохранение элементарных условий существования, нанесли серьезный удар по единству и силе его организаций. В обстановке кризиса численность ЦОПН сократилась с 1920 по 1927 г. на 33%. Прежний уровень членства был восстановлен только в 1931 г.

Норвежские профсоюзы неоднократно выдвигали требование о развитии связей с советскими профсоюзами46. В 1928 г. в Копенгагене был подписан договор о сотрудничество между профсоюзами Норвегии, Финляндии и СССР. Под нажимом со стороны руководства шведских и датских профсоюзов лидеры ЦОПН оттягивали его ратификацию. В поддержку договора высказались профсоюзы чернорабочих, переплетчиков, сельскохозяйственных рабочих и рабочих лесной промышленности, а также местные профсоветы в Осло, Бергене, Тронхейме и некоторых других местах. Однако большинство профорганизаций склонялись к поддержке позиции руководства ЦОПН.

Противоборство между различными партиями и группами в рабочем движении вызывало недовольство трудящихся. Откликаясь на эти настроения, КПН в конце 1925 г. выдвинула лозунг создания на федеративных началах рабочей партии по типу английской лейбористской партии. Транмель выступил с контрпроектом объединения всех трех партий, предусматривавшим возвращение как коммунистов, так и социал-демократов в НРП. Переговоры последней с КПП, проводившиеся при посредничестве председателя ЦОПН Г. Ольсена, окончились безрезультатно.

В августе 1926 г. НРП начала переговоры о воссоединении с социал-демократами, которые велись при содействии секретаря Социалистического интернационала. Эти переговоры завершились принятием решения об объединении, которое и было осуществлено в 1927 г. на компромиссной основе ценой сдвига Рабочей партии вправо. НРП перестала называть себя коммунистической партией и исключила из программы пункт о диктатуре пролетариата. Был подтвержден принцип коллективного членства профсоюзов в НРП. Достигнутое объединение не устранило, однако, многих фактических разногласий между его участниками. "Неясные слова в объединительной программе были подобраны так искусно, что их можно было толковать по-разному"47, – замечает историк И. Росет.

В 1927 г. объединенная НРП добилась крупного успеха на выборах, получив голоса 37% избирателей (59 мест в стортинге из 150). После того как попытка "Буннепарти" создать коалиционное буржуазное правительство из-за отрицательной позиции венстре не принесла успеха, король поручил сформировать правительство деятелю Рабочей партии Хорнсрюду. Выступая в стортинге с программным заявлением, Хорнсрюд сказал, что, хотя существующее соотношение сил препятствует глубоким социальным переменам, правительство "намерено во всех своих действиях руководствоваться интересами рабочего класса и всего трудового народа и облегчать и подготавливать переход к социалистическому обществу"48. На этот вызов буржуазия ответила обструкцией. Начался перевод капиталов за границу, после чего два из трех крупнейших банков страны ("Кредитбанкен" и "Бергене приватбанк") оказались на грани краха. Был предложен план спасения этих банков, который нуждался в гарантиях правительства. После того как последнее отказалось сделать это, большинство стортинга по инициативе венстре отказало ему в доверии. Просуществовав всего 18 дней, правительство НРП вынуждено было уйти в отставку, уступив место правительству венстре во главе с крупным судовладельцем Ю. Л. Мувинкелем (1928-1931).

Буржуазные партии использовали этот эпизод для дискредитации НРП, преподнося его как "крушение социализма" и вместе с тем как успешный отпор реальной угрозе революции. Лидеры НРП, в свою очередь, расценили происшедшее как доказательство ошибочности их надежд на использование буржуазной демократии в интересах рабочего класса. Усиление внепарламентского влияния НРП было объявлено главным средством к достижению ее целей49. Такие настроения были положительно восприняты компартией.

В принципиальной программе 1930 г. (составленной, кстати сказать, известным историком Эдвардом Бюллем-старшим, видным деятелем НРП) говорилось: "Партия должна основываться на марксизме и на том опыте, какой приобретен борьбой во всех странах, борющихся за социальную революцию; должна быть готова в переходный период решающей борьбы употребить организованную силу всего рабочего класса, чтобы сокрушить сопротивление буржуазии и обеспечить строительство социалистического общества". Программа была принята съездом НРП в марте 1930 г. Съезд задним числом одобрил образование рабочего правительства 1928 г. и вместе с тем постановил, чтобы в будущем руководство партии не соглашалось на создание правительства, не будучи уверено в возможности проведения самостоятельной политики и осуществления важных сдвигов в направлении социализма50.

Что касается КПН, то, несмотря на все трудности партийного строительства и выработки собственной политической линии после раскола 1923 г., она неизменно стремилась возглавлять борьбу рабочих против наступления буржуазии на их жизненные интересы51. Партии помогал Коммунистический союз молодежи во главе с Генри В. Кристиансеном, избранным позже, в 1931 г., на пост председателя КПН. Центральным печатным органом ее был "Норгес коммунистблад", позднее – газета "Арбейдерен" (вплоть до запрета компартии гитлеровцами в 1940 г.). Коммунисты и комсомольцы возглавляли 7-месячпую стачку металлистов 1923-1924 гг., ряд "незаконных" забастовок конца 20-х годов, вели антимилитаристскую пропаганду среди солдат и военнообязанных. Буржуазное государство отвечало на это судебными преследованиями. В 1924 г. при решающем участии коммунистов и комсомольцев были учреждены массовый Рабочий спортивный союз, сразу же примкнувший к Красному Спортинтерну, норвежское отделение Международной организации помощи борцам революции (МОПР). В 1926 г. коммунисты организовали Новую профсоюзную оппозицию (позже известную под названием "Революционной профоппозиции") в целях сплочения левых сил рабочего класса. В годы стабилизации капитализма коммунисты были в первых рядах борцов против реакционного антирабочего законодательства.

К сожалению, серьезные трудности причиняла партии острая внутрипартийная борьба, вызванная наличием правооппортунистического ликвидаторского крыла (У. Шефло), с одной стороны, и левосектантских ошибок (П. Фюрюботн, А. Хансен) – с другой. Эта борьба стоила партии немалой части се членов: к 1929 г. численность КПН сократилась до 6 тыс. человек52.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных