Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состояние устного языка и метаязыковых навыков 13 страница




В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,  
росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых  
цветков, которые распускались весной на терновнике.  
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда  
ели понравились его синие плоды. Когда ель стала  
взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы  
в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.  
Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои  
кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы  
прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным  
ростом». — «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой  
погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и  
только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился  
и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу  
обратились все ветви терновника, но ни одна не  
прикоснулась к ели. И ель росла, росла...  
Во время первых зимних метелей в лес пришли  
лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала  
ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было  
уже поздно просить. Все ветки терновника летом  
повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться  
к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» —  
«И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой  
и неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная  
гордость не принесет пользу», — заплакала ель.  
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли  
люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала  
в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.  

Вопросы для оценки понимания прочитанного К тексту I:

1. Сколько ручейков текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?

К тексту II:

1. Где росла ель?

2. Что поражало маленькую ель?

3. Какие отношения у нее были с терновником?

4. Что ели понравилось осенью?

5. Что сказали птицы?

6. Что сказала ель терновнику?

7. Что терновник ей ответил?

8. Что потом сделал терновник?

9. Что сделалось с ветвями терновника? 10. Что происходило с елью?

При хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не менее чем на 7 вопросов из 10 (при условии, что про­читано в I тексте не менее 98 слов, а во II — не менее 127 слов).

Приложение 2

СПИСКИ СЛОГОВ И СЛОВ ДЛЯ «ТЕСТА ОПЕРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЧТЕНИЯ» (ТОПЕЧ)

Список А

          U71UCI УК Л        
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Список № 1

л т к О д я ф ш в Е   Ы Ж
ц в А э ч с ю П г Щ и к О
т   л я П я в л и н к д Ц
ю л ж Е к У   в X Е р А Б
ф т и М г ы ж щ э   А Р У
н к Б О л в ы М Е Ч И Б Е
щ о П X ф и Б ц д я Ж Ю В
ш в М ш ч н А д          

Список № 2

ки РО ом ДА СУ BE ИС ги РА МБ
  ИЛ АШ ду жи НЕ ОК им РЫ ОМ
BE ял ДИ ЕМ пы ЛЮ AM СЕ ИК РУ
ВО юн СИ ня ЕЛ ША ЧУ ЮР ЩУ ЯК
БЫ ин ля ЮМ ИМ ВУ ЖО ДЕ ИХ ЦУ
АР юс КА ДО сы ОТ РИ УК НЕ ЧА
АХ ФО АЛ ЦА ДЫ ОЛ ЯН РИ НЯ УС
ОШ ХУ ЧИ ТЕ ЗА ЭХ ЖУ AT ПЕ ОЧ
ХИ БЕ УФ ИХ ТЫ БЯ го УЧ ШО ФА
ЯР юш ЛЫ мя ЕС ЗЫ ню ТУ ИГ ДО

Список JV8 3

ЛАМ ДИП СИН ВУР ШОМ РУС КУЦ вин
ЛЯД ЖАН КОС РЕС ЛЯН ДИМ СУН ЧОР
ВИС ВОК ЛЫК РАН КУЛ мош лип СЕР
вын БУЛ ДЬШ РОН ВУЛ НУС ДИЛ нял
син КИЛ ШОР ЧУМ хил мын ДАЦ ХУР
МАП ЦИК лих ВАН ДЫР вис ныш нял
СУР МАИ лын СУШ хим ЧАЛ РЫС НУЛ
ШАЛ ВУР пис РЕС ГАК НЕМ хит кич
ШОМ ХАТ РИК ЛОС ЦАХ лык ЖУР ЛАП
ЦАР МУФ ЧЕС МАЦ КУС зим ляс дих
ЖЕР ДЫМ ФЕХ БАЦ ЛЯР вим НЕС чим
НАК РОШ НЫР СУН лих чик шим хил
ЦУК ЛАХ НАМ КИР        

Список № 4

ПРИ ACT КНУ ИСТ СПУ ТРА глю ВЗА
ОРХ ЦВЕ АХТ СТИ ХРУ ДМЕ МЛА ПРЫ
ХРО ШЛИ онк ЕСТ гли СТА кно ОЛС
ФРЕ ШТИ APT КПИ мля СНУ ело УСТ
ШКА пти УКС БЛА иск ВСЮ ЖМА ГРЯ
БЛЕ олп ихт ПЧЕ ГЛЕ КРЮ АНТ слы
ПРЯ жни плю КНЯ пси КРЫ БЛА иле
ФРУ ВЛЕ ОРШ ШХУ БРЫ МНУ ПЧЕ АПТ
СЛЕ ХВА ВРА СФЕ ЧТИ олк ОЛП КЛЕ
ФЛЕ ТРЯ ЧМЕ КНЯ ТРЮ ПЧЕ КВА АСК
ЯРП КСИ ТВО мло ВРУ ВТО НРА ЯХТ
взя ски ПРУ СВЕ КРЯ отс ЯМК СТЫ
сви УКС КРЕ ТЛЯ        

Список Л«5

МАК РИС моль дым пол ВЕСЬ нил КУЛЬ  
ШИК РОТ МАТЬ ДУХ лов РЫСЬ ШУМ САД  
ХОРЬ сон топь РОК вонь лом РЕВ ШАЛЬ  
ВЕЛ МОХ СЕТЬ нос воль нить СУК ДАР  
ТОК ПУТЬ ТИР вынь РОЖЬ нюх толь сок  
ДЕНЬ ЖАЛ СИНЬ МЕЛ тик РУЛЬ кит СЕВ  
ШАРЬ ПОТ СЫР дочь ХАН вить ШАР ЛУК  
МЫШЬ ЛОСЬ дол сыпь мол соль кинь СУШЬ  
ДАМ ЖАЛЬ ХОР ЛАНЬ конь дом НЕС киль  
ЩИТ ДАНЬ РОС хоть ЛАРЬ СОР ТЕМЬ ЛУНЬ  
САМ НОЛЬ МЕЛ РОЛЬ сом ЖУТЬ кол ШУТ  
РАНЬ МОР СУП РОМ ТЕНЬ ТУР ШУТ СУХ  
ШЕЛ РАД кот ДАЛЬ          
                               

Список № 6

ЛИСТ ПРИЗ КЛИН РАНГ СТУЛ БРАНЬ СТУК
СМЕХ ШЕСТЬ ТРОС ШКАФ РИНГ МАСТЬ ствол ПАСТЬ ПЛОТ ЦИРК ГРАЧ КРУГ ДИСК КЛУБ СТОЛ ПЛАЧ ЗНАК БИНТ ВАНТ ДРАНЬ ШМЕЛЬ
КВАЧ ШИПР звон ХРУСТ жизнь ФОРС ПЛАН
СВИСТ ТРОН ДЛАНЬ ПЛАТ КЛЕН ЗНАТЬ ГОНГ КАНТ кость стон БОРТ ШТИЛЬ ПУСК ПАРК
ТРАП ЧЕСТЬ ПОРТ СТАЛЬ МРАК ПАКТ БАНК
СЛОН ГРАНЬ ТОРТ МОСТ СНЕГ СТОК ВИНТ
КРАЛ КЛЕСТ КОРТ ШЕСТ писк СРОК СТЕР
ВАНТ ЗОНТ ДОЖДЬ БРОНЬ КРАН СКОТ РОСТ ХВАТ вождь ВЛАСТЬ ШРАМ КЛАН БРАТ ДРУГ ДУСТ КИСТЬ пост НАСТ шпон стиль КОСТЬ ШПРИЦ КРИК ЗРАК КРОТ КРЕСТ СВАТ ТРЕК
СОРТ ПИРС          

Приложение 3 МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД)

Данную методику целесообразно использовать в ходе массо­вых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занима­ет около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансери­зации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, лого­педы).

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по по­рядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допус­тима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не со­держащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни, на один во­прос — 3 балла.

П. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого одно­кратно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — 1!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выпол­нено верно, то переходят к более сложному; если допущено боль­ше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы —!!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполне­ния такой же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного за­дания — 3 балла.

III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд после­довательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок вос­произвести эту последовательность. Если ребенок нарушил после­довательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не счита­ется). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация об­разца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведе­ние после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попыт­ки — 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демон­страций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.

IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назо­ву тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» По­сле этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называ­ет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном вос­произведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При вер­ном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в

наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является пред­варительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с кон­ца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых то­чек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обсле­дования и фиксирования результатов такая же, как в первой по­ловине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины за­дания.

ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ
Прямой счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2 № 4 3-4-1-7 6-1-5-8 № 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
Обратный счет:
№ 2 2-5 6-3 № 3 5-7-4 2-5-9 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов, 2) итого­вый результат равен 6 — 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла.

V. Ориентировка в «право — лево»:

1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, ес­ли нет — прекращают.

2. Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за ле­вое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла; 3) не выполнено ни од­ного задания — 3 балла.

VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъ­является рассказ в 2 картинках (удобен для использования рас­сказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изобра­жены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и

 

249 лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянув­шись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а чет­вертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован малень­кий рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рас­сказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно за­дать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рас­сказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черны­ми?» Оценки выставляют в два этапа.

1. Оценивается качество построения рассказа — связность, пол­нота изложения, правильность описания, последовательность со­бытий: а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — 0 баллов; б) рассказ составлен только по наводя­щим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть расска­за, нарушена последовательность событий) — 2 балла; в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла; г) ре­бенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла.

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей: а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в крас­ке) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объ­яснения совсем не было — 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой па­тологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасполо­женности к дислексии.

2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у де­тей.— М.: Просвещение, 1964.

Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982.

Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977.

Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995.

Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогатель­ной школы.— М.: Педагогика, 1974.

Выготский Л. С. Собр. сочинений, т. 2. М., 1982.

Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. М., 1983.

Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школьников со стой­кими нарушениями успеваемости//Клиническое и психолого-педаго­гическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.— М., 1976.

Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Левши М., 1994.

Егоров Т. Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения// Изв. АПН РСФСР.— 1945.— Вып. 1.— С. 89-124.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

Ермолина Л. А. Перспективы применения препаратов метаболического действия при лечении детей с интеллектуальной недостаточностью// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 166-177.

Жирмунская Е. А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека//Клиническая нейрофизиология.— Л., 1972.— С. 224-254.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание до­школьников.— М., 1963.— С. 213-227.

Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987.

Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977.

Исаев Д. Н., Ефремов К. Д., Пукшанская С. М. Легкая детская энцефало­патия как причина дислексии и дисграфии//Тез. Первой Всесоюз. конф. по неврологии и психиатрии.— М., 1974.— С. 120-121.

Исаев Д. Н., Карпова А. Н., Карпов Б. А. Патогенетический анализ меха­низмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результа­там регистрации движений глаз//Проблемы общего психического не­доразвития.— Л., 1976.— С. 122-123.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л.: Медицина, 1982.

Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— Л.: Медицина,

1984.

/ Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфиче-ских ошибок у детей с недоразвитием речи//Вестн. Моск. ун-та.— 1980.— Сер. 14, № 3.— С. 51-52.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1979.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.— М.: Медицина, 1985.

Ковшиков В. А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у де­тей с временной задержкой психического развития и астенической формой олигофрении//ХХШ Герценовские чтения: Дефектология.— Л., 1970.— С. 65-67.

Корпев А. Н. Пейропсихологический и психометрический анализ синдро­ма дислексии у детей с задержкой психического развития//Нейро-психологические исследования в неврологии, нейрохирургии и пси­хиатрии.— Л., 1981.— С. 126-129.

Корпев А. Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изо­бразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития//Дефектология.— 1983.— № 4.— С. 10-15.

Корпев А. Н.. Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексии у детей//Выяв-ление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у де­тей.— Л., 1985.— С. 155-161.

Корпев А. Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации//Изучение и коррекция речевых расстройств.— Л., 1986.— С. 96-102.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных