ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правовая характеристика административных наказаний.Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний о сущности административной ответственности и административных наказаний, а также умений применения административных наказаний при совершении лицом административных правонарушений.
Вопрос 1. Понятие и признаки административной ответственности. Административная ответственность представляет собой правовое явление, которое находится в непосредственной взаимосвязи с юридической ответственностью и административным принуждением. Исходя из этих постулатов, можно сделать вывод о том, что она обладает всеми перечисленными качествами. Так, административная ответственность является видом публичной юридической ответственности, следовательно, о ней можно говорить, применяя определения юридической ответственности. 1. Правовое состояние лица, совершившего правонарушение. 2. Свобода осознанно и по своей воле выбирать вид и меру собственного поведения, зная о возможности применения правовой санкции 3. Обязанность лица претерпевать правоограничения и лишения за совершенное противоправное деяние 4. Отношение, которое возникает между государством и лицом, совершившим правонарушение 5. Применение правовой санкции к физическому или юридическому лицу, виновным в совершении противоправного деяния 6. Обязанность лица дать отчет перед компетентным органом за совершенное деяние и понести наказание и др. Необходимо отметить, что структуру административной ответственности составляют следующие элементы: - Основание (нормативное, фактическое, процессуальное). - Условия привлечения к ответственности. - Субъект административной ответственности. - Административные наказания как мера ответственности. Признаки административной ответственности являются ее атрибутами, позволяющими отличить ее от других видов юридической ответственности. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: n Основание привлечения. Совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения (юридическое, фактическое и процессуальное). Отсутствие хотя бы одного из указанных аспектов исключает возможность привлечения лица к административной ответственности. n Субъект ответственности. Им может быть физическое или юридическое лицо. Причем возраст наступления административной ответственности для гражданина не может быть меньше 16 лет n Нормативное установление мер ответственности. Необходимо вспомнить, что нормы Конституции РФ административное законодательство относят к совместному ведению РФ и ее субъектов. Административная ответственность устанавливается за совершение деликтов Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (законы, постановления, кодексы). n Нормативное закрепление процедуры привлечения. В отличие от процедуры привлечения к уголовной ответственности, которая предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, материальная и процессуальная составляющая административной ответственности закреплена в КоАП РФ. n Субъект юрисдикции. Субъектом, рассматривающим и разрешающим дела об административных правонарушениях, является судья, коллегиальный орган или должностное лицо, причем субъект РФ вправе устанавливать собственную систему таких органов и должностных лиц. n Сущность отношения между субъектом юрисдикции и привлекаемым к ответственности. В отличие от дисциплинарной ответственности между субъектом юрисдикции и правонарушителем не существуют отношения подчиненности или подведомственности, т.е. служебных отношений. n Процедура привлечения к ответственности. На первый взгляд, в сравнении с привлечением к уголовной или гражданско-правовой ответственности выглядит значительно упрощенной. Вместе с тем, в отличие от процесса, закрепленного КоАП РСФСР, приобрела формализованность и усложненность. Так, в отдельных случаях допускается проведение административного расследования, срок которого может достигает 6 месяцев. n Правовые последствия привлечения к ответственности. Не являются достаточно жесткими по сравнению с уголовной или дисциплинарной ответственностью – не наступает судимость или лицо не увольняется со службы. Вместе с тем, правонарушитель может понести имущественные неблагоприятные последствия, лишиться возможности осуществлять управленческие функции в исполнительном органе юридического лица, права осуществления специального права, которое необходимо, например, для лиц, занимающихся управлением транспортными средствами. Кроме того, привлечение к административной ответственности в судебном порядке создает препятствие при поступлении на государственную службу. Это правило, в частности, относится к поступлению в полицию. n Мера ответственности. Она проявляется через систему административных наказаний, которые по своей жесткости уступают уголовным наказаниям. Однако, несут неблагоприятные последствия морального и имущественного характера для лица, привлеченного к административной ответственности. На основании изложенного в качестве вывода можно предложить несколько определений административной ответственности. 1. Претерпевание лицом, совершившим административное правонарушение, ограничений и лишений морального, физического и материального характера 2. Негативная правовая оценка государством нарушения и лица, его совершившего, выраженная в административно-правовых санкциях 2. Применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение
Вопрос 2. Правила назначения административных наказаний. 1. Назначение наказания в строгом соответствии с санкцией административно-правовой нормы. При этом наказание в виде штрафа может быть назначено ниже низшего предела, чем это предусмотрено санкцией статьи. Только это правило распространяется на штрафы не менее 10 тысяч рублей в отношении граждан; не менее 50 тысяч рублей применительно к должностным лицам; не менее 100 тысяч рублей в отношении юридических лиц и только при наличии смягчающих вину обстоятельств. В таких случаях низший предел сокращается наполовину. 2. Характер совершенного правонарушения (качество (важность) объекта административно-правовой охраны, способ совершенного деяния, наличие ущерба и др.). 3. Личность правонарушителя (гражданство, пол, возраст, должностное или имущественное положение и др.). Например, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ гражданином РФ влечет штраф или административный арест (ч. 1 ст. 6.9 Кодекса), а для иностранного гражданина или апатрида предусмотрена та же ответственность но с административным выдворением за пределы РФ (ч. 2 ст. 6.9 Кодекса). 4. Обстоятельства: смягчающие (ст. 4.2), отягчающие (ст. 4.3.), исключающие (24.5) ответственность. 5. При совершении одним лицом двух и более правонарушений (определение реальной или идеальной совокупности совершенных административных правонарушений, а также возможность одного субъекта административной юрисдикции рассматривать все административные дела, имеющие место). 6. Сроки давности привлечения к ответственности (исчисляются с момента совершения или обнаружения административного правонарушения, оканчиваются вынесением постановления по делу о правонарушении; размер срока может быть: 2 или 3 месяца, 1 год, 2 года, 6 лет). 7. Особенности субъекта ответственности (возраст, пол, наличие особенного субъекта, физическое или юридическое лицо совершило административное правонарушение и др.). 8. Полномочия субъекта юрисдикции (наличие полномочий по назначению всех административных наказаний или части из них, в рамках санкции или предоставленных полномочий). 9. Возмещение вреда от административного правонарушения (ст. 4.7 КоАП РФ: определяет возможность возмещения, исходя из характера вреда; физический и моральный вред в рамках производства по делам об административных правонарушениях возмещению не подлежит). 10. Возможность освобождения от ответственности (в случае признания в соответствии со статьей 2.9 Кодекса малозначительности совершенного деяния, а также при наличии специальных правил освобождения от ответственности, прямо предусмотренных в примечаниях статей особенной части КоАП РФ).
Вопрос 3. Сущность и классификация административных наказаний. • Административное наказание – есть мера ответственности за совершенное административное правонарушение. • Цель наказания - предупреждение совершения новых правонарушений. • Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий, нанесение вреда деловой репутации. • Законодательное установление наказаний. Основания для классификации административных наказаний: 1. По субъекту применения (все административные наказания (судья); коллегиальные органы и должностные лица (в основном предупреждение, штраф, также административное выдворение и административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 9.1 в части грубого нарушения требований промышленной безопасности); 2. По порядку закрепления административно-правовых санкций (в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях); 3. С учетом мер обеспечения производства (административный арест, административное приостановление деятельности) и без такового; 4. По характеру претерпеваемых правоограничений (морального, имущественного, физического, организационного характера или смешанные); 5. По субъектам ответственности: административные наказания. Применяемые ко всем субъектам ответственности или ограниченному числу (штраф, административный арест, лишение специального права и др.); 6. Применяемые к физическим лицам или юридическим лицам. 7. В зависимости от начала исполнения постановления о назначении административного наказания: 1. с момента его вынесения (об административном аресте, об административном приостановлении деятельности) или 2. с момента вступления его в законную силу. Законодательное установление наказаний: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|