Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).




ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными задачами ФССП России являются:

- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

- организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

- управление территориальными органами ФССП России.

 

Тема № 16. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (2 часа).

Вопросы:

1. Организационно-правовая система управления в сфере образования и науки.

2. Система и правовой статус органов управления в сфере образования и науки.

3. Образовательные, научные учреждения и организации.

4. Организационно-правовая система управления в сфере здравоохранения и социальной защиты.

5. Организационно-правовая система управления в сфере культуры.

6. Система и правовой статус органов управления в сфере спорта и физической культуры.

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний об организационно-правовых аспектах управления в социально-культурной сфере.

 

Вопрос 1. Организационно-правовая система управления в сфере образования.

 

Под образованием в соответствии с Законом РФ 1992 г. «Об образовании» понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов. Данные положения действовали до 1.09.2013 г., поскольку в силу вступил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который в частности увеличивает число элементов субъектов образовательной деятельности, допускает индивидуальное предпринимательство в ней, на смену образовательного учреждения вводит термин «образовательная организация» и др.

Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; а также в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.

Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт, для федеральных образовательных учреждений – ФГОС. Однако существует Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены Постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства.

Для управления сферой наук важнейшее значение имеет Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки. Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Этим Законом определены права научного работника как центральной фигуры в сфере науки. В частности, научный работник имеет право на признание его автором научных и научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Организация государственного управления в сфере науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

 

Вопрос 2. Система и правовой статус органов управления в сфере образования и науки.

 

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.

Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

- положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

- формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии о международными договорами Российской Федерации и др.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Служба осуществляет контроль и надзор:

за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций

Кроме рассмотренных выше федеральных органов исполнительной власти, в Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, в Министерствах обороны, внутренних дел, иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.). К ним относятся различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

В связи с изменением структуры органов исполнительной власти РФ в ведение Минобрнауки России включено Федеральное агентство по делам молодежи.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Данный исполнительный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К его основным полномочиям относятся:

- организует реализацию мер государственной молодежной политики;

- по запросам молодежных и детских объединений организует подготовку и переподготовку кадров для этих объединений;

- осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений;

- формирует Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;

- осуществляет в порядке и пределах, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций по реализации мер государственной молодежной политики;

- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных ему организаций по мобилизационной подготовке и др.

 

Вопрос 3. Образовательные, научные учреждения и организации.

 

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Они могут быть следующих типов:

- общеобразовательные (дошкольные, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- среднего профессионального, высшего профессионального образования (аспирантура, адъюнктура);

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

К числу общеобразовательных учреждений относятся: начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии.

В федеральном ведении сейчас находится 1500 средних профессиональных образовательных учреждений, а 1170 приходится на субъекты Федерации. От их подчиненности зависит порядок финансирования.

К образовательным учреждениям высшего профессионального образования относятся университеты, академии, институты.

Деятельность различных типов образовательных учреждений регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.

В системе образования возможно как бесплатное, так и платное образование. Среди бесплатных учебных заведений основное место занимают муниципальные школы. Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, возможно привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны.

Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утр. силу с 1.09.2013 г.) предусмотрены три ступени высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем четыре, пять и шесть лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации и ее субъектов, и муниципальные вузы, негосударственные образовательные учреждения ВПО.

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган - ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяется уставом вуза. Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Он в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Важное значение имеет государственная аттестация и аккредитация образовательного учреждения. Это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и иным программам. При положительных итогах государственной аттестации и аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аттестацию и аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, отраслевых академий наук, органов исполнительной власти, вузов.

Академии наук - Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия художеств) - являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом, в том числе право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики в РФ создаются федеральные центры науки и высоких технологий. Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса научного центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач.

Кроме того, с 1999 г. муниципальному образованию, имеющему высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом, Президентом РФ по представлению Правительства может присваиваться статус наукограда. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заведения. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи, ведут важные научные исследования. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведомствами, участвуют в подготовке проектов нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах государственной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства "О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации" от 26 сентября 1995 г. <*> осуществляется программа целевой поддержки ведущих научных школ мирового имени путем создания федеральных научных центров. Ее основные задачи: сохранение научного потенциала и предотвращение миграции ведущих ученых за рубеж; повышение уровня научных исследований и подготовки специалистов высшей научной

 

Вопрос 4. Организационно-правовая система управления в сфере здравоохранения и социальной защиты.

Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечения и отдыха в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и тому подобные меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии со ст. 41 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) <*>, в которых определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, Правительством 1 декабря 2004 г. утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих <**>. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим указанными заболеваниями, с 1 января 2005 г. устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации.

Основными задачами в области охраны здоровья являются: улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

К сожалению, за последние годы основные показатели здоровья населения ухудшились. Общая смертность населения страны значительно возросла. Численность населения страны уменьшается ежегодно почти на миллион человек. Продолжительность жизни в России по сравнению с экономически развитыми странами пока остается невысокой: мужчины живут в среднем 58 лет, женщины - 72 года. Детей в России становится все меньше, а к 2015 г., по утверждению специалистов, страна приблизится к краю демографической катастрофы. Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Курение и употребление наркотиков, прежде всего подростками и молодежью, становится государственной проблемой. Только от курения ежегодно умирают 300 тыс. человек.

Государственные и муниципальные учреждения оказывают медицинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства от 4 июля 2002 г.

Другое направление в области здравоохранения - оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан. Цель медицинского страхования, осуществляемого на обязательной или добровольной основе, - сохранение и укрепление здоровья населения, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств финансирования профилактических мероприятий. Типовые правила обязательного медицинского страхования утверждены 3 октября 2003 г.

В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства Правительство 21 октября 2004 г. утвердило Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Ассоциация защиты прав фармацевтических организаций и потребителей лекарственных средств выступила с инициативой об организации системы общественного контроля качества лекарственных средств, установленных стандартов и правил.

Следует отметить, что количество недовольных здравоохранением россиян чрезвычайно велико. Основными причинами бедственного положения здравоохранения являются: нехватка финансирования, несуразно огромная и устаревшая материальная база, низкая заработная плата медперсонала. Чтобы устранить названные недостатки, необходимо принять недостающие законы, создать единую страховую систему, в которой не будет разницы в оказании медицинских услуг в разных регионах страны, а страховые организации будут нести полную финансовую ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ охраняются как здоровье, так и труд людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для реализации этих конституционных положений в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных), а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства. Так, в 2012 г. создано самостоятельное Министерство труда и социальной защиты, в ведении которого находится Федеральная служба по труду и занятости.

Современный рынок труда продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 1990-х гг., обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Поэтому распоряжением Правительства от 6 мая 2003 г. одобрена Концепция действий на рынке труда. Она определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Нормативно-правовыми актами определено, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов.

4 ноября 2004 г. Правительством принято Постановление «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице». Важное значение имеет Трудовой кодекс РФ 2001 г., установивший гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищающий права и интересы работников и работодателей, урегулировавший коллективные трудовые споры.

Различные вопросы в сфере труда и социального развития регулируются Федеральными законами: «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

Сейчас в стране более 40 млн. пенсионеров, около 14 млн. лиц, имеющих право на ежемесячные выплаты с 1 января 2005 г. вместо натуральных льгот, и около 1 млн. беспризорных детей. Чтобы обеспечить предоставление им социальных гарантий, предусмотренных законодательством, соответствующие органы управления повседневно решают многие организационные вопросы.

К числу органов управления в указанной сфере в первую очередь относится Министерство здравоохранения РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения. К функциям данного министерства относятся вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- положения о территориальных органах федеральной службы и федерального агентства, подведомственных министерству;

- квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции министерства;

- о порядке медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача; о порядке медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;

- перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности;

- о порядке деятельности семейного врача, а также иные нормативные правовые акты, указанные в Положении о Министерстве.

Например, Приказом министерства от 1 ноября 2004 г. утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи.

Следует раскрыть полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в непосредственном ведении Правительства РФ. К ним относится осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка. Служба также осуществляет контроль за соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, регистрирует лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов; устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы.

Служба осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения. Она организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Она выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные полномочия, указанные в Положении о ней.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) образовано в 2004 г. в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

Данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в данной сфере.

ФМБА осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. В ведении Агентства находятся федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.

Основными функциями Агентства являются: организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях и принятие мер, направленных на выявление особо опасных факторов физической, биологической и химической природы и устранение их влияния; издание индивидуальных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий и оказание государственных услуг в названной сфере, в том числе в области научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России). В соответствии с ним данный исполнительный орган осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочиям данного Министерства относятся:

а) внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства;

б) принятие следующих нормативно-правовых актов:

- положение о территориальных органах федеральной службы;

- квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

- профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам в государственных и муниципальных учреждениях;

- должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям отдельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);

- рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме;

- порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы) и др.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Служба осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных; прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.

Роструд оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям необходимых работников; информирование о положении дел на рынке труда. В ее полномочия входят: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация проведения оплачиваемых общественных работ; содействие самозанятости населения; содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

Служба проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлекает виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ; рассматривает дела об административных правонарушениях; принимает меры к устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

 

Вопрос 5. Организационно-правовая система управления в сфере культуры.

 

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Управление на определенных участках культурного строительства осуществляет Министерство культуры РФ и подведомственные ему федеральные агентства.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по туризму.

Данное Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки Российской Федерации при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 43 установлены полномочия Министерства культуры Российской Федерации в области государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

К полномочиям Министерства культуры РФ относятся следующие:

а) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

б) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;

- перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;

- положение о национальном фильме;

- порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет;

- порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

- положение о Музейном фонде Российской Федерации;

- положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности Российской Федерации, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности;

- порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников;

- порядок ведения реестра книжных памятников и др.

Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. В настоящее время находятся в непосредственном ведении Президента РФ.

Агентство организует:

- информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов;

- исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;

- работу по подготовке документальных публикаций;

- экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации;

- координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;

- ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, а также осуществляет другие функции, указанные в Положении об Агентстве.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Руководство деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:

- реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

- информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

- осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Агентству;

- создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма.

Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и др.

 

Вопрос 6. Система и правовой статус органов управления в сфере физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт играют важное значение в жизни каждого человека. Благодаря занятиям физической культурой (как одного из направлений общей культуры) и спортом, повышается активность человека, продлевается его жизнь, кроме того, у таких людей наблюдается определенное противопоставляемость заболеваниям. Спорт принято дедить на массовый и спорт больших достижений.

В настоящее время административно-правовое регулирование в указанной сфере осуществляет Министерство спорта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 утверждено действующее Положение о Министерстве спорта РФ. В соответствии с ним Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На Минспорт России возложены следующие полномочия:

а) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

б) самостоятельно принимает нормативные правовые акты, которыми закрепляются:

- перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений;

- порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта;

- общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта;

- Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;

- положение о спортивных судьях;

- положение о присвоении почетных спортивных званий;

- порядок проведения допинг-контроля;

- перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

- общероссийские антидопинговые правила;

- типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта;

- порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации;

- порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения;

- квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей;

- правила видов спорта;

- порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями;

в) организует:

- проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;

г) проводит мероприятия:

- по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях;

- по организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы и иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями и др.

Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях создаются органы управления в сфере физической культуры и спорта.

 

Тема 17. Административно-правовое регулирование отраслей хозяйства (2 часа).

Вопросы:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных