Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Семья как пространство жизнедеятельности




1. Сущность, структура, функции жизнедеятельности семьи

2. Стадии жизнедеятельности семьи

3. Качество жизнедеятельности семьи

4. Особенности современной семьи

5. Типы современных семей

1 вопрос

Семья - сложное социальное образование, сочетающее в себе черты социального института и малой социальной группы.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Структура семьи - система отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета.

Структурные компоненты семьи: количество членов семьи; родственные связи; наличие подсистем в семье; границы семейных взаимоотношений; взаимоотношения м/у семьей как системой и ближайшим окружением.

Специфические признаки семьи как малой социальной группы:

- нормативность;

- полифункциональность;

- гетерогенность состава;

- закрытость;

- частичная общность целей;

- совместный быт.

Функция семьи - это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Репродуктивная функция состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. По мнению исследователей без удовлетворения этих потребностей человек не чувствует себя в полной мере счастливым. С появлением детей в супругах пробуждается родительская любовь и развивается чувств материнства и отцовства.

Воспитательная функция: семья как микроколлектив постоянно оказывает на всех ее членов психолого-педагогического воздействия. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1. Формирование личности ребенка, развитие его способностей, передача подрастающему поколению накопленного обществом опыта.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.

3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая функция включает в себя:

а) организацию питания в семье;

б) приобретение и содержание домашнего имущества;

в) благоустройство жилища, создание уюта;

г) организация жизни и быта семьи;

д) создание и расходование бюджета семьи.

Коммуникативная функция (функция интеллектуального общения):

- посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;

- влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей средой и характер ее восприятия;

- организация внутрисемейного общения.

Психотерапевтическая функция: семья играет огромную роль в снижении уровня негативных переживаний и нервно-психического напряжения членов семьи. Психотерапевтическая функция семьи сопряжена с получением удовольствия от простого общения др. с др., наблюдения за деятельностью др. др., с включением с кем-то из членов семьи в совместную деятельность или развлечение. В последнем случае особую роль играет семейный досуг.

Сексуально-эротическая функция: ориентация на сексуальные потребности и отношения является одной из важнейших ориентаций молодых людей при вступлении в брак. Сам брак в значительной мере выступает как средство для достижения объекта сексуального влечения. Это влечение впоследствии развивается в супружескую любовь. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей.

Функция социального контроля: это ответственность одних членов семьи за поведение других ее членов в обществе, различных сферах деятельности. Это обязанность м/у супругами, родителями и детьми.

2 вопрос

Термин «цикл развития семьи» был впервые использован Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Рассмотрение динамики раз­вития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, ре­шаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Каждой стадии ее жиз­ненного цикла соответствуют специфические задачи развития.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событи­ями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных измене­ний всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, спосо­бы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а, следо­вательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного сою­за), или «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

•эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

•развитие интимности межличностных отношений, способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с про­тивоположным полом, поиск брачного партнера;

• становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или

«время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

•решение вопросов главенства и установление лидерства;

•распределение ролей, принятие ответственности супругов за их вы­полнение;

•определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (пробле­мы проживания);

• организация досуга;

• брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

•формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;

•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родст­венниками каждого из супругов).

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение се­мейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

•изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

формирование родительской позиции матери и отца;

•адаптация семейной системы к включению детей;

•выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

•установление новых отношений с расширенной семьей с включением
для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости де­тей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

•пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходи­мой и возможной степени независимости и самостоятельности;

•забота о старшем поколении семьи (прародителях);

•изменение «весовой категории» поколений, принятие поколением су­пругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

•решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личност­ного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми).

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

•реконструкция семейной системы как диады;

•формирование новой системы отношений между родителями и деть­
ми по типу «взрослый—взрослый»;

•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа
дочери, внуков);

•освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

•повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности
и возможной смерти родителей.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширен­ной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

· сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

· изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

· поддержка центральной роли среднего поколения;

· приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционирова­нии;

· переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

· построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

· «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной
смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

3 вопрос

Жизнедеятельность — совокупность всех форм человеческой активности (за время жизни человека)/.

Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность, и отдых. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. При этом комфортными называются такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности.

Качество жиизни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.

Качество жизни - это интегральная категория, характеризующая степень удовлетворения всего комплекса жизненных потребностей (материальных и духовных) на уровне общества и отдельного индивида, с учетом существующих на данный момент ресурсных возможностей страны.

По качеству жизнедеятельности семьи разделяются на благополучные и неблагополучные. В научной литературе в качестве основных признаков семейного неблагополучия, которые в определенном сочетании присущи различным типам неблагополучных семей, выделяются нарушение структуры семьи; нездоровые нравственно-психологические внутрисемейные отношения; ущербность морально-правовой позиции ее членов; недостатки и искаженность педагогических знаний родителей, отсутствие у них навыков воспитания детей; стереотипность поведения и взаимодействия; ограниченность и своеобразие социальных связей.

4 вопрос

Особенности современной семьи как социального института определяются, прежде всего, изменениями ее структуры.

К тенденциям структурных изменений семьи можно отнести:

- процесс разукрупнения семьи: преобладание среди различных моделей семей семей нуклеарного типа;

- уменьшение численности семьи и увеличение числа однодетных семей;

- увеличение числа неполных семей;

- изменение семейной роли женщины;

Важнейшей особенностью современной семьи является изменение ее экономической функции: семья перестает быть производственной единицей. Даже потребление выходит за рамки семьи. Закономерно возрастает зависимость экономического благосостояния каждой отдельно взятой семьи от экономической ситуации в обществе.

Коренные изменения произошли и в эмоционально-психологических проявлениях семьи. В последние десятилетия отношения сцупругов, детей и родителей становятся все более эмоциональными, т.е. определяются глубиной и привязанностью др. к др.

В современном обществе в большинстве государств наблюдается процесс дестабилизации и ослабления семьи как социального института. К числу кризисных явлений в семье относят:

- изменение функций семьи и несоответствие функционирования семьи общественным потребностям;

- изменение ролевых отношений в семье и противоречие м/у мужской и женской ролями в семье, м/у ролями профессиональными и семейными;

- нестабильность семьи, связанная с ростом числа разводов;

- низкая сплоченность и дезорганизация семейной группы, т.е. увеличение числа конфликтных семей и семей с нарушением эмоциональных связей;

- падение престижа традиционного брака;

- утрата функций семьи в социализации индивида.

5 вопрос

Можно выделить несколько оснований для классификации семей.

По количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, многодетная.

По составу: нуклеарная или сложная, неполная, материнская, семья повторного брака.

По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая семья.

По однородности социального состава: социально-гомогенные, гетерогенные.

По качеству жизнедеятельности: благополучная, неблагополучная.

По особым условиям жизнедеятельности: студенческая, дистантная, внебрачная.

По структуре лидерства: эгалитарные и авторитарные.

По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная.

По характеру проведения досуга: открытая, закрытая.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002.

Тема 2.

Сущность, структура, содержание психологического здоровья как интегративного показателя качества жизнедеятельности семьи

1. Сущность психологического здоровья семьи, его уровни

2. Показатели и свойства психологического здоровья семьи

3. Факторы психологического здоровья семьи, условия его поддержания

Вопрос

Семья является основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. В современном мире всё больше растет понимание семейного благополучия как условия, определяющего не только развитие ребёнка, но и, в конечном счёте, развитие всего общества.

Современная семья, несмотря на кризисные тенденции в ее развитии, все еще остается той формой общества, которая способна успешно решать задачи сохранения физического и духовного здоровья человека, гарантировать стабильность человеку в быстро меняющемся, нестабильном мире. Однако большинство семей в России, как и общество в целом, переживает сейчас трудные времена. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному неблагополучию. Материальное, финансовое неблагополучие часто становится причиной постепенного нарушения и других важных функций семьи, например, обеспечения воспитания и образования детей. В то же время своевременная помощь семье может предотвратить нарушение ее функционирования.

Наиболее важным показателем качества жизнедеятельности и медико-социального благополучия человека в любом возрасте, и по объективным причинам особенно в пожилом, является здоровье.

Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологического свойства факторами. Наблюдения показывают, что полное восстановление силы человека происходит в общении с близкими, детьми в психологически здоровой семейной обстановке.

Так, со временем, в науке возникло новое понятие «психологическое здоровье семьи».

Семьей оно воспринимается как неотъемлемый компонент благополучия и условие нормального ее функционирования на различных стадиях жизнедеятельности. В практике деятельности специалистов, оказывающих помощь семье, оно все чаще стало проявляться в виде цели их профессиональной деятельности. В свою очередь, это и результат усилий как самой семьи, так и отдельных или многих специалистов.

Под здоровьем, в общем виде, обычно понимается форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность.

В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не как отсутствие болезней и физических нарушений.

Психологическое здоровье семьи – комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи.

Это комплексный обобщенный показатель социальной активности её членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности. Он отражает душевное благополучие членов семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения в общении и деятельности.

Психологическое здоровье семьи – это интегративный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды.

Психологическое здоровье семьи как многоуровневый показатель качества ее жизнедеятельности, характеризуется адекватностью протекающих в ней социальных, психолого-педагогических процессов, отношений, реагирований, ориентаций в проблемной ситуации.

В уровневой оценке значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие.

Норма психологического здоровья семьи условно определяется диапазоном развития индивидуальных и групповых психологических явлений и процессов, в рамках которого гармонично обеспечивается с одной стороны согласованность и разумное удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой – их социальная (внутрисемейная) активность. В таком случае это психологически здоровая семья.

Отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи, характеризуется, как правило, доминированием тенденций удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей, минимизацией согласованности их действий и частичным отсутствием социальной (внутрисемейной) их активности. Это характерно для семьи, нуждающейся в психологическом консультировании и обычно поддающейся психокоррекции.

Отсутствие психологического здоровья семьи и ее неспособность самостоятельно корректировать дезорганизующие действия ее членов. В подобной ситуации преобладает внутрисемейный дискомфорт и частичная (полная) автономность действий ее членов по удовлетворению сугубо индивидуальных потребностей. Такие признаки относятся к психологически нездоровой семье.

Вопрос

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие. Это основные показатели психологического здоровья семьи и нуждаются в обстоятельном раскрытии их содержания.

Сходство семейных ценностей (ССЦ) – это социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Его полная характеристика может быть составлена лишь на основе проявлений субъективных отношений личности в различных функциях жизнедеятельности семьи.

В определении этого показателя важно учитывать две тенденции, присущие его особой динамике в жизни современной семьи: первая – поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило, родителей и детей; вторая – деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций может оказывать дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи. Для математической обработки данных используется коэффициент сходства семейных ценностей – Кссц.

Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи, отражающий текущий и потенциальный уровень готовности членов семьи к согласованию между собой внутрисемейных действий.

Выражая личностные и межличностные отношения к совместной деятельности, он показывает ступень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Функционально-ролевая согласованность означает высокую степень синхронности их действий, самостоятельность включения индивида в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи, наличие устойчивой психологической взаимозависимости и взаимовлияния во внутрисемейной интеграции. Степень ее развития представляется коэффициентом функционально-ролевой согласованности – Кфрс.

Социально-ролевая адекватность (СРА) – это своего рода реализующаяся способность соответствовать традиционно приписанной роли индивида в семье, его позиция, проявляющаяся в повседневном поведении.

Содержание этого показателя обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой, чем в большинстве малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (от мужа – отца, мужчины, лидера, добытчика, опоры в трудной ситуации и т.п.; от женщины – заботливой матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага и т.п.; от дочери, сына – помощников родителей, наследника-наследницы, опоры для родителей в будущем и т.п.).

В определении социально-ролевой адекватности важно учитывать то, что сегодня при усвоении социального опыта каждым членом семьи, как личностью, все больше обнаруживается противоречие между внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует снижение уровня развития семьи. Как следствие – ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих проявлений ее членов. В определении уровней социально-ролевой адекватности применяется соответствующий коэффициент – Ксра.

Адаптивность в микросоциальных отношениях или внутрисемейная адаптивность (ВСА) характеризуется способностью, прежде всего, взрослых членов семьи, приспосабливаться к социально-психологическому климату семьи после пребывания в иной социальной среде (учебной, профессиональной, нормальной, экстремальной и т.п.). Это приспособление («вхождение в текущее состояние семьи») происходит на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. Оно предполагает наличие у каждого члена семьи стремления сохранить традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. При этом условии семья может успешно решать одну из главных своих психологического свойства задач – накопление собственного потенциала.

Следует учитывать, что на адаптивность (особенно супругов) в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессий типа «человек – человек» (врачи, педагоги, менеджеры и т.д.) приводит к коммуникативному перенасыщению сопровождающемуся со временем нарастанию «раздражительности, усталости и переход к «силовым методам» воздействия на окружающих. Способность членов семьи оставить подобные состояния «при входе в семью» и принять ее текущие законы, нормы и состояния жизнедеятельности – представляет важный показатель психологического здоровья семьи и выражается коэффициентом внутрисемейной адаптивности – Квса.

Эмоциональная удовлетворенность (ЭУ) показывает характер межличностного внутрисемейного принятия членами семьи друг друга в условиях совместной деятельности, общения и досуга. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастные отношения» между ними составляют особое качество здоровой семьи. Важнейшими психологическими механизмами эмоциональной удовлетворенности любого члена семьи или семьи в целом являются переживания сравнений: «ожидания – достижения», «лучше – хуже», «сейчас – раньше» и т.д. Соотношение этих полярностей порождает в семье, у отдельных ее членов соответствующие переживания. Вместе с тем известно, что «ожидания» жены в семейной жизни превышают «ожидания» мужа. Следовательно, ее фон эмоциональной удовлетворенности браком значительно ниже, чем у супруга.

В психологическом здоровье семьи этот показатель занимает по рейтингу высокое место и в свою очередь определяется многими факторами: уровнем образования мужа и жены, их мотивацией заключения брака, характером сложившихся в семье отношений (прежде всего супружеских), целями воспитания детей, методами достижения результата в деятельности, общении и досуге. Эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим условием психологической разрядки и поддержки всех ее членов в обычных и экстремальных условиях жизни. Степень ее проявления определяется одноименным коэффициентом – Кэу.

Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное осознанное влечение индивидов к новым семейным целям, разумное планирование и поддержание активности всех членов семьи в достижении этих целей. Это многоуровневый показатель. Он наиболее полно отражает содержание социально-психологических качеств каждого члена семьи, особенно при их взаимодействии. В нем воплощены и индивидуальные психические реакции членов семьи на воздействия факторов ее стабилизации.

Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ее ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией – важнейшее условие поддержания активности индивидов в определении новых рубежей жизнедеятельности своей семьи. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (учебную, производственную, служебную и т.д.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне. Ее уровень выражается коэффициентом устремленности на семейное долголетие – Кусд.

Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Каждый из имеющихся показателей в своем содержании воплощает основные компоненты психики индивида: познавательный, эмоциональный, волевой и мотивационный, подчеркивающие единичное особенное и общее членов семьи.

Все эти особенности, интегрируясь в жизни малой социальной группы (семьи), придают психологическому здоровью семьи целый ряд специфических свойств. К наиболее важным из них относятся:

- гуманность (психологическое здоровье семьи предполагает развитость гуманистических начал, заботу и внимание человеку как высшую семейную ценность);

- гармоничность (психологическое здоровье предполагает высокий уровень совместимости членов семьи, гармоничность их отношений);

- жизнеспособность (психологическое здоровье семьи подчеркивает прочность внутрисемейных связей и взаимозависимостей в отношении воздействий дезорганизующих факторов);

- системност ь (психологическое здоровье по своей структуре представляет собой систему логически взаимосвязанных элементов, а поэтому его изучение предполагает системный подход в разработке и выявлении значимых показателей);

- целостность (психологическое здоровье – это целостное явление, а значит, изменение одних элементов неизбежно влечет изменение других его составляющих);

- динамичность (психологическое здоровье является динамичным образованием, процессу развития которого присущи определенные этапы и свои специфические закономерности развития);

- повседневность (психологическое здоровье семьи – это повседневное ее состояние, реакция на текущие факторы жизни);

- компенсационность (психологическое здоровье семьи может поддерживаться в той или иной степени частью или всеми членами семьи, а также компенсационными возможностями ситуативно значимых показателей);

- подвижность (психологическое здоровье семьи как отражение состояния определенной функции может проявляться и в других ее сферах жизнедеятельности);

- возрастная изменчивость (со временем рейтинг и содержание показателей психологического здоровья семьи становятся более выражены);

- обусловленность супружескими отношен иями (психологическое здоровье семьи всецело определяется характером сложившихся взаимоотношений между супругами).

Вопрос

В то же время элементы психологического здоровья семьи отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесемейным воздействиям.

В качестве жизни семьи, или её здоровье, различают два аспекта:

Первый представлен преимущественно объективными показателями: степенью временной нетрудоспособности человека, возрастом перехода на инвалидность и т.д.

Второй характеризуется, главным образом, субъективными показателями: степенью социальной поддержки, величиной нервно-эмоциональной напряженности в семье и другими. При таком подходе нельзя оценивать здоровье по факту заболеваемости и инвалидности, необходимо учитывать субъективные ощущения отдельного человека и группы. Здоровье ценно тем, что обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальными, экономическими, биологическими, психологическими, педагогическими и другими.

Важнейшим фактором, его естественнонаучной основой является физическое здоровье членов семьи. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только этой личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи.

Социально-культурный фактор (характеризует семью как сложную систему взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, которая непосредственно влияет на формирование ценностных ориентаций и эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму, которой воспринимается весь остальной мир и свое место в нем).

Гражданская позиция родителей, насколько они создают свою ответственность за воспитание детей. Микроклимат в семье влияет на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, через призму которого воспринимается весь мир и свое место в нем, возникает доверие или недоверие к миру – это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально – благоприятные взаимоотношения в семье лежат в основе развивающего процесса воспитания и развития ребенка в семье. Конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами лежит в основе дефектов развития и воспитания ребенка Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования родителей, которое влияет на формирование ценностных ориентаций родителей.

Рост ответственности родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и общественной жизни побуждает родителей к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний и умений и способствует повышению педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры во благо развития ребенка. Дети значительно «выигрывают» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но и сами творят, вовлекая в этот процесс семью: рисуют, лепят, поют хором, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки.

Социально-экономический фактор (определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе).

Развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования предполагает приток женщин на рынок труда, что осложняет условия семейного воспитания. «Эмансипация» негативно сказывается на воспитании детей, у них нередко формируются специфические, несколько искаженные представления о социальной роли мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру.

Технико-гигиенический фактор означает, что психологическое здоровье семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания – это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие и воспитание детей. Любое жилье необходимо сделать максимально чистым, уютным, функционально оправданным, имеющим свою индивидуальность. «Каково в дому, такого и самому.»

Демографически й фактор (характеризует структуру и состав семьи – полная, неполная сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.; выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные).

 
 

Демографический фактор показывает структуру и состав семьи (полная, неполная, сложная, простая, однодетная, многодетная). В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.
К основным условиям поддержания психологического здоровья семьи следует отнести: во-первых, развитие мотивации брачно-семейных отношений; во-вторых, формирование правильных представлений о семье и принципах ее функционирования; в-третьих, привитие навыков и умений внутрисемейной коррекции дезорганизующего поведения отдельных членов семьи; в-четвертых, своевременное регулирование внутрисемейных (супружеских) отношений на основе развития всех видов совместимости; в-пятых, актуализация факторов стабилизации семьи; в-шестых, вовлечение семьи в активную жизнь социума.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

5. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. - М., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных