Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Организация и проведение диагностики психологического здоровья семьи




1. Подходы к организации психодиагностического обследования семьи

2. Использование стандартных психодиагностических методик в изучении психологического здоровья семьи

3. Адаптированные и специализированные методики изучения психологического здоровья семьи

4. Организация и проведение исследования по факторной методике оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтия

1 вопрос

В современной психолого-педагогической области научных знаний существует несколько систем (подходов) изучения состояния семьи. Это в большинстве случаев системы, по которым соответствующие специалисты изучают семьи на протяжении длительного времени. В ходе научного поиска диагностические системы совершенствовались и уточнялись, а в практике социальной работы прочно утвердились: эклектический, проблемный и факторный подходы.

Эклектический подход. Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему и увязке анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно информацию о семье и в какой последовательности специалист должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней вне зависимости от того, какая семья и с какой целью обследуется. Во-вторых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, которые наиболее важны для оказания психологической помощи.

Наиболее отражающая суть этого подхода известная «модель Мак-Мастерса» ориентирует специалистов на изучение 6 аспектов функционирования семьи – это способность к решению проблем, коммуникация в семье, семейные роли, аффективная отзывчивость, аффективная вовлеченность, контроль над поведением. Эта схема дает программу первичного изучения семьи, особенно в случаях, когда существует предположение о наличии нарушений различных аспектов ее жизнедеятельности.

Проблемный подход. В этом случае в схему диагностического анализа семьи включается метод выявления и изучения типовых «слабых мест» семьи. Типичной является диагностическая схема, разработанная американскими психотерапевтами В.Тзенк и Мк.Дермотт, «трехосевая классификация проблемных семей». Нарушение развития семьи (первая ось) – это совокупность трудностей, отражающих этапы развития любой семьи. Нарушения семейных подсистем (вторая ось) – дисфункция в супружеских отношениях, в подсистеме «родители – дети», в подсистеме «братья – сестры». Нарушения функционирования семейной группы (третья ось) – нарушения интеграции членов в семье, нарушения во взаимоотношениях семьи с окружающим миром. В итоге анализируется соотношение семейных проблем. Этот подход применим в случаях, когда есть основания полагать, что нарушения в жизнедеятельности семьи связаны с неспособностью ее решить какие-либо сложные проблемы, причем эти нарушения не охватывают всю семью в целом.

Факторные модели семьи. К ним относятся диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики, дающей возможность «экономического описания» объекта, т.е. выявления таких характеристик объекта, которые позволяют получить максимально полную информацию о нем. В качестве наиболее известного примера такого подхода является «круговую модель» Д.Олсона. В ней выделены два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют любую семью. Это семейное согласие и адаптируемость. Выход указанных основных переменных за определенные рамки может указывать, что в данной семье «не все в порядке», т.е. косвенно выявляется целая цепь нарушений.

Наряду с факторным анализом для выявления небольшого числа показателей семьи, способных полно охарактеризовать ее, применяются и другие методики.

Вопрос

Психологи используют различные методы психодиагностики для изучения проблемного поля семьи: опрос, наблюдение, социометрия, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Остановимся на стандартизированных психодиагностических методиках, позволяющих получить информацию о психологическом здоровье семьи.

ü МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций);

ü тест Сишора (индекс групповой сплоченности),

ü шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,

ü шкалы «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности» и т.д. 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,

ü тест Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера)

ü, методика Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),

ü методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),

ü теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия)

ü опросник Г. Лера «Конфликты»,

ü опросник Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации»,

ü тест А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),

ü шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе)

Специализированные методики изучения семейных отношений.

ü тест Т.Геринга и И.Вилера (характер взаимоотношений в семье).

ü «Условия семейного благополучия».

ü Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) выявляет наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворенность, нервно-психическое напряжение, семейную тревожность.

ü Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) выявляет степень отклонения семьи от конструктивного направления

ü Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) – диагностика характера коммуникаций в семье.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Диагностируемые процессы и явления: общность ценностных ориентаций, жизненных целей, мотивации, интересов, потребностей, общность взглядов на проведение семейного досуга

ü Опросник «Интересы-досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

ü Опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) выявляет взгляды супругов по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отноше нии к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимуществено совместную или преимущественно раздельную деятельность; 5)отношении к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к лидерству в семье; 10) отношение к деньгам

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре.

Диагностируемые процессы и явления: особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары.

ü Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, взаимопонимание супругов, психотерапевтичность общения.

ü Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семей ной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

ü - шкала А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений).

Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений.

Диагностируемы процессы и явления: диагностика психологического климата семьи, супружеских конфликтов, удовлетворенности супругов браком, его стабильности

ü тест А.Добровича (супружеская совместимость).

ü тест С.В.Ковалева (удовлетворенность браком).

ü Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова) направлен на экспресс-диагностику степени удовлетворенности – неудовлетворенности супругов браком, согласования – рассогласования удовлетворенности в конкретной супружеской паре.

ü -Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) позволяет выявить наиболее конфликтные сферы супружеских отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Методы диагностики детско-родительских отношений:

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с родителем: тест PARI (Р. Шеффер, Р.К. Белл), тест-опросник АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и т.д.

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с детьми: проективный тест «КРС», проективная методик Film- test (Р. Жиль); «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г. Лидерс, И.В. Анисимова).

3 вопрос

Методика оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтия относится к инструментариям факторного подхода.

Методика применяется в отношении клиентов и их семей, самостоятельно обратившихся к специалисту за получением психолого-педагогической помощи в разрешении сложных для них ситуаций жизнедеятельности

Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.

Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.

Методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.

Диагностика предполагает изучение шести значимых факторов психологического здоровья семьи по соответствующим частным методикам:

№ 1 «Семейные ценности».

№ 2 «Функционально-ролевая согласованность».

№ 3 «Социально-ролевая адекватность».

№ 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».

№ 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

№ 6 «Устремленность на семейное долголетие».

Для ее применения требуется предварительное ознакомление клиента (семьи) с сущностью, содержанием психологического здоровья семьи, его структурой и ролью в развитии внутрисемейных отношений. Причем эту работу можно выполнять с каждым членом семьи в отдельности или одновременно со всей семьей.

Целесообразным элементом подготовительной работы является активизация мотивов членов семьи не только на получение информации о своей семье и о себе, но и на овладение методикой для последующей внутрисемейной диагностики без активного вмешательства специалиста.

В зависимости от целей обследования семьи она может использоваться в «выборочном» или «полном» режимах получения данных о психологическом здоровье семьи.

« Выборочный» режим предполагает изучение отдельных или совокупности факторов, наиболее проблемных для семьи или некоторых ее членов. Он имеет место и при использовании какой-либо частной методики и наращивании ее известными опросниками, тестами с целью получения более расширенной информации об изучаемом факторе.

«Полный» режимнацеливает на обследование всех членов семьи по параметрам всех шести частных методик, что позволяет получить всестороннюю характеристику психологического здоровья семьи и разработать целевую семейную программу его восстановления.

Эту процедуру целесообразно проводить в три этапа.

На первом этапе – ознакомление клиентов с методикой и их индивидуальная работа с опросниками.

Второй этап посвящается обработке данных специалистом, и определение им общего результата обследователя, а также выработка предварительных мер оказания психолого-педагогической помощи семье.

На третьем этапе специалист совместно с семьей обсуждает результаты обследования, формирует целевые и прогностические признаки семьи и составляет программу восстановления ее психологического здоровья.

Рассмотрим наиболее важные моменты каждого из трех этапов полного применения методики.

Работа клиентов (членов семьи) с частными методиками.

Для получения данных о психологическом здоровье семьи каждому взрослому члену семьи и детям подросткового возраста, допущенным специалистом к обследованию, необходимого ответить на 160 вопросов шести опросников в той последовательности, в какой они обозначены. Каждому члену семьи выдается комплект регистрационных бланков по каждой из 6 методик. Перед заполнением регистрационных бланков специалисту предстоит убедиться, что респонденты правильно понимают сущность изученных показателей психологического здоровья семьи и порядок работы с опросниками. Частные методики № 1, 4, 5, 6 имеют по одному опроснику, предназначенному для любого члена семьи. Частная методика № 2 два опросника: один для супругов, взрослых членов семьи, второй - для детей подросткового и юношеского возраста. Частная методика № 3 содержит адресные опросники: для супруга, супруги, сына, дочери. Работа респондента с опросником каждой частной методики осуществляется путем изучения его содержания, выбора предпочтительных ответов и заполнения регистрационных бланков.

Следует помнить, что при работе с частными методиками респондентам необходимо воздержаться от согласования ответов с другими членами семьи.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

5. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. - М., 2000.

6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х ч. Ч.2. - М.: ВЛАДОС, 2003.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных