ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы регулирования земельных отношенийМетод правового регулирования земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. Например, незаменимость земли обусловила появление такого метода правового регулирования, как обеспечение учета последствий эксплуатации земель для будущих поколений и с этой целью в земельном законодательстве установлено требование особой процедуры выбора земельных участков для строительства (ст. 31 ЗК РФ), т.е. данный метод позволяет учесть интересы не только настоящих, но и будущих поколений людей, которые будут проживать в данной местности. В юридической литературе традиционно различают два основных метода: 1) императивный — организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов; 2) диспозитивный, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможность свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов[1]. В учебной литературе говорится также, что императивный и диспозитивный методы имеют разновидности. В частности, диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений проявляется как рекомендательный, санкционирующий и делегирующий[2]. В этих теоретических утверждениях четко проявляется заимствование методов, присущих другим отраслям российского права, и формальное отождествление их с принципами регулирования земельных отношений. Под методами правового регулирования юридическая наука и практика понимают совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействует на общественные отношения[3]. И такие приемы, способы и средства могут иметь общеправовую, межотраслевую и отраслевую сущность. Так, например, метод императивных предписаний по существу является не отраслевым, а общеправовым методом — он свойствен любой отрасли права. Более того, без императивного метода не может функционировать ни одна сфера правового регулирования, поскольку принудительность (императивность) составляет суть данного вида регулирования. Вместе с тем, как правило, должны существовать (и они есть в действительности) отраслевые методы правового регулирования, учитывающие специфику предмета своего воздействия. Учет отраслевой специфики в земельном праве достигается тогда, когда при регулировании земельных отношений используются следующие методы. 1. Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости. Его регулятивное воздействие проявляется в последовательном осуществлении целевого использования земельных ресурсов России, установления особых разрешительных правил вовлечения земель в гражданский оборот, ограничения распорядительных прав собственника земель в интересах общества, ведения полноценного земельного кадастра мониторинга земель и др. В частности, во исполнение этого метода предусмотрено категорирование земель по целевому назначению на земли: • сельскохозяйственного назначения (ст. 77—82 ЗК РФ); • населенных пунктов (ст. 83—86 ЗК РФ); • специального назначения (ст. 87—93 ЗК РФ); • особо охраняемых территорий (ст. 94—100 ЗК РФ); • лесного и водного фондов (ст. 101—103 ЗК); • запаса (ст. 101 ЗК). 2. Метод договорного регулирования земельных отношений. Его значимость в условиях рыночной экономики значительно возрастает. Однако данный метод не должен проявляться в установлении полной свободы совершения сделок с землей, что характерно для гражданского законодательства, а в допустимости только законодательно разрешенного оборота земель при обязательной их государственной регистрации. Во исполнение данного метода установлены следующие правила: • возможность установления Правительством РФ общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков (ст. 22 п. 4 ЗК РФ); • запрет передачи в аренду земельных участков, изъятых из оборота (ст. 22 п. 11 ЗК РФ); • запрет приватизации земель общего пользования в населенных пунктах (ст. 85 п. 12 ЗК РФ) и др. 3. Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель. В частности, все земли на территории России подлежат обязательному государственному мониторингу (ст. 67 ЗК РФ), учету в государственном земельном кадастре (ст. 70 ЗК РФ), государственному, муниципальному и производственному контролю (ст. 71—73 ЗК РФ), землеустройству (ст. 68 ЗК РФ), платности использования и оценке (ст. ст. 65—66 ЗК РФ ). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|